Как заставить поставщика играть по твоим правилам

Очередная встреча «Дискуссионного клуба» началась с обсуждения: как принимать решение, с кем перезаключать договоры в этом году, а с кем нет? Зал зашумел: будем смотреть, соблюдали ли партнеры пр

Отношения поставщика и клиента всегда были конфликтом интересов. Раньше в большинстве случаев именно заказчикам приходилось терпеть диктат производителя. В новых экономических условиях при переговорах доминирует покупатель. Однако выкручивание рук — не панацея, считают участники «Дискуссионного клуба»: нужно учиться договариваться, чтобы процесс заключения договора сделать наименее болезненным для всех сторон.

Участники
Станислав Беглов генеральный директор компании «Эксперт — Рембыттехника»
Татьяна Бояршинова руководитель финансового отдела КХП им. Григоровича
Александр Ищенко председатель комитета по закупкам «Евразийской строительной компании»
Елена Мозолева директор представительства банка «Национальная факторинговая компания» в Челябинске
Ирина Новикова генеральный директор компании «АФиНА»
Наталья Павленко заместитель директора компании «Прана-плюс»
Андрей Самохвал директор центра продаж и обслуживания корпоративных клиентов челябинского филиала ОАО «Уралсвязьинформ»
Евгений Фокин директор по развитию ГП «Автотеатр-Челябинск»
Вахтанг Чикаберидзе директор по маркетингу компании «Западный Берег Девелопмент»

Очередная встреча «Дискуссионного клуба» началась с обсуждения: как принимать решение, с кем перезаключать договоры в этом году, а с кем нет? Зал зашумел: будем смотреть, соблюдали ли партнеры правила игры в этом году, будем проверять дебиторку, соотношение цена/качество. «Хорошо бы проанализировать, что изменилось на рынке за год, может быть, появились новые потенциальные поставщики, и прежние условия перестали быть адекватными», — присоединился генеральный директор компании «Эксперт — Рембыттехника» СТАНИСЛАВ БЕГЛОВ. А что можно потребовать от партнера? — сразу задались вопросом присутствующие. «Мы можем попросить, например, финансирование маркетинговых бюджетов в качестве дополнительных льгот», — откликнулась заместитель директора компании «Прана-плюс» (дистрибьютор продуктов питания) НАТАЛЬЯ ПАВЛЕНКО. «А мы хотим знать, как у наших поставщиков построены бизнес-процессы, если мы не заплатим вовремя, чем для нас это обернется? Если компания не готова рассказать о своих бизнес-процессах, мы с ней работать не будем», — заявил директор по маркетингу компании «Западный Берег Девелопмент» ВАХТАНГ ЧИКАБЕРИДЗЕ.
Реплика г-на Чикаберидзе вызвала неодобрительные возгласы отдельных заседателей, не согласившихся с необходимостью раскрывать коммерческую тайну. И тут же дала повод участникам клуба поговорить на тему: а кому проще диктовать условия — поставщику или покупателю? Наталья Павленко, например, рассказала, как могут капризничать поставщики: «Иногда они открывают в городе второго дистрибьютора. К примеру, продали они через нас 10 вагонов в этом году, а в следующем хотят 20. И говорят: «Если вы не готовы на 20, мы можем открыть второго дистрибьютора». «И что?» — замер зал. «Мы говорим: если вы угадаете эту мелодию с двух нот, угадывайте! — со смехом ответила г-жа Павленко. — А мы будем думать, как компенсировать уходящий от нас объем».

Покупатели занялись выкручиванием рук
«На самом деле поставщику сегодня очень тяжело диктовать свои условия!» — вмешался председатель комитета по закупкам «Евразийской строительной компании» АЛЕКСАНДР ИЩЕНКО. По его словам, если раньше заказчик гонялся за поставщиком, то сейчас в 90% случаев именно покупатель навязывает свои условия продавцу. Г-н Ищенко заметил, что с некоторыми поставщиками (например, с железобетонными заводами) их компания вообще работает по себестоимости. «И не потому, что мы такие жадные! — реагируя на неоднозначную реакцию зала, продолжил Александр Ищенко. — Просто нужно понимать рыночную ситуацию. И заводы идут на это, чтобы сохранить рабочих и свой оборот». «А как быть, если поставщик очень известных брендов устанавливает правила игры?! — не менее эмоционально задался вопросом директор по развитию ГП «Автотеатр-Челябинск» ЕВГЕНИЙ ФОКИН. — Ни о какой работе в себестоимость или тем более в минус речи быть не может, потому что у таких поставщиков определены минимальные цены: если ты продаешь дешевле, тебе просто перестают отгружать!» Опытом с готовностью поделился Станислав Беглов: «В этом году мы массу времени убили на то, чтобы кардинально изменить отношения с поставщиками. Я, например, дважды говорил «до свидания» «Самсунгу». Ну и что, что на рынке он занимает 30%?! Лучше я сегодня немного потеряю, но завтра они все равно ко мне вернутся, потому что им невыгодно терять долю рынка. Так и случилось — вернулись!» «А клиентов потерять не боитесь?» — резонно подметили в зале. «Знаете, тот же «М.Видео» плевать хотел на минимальные розничные цены, попробуйте с ними пободаться! Я к тому, что я все равно потеряю этих покупателей, если буду вести себя пассивно, потому что у меня будет просто неадекватная цена», — парировал Беглов.
К оживленной дискуссии подключилась и руководитель финансового отдела КХП им. Григоровича ТАТЬЯНА БОЯРШИНОВА: «Когда я в качестве продавца пытаюсь поставить свою продукцию нашим любимым сетям, мне так выкручивают руки, что средневековые пытки ничто по сравнению с этими контрактами. С другой стороны, иногда я сама выступаю как покупатель. И могу при переговорах честно сказать: «Ребята, у меня оборачиваемость 40 дней, и раньше чем через 40 дней за деньгами ко мне не приходите. Пока все соглашались». Вахтангу Чикаберидзе пример с выкручиванием рук явно не понравился. «Это неверный подход! — не выдержал он. — Поставщики подумали: ага, нам руки выкрутили, хорошо же, тогда мы им поставим чуть-чуть не то, что хотели. В итоге обе стороны остаются в проигрыше». Вахтанг Чикаберидзе рассказал, что его компания старается выстроить с поставщиками принципиально иные отношения: «Конечно, мы тоже добиваемся оптимальных скидок, но даем и другие ценности. Например, после того, как партнеры выполнят условия, похвалим их в своей рекламе или предоставим доступ к некоторым своим клиентам».
Договориться о цене
На следующем этапе участники клуба принялись обсуждать вопрос ценовых уступок. Генеральный директор компании «АФиНА» ИРИНА НОВИКОВА с иронией заметила: «В 30% случаев покупатели наших услуг ведут себя неадекватно. Очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда люди еще не знают, что они покупают и в каком объеме, а уже спрашивают в лоб «А скидочку дадите?» Проблема оказалась близка директору центра продаж и обслуживания корпоративных клиентов челябинского филиала ОАО «Уралсвязьинформ» АНДРЕЮ САМОХВАЛУ, который поспешил заявить о своем категорическом несогласии с утверждением, что тот, кто платит, тот и заказывает музыку: «Я как поставщик часто отказываюсь от тех условий, которые мне предлагают. Например, уважаемое ведомство объявляет конкурс: «Ребята, мы у вас купим определенный ресурс (допустим, Интернет), при этом нам надо быстро, качественно и дешево». Мы говорим: из этих трех условий выберите любые два! Если мой ресурс стоит 300 единиц, а мне говорят «дороже 150 я у тебя не возьму», значит, обмен ресурсами не состоится!»
А Станислав Беглов предложил взглянуть на эту же тему под другим углом: «Есть некие рыночные условия: цена, отсрочка, плюс-минус 1,5-2,5%. Но вдруг появляются люди, которые ломают ценник. Это потом выяснится, что предложили они не совсем то и сделали не так, как обещали. У нас же страна дураков: ага, и ты давай столько же, не даешь — не купим у тебя. Потом через полгода приходят: «мы были не правы». Станислав Беглов вспомнил полу­анекдотичный пример: «Кто плотно работает с Китаем, тот меня поймет. Уникальные ребята. Приходишь: сделай мне вот это. Он: угу. Сколько будет стоить? 100 евро. А за 90 сделаешь? Угу. А за 80? Угу. А за 50? Угу. А за 25? Угу. Думаешь: елки-зеленые, ну делай! Сделает за 25 — выглядит техника, как настоящая. Но не работает!»
Когда веселое оживление в зале несколько улеглось, эксперты «Дискуссионного клуба» переключились с вопроса цены на проблему расчетов в срок. «Для микробизнеса, скорее всего, это самый актуальный вопрос сегодня», — заметила директор представительства банка «Национальная факторинговая компания» в Челябинске ЕЛЕНА МОЗОЛЕВА. Для примера она привела взаимоотношения поставщиков с сетями: если сеть пробует диктовать условия КХП им Григоровича, то КХП может еще и свои условия выставить, и с сетью все-таки договориться. А если сеть диктует условия маленькому ИП, который производит жареные семечки, то здесь силы неравны: слабый поставщик — сильный покупатель. «Что касается цены, тут я не эксперт. А вот что касается оплаты денег в срок за поставленный товар, будь то макароны КХП им. Григоровича или жареные семечки, — в этом может помочь факторинг. Потому что речь идет о том, что можно получить выручку после факта отгрузки товара», — подметила Елена Мозолева. Другой плюс: факторинговая компания может оценить покупателя и рекомендовать поставщику либо работать с ним с определенным лимитом отгрузки, либо воздержаться от отношений. У предложенной схемы в зале нашлись свои сторонники. «На самом деле факторинг подразумевает три вещи: я хочу деньги сразу после отгрузки, я хочу получить безопасность отгрузки, я хочу получить то и другое, — подчеркнула Татьяна Бояршинова. — Хорошо, если у меня клиент в Екатеринбурге, я могу съездить и посмотреть, существует ли он на самом деле. Когда клиент в Питере, Москве или где-то еще, где у меня нет филиала, получается, что я гружу вникуда. В такой ситуации факторинговая операция — это снижение риска».
Напоследок Андрей Самохвал заметил, что сложности в договорном процессе часто возникают от того, что у каждого из участников переговорного процесса свое представление о норме рентабельности: «Мы должны говорить на одном языке и понимать, что мы берем за отправные точки». Вахтанг Чикаберидзе посоветовал поставщикам дифференцироваться, создавать другие системы взаимоотношений с будущими покупателями, вводить инновации: «Абсолютно одинаковые продукты всегда будут продаваться по самой низкой цене. Поэтому создавайте новые бренды!» Станислав Беглов в свою очередь предостерег коллег от принятия решений на уровне «навязать и заставить»: «В большинстве случаев это победа на уровне разговорного мастерства, и ваш оппонент, выйдя за дверь, подумает: ну вот надо же, ладно, встретимся еще. А зачем это нужно?! Нужно договариваться о взаимовыгодном сотрудничестве». «Партнерство — это улица с двусторонним движением, — согласилась Наталья Павленко. — Могут быть какие-то временные уступки, работа ниже себестоимости, но нужно понимать, ради чего это делается, и соблюдать принципы партнерства. Тот, кто их нарушает, закончит банкротством или уходом с рынка».
Благодарим партнера «Дискуссионного клуба»
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.