Кейс: «Наставников на ставку»

«Любо-Дорого & Ко», нуждающаяся в новых сотрудниках на производство, решает внедрить наставничество. Однако первый блин вышел комом: кандидаты в наставники отказываются участвовать в проекте. Нужны

«Любо-Дорого & Ко», нуждающаяся в новых сотрудниках на производство, решает внедрить наставничество. Однако первый блин вышел комом: кандидаты в наставники отказываются участвовать в проекте. Нужны инструменты мотивации наставников.
 
досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

действующие лица
Николай Сходняк
генеральный директор
Степан Залесов
директор по производству
Алексей Носырев
коммерческий директор
Татьяна Шумилина
заместитель директора по работе с персоналом
 
решение предыдущей серии
Сходняк выясняет, что Швецова пока не передала украденную базу конкурентам. Поэтому уговаривает ее вернуться в фирму. По его задумке Жанну нужно продержать в компании еще с полгода, вплоть до того, как ключевые контракты будут заключены и украденная ею информация потеряет актуальность и ценность для конкурентов. Тем временем нужно изолировать Швецову от доступа к базе, переориентировав на другие проекты. А потом — уволить.
Самыми популярными решениями предыдущей серии, по результатам голосования на интернет-портале «Деловой квартал», стали предложения Андрея Стародубцева, коммерческого директора магазинов «SIMфония», и Ирины Ягненковой, директора ИД «МедиаПилот». Их поддержали по 33% проголосовавших на сайте.
 
*********************************

Новость о том, что Гус Хиддинк отделался легким испугом, пришла по почте Николаю Сходняку вместе с ежедневной рассылкой спортивных новостей. Выяснив, что испуг измеряется полугодовым условным сроком и штрафом в 45 тыс. евро, Николай предался было горестным, исполненным безысходности размышлениям о судьбах российского футбола, но решил не расстраиваться. Он называл себя «мясом»1 на пенсии и был ярым противником «рабов», т. е. легионеров, которых с каждым годом становилось все больше. Курносый нидерландский тренер вызывал особое «расположение» — кроме как гусем и голландским торчком, Сходняк его не именовал, но, правда, не вслух.

Директор «Любо-Дорого & Ко» прислушался — на улице позвякивала капель. Закрыв на компьютере окно с новостями, он стал читать резюме, присланные на вакансию оператора производственной линии (проблема с кадрами под новое производство решалась настолько туго, что ему пришлось возиться с ними лично). Все резюме он разделил на две категории: старперы и сосунки. Старперы — кандидаты за 50 лет с большим стажем на оборонных заводах — отметались, потому как были знакомы с компьютеризированными технологиями в лучшем случае шапочно. Сосунки — выпускники училищ и УПИ — казались более перспективной категорией. «Но пока их выучишь, я сам состарюсь», — размышлял Сходняк. К тому же они производства не нюхали, а все хотят получать по тысяче долларов, не меньше. В графе «Увлечения» одного радиофаковца было написано: «Вязание». «Сосунки» — затосковал Сходняк и поехал в новый цех. Парочка таких зеленых рабочих уже с неделю проходила обряд инициации в его фирме.

В цехе при помощи германских партнеров пару дней как шел монтаж немецкой производственной линии для ТОВУС-премиум. Сходняк подошел к Степану Залесову, который, как дикарь на зеркальце, смотрел за действиями иностранных установщиков — судя по всему, они настраивали программное обеспечение основного терминала. Свежепринятых парней видно не было.

— Где новобранцы? — баритон Сходняка вывел Залесова из созерцательной нирваны.

— Так это, на основном производ­стве болтаются.

— Что значит «болтаются»?

— Так это, не болтаются, а учатся. Осваиваются, значит, — внес ясность начальник производства.

— Чему и у кого?

— Ну, я это, мужикам, мастерам, сказал, чтоб показали, как машины работают, выполнили пробные операции

— Понятно, — Сходняк с чувством похлопал Залесова по спине, и вместе они направились искать новичков.

Новобранцы обнаружились сидящими в подсобке: они вдумчиво курили и глотали газировку. При виде Сходняка сосунки, на собеседовании потребовавшие оклад 20 тыс. руб. на испытательный срок, и бровью не повели.

— Степан, зайди через два часа ко мне, — голос директора не предвещал Залесову ничего доброго.

Сходняк поехал в офис, по дороге дав указание собраться в то же время Алексею Носыреву и Татьяне Шумилиной. Сегодня Шумилина должна была отчитаться о подготовке системы наставничества в «Любо-Дорого & Ко». Сходняк решил: раз для нового производства понадобятся работники повышенной квалификации, которые пройдут обучение в Германии, надо, чтобы они как можно быстрее адаптировались в компании. Наставник, прикрепленный к каждому новичку, должен стать проводником молодого сотрудника. Предполагалось, что на первых двух новичках систему адаптации и протестируют.

— Собственно, порадовать вас нечем, — с места в карьер скакнула Татьяна Шумилина. — У нас все в фирме очень умные, а как дело до наставничества доходит, сразу в кусты прячутся да отфутболивают.

— В чем проблемы, рассказывай, — приготовился Сходняк.

— Мы задумали, что система адаптации будет следующей: первый день мы знакомим новых работников с фирмой. Потом они начинают вливаться в процесс: каждому назначается наставник, он совместно с руководителем подразделения, менеджером по персоналу и новичком составляет план профессионального развития. Выполнение плана контролируется на каждом этапе экзаменами. Сотрудник считается прошедшим адаптацию, если итогом стал проект, выполненный им с помощью наставника, — Шумилина перевела дыхание.

— По расчетам, на производство ТОВУС-премиум нам требуется восемь человек, — заполнил паузу Сходняк.

— Мы провели первый день сами, показали принятым сотрудникам компанию, рассказали все наши легенды. Проблемы начались на второй день, когда оказалось, что мастер, который должен был стать их наставником, отказался — Шумилина строго глянула на Залесова.

— А что я сделаю?! — вскинулся Залесов. — Когда Михалыч увидел все бумажки, которые он должен заполнять, его чуть кондратий не хватил! Он сказал, что лучше норму перевыполнит и больше заработает, чем с этим плюхаться будет.

— Он же получит вознаграждение за наставничество, — вставила Татьяна.

— Да, 9 тысяч рублей через полгода Подачка, — хмыкнул Залесов, — а времени кучу убьет. В чем его интерес? Уж лучше просто зарплату повысить

— Обычно один наставник без ущерба для своей основной деятельности может одновременно учить одного-двух новичков, — выдала Шумилина фразу из учебника. — А Михалыч ваш саботирует, просто непрофессионально себя ведет! — обвинила она, потрясая кипой бумажек.

— Так это, Михалыч вполне себе профи, — заступился Залесов.

— А у нас Доска почета есть? — поинтересовался Носырев.

— Это совок, Леша, — снисходительно улыбнулась Шумилина. — Кому она нужна?!

— Но 9 тысяч за полгода стараний — «копье», нужны еще мотиваторы. Например, отправить наставников в Германию вместе с их подмастерьями, — Носырев, считавший себя креатором, намотал свой пепельный локон на палец.

Сходняк прикинул в уме, во сколько обойдется такая турпоездка, и насупился:

— Ага, мы в него вбухаем мегабакс, а потом он возьмет да уйдет к пермякам Степан, чем всю эту неделю занимались наши новые работники? За пивом гоняли?

— Так это, они с Михалычем там, он им рассказывал про производство, с немцами вон тоже Осваивали, смотрели Ну не хочет у нас никто этим заниматься! — не выдержал Залесов. — Вот вы издайте приказ, внесите пункт в трудовой договор, тогда я буду иметь право напрягать людей.

— Татьяна, а что у наших парней в плане адаптации написано? Что они должны выполнить? — поинтересовался Носырев.

Шумилина принялась рыться в своих бумажках. Часть из них попадала на пол. Один из листков был весь изрисован ромашками, второй — кошачьими мордами, третий — просто усеян мелкими дырками и черными зигзагами. Секунд 20 все молчали, размышляя о душевной драме директора по персоналу.

— А нужно ли нам вообще это наставничество — вот в чем вопрос — по-гамлетовски ввернул Носырев.

Сходняк уже и сам сомневался. По­гружение в эту систему казалось слишком дорогостоящим. Вариант, предложенный директором по персоналу, явно был конфликтным и требовал тщательного контроля.

Как быстро и эффективно интегрировать новых работников в компанию? Что сделать, чтобы система наставничества работала?
********************************************************************************************************

Евгения Лоренц
директор фитнес-клуба Im Style
Очевидно, что в компании были допущены следующие ошибки. Со стороны сотрудников – неправильное представление о наставничестве, со стороны руководства – отсутствие учета интересов сотрудников при выборе мотивирующих мероприятий.

«Любо-Дорого & Ко» я бы посоветовала более серьезно подойти к вопросу выявления мотиваторов уже на стадии приема новичков. Так, например, в нашей компании мотивационный процесс запускается еще на собеседовании. При выборе кандидатов на вакантное место главный критерий – желание работать именно в нашей компании, поэтому мы сразу выясняем, насколько человек разделяет корпоративные ценности.

Прежде чем мотивировать сотрудников, следует более тщательно изучить их потребности и четко сформулировать вознаграждение.

В отношении постоянных сотрудников я бы порекомендовала наставничест­во вменить в обязанности. Нужно выделить работников, у которых выражена по­требность в профессиональном самовыражении, и предложить им реализовать проект адаптации и обучения персонала, который и станет их самореализацией. Их мотивацией может стать, например, продвижение по карьерной лестнице. Главная идея – не раздать каждому новичку по наставнику, а объединить их в группу, которой будет управлять один из опытных сотрудников.

Алексей Ряпасов
руководитель отдела рекрутинга ЗАО «Агентство «Бизнес и Кадры»
Сейчас нужны конкретные действия. Нужно в первую очередь ввести бонус (9 тыс. руб.), который будет распределяться между наставниками каждый месяц. Тогда финансовая мотивация будет более очевидной для сотрудников. Кроме того, можно устроить соревнование и лучшему из наставников вручить, например, путевку в Германию. Одну! Это будет как минимум в четыре раза дешевле, в то же время позволит дополнительно стимулировать сотрудников на достижение качественных показателей, по которым и будет вестись подсчет результатов.

Вообще, материальное вознаграждение должно зависеть не только от выполнения личных показателей, но и от эффективности подразделения в целом. Тогда система наставничества сложится сама собой.

Когда человек говорит: «Я не понимаю, зачем это и как это отразится на моем заработке», – это значит, что он к компании не особо лоялен. Для быстрой, а главное, эффективной адаптации сотрудника необходимо, чтобы в компании были традиции, корпоративная культура, благоприятный микроклимат в коллективе. Нужно подумать о создании программы лояльности, которая будет направлена как на новичков, так и на опытных специалистов. А что касается нематериальной мотивации, то советская Доска почета – это неплохой вариант.

Александр Чирков
директор филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Челябинске
Первое, что нужно сделать руководителю в данной ситуации, – это определиться, какой сотрудник ему нужен: ходок за пивом или все-таки специалист. Нужно установить четкие критерии оценки деятельности наставника и новичка с указанием сроков.

Второе действие – это мотивационная работа с Михалычем. Следует выяснить, чего хочет мастер. Если просто работать и получать заработную плату, то стоит подыскать другого сотрудника для адаптации новичков. Не всем дано быть наставниками, а если он отличный работник, то пусть им и остается. Если же Михалыч собирается расти и развиваться со своей компанией, то нужно донести до него идею о том, что молодежь – это его потенциальная команда.

Далее стоит пересмотреть систему оплаты труда молодежи: выделить несколько составляющих фонда оплаты труда, в том числе ввести премиальную часть, которая зависит от результатов работы.

И наконец, нужно объединить интересы молодых работников и стариков совмест­ным проектом. Здесь, безусловно, важен вопрос материального стимулирования. Как вариант, можно объявить бонус для лучшего наставника в виде месячного оклада, поездки на стажировку и т. п. Оплатить командировку одного наставника из восьми не так и дорого.

При этом никто не отменял вариант морального стимулирования: Доска почета, грамота. Работодателю ничего не стоит, а работнику приятно!

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.