Кейс: Налет с огоньком

На новой производственной площадке «Любо-Дорого & Ко» происходит пожар, к фирме проявляют пристальное внимание налоговики. Руководство «Любо-Дорого & Ко» понимает, что конкуренты попытались устроит

На новой производственной площадке «Любо-Дорого & Ко» происходит пожар, к фирме проявляют пристальное внимание налоговики. Руководство «Любо-Дорого & Ко» понимает, что конкуренты попытались устроить рейд, чтобы навредить фирме. Необходимо придумать, как защититься от новоявленных рейдеров.

досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.
действующие лица
Николай Сходняк
генеральный директор
Наталья Карпатская
финансовый директор
Равшан Нигматуллин
партнер, соучредитель
 
Решение предыдущей серии

Николай Сходняк решает выплатить бонус менеджерам, но не целиком, а по результатам проделанной работы. Впредь — никаких поблажек. Он мотивирует Семерякова и Носырева на достижение показателей по валовой и чистой прибыли соответственно.

Самыми популярными решениями предыдущей серии, по результатам голосования на интернет-портале «ДК», стали предложения Руслана Сагидуллина, президента ГК «АСП», и Андрея Шуняева, директора производственной сети компании «Кров Трейд». Их поддержали по 40% проголосовавших на сайте.
 
********************************************************************************************************************************************

Вечер Николая Сходняка проходил под перепалку двух внутренних голосов, которые проявились с тех пор, как Николай увлекся восточными единоборствами. Первый голос возник после штудирования облегченных буддийских концептов и представлялся Сходняку суровым басовитым китайским воином в шлеме. Второй голос внешне походил на Джима Керри, носил розовый галстук и имел неустойчивый характер.

Внутренний диалог Николая был вызван вполне конкретным событием. По пути с работы Сходняк вышел из машины, чтобы купить сигарет в киоске. Но не успел он вынуть из кармана бумажник, как почувствовал удар по руке: бумажник выпрыгнул из пальцев и ускользнул в руки пижонистого тинейджера. Николай кинулся было вдогонку, но воришка мигом испарился в толпе.

Ролевые ипостаси начали терзать директора «Любо-Дорого & Ко» сразу же, в машине. Тип в галстуке нервно орал фальцетом что-то вроде: «Куда ты смотришь, милиция!», колотил ребром ладони по рулю и костерил ворье. Поднебесный воин невозмутимо гудел: «Ну подумаешь, несколько тысяч ушли в космос, это всего лишь кочка на пути. Вон полтинник в бардачке, на сигареты хватит».

Усилием воли приглушив дружеские голоса, Сходняк набрал скорость. Тревога мучила его особенно рьяно уже пару дней, с тех пор, как в фирму неожиданно нагрянула налоговая проверка. Неприступные инспекторы несколько часов рылись в бумагах и проверяли баланс на прочность, вызывая сердечные приступы финдиректора Натальи Карпатской. Визит налоговой приводил в недоумение главным образом потому, что инспекция приезжала буквально месяц назад.

Ход мыслей Николая прервал звонок Равшана Нигматуллина.

— Приезжай скорее в новый цех! — заорал он в трубку. — Горим!

— Горим? — тупо повторил Сходняк.

— У нас пожар, Коля. Давай сюда, — уже спокойнее ответил Равшан и вышел из эфира.

Когда Сходняк прибыл на новую производственную площадку, пожарная машина уже уезжала. На пороге его встретил мрачный Нигматуллин. На попытку Николая стрельнуть у него сигарету Равшан только сплюнул. Вдвоем они отправились осматривать картину пожарища.

Вторая производственная площадка появилась в «Любо-Дорого & Ко», чтобы снизить риски зависимости от муниципалитета, угрожавшего возможным повышением арендных ставок в старом цеху. Поэтому недешевое производство нового ТОВУС-премиум начали на площадях в промзоне ближайшего пригорода. Помещение принадлежало одной частной компании. В перспективе «Любо-Дорого & Ко» планировала сдать старую площадку в субаренду и перевести на новое место производство и остальной продукции. Сходняк заходил в цех с замиранием сердца, поскольку неделю назад здесь закончили монтаж новой немецкой линии стоимостью $200 тыс.

Рабочих в цехе уже не было, зато стоял смог и воняло горелыми полимерами. Некоторые стены обуглились, пол был усыпан золой. Сквозь дым Николай пытался разглядеть, пострадало ли оборудование.

— Слава богу, тут, кроме сторожа, уже никого не было, да и пожарные приехали быстро, — подал голос Равшан. Он ждал только Сходняка, чтобы приступить к допросу сторожа. — Скоро подъедет Сергей, начальник базы.

— Что сгорело?

— Сгорел наш ремонт. Станки вроде не задело.

Из смога материализовался сторож — крепкий общительный дед.

— Рассказывай, — строго кивнул Равшан.

— Сколько убытков-то, — разохался дед. — Я и не слышал ничего толком. Все ушли, я обошел да ужинать стал. Вроде чего-то щелкнуло внутри цеха-то, я внимания не обратил, а оттуда как начал дым валить. Я пожарных сразу да вам звонить.

— Никого не видел?

— Нет-нет, никого. Только щелкнуло что-то.

— Есть кто дома? — с улицы донесся крик. Через минуту Сергей, представитель фирмы-арендодателя, уже кашлял в кулак вместе с остальными.

Место происшествия было осмотрено еще раз. Пройдя мимо свежевыкрашенного пожарного уголка, сверкающего новенькими лопатами и огнетушителями (его даже не задело огнем), все вышли глотнуть воздуха. Смеркалось.

Сергей достал было сигарету, но, глянув на цех, передумал.

— Странно то, что больше всего обгорело фактически самое пустое место в цехе. Замыкания не могло произойти, электроприборов там не стояло, — принялся рассуждать Нигматуллин.

— Думаешь — поджог?! — не поверил Сходняк. — Да ну, кому это надо?

Равшан нахмурил густые брови. Сегодня утром ему наконец удалось кое-что выяснить о причинах внезапного внимания налоговиков. Приятель жены двоюродного брата Нигматуллина, работавший в районной ФНС, рассказал, что, оказывается, кто-то слил инспекторам информацию о том, что в ЛДК зарплата гендиректора 6 тыс. руб. и процветают серые заработки. Выяснить, кто именно возводил напраслину на фирму, не удалось. Поэтому Равшан склонялся к наименее приятному варианту интерпретации происходящего.

— Влетели-то сильно? — поинтересовался Сергей.

— Ну Не меньше чем на 180 тыс.

— Да-а-а. А к нам тут просто с ножом к горлу лезут из-за этого цеха. Продайте и все тут. Предлагают цену на 20% выше реальной, — протянул арендодатель. — Заманчиво, но у нас же с вами договор долгосрочный

Равшан и Николай обменялись взглядами.

— И кто же такой щедрый?

— Да фирма юридическая какая-то То ли «Пинкор», то ли «Линкор»

— «Гленкор»! — Равшан выругался и присел на бетонную плиту. — Это же «дочка» «ТОВ Технолоджи»!!!

До поздней ночи Нигматуллин и Сходняк сидели в баре. В душе Николая неистовствовал Джим Керри, но директор ЛДК старательно прислушивался к степенному китайцу. После четвертой порции виски Равшан признался партнеру, что не так давно к нему приходил плюгавый человечек из «Гленкора» и сделал предложение продать его, нигматуллинскую, долю в «Любо-Дорого & Ко» (половину ТД «Любо-Дорого» и половину производственных активов). Он отстал, лишь когда Нигматуллин обстоятельно и подробно объяснил ему дорогу, пригрозив вступить в физический контакт.
— Колян, — хрипловато вещал Равшан. — Это банальное средневековое рейдерство, у нас такого уже пару лет как не было. Блин, конкуренты попались с огоньком Судя по всему, это их первый опыт рейда — слишком неповоротливо действуют, сразу понятно, что непрофессионалы. Надо же додуматься — пожар устроить! — Нигматуллин опрокинул в себя стакан.

Сходняк же опять предался внутреннему диалогу. Восточный воин, обретший вдруг черты лица Равшана, рассуждал, что пермякам, конечно, было бы выгоднее купить конкурента вместе с розницей, производством и новым оборудованием и, таким образом, сразу прыгнуть из пешки в дамки: заполучить новенькое оборудование и унаследовать клиентов. Нервный корчил сопернику скорбные рожи и нашептывал Николаю, что развалить «Любо-Дорого & Ко» пермякам тоже на руку: в этом случае они стали бы крупнейшим игроком на рынке и получили бы шанс заключить с немцами контракт на выпуск ТОВУС-премиум.

Какими средствами фирме обезопасить себя от рейдерских атак конкурентов? В каких точках должна пройти линия обороны?

Татьяна Грехова
исполнительный директор «Центра международной торговли – Челябинск»
Наиболее простой, хотя не самый дешевый выход из ситуации – обращение к специализированной компании по защите. Если же Сходняк найдет в себе силы заняться этим самостоятельно, то для начала необходимо определить субъект интереса рейдеров.

Во время атаки рейдеры выбирают наиболее слабые стороны компании. В случае с «Любо-Дорого & Ко» такими сторонами рейдеры посчитали документооборот компании, арендуемую производственную площадку и персонал. Возможно, есть и другие слабости, поэтому именно здесь нужно сконцентрировать внимание. Средствами защиты в этой ситуации могут быть:

1. Поддержка порядка в документах компании.

2. Реструктуризация компании и выделение ее частей: управление, производство и сбыт – в независимые юридические лица. При этом важно продумать наиболее эффективное распределение активов.

3. Внедрение мер по защите внутренней информации компании.

4. Работа с топ-менеджерами и дер­жателями активов с целью мотивации и сохранения их лояльности.

Несмотря на серьезный риск, в рейдерстве есть и плюсы – оно заставляет собственника и менеджеров более эффективно управлять системой и бизнес-процессами компании, тем самым делая компанию сильнее.

Татьяна Еремеева
директор компании «Покровъ»
В минимизации рисков компании одной управленческой интуиции мало, поэтому важно сочетать сразу несколько направлений защиты. Во-первых, нужно тщательно разложить «яйца по разным корзинкам»: несколько расчетных счетов, закрепление объектов недвижимо­сти за разными юридическими лицами. Во-вторых, стоит поддерживать неофициальные отношения со своим банком, реестродержателем, налоговыми и правоохранительными органами, которые будут готовы в случае недружественных действий со стороны третьих лиц сообщить об этом. В-третьих, нужен алгоритм действий на случай непредвиденных обстоятельств.

На практике быстрорастущим компаниям приходится сочетать прозрачность и привлекательность для инвесторов с по­строением системы риск-менеджмента. Во внутреннем окружении нужен максимально этичный и доверительный корпоративный климат, при котором, например, совладелец компании Равшан мог бы и без виски своевременно обсудить проблемную ситуацию с партнером. В ближнем внешнем окружении нужно постоянно следить за состоянием рынка, проводить конкурент­ную разведку. Поручить эти функции нужно отдельному человеку или нескольким лояльным менеджерам. И последнее: готовность посмотреть за границы организации, на дальнее внешнее окружение может стать источником успеха и корпоративной безопасности.

Владимир Данилевский
управляющий партнер ЗАО «KEY-консалтинг» (юридическое партнерство «Бератор Групп»)
Систему защиты нужно строить по трем направлениям: информационному, правовому и силовому. Рейдеры почти никогда не обходятся без информисточника внутри предмета атаки. Выявить его трудно, но ограничить распространение важной информации реально. Публикации в СМИ, заявления реестродержателю, в ИФНС, милицию, ТПП, ФАС впослед­ствии помогут в суде.

Для правовой поддержки необходимо провести аудит учредительных документов, внести в них изменения, запрещающие отчуждение акций (долей) третьим лицам. Кроме того, стоит закрепить необходимость совершения обязательных дополнительных действий для совершения сделок с активами, помимо подписи директора. Целесообразно срочно наложить ограничения на акции (доли) в уставном капитале (для ООО) и ликвидное имущество компании. Сделать это можно с помощью подкон­трольной сторонней компании и судебного решения, что максимально затруднит вывод активов.

Силовая поддержка антирейдерской защиты – это охрана руководства компании, важнейших документов и активов. Привлечь охранное предприятие нужно, но этого не всегда достаточно. Действенный способ защиты в случае появления у нападающей стороны подложного судебного решения – хорошие отношения с милицией и органами власти. Интеллектуально-организационная поддержка юридического консультанта-«корпоративщика» обязательна.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.