Подписаться
Курс ЦБ на 01.10
78,78
92,43

«Клановый» регион и доступ к рынкам для «своих» — эксперты о выживании малого бизнеса

«Клановый» регион и доступ к рынкам для «своих» — эксперты о выживании малого бизнеса
Автор фото: Stefanos Nikologiannis. Иллюстрация: flickr.com

Кредиты дорожают, получить их сложнее. Вопрос выживания компании решают по-своему: кто-то уходит в тень, кто-то оптимизирует производство. «ДК» выяснил, каких стратегий придерживается малый бизнес.

Доля малого и среднего бизнеса в регионе растет, но очень низкими темпами. Кредиты для предприятий дорожают, и получить их становится все сложнее. Вопрос выживания каждая компания решает по-своему: кто-то уходит в тень, кто-то делает ставку на оптимизацию производства.

По самым оптимистичным данным, доля малого и среднего предпринимательства в ВРП составляет 23% (в России примерно 20% от ВВП). Вклад в бюджет региона — 14–17%, процент занятого населения в этом секторе приближается к тридцати. Эти показатели традиционно сравнивают с достижениями экономически развитых стран. Так, например, в ЕС доля малого и среднего бизнеса близка к 50% в зависимости от страны, в Японии — 70%. Доля МСБ в общей структуре предприятий в этих странах достигает 98-99%.
«Клановый» регион и доступ к рынкам для «своих» — эксперты о выживании малого бизнеса 1Справедливости ради стоит отметить, что в России эти показатели все же растут. Председатель ЧРО «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин рассказывает, что 14 лет назад малый бизнес занимал всего 16-17% ВРП, а процент занятого населения равнялся 25. Но этот рост вызван естественными факторами (такими, как глобализация) и будет продолжаться, уверен эксперт. Вопрос только в том, каким он будет — экстенсивным или интенсивным.

Больше половины всех малых и средних предприятий в Челябинской области, как и в России в целом, заняты торговлей. На втором месте — операции с недвижимостью (15%), следом идут обрабатывающие производства и сельское хозяйство.
Проблемы МСБ в России давно известны и, кажется, неискоренимы: это негуманное законодательство, высокая налоговая нагрузка, отсутствие кадров и финансовых ресурсов для развития. В Челябинской области есть своя специфика.

«У нас "клановый" регион. Доступ к рынкам осуществляется при помощи "своих". Когда меняются губернатор или мэр, то происходит ослабление или вовсе уничтожение бизнеса другого клана», — комментирует Александр Калинин.

Ярким примером может послужить компания «Монолит», которая исчезла со строительного рынка после того, как кресло губернатора занял Михаил Юревич. Больше всего этот тренд, по словам г-на Калинина, развит в муниципалитетах, где при смене очередного мэра практически половина бизнеса оказывается на обочине.
Кроме того, на уровне муниципалитетов не прописаны механизмы движения административных дел.

«Проблемы в городах связаны с получением разрешения на строительство, выделением земель и т. д. Бизнесменам зачастую неясно, сколько ждать нужной бумаги, потому что регламенты здесь не действуют. Все ключевые функции административных работ в муниципалитетах на зачаточном уровне», — объясняет Александр Калинин.

По его словам, в Челябинской области бизнесмены к таким вопросам относятся более терпимо, чем в других регионах страны, и речь не только о Москве и Санкт-Петербурге.

Неудобные решения

Часть проблем малые предприятия в регионе решают методами, на которые, похоже, только и рассчитана система. В регионе есть десятки работающих схем оптимизации налогообложения, рассказывают эксперты. Одним из самых удобных налогов для предпринимателей является ЕНВД, но он подразумевает определенные ограничения (например, по площади предприятия). Бизнесмен создает еще одну компанию, и дальше под одной крышей работают две организации с разными юридическими статусами и упрощенным налогообложением.
«Клановый» регион и доступ к рынкам для «своих» — эксперты о выживании малого бизнеса 2Если у предпринимателя несколько точек реализации товара, то он создает фиктивную компанию, которая будет работать по общей системе налогообложения, но с минимальной прибылью или вообще без нее. Через эту компанию проходят хозяйственные договоры, закуп товара и наем персонала, а продукция реализуется «своим» компаниям с небольшой наценкой. Те в свою очередь продают ее конечным потребителям, но уже с высокой добавленной стоимостью, и платят все положенные налоги, но уже по ЕНВД. Есть и гораздо более простые схемы, когда из 30 человек персонала официально в компании работает только пять. Эти методы широко известны, более того, большинство из них не являются фактическим нарушением закона.
Частые и особенно предвзятые проверки контролирующих органов многие бизнесмены решают с помощью различных конвертов, толщина которых зависит от статуса проверяющего. Но за это уже могут привлечь соответствующие органы.
Административные вопросы в последние годы вообще чуть ли не официально переходят в разряд финансовых: существует ряд организаций, которые за определенную плату помогут преодолеть любой административный барьер. Не все из них нелегальны: в некоторых работают обычные юристы, но с огромным опытом.

Новая оптимизация

Для малого и среднего бизнеса сейчас, очевидно, не самое лучшее время: потребительский спрос сужается, программы господдержки сокращаются, деньги дорожают и становятся все менее доступными. Тем не менее ровно по тем же причинам открываются новые ниши все в том же МСБ, связанные с оптимизацией расходов предприятий.

 «В Челябинске самая большая конкуренция на рынке заправки картриджей среди городов-миллионников. Этот рынок умирает, но появляются новые возможности», — рассказывает Ярослав Булдашов, директор «С-Принт».

В прошлом году компания одной из первых в городе начала продвигать аутсорсинг печати. Компания поставляет новое, но экономичное оборудование, к примеру, на завод, обслуживает его, а клиент платит за каждый отпечаток страницы.

«До этого мы проводим аудит предприятия, — объясняет г-н Булдашов, — и выясняем, например, что сейчас оно платит за страницу порядка 60–90 коп. Так, мы поставили оборудование на УралАЗ, который будет платить нам 38 коп., при том что стоимость принтеров входит в эту цену».

Ярослав Булдашов добавляет, что его компания, работающая на аутсорсинге, может смело сократить часть айтишников на предприятии-заказчике. За год «С-Принт» заключил контракты с десятью организациями и провел аудит на пятидесяти.

Генеральный директор ГК «ВнешЭкономАудит» Светлана Киселева рассказывает, что на предприятии уже год большими темпами развивается новое направление — бухгалтерский аутсорсинг для МСБ: «Компания может не нанимать собственного бухгалтера и платить только за количество проведенных документов».

За год «ВнешЭкономАудит» заключил контракты с 70 клиентами, среди которых есть и предприятия, где занято по 300–400 человек. Что интересно, такой бухгалтер работает по уставу компании. То есть все те небольшие финансовые уловки, разночтения тех или иных законов, которые возможны при собственном бухгалтере, доступны и тут. Нужно всего лишь письменное заявление директора, на котором находится вся ответственность.

Вопросы с кадрами южноуральские компании решают вполне успешно. IT-компания «ТРИДИВИ», к примеру, организовала собственную школу на базе ЧелГУ. Студенты могут бесплатно посещать ее в течение года, а в конце обучения из 20 выпускников на работу в «ТРИДИВИ» берут 2-3 человек.

Директор сети магазинов «Домашний» Илья Коноплев рассказывает, что единственная задача, которая не осмыслена им и не решается системно, — это проблема людской лени: «Я пробовал договориться со службой занятости, чтобы фильтровали и присылали адекватных, но не нашел отклика. Мы, говорят, или всех будем присылать, или никого».

Сейчас г-н Коноплев планирует привозить на работу в Челябинск девушек из башкирских деревень, которые, по наблюдениям, более ответственно подходят к делу, чем местные.
Вопрос повышения рентабельности малые предприятия решают, как и все остальные, — путем сокращения издержек и увеличения эффективности.

«Можно потратить больше денег, чтобы не арендовать помещение, а купить его, — делится профессиональными наблюдениями ресторатор Алексей Носков. — Тогда стоимость займа для покупки актива будет меньше, чем аренда. Если же покупка совершена на собственные деньги, то вы получаете реальный актив, способный послужить залоговой массой под возможную кредитную линию».

Эксперты советуют снижать любые затраты, в том числе энергетические.

«Постоянный рост цен на коммунальные услуги в рамках нашего бизнеса критичен. Поэтому я перевел свой ресторан на светодиодные лампы (если вам нужно осветить 500 кв. м, то экономия может составить до 20 кВт/ч, и лампы окупаются года за полтора). Можно применять более экономичное оборудование для кухни — те же индукционные технологии, хотя они сопряжены с рисками более дорогостоящего ремонта».

«Клановый» регион и доступ к рынкам для «своих» — эксперты о выживании малого бизнеса 3Г-н Носков рассказывает, что в случае с несколькими кафе и ресторанами организация централизованного производства позволяет снизить издержки, уменьшить списания, сократить размер заработной платы (за счет оптимизации численности работающих). Но при этом, по словам эксперта, возникает парадокс:

«Малый бизнес (если говорить о ресторанном) получил высокие барьеры как для входа, так и для выхода из него. Т. е. чтобы успешно конкурировать, лучше быть крупной компанией, которая может позволить крупные инвестиции».

Перепрыгнуть ров

«Представьте, что перед вами ров и нужно попасть на другую сторону. Как поступает европейское предприятие? Оно получает мост — строит его с помощью доступных финансовых ресурсов. Через какое-то время европейцы будут на той стороне. Российская компания может рассчитывать лишь на то, чтобы как следует разбежаться и прыгнуть. Некоторые откажутся, другие упадут. Но надеяться на мост не стоит», — объясняет разницу в положении российского и европейского МСБ генеральный директор ГК «Краснодеревщик» Вадим Платонов.

В то время как рентабельность бизнеса более-менее одинакова во всем мире, стоимость обслуживания денег в России и, в частности, в Челябинской области на порядок выше.
Опрошенные «ДК» эксперты сходятся в том, что главной проблемой малых предприятий в 2014 г. является отсутствие длинных и дешевых денег.

«Прокредитовать стартап можно только в одном учреждении — Сбербанке, и то при условии, что это будет франшиза, которая изучена банком и одобрена, — комментирует директор компании «МебельБыт» Дениc Константинов. — Ситуация такова: если у тебя нет денег и ты приходишь в банк, банк начинает возмущаться — почему у тебя нет денег, и на этом основании отказывается финансировать».

«Российские банки не кредитуют стартапы из-за высокого риска прекращения деятельности предпринимателя. У таких заемщиков зачастую отсутствуют официальный доход и ликвидное обеспечение кредита. Принимая во внимание текущую экономическую ситуацию, банки не готовы развивать программы кредитования для стартапов», — объясняет Елена Блинова, управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24.

В ВТБ24 в Челябинской области на долю кредитов для малого и среднего бизнеса приходится 16,5% объема кредитного портфеля. Это 6,4 млрд руб. Размер среднего кредита 7,3 млн руб.
Сейчас получить кредит МСБ стало еще сложнее: слишком много рисков, к тому же растут проценты, так как повышается стоимость фондирования.

«Ставки по кредитам выросли прилично, на 5–7%, кредитные лимиты снижены. Малый бизнес сейчас — группа риска. Поэтому кредиты выдают в основном под залог. Средняя ставка по кредитованию 21%, а в некоторых банках все 25–28%», — рассказывает директор Центра финансового планирования Валерия Мунтанина.

Впрочем, есть и другие примеры. Предприниматель Николай Малетин, который не так давно взял кредит под 14,5% для своего предприятия «у знакомых банкиров», рассказывает, как ему это удалось:

«Выгодный кредит можно получить тогда, когда у предпринимателя стабильное финансовое положение, срок работы не менее двух лет и имеется высоколиквидная недвижимость под залог».

В целом же динамика рынка кредитования МСБ демонстрирует ожидаемое снижение темпов роста. Елена Блинова называет две причины этой тенденции: первая — банки стали тщательнее подходить к выбору заемщиков. Вторая — сами предприниматели осторожничают с новыми проектами и кредитованием.

«Сейчас ситуация с кредитами для МСБ меняется, этот сектор демонстрирует высокие риски. На просрочку выходят кредиты, которые хорошо обслуживались последние полтора года», — утверждает эксперт.

По ее словам, если ситуация по кредитованию начинающих предпринимателей будет меняться, то только в части экспресс-кредитов на небольшие суммы и с понятным направлением бизнеса.

«Кроме того, начинающие предприниматели уже сейчас могут обратиться в институты, специализирующиеся на выдаче заемных средств для развития новых проектов: микрофинансовые организации, бизнес-инкубаторы, государственные и общественные организации, предоставляющие гранты на такие цели», — считает г-жа Блинова.

«Клановый» регион и доступ к рынкам для «своих» — эксперты о выживании малого бизнеса 4По информации Минэкономразвития Челябинской области, Гарантийный фонд взаимодействует с 20 банками региона. В прошлом году капитализация фонда увеличилась на 315 млн руб. (63 млн руб. — средства областного бюджета, 252 млн — федерального), достигнув 766,4 млн. Всего фонд выдал 908 поручительств (на 1 января 2014 г.), общий объем полученных кредитов составил 4,4 млрд руб.

«Для малого бизнеса бюджеты урезаны. В прошлом году городская администрация выделяла 20 млн руб., в этом уже порядка 10 млн. Сократили свою помощь и областные власти. При этом сильно эта поддержка не пиарится, потому что денег на всех не хватит. У Минэкономразвития, к примеру, есть нарезка по регионам, и они стараются помогать наиболее депрессивным городам. Но сумма все равно уменьшилась», — рассказывает управляющий «Юниаструм Банк» Александр Коверников.

В большей мере власть поддерживает бизнесменов в «виде подарков, сделанных своими руками», считает Светлана Киселева. Она имеет в виду всевозможные семинары, бизнес-четверги и другие мероприятия, где предпринимателей учат правильно вести дело.
Помощь оказывается либо декоративная, либо символическая, соглашается инвестор и предприниматель Максим Климентьев:

«Есть определенная категория людей, которые пытаются получить субсидии или даже заработать на них, но в основном предпринимательское сообщество не ориентируется на помощь государства. Для того чтобы получить эту несущественную помощь, нужно пройти через множество кабинетов и собрать кучу документов».

В Челябинской области, как и во всей России, интерес к предпринимательской деятельности падает, рассказывают эксперты. Все меньше людей пытается открыть собственный бизнес, и дело не только в текущей неблагоприятной экономической ситуации, но и в так называемом духе времени.

«Сейчас гораздо больше желающих осваивать бюджеты — областной и федеральный. Чем ближе чиновник к бюджету, тем он богаче. Молодые люди видят, что самые дорогие машины и дома у госслужащих, и у них появляются соответствующие стимулы», — уверен Максим Климентьев.
 

Самое читаемое
  • Пятый день в режиме НМУ: в Челябинске не развеиваются вредные выбросыПятый день в режиме НМУ: в Челябинске не развеиваются вредные выбросы
  • Павел Рыжий: десять дней на то, чтобы снять социальную напряженность в МагниткеПавел Рыжий: десять дней на то, чтобы снять социальную напряженность в Магнитке
  • Генподрядчику конгресс-холла «Крылья» грозит банкротствоГенподрядчику конгресс-холла «Крылья» грозит банкротство
  • Алексей Текслер рассказал о проблемах бюджетов регионов в следующие три годаАлексей Текслер рассказал о проблемах бюджетов регионов в следующие три года
  • Иногда родители так увлекаются, что забывают спросить ребенка: что его интересует в жизниИногда родители так увлекаются, что забывают спросить ребенка: что его интересует в жизни
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.