«Как волки и овцы», - челябинский бизнес и директор фонда развития МСП выяснили отношения
Директор фонда развития МСП Челябинской области Артур Юсупов встретился с бизнесменами в рестобаре, выслушал жалобы о сложных отношениях с госструктурами и предложил микрофинансирование.
Накануне состоялась встреча представителей бизнеса с директором фонда по развитию малого и среднего предпринимательства Артуром Юсуповым. Организатором мероприятия выступила «Деловая Россия». На разговор пришло около 15-ти предпринимателей из разных сфер бизнеса: консалтинг, строительство, торговля, машиностроение и др.
Артуром Юсупов начал свою речь с ответа на вопрос, который не был задан, но уже витал в мыслях еще с прочтения анонса мероприятия: «Чем же структура будет отличаться от действующих?». Ответ: ничем. Она создана не для альтернативы, а для объединения существующих программ и организаций, которые «разбросаны» по городу. Все это будет доступно в «едином окне» для предпринимателей – своего рода МФЦ для бизнеса.
При этом будут добавлены новые инструменты поддержки, такие как микрофинансирование предпринимательства: предполагается, что малому и среднему бизнесу может быть выдан кредит в размере до 1 млн. руб. под 10% годовых при предоставлении минимального пакета документов. Также добавятся услуги консультирования, помощи при работе на экспорте и другие.
Первый вопрос, который задала генеральный директор «Еврогомма-Раша» Анна Самойлова, касался сложных отношений между бизнесом и таможней. Она указала на то, что диалог с данной службой похож на общение между волками и овцами, и что при таком отношении государственного ведомства трудно вести бизнес.
Артур Юсупов парировал тем, что влиять на таможенную службу их фонд не может, но оказать помощь при выходе на зарубежный рынок способен вполне. Для этого будет создан Центр поддержки экспорта, который будет содействовать при участии организаций малого и среднего бизнеса в международных выставках за границей, организовывать встречи с зарубежными компаниями, по требованию анализировать рынки сбыта, а также переводить документацию и тексты на другие языки.
Другой вопрос был задан представителем челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ Татьяной Максимовой. Он касался того, где фонд будет брать специалистов, способных консультировать предпринимателей и помогать в решении их проблем. Директор фонда ответил, что формирование квалифицированного штата – это трудоемкая задача, и на это нужно время. Планируется, что к 2017 году персонал будет подобран, и часть из них, например, консалтеры, будут работать на контрактной форме, поскольку их услуги будут необходимы только по мере входящих заявок.
Этот ответ был встречен ухмылкой со стороны бизнес-тренера и генерального директора компании 2B2B Антона Рудакова: «Я знаю, что фонд эффективен. Поэтому меня удивил скептицизм предпринимателей. Мне кажется, это общая психологическая проблема. Появляется недоверие к любым видам государственной поддержки. А я искренне считаю, что за этим будущее, потому что при таких низких ставках на кредитование бизнеса создается конкуренция коммерческим банкам. Это заставит их давать более выгодные ссуды без залоговой массы и поручительства».
Генеральный директор машиностроительного холдинга PRIDE Дмитрий Нестеров задал вопрос о видах поддержки компаний для участия на зарубежных выставках. Артур Юсупов уточнил, что помощь от фонда будет представлять собой пакет услуг, а не субсидирование. Государство может оплатить аренду выставочного места, но на перемещение и перевоз груза придется тратить свои деньги.
«Большая часть мер, которые предпринимаются для «поддержки бизнеса» — неэффективны, - считает Нестеров. - На стагнирующем рынке предлагаемые услуги фонда в большинстве своем бесполезны. В моем случае миллион рублей просто не нужен, потому что его недостаточно для так называемой «поддержки». Реальная услуга, которая необходима бизнесу в данный период – помощь в экспорте. А также в том, чтобы не мешать заниматься своим делом: чем меньше законов принимается в сторону увеличения налогов, тем легче развиваться. Объединить разные программы поддержки – хорошая идея. Но нужно объединять работающие инструменты».
Закончив строго по таймингу, Артур Юсупов поблагодарил всех собравшихся предпринимателей за вопросы и пожелания по работе. Однако после встречи ему пришлось ответить и на вопросы нашей редакции. Например, какие проблемы были решены на данном совещании?
«За этим столом не решали проблемы, мы взяли их в работу, – ответил чиновник. – Предприниматели должны знать, что есть организация, которая готова им помогать, аккумулировать их проблемы. Вопросы задавались примерно одинаковые, и мы к ним были готовы. А узнать о каких-то новых потребностях малого и среднего бизнеса получится только в ходе работы. Срок реализации нашего проекта – три года. Уже расписана дорожная карта, по которой мы постепенно запускаем в работу отдельные инструменты. Основной пул направлений будет работать в 2017 году».
На вопрос о том, как убедить скептически настроенных предпринимателей идти навстречу услугам господдержки, Артур Юсупов сказал: «Работать и работать. Открыто, понятно и прозрачно предоставлять услуги для бизнеса».