Как узнать, где нужны новые офисы, банкоматы и кафе в городе?

Руководитель направления больших данных 2ГИС Максим Игнатов — о том, чем геосервисы полезны бизнесу.

Жители современных мегаполисов ежедневно вводят в строку поиска миллионы запросов. Ищут кафе, банкоматы, аптеки, ветеринарные клиники и многие другое. 

Как узнать, где нужны новые офисы, банкоматы и кафе в городе? 1Увидеть конкретные места на карте, в которых сосредоточен интерес к определённым товарам или услугам — привлекательная перспектива для любого бизнеса. С этой информацией можно решить, где открывать новые точки, где разместить рекламу и понять, почему перспективный с виду магазин не оправдывает ожиданий. Это не фантастика, а реальная возможность, которую открывают перед бизнесом геосервисы. Они научились собирать данные об интересе пользователей к компаниям и услугам в виде обезличенной статистики и визуализировать их на тепловых картах. Расскажу, как это работает и в каких случаях может быть полезно. 

Где открыть кафе?

Чтобы выбрать лучшее место для новой точки, раньше многие рестораторы обращались к аналитическим агентствам. Их сотрудники дежурили на перекрёстках, вручную подсчитывали пешеходный поток и составляли сложные математические модели. Всё это занимало недели и месяцы, а результат далеко не всегда оправдывал ожиданий из-за приблизительности исходных цифр. 

Современные ГИС-системы оперируют точными данными — например, о трафике или о количестве поисковых запросов. Они могут сопоставить информацию с конкретными точками на карте города и дать ответ за считанные часы. На фрагменте карты Челябинска (рис. 1) показаны поисковые запросы на тему «поесть» с января по июль 2019 года. Красным обведена зона пешей доступности ТЦ, гостиниц и достопримечательностей, которые традиционно привлекают большие потоки людей. На карте отмечены и места расположения конкурентов. 

 Как узнать, где нужны новые офисы, банкоматы и кафе в городе? 2

Рис. 1. Зоны активного поиска заведений общепита на карте Челябинска и точки расположения конкурентов. Данные сервиса 2ГИС Аналитика, январь-июль 2019.

Дополнительно можно посмотреть тепловые карты с плотностью размещения квартир и офисов. С учётом этих данных можно не только выбрать локацию для новой точки, но и скорректировать меню и режим работы. Например, кафе в зоне высокой деловой активности будет открываться раньше, чем ресторан в спальном районе, а ассортимент блюд в рабочие дни и в выходные может отличаться. 

Перекрёстки, остановки общественного транспорта с количеством маршрутов, данные о пробках — всё это поможет не только выбрать локацию в знакомом городе, но и подскажет места для развития сети в других регионах. 

Где потребителям нужны банкоматы? 

Любому банку важно расположить офисы и банкоматы там, где их услуги больше всего востребованы клиентами. Цена ошибки здесь высока — если приходится закрывать филиал или переносить банкомат, банк терпит финансовые и репутационные убытки. Геоинформационные системы помогают взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти возможный вариант решения. 

На рис. 2 показан фрагмент тепловой карты Челябинска. На ней обозначены красным цветом те зоны, в которых горожане — пользователи мобильных карт — с января по июль 2019 года интересовались ипотечным кредитованием, операциями с валютой и другими банковским услугами. К слову, это более 1,8 миллиона поисковых запросов от 120 тысяч уникальных пользователей. 

Чёрные точки на карте — это отделения банков и банкоматы (в Челябинске их более 1600).

 

Как узнать, где нужны новые офисы, банкоматы и кафе в городе? 3

Рис.2. Фрагмент тепловой карты интереса к банковским услугам в Челябинске с расположением существующих отделений банков. Данные сервиса 2ГИС Аналитика, январь-июль 2019.

Легко понять, что многие филиалы находится там, где они востребованы аудиторией. Но есть ряд точек за зонами интереса. Для руководства банка это повод задуматься — например, о возможной установке дополнительной навигации для клиентов или переносе точек в более выгодные локации.

Где разместить наружную рекламу? 

Ответ прост — там, где люди проводят много времени без возможности погрузиться с головой в повседневные дела. Например, в автомобильной пробке. Чем длиннее пробка, тем больше свободного времени у автомобилистов, которые в ней стоят. Если пробка регулярная — значит, большое скопление машин здесь бывает часто. Пока авто стоят, у водителей есть время осмотреться и обратить внимание на билборды. 

Информация о постоянно загруженных дорогах — ещё один пласт геоданных, которые могут принести пользу бизнесу. На карте ниже — места пробок днём в Челябинске. Точки рядом с этими участками дорог представляют собой зоны наилучшего расположения рекламных щитов.

 

Как узнать, где нужны новые офисы, банкоматы и кафе в городе? 4

Рис. 3. Пока водители стоят в пробке, у них есть время разглядеть рекламные щиты рядом.

Как выйти на новый рынок?

Выход на новый рынок всегда связан с рисками, и геоинформационные сервисы могут помочь их минимизировать. Ниже — фрагмент тепловой карты для одного из банков, который готовился выходить на новый для себя рынок в Алматы. 

 

Как узнать, где нужны новые офисы, банкоматы и кафе в городе? 5

Рис. 4. Карта Алматы с зонами интереса к банковским услугам за 7 месяцев 2019 года.

Всего в Алматы более 330 отделений банков. За 7 месяцев около 280 тысяч уникальных пользователей интересовались их услугами более 4,5 миллионов раз. Тут даже аналитиком не нужно быть, чтобы увидеть места концентрации интереса к банковским продуктам как в центре, так и на окраине города. Такие геоданные можно использовать для принятия решения об открытии филиалов и установке банкоматов. В результате клиент избежал ошибок, с которыми сталкиваются многие бизнесы, когда выходят в новый город или страну — сразу предложил свои услуги именно там, где они наиболее востребованы целевой аудиторией и избежал убытков из-за неудачного выбора локации.

Качество данных

Крупные клиенты — например, застройщики или банки — используют как собственные геосистемы для оценки ситуации в городе, так и сторонние решения. Например, услуги консалтинговых агентств, делающих геоаналитику и варианты управленческих решений на её основе.

В обоих случаях основа для принятия решений — геоданные. Какими качествами они должны обладать? Вот несколько простых советов, как выбрать лучшего поставщика данных. 

Высокая частота обновления

Узнайте, как часто обновляются данные — как картографические (например, дорожная инфраструктура, здания, достопримечательности), так и справочные (компании с подробной справкой о них и контактами). Лучше, когда свежие данные в ГИС-системе появляются каждый день, а информацию обо всех компаниях в городе обновляют не менее 2 раз в год.  

Детальность и разнообразие данных

Выясните, насколько подробны исходные данные. Хорошо, когда кроме базовой информации о компаниях, зданиях (например, время работы фирм, средний чек организаций, расположение входов в офисы, количество парковок рядом и машиномест на них) есть данные о количестве работающих и проживающих в заданной локации, дорожном трафике, остановках общественного транспорта. Чем более разнообразны сведения, тем больше возможностей для анализа. А детальность несложно проверить — посмотрите, что система знает о ваших офисах, насколько эта информация корректна.

Активность пользователей

Чтобы делать выводы об интересе потребителей к определенным услугам в различных локациях, нужно, чтобы геосервис, выступающий источником данных, имел широкую аудиторию пользователей в городах. Чем больше — тем лучше. Аналитика интересов в привязке к геоданным открывает широкие возможности для принятия географически и финансово аргументированных решений.

Как визуализировать данные 

Геоданные можно изучать и в табличном виде, но это неудобно — слишком большой объём информации. Тепловые карты — комфортный для восприятия и изучения способ визуализации большого объема данных информации. С помощью сервиса 2ГИС Аналитика можно создавать тепловые карты по запросам бизнеса. Многочисленные фильтры позволят настроить карту под конкретные потребности. 

О тепловых картах и других возможностях сервиса 2ГИС Аналитика можно узнать на content.2gis.ru или analytics.2gis.com. А если у вас уже есть конкретный запрос или вы хотите понять, как вашему бизнесу могут помочь геоданные, пишите на content@2gis.ru

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.