Когда кульман был роскошью. «Челябтяжмашпроект» отмечает 65-летний юбилей

Когда кульман был роскошью. «Челябтяжмашпроект» отмечает 65-летний юбилей
Иллюстрация: Челябтяжмашпроект

1 августа одно из старейших предприятий города – институт «Челябтяжмашпроект» – отмечает юбилей. О работе института рассказал исполнительный директор ООО «Челябтяжмашпроект» Вячеслав Дриботун.

Сфера тяжелого машиностроения всегда отличалась глобальными  масштабами. Не избежал этой судьбы и «Челябтяжмашпроект». Избавившись от устаревших кульманов, он перешел к современным методам информационного моделирования. Однако основными объектами по-прежнему остаются большие заводы и целые комплексы предприятий. Только сейчас их можно видеть сразу же в 3D-модели, отмечает исполнительный директор ООО «Челябтяжмашпроект» Вячеслав Дриботун.  

Вячеслав Владимирович, как создавался институт. Почему считается, что ему 65 лет, хотя он существовал в годы Великой Отечественной войны? На какие задачи он был ориентирован изначально?

Когда кульман был роскошью. «Челябтяжмашпроект» отмечает 65-летний юбилей 1– Как и многие предприятия уральского региона, институт начал свою историю в тяжелые военные годы. В то время в стране остро были нужны ресурсы для оборонной промышленности. Тогда и появился филиал екатеринбургского (тогда свердловского) института «Уралгипрошахт», ориентированный на проектирование производств для горнодобывающей промышленности. А 1 августа 1953 года он был преобразован в самостоятельный институт и с этого периода ведет свою официальную историю. В первые годы проектировщикам приходилось работать на досках, под которые подкладывали кирпичи, а кульман считался большой роскошью.

В те годы основными направлениями были проектирование заводов для производства шахтного и горного оборудования. В 1964 году институт претерпел очередное преобразование, был переподчинен министерству тяжелого машиностроения. С тех пор он называется «Челябтяжмашпроект» и работает для всех заказчиков (от Украины до Дальнего Востока), кому нужны предприятия, выпускающие тяжелые горные машины. В том числе работы велись в Иране, Индии и Пакистане.

Каким образом на деятельности института отразился распад СССР?  Как вам удалось преодолеть кризис?

– Распад СССР для нас был болезненным и тяжелым. Институт существовал в структуре министерства, было очень много взаимосвязанных проектов и производств с другими республиками. Соответственно часть из них «внезапно» оказались за рубежом. Кроме того, резко сократилось и строительство новых предприятий. Это был сложный период, который потребовал перестройки и смены направления деятельности института. Пришлось уходить из исключительно специализированной специфики и осваивать смежные виды деятельности. И лишь благодаря директору Сергею Богданову, институт, его традиции и коллектив удалось сохранить.

Многие из тех, кто работал в те годы, продолжают трудиться по сей день. А те, кому возраст и силы уже не позволяют просто приходят к нам в гости, делятся своими знаниями и опытом с молодежью. Мы считаем одной из главных своих заслуг то, что мы смогли сохранить преемственность поколений.

Вячеслав Владимирович, как сейчас выглядит место, где рождаются проекты? Ведь ни кульманов, ни чего подобного давно уже нет, все заменили компьютеры. Как изменились современные технологии проектирования, и как это отразилось на ваших сотрудниках?

– Сегодня институт активно осваивает новые методы проектирования и в первую очередь это касается так называемых технологий информационного моделирования объектов. Современное программное обеспечение позволяет построить цифровую модель здания или целого предприятия как единого информационного объекта. Там заложены все его характеристики, начиная от пространственных, заканчивая инженерными сетями. Это дает возможность контролировать весь жизненный цикл объекта: от формирования идеи и до эксплуатации или даже ликвидации здания в цифровом виде. Кроме того, можно оперативно вносить изменения в проект, разрабатывать сразу несколько вариантов здания. Новые технологии, разумеется, предъявляют и новые требования к кадрам.

Сейчас нужен совершенно другой уровень инженерных знаний, нежели 10 – 20 и уж тем более 50 лет назад. Нам крайне важно умение работать со сложным современным программным обеспечением. Поэтому мы заключили несколько соглашений с ведущими учебными заведениями Челябинска и Екатеринбурга, в частности с ЮУрГУ. Студенты будут проходить у нас практику, участвовать в создании проектов, сами проектировать. Таким образом, мы надеемся подготовить для себя талантливых, креативно мыслящих и хорошо знающих современные методы управления  специалистов.

По каким направлениям сегодня работает институт?

– Мы стараемся все-таки ориентироваться на проектирование промышленных предприятий, хотя в новых экономических условиях нам пришлось осваивать и новые направления. Сегодня мы активно взаимодействуем со многими предприятиями Челябинска и области. В частности целый ряд интересных проектов мы сделали для завода «Трубодеталь» и Челябинского цинкового завода. Кроме того, мы активно следуем и новым тенденциям – проектированию индустриальных и технологических парков. Была проведена большая работа по подготовке основных проектных решений для индустриального парка в Озерске. Сейчас мы приступили к его проектированию. Также институт начал разработку основных технических решений по индустриальному парку в южной части Челябинска в районе завода «Карбокерамикс». Мы планируем принимать активное участие в проектах, которые реализуются в районе индустриального парка «Малая Сосновка». 

10 лет назад «Челябтяжмашпроект» стал флагманом Группы компаний «Курс». Как отмечает ее генеральный директор Евгений Еремин, ровно за год до этого события у него появилась идея создать организацию, которая полностью занималась бы всеми вопросами бизнес-строительства, в том числе проектированием, самим строительством, созданием инжиниринговых решений.

Евгений Михайлович, почему именно на этот институт пал ваш выбор?

Когда кульман был роскошью. «Челябтяжмашпроект» отмечает 65-летний юбилей 2– Здесь собраны достаточно серьезные компетенции, с точки зрения профессиональных кадров, наработок, опыта и определенных традиций. Приобретение института стало неким стимулом для развития группы компаний, мы вышли на новый уровень. Сейчас таких институтов с именем, с историей очень мало. Нам были важны именно те традиции проектирования, заложенные еще в советское время, то чего так не хватает многим современным предприятиями.

Сегодня наша основная задача – максимально наполнить его новыми технологиями, направлениями, открыть новые векторы развития. Поэтому мы много уделяем внимания кадрам, как потенциальным, так и действующим. Кроме того, мы участвуем в различных научно-исследовательских работах. В ближайшей перспективе – проектирование и строительство объектов в индустриально парке  «Малая Сосновка» для компании «Оптимум». Еще одно интересное направление, которым пока мало кто занимается, – составление «дорожных карт» инвестора. Это именно то, что необходимо любому бизнесу: возможность проработать какие-то решения, просчитать стоимость, сроки и риски.

Не так давно в институте «Челябтяжмашпроект» начали создавать свою базу проектировщиков и разработали свою методологию проектной оценки. Руководит этим направлением заместитель генерального директора по маркетингу Вячеслав Дорохов.

Вячеслав Анатольевич, расскажите подробнее о новом маркетинговом направлении института. Зачем оно понадобилось?

– Даже в условиях активного формирования рыночных отношений в нашей стране, у многих институтов, аналогичных нашему, полностью отсутствует маркетинговая составляющая. Как правило, работают либо на крупный завод либо по старым связям. Мы же разработали программу по созданию системы маркетинга и для начала утвердили для себя методологию оценки проектной деятельности участников рынка. После анализа торгов на электронных площадках за последние два года и ранжирования конкурентов по показателям качества продукта мы достаточно легко находим выгодные для института ниши – территории, отрасли деятельности, объекты.

Кроме того, мы создаем базу проектировщиков, ведь основная проблема на рынке проектирования – это кадры. Многие высококлассные проектировщики уже ушли на пенсию, молодые ребята, вчерашние студенты, еще «не созрели». Чтобы стать хорошим проектировщиком нужно 5 – 10 лет опыта. Поэтому процесс проектирования естественным образом выходит за рамки использования квалификации только работников самого института. Нужны гибкие системы, в т.ч. в форме ассоциаций или кластеров проектировщиков. Над чем мы тоже работаем в настоящее время.

Когда кульман был роскошью. «Челябтяжмашпроект» отмечает 65-летний юбилей 3ОАО "Челябтяжмашпроект"
Адрес: 454080, г. Челябинск, 
пр. Ленина, дом 83, офис 412
Телефон: + 7 (351) 222-1-777
 E-mail: info@kurs74.ru
Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.