Кейс: «Наставников на ставку»
«Любо-Дорого & Ко», нуждающаяся в новых сотрудниках на производство, решает внедрить наставничество. Однако первый блин вышел комом: кандидаты в наставники отказываются участвовать в проекте. Нужны
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
Николай Сходняк
генеральный директор
Степан Залесов
директор по производству
Алексей Носырев
коммерческий директор
Татьяна Шумилина
заместитель директора по работе с персоналом
Сходняк выясняет, что Швецова пока не передала украденную базу конкурентам. Поэтому уговаривает ее вернуться в фирму. По его задумке Жанну нужно продержать в компании еще с полгода, вплоть до того, как ключевые контракты будут заключены и украденная ею информация потеряет актуальность и ценность для конкурентов. Тем временем нужно изолировать Швецову от доступа к базе, переориентировав на другие проекты. А потом — уволить.
Самыми популярными решениями предыдущей серии, по результатам голосования на интернет-портале «Деловой квартал», стали предложения Андрея Стародубцева, коммерческого директора магазинов «SIMфония», и Ирины Ягненковой, директора ИД «МедиаПилот». Их поддержали по 33% проголосовавших на сайте.
Новость о том, что Гус Хиддинк отделался легким испугом, пришла по почте Николаю Сходняку вместе
с ежедневной рассылкой спортивных новостей. Выяснив, что испуг
измеряется полугодовым условным сроком и штрафом в 45 тыс. евро,
Николай предался было горестным, исполненным безысходности размышлениям
о судьбах российского футбола, но решил не расстраиваться. Он называл
себя «мясом»1 на пенсии и был ярым
противником «рабов», т. е. легионеров, которых с каждым годом
становилось все больше. Курносый нидерландский тренер вызывал особое
«расположение» — кроме как гусем и голландским торчком, Сходняк его не
именовал, но, правда, не вслух.
Директор «Любо-Дорого & Ко» прислушался — на улице позвякивала
капель. Закрыв на компьютере окно с новостями, он стал читать резюме,
присланные на вакансию оператора производственной линии (проблема с
кадрами под новое производство решалась настолько туго, что ему
пришлось возиться с ними лично). Все резюме он разделил на две
категории: старперы и сосунки. Старперы — кандидаты за 50 лет с большим
стажем на оборонных заводах — отметались, потому как были знакомы с
компьютеризированными технологиями в лучшем случае шапочно. Сосунки —
выпускники училищ и УПИ — казались более перспективной категорией. «Но
пока их выучишь, я сам состарюсь», — размышлял Сходняк. К тому же они
производства не нюхали, а все хотят получать по тысяче долларов, не
меньше. В графе «Увлечения» одного радиофаковца было написано:
«Вязание». «Сосунки» — затосковал Сходняк и поехал в новый цех. Парочка
таких зеленых рабочих уже с неделю проходила обряд инициации в его
фирме.
В цехе при помощи германских партнеров пару дней как шел монтаж
немецкой производственной линии для ТОВУС-премиум. Сходняк подошел к Степану Залесову,
который, как дикарь на зеркальце, смотрел за действиями иностранных
установщиков — судя по всему, они настраивали программное обеспечение
основного терминала. Свежепринятых парней видно не было.
— Где новобранцы? — баритон Сходняка вывел Залесова из созерцательной нирваны.
— Так это, на основном производстве болтаются.
— Что значит «болтаются»?
— Так это, не болтаются, а учатся. Осваиваются, значит, — внес ясность начальник производства.
— Чему и у кого?
— Ну, я это, мужикам, мастерам, сказал, чтоб показали, как машины работают, выполнили пробные операции
— Понятно, — Сходняк с чувством похлопал Залесова по спине, и вместе они направились искать новичков.
Новобранцы обнаружились сидящими в подсобке: они вдумчиво курили и
глотали газировку. При виде Сходняка сосунки, на собеседовании
потребовавшие оклад 20 тыс. руб. на испытательный срок, и бровью не
повели.
— Степан, зайди через два часа ко мне, — голос директора не предвещал Залесову ничего доброго.
Сходняк поехал в офис, по дороге дав указание собраться в то же время Алексею Носыреву и Татьяне Шумилиной.
Сегодня Шумилина должна была отчитаться о подготовке системы
наставничества в «Любо-Дорого & Ко». Сходняк решил: раз для нового
производства понадобятся работники повышенной квалификации, которые
пройдут обучение в Германии, надо, чтобы они как можно быстрее
адаптировались в компании. Наставник, прикрепленный к каждому новичку,
должен стать проводником молодого сотрудника. Предполагалось, что на
первых двух новичках систему адаптации и протестируют.
— Собственно, порадовать вас нечем, — с места в карьер скакнула
Татьяна Шумилина. — У нас все в фирме очень умные, а как дело до
наставничества доходит, сразу в кусты прячутся да отфутболивают.
— В чем проблемы, рассказывай, — приготовился Сходняк.
— Мы задумали, что система адаптации будет следующей: первый день мы
знакомим новых работников с фирмой. Потом они начинают вливаться в
процесс: каждому назначается наставник, он совместно с руководителем
подразделения, менеджером по персоналу и новичком составляет план
профессионального развития. Выполнение плана контролируется на каждом
этапе экзаменами. Сотрудник считается прошедшим адаптацию, если итогом
стал проект, выполненный им с помощью наставника, — Шумилина перевела
дыхание.
— По расчетам, на производство ТОВУС-премиум нам требуется восемь человек, — заполнил паузу Сходняк.
— Мы провели первый день сами, показали принятым сотрудникам
компанию, рассказали все наши легенды. Проблемы начались на второй
день, когда оказалось, что мастер, который должен был стать их
наставником, отказался — Шумилина строго глянула на Залесова.
— А что я сделаю?! — вскинулся Залесов. — Когда Михалыч увидел все
бумажки, которые он должен заполнять, его чуть кондратий не хватил! Он
сказал, что лучше норму перевыполнит и больше заработает, чем с этим
плюхаться будет.
— Он же получит вознаграждение за наставничество, — вставила Татьяна.
— Да, 9 тысяч рублей через полгода Подачка, — хмыкнул Залесов, — а
времени кучу убьет. В чем его интерес? Уж лучше просто зарплату
повысить
— Обычно один наставник без ущерба для своей основной деятельности
может одновременно учить одного-двух новичков, — выдала Шумилина фразу
из учебника. — А Михалыч ваш саботирует, просто непрофессионально себя
ведет! — обвинила она, потрясая кипой бумажек.
— Так это, Михалыч вполне себе профи, — заступился Залесов.
— А у нас Доска почета есть? — поинтересовался Носырев.
— Это совок, Леша, — снисходительно улыбнулась Шумилина. — Кому она нужна?!
— Но 9 тысяч за полгода стараний — «копье», нужны еще мотиваторы.
Например, отправить наставников в Германию вместе с их подмастерьями, —
Носырев, считавший себя креатором, намотал свой пепельный локон на
палец.
Сходняк прикинул в уме, во сколько обойдется такая турпоездка, и насупился:
— Ага, мы в него вбухаем мегабакс, а потом он возьмет да уйдет к
пермякам Степан, чем всю эту неделю занимались наши новые работники? За
пивом гоняли?
— Так это, они с Михалычем там, он им рассказывал про производство,
с немцами вон тоже Осваивали, смотрели Ну не хочет у нас никто этим
заниматься! — не выдержал Залесов. — Вот вы издайте приказ, внесите
пункт в трудовой договор, тогда я буду иметь право напрягать людей.
— Татьяна, а что у наших парней в плане адаптации написано? Что они должны выполнить? — поинтересовался Носырев.
Шумилина принялась рыться в своих бумажках. Часть из них попадала на
пол. Один из листков был весь изрисован ромашками, второй — кошачьими
мордами, третий — просто усеян мелкими дырками и черными зигзагами.
Секунд 20 все молчали, размышляя о душевной драме директора по
персоналу.
— А нужно ли нам вообще это наставничество — вот в чем вопрос — по-гамлетовски ввернул Носырев.
Евгения Лоренц
директор фитнес-клуба Im Style
Очевидно, что в компании были допущены следующие ошибки. Со стороны сотрудников – неправильное представление о наставничестве, со стороны руководства – отсутствие учета интересов сотрудников при выборе мотивирующих мероприятий.
«Любо-Дорого & Ко» я бы посоветовала более серьезно подойти к вопросу выявления мотиваторов уже на стадии приема новичков. Так, например, в нашей компании мотивационный процесс запускается еще на собеседовании. При выборе кандидатов на вакантное место главный критерий – желание работать именно в нашей компании, поэтому мы сразу выясняем, насколько человек разделяет корпоративные ценности.
Прежде чем мотивировать сотрудников, следует более тщательно изучить их потребности и четко сформулировать вознаграждение.
В отношении постоянных сотрудников я бы порекомендовала наставничество вменить в обязанности. Нужно выделить работников, у которых выражена потребность в профессиональном самовыражении, и предложить им реализовать проект адаптации и обучения персонала, который и станет их самореализацией. Их мотивацией может стать, например, продвижение по карьерной лестнице. Главная идея – не раздать каждому новичку по наставнику, а объединить их в группу, которой будет управлять один из опытных сотрудников.
Алексей Ряпасов
руководитель отдела рекрутинга ЗАО «Агентство «Бизнес и Кадры»
Сейчас нужны конкретные действия. Нужно в первую очередь ввести бонус (9 тыс. руб.), который будет распределяться между наставниками каждый месяц. Тогда финансовая мотивация будет более очевидной для сотрудников. Кроме того, можно устроить соревнование и лучшему из наставников вручить, например, путевку в Германию. Одну! Это будет как минимум в четыре раза дешевле, в то же время позволит дополнительно стимулировать сотрудников на достижение качественных показателей, по которым и будет вестись подсчет результатов.
Вообще, материальное вознаграждение должно зависеть не только от выполнения личных показателей, но и от эффективности подразделения в целом. Тогда система наставничества сложится сама собой.
Когда человек говорит: «Я не понимаю, зачем это и как это отразится на моем заработке», – это значит, что он к компании не особо лоялен. Для быстрой, а главное, эффективной адаптации сотрудника необходимо, чтобы в компании были традиции, корпоративная культура, благоприятный микроклимат в коллективе. Нужно подумать о создании программы лояльности, которая будет направлена как на новичков, так и на опытных специалистов. А что касается нематериальной мотивации, то советская Доска почета – это неплохой вариант.
Александр Чирков
директор филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Челябинске
Первое, что нужно сделать руководителю в данной ситуации, – это определиться, какой сотрудник ему нужен: ходок за пивом или все-таки специалист. Нужно установить четкие критерии оценки деятельности наставника и новичка с указанием сроков.
Второе действие – это мотивационная работа с Михалычем. Следует выяснить, чего хочет мастер. Если просто работать и получать заработную плату, то стоит подыскать другого сотрудника для адаптации новичков. Не всем дано быть наставниками, а если он отличный работник, то пусть им и остается. Если же Михалыч собирается расти и развиваться со своей компанией, то нужно донести до него идею о том, что молодежь – это его потенциальная команда.
Далее стоит пересмотреть систему оплаты труда молодежи: выделить несколько составляющих фонда оплаты труда, в том числе ввести премиальную часть, которая зависит от результатов работы.
И наконец, нужно объединить интересы молодых работников и стариков совместным проектом. Здесь, безусловно, важен вопрос материального стимулирования. Как вариант, можно объявить бонус для лучшего наставника в виде месячного оклада, поездки на стажировку и т. п. Оплатить командировку одного наставника из восьми не так и дорого.
При этом никто не отменял вариант морального стимулирования: Доска почета, грамота. Работодателю ничего не стоит, а работнику приятно!