Как узнать, где нужны новые офисы, банкоматы и кафе в городе?
Руководитель направления больших данных 2ГИС Максим Игнатов — о том, чем геосервисы полезны бизнесу.
Жители современных мегаполисов ежедневно вводят в строку поиска миллионы запросов. Ищут кафе, банкоматы, аптеки, ветеринарные клиники и многие другое.
Увидеть конкретные места на карте, в которых сосредоточен интерес к определённым товарам или услугам — привлекательная перспектива для любого бизнеса. С этой информацией можно решить, где открывать новые точки, где разместить рекламу и понять, почему перспективный с виду магазин не оправдывает ожиданий. Это не фантастика, а реальная возможность, которую открывают перед бизнесом геосервисы. Они научились собирать данные об интересе пользователей к компаниям и услугам в виде обезличенной статистики и визуализировать их на тепловых картах. Расскажу, как это работает и в каких случаях может быть полезно.
Где открыть кафе?
Чтобы выбрать лучшее место для новой точки, раньше многие рестораторы обращались к аналитическим агентствам. Их сотрудники дежурили на перекрёстках, вручную подсчитывали пешеходный поток и составляли сложные математические модели. Всё это занимало недели и месяцы, а результат далеко не всегда оправдывал ожиданий из-за приблизительности исходных цифр.
Современные ГИС-системы оперируют точными данными — например, о трафике или о количестве поисковых запросов. Они могут сопоставить информацию с конкретными точками на карте города и дать ответ за считанные часы. На фрагменте карты Челябинска (рис. 1) показаны поисковые запросы на тему «поесть» с января по июль 2019 года. Красным обведена зона пешей доступности ТЦ, гостиниц и достопримечательностей, которые традиционно привлекают большие потоки людей. На карте отмечены и места расположения конкурентов.
Рис. 1. Зоны активного поиска заведений общепита на карте Челябинска и точки расположения конкурентов. Данные сервиса 2ГИС Аналитика, январь-июль 2019.
Дополнительно можно посмотреть тепловые карты с плотностью размещения квартир и офисов. С учётом этих данных можно не только выбрать локацию для новой точки, но и скорректировать меню и режим работы. Например, кафе в зоне высокой деловой активности будет открываться раньше, чем ресторан в спальном районе, а ассортимент блюд в рабочие дни и в выходные может отличаться.
Перекрёстки, остановки общественного транспорта с количеством маршрутов, данные о пробках — всё это поможет не только выбрать локацию в знакомом городе, но и подскажет места для развития сети в других регионах.
Где потребителям нужны банкоматы?
Любому банку важно расположить офисы и банкоматы там, где их услуги больше всего востребованы клиентами. Цена ошибки здесь высока — если приходится закрывать филиал или переносить банкомат, банк терпит финансовые и репутационные убытки. Геоинформационные системы помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти возможный вариант решения.
На рис. 2 показан фрагмент тепловой карты Челябинска. На ней обозначены красным цветом те зоны, в которых горожане — пользователи мобильных карт — с января по июль 2019 года интересовались ипотечным кредитованием, операциями с валютой и другими банковским услугами. К слову, это более 1,8 миллиона поисковых запросов от 120 тысяч уникальных пользователей.
Чёрные точки на карте — это отделения банков и банкоматы (в Челябинске их более 1600).
Рис.2. Фрагмент тепловой карты интереса к банковским услугам в Челябинске с расположением существующих отделений банков. Данные сервиса 2ГИС Аналитика, январь-июль 2019.
Легко понять, что многие филиалы находится там, где они востребованы аудиторией. Но есть ряд точек за зонами интереса. Для руководства банка это повод задуматься — например, о возможной установке дополнительной навигации для клиентов или переносе точек в более выгодные локации.
Где разместить наружную рекламу?
Ответ прост — там, где люди проводят много времени без возможности погрузиться с головой в повседневные дела. Например, в автомобильной пробке. Чем длиннее пробка, тем больше свободного времени у автомобилистов, которые в ней стоят. Если пробка регулярная — значит, большое скопление машин здесь бывает часто. Пока авто стоят, у водителей есть время осмотреться и обратить внимание на билборды.
Информация о постоянно загруженных дорогах — ещё один пласт геоданных, которые могут принести пользу бизнесу. На карте ниже — места пробок днём в Челябинске. Точки рядом с этими участками дорог представляют собой зоны наилучшего расположения рекламных щитов.
Рис. 3. Пока водители стоят в пробке, у них есть время разглядеть рекламные щиты рядом.
Как выйти на новый рынок?
Выход на новый рынок всегда связан с рисками, и геоинформационные сервисы могут помочь их минимизировать. Ниже — фрагмент тепловой карты для одного из банков, который готовился выходить на новый для себя рынок в Алматы.
Рис. 4. Карта Алматы с зонами интереса к банковским услугам за 7 месяцев 2019 года.
Всего в Алматы более 330 отделений банков. За 7 месяцев около 280 тысяч уникальных пользователей интересовались их услугами более 4,5 миллионов раз. Тут даже аналитиком не нужно быть, чтобы увидеть места концентрации интереса к банковским продуктам как в центре, так и на окраине города. Такие геоданные можно использовать для принятия решения об открытии филиалов и установке банкоматов. В результате клиент избежал ошибок, с которыми сталкиваются многие бизнесы, когда выходят в новый город или страну — сразу предложил свои услуги именно там, где они наиболее востребованы целевой аудиторией и избежал убытков из-за неудачного выбора локации.
Качество данных
Крупные клиенты — например, застройщики или банки — используют как собственные геосистемы для оценки ситуации в городе, так и сторонние решения. Например, услуги консалтинговых агентств, делающих геоаналитику и варианты управленческих решений на её основе.
В обоих случаях основа для принятия решений — геоданные. Какими качествами они должны обладать? Вот несколько простых советов, как выбрать лучшего поставщика данных.
Высокая частота обновления
Узнайте, как часто обновляются данные — как картографические (например, дорожная инфраструктура, здания, достопримечательности), так и справочные (компании с подробной справкой о них и контактами). Лучше, когда свежие данные в ГИС-системе появляются каждый день, а информацию обо всех компаниях в городе обновляют не менее 2 раз в год.
Детальность и разнообразие данных
Выясните, насколько подробны исходные данные. Хорошо, когда кроме базовой информации о компаниях, зданиях (например, время работы фирм, средний чек организаций, расположение входов в офисы, количество парковок рядом и машиномест на них) есть данные о количестве работающих и проживающих в заданной локации, дорожном трафике, остановках общественного транспорта. Чем более разнообразны сведения, тем больше возможностей для анализа. А детальность несложно проверить — посмотрите, что система знает о ваших офисах, насколько эта информация корректна.
Активность пользователей
Чтобы делать выводы об интересе потребителей к определенным услугам в различных локациях, нужно, чтобы геосервис, выступающий источником данных, имел широкую аудиторию пользователей в городах. Чем больше — тем лучше. Аналитика интересов в привязке к геоданным открывает широкие возможности для принятия географически и финансово аргументированных решений.
Как визуализировать данные
Геоданные можно изучать и в табличном виде, но это неудобно — слишком большой объём информации. Тепловые карты — комфортный для восприятия и изучения способ визуализации большого объема данных информации. С помощью сервиса 2ГИС Аналитика можно создавать тепловые карты по запросам бизнеса. Многочисленные фильтры позволят настроить карту под конкретные потребности.
О тепловых картах и других возможностях сервиса 2ГИС Аналитика можно узнать на content.2gis.ru или analytics.2gis.com. А если у вас уже есть конкретный запрос или вы хотите понять, как вашему бизнесу могут помочь геоданные, пишите на content@2gis.ru.