Как сотрудников, которые постят не так и не то, превратить в евангелистов бренда

Если больше пяти тысяч сотрудников объединены работой, значит ли это, что у вас есть пять тысяч промоутеров бренда? В первую очередь это пять тысяч потенциальных угроз для репутации компании.

Екатерина Железнякова, руководитель направления по развитию бренда  обувной  фирмы «Юничел»:

— Если больше пяти тысяч сотрудников объединены работой на один бренд, значит ли это, что вы имеете пять тысяч промоутеров бренда? Хотелось бы, но нет. В первую очередь вы получаете пять тысяч потенциальных угроз и опасностей для репутации компании.

Надо ли объяснять, почему? Потому что это люди, владеющие служебной информацией, имеющие доступ в служебные помещения, общающиеся с клиентами напрямую, и в 90% случаях у них есть личные страницы в социальных сетях, где выложена вся-вся жизнь. А когда 10 часов из 16-18 бодрствования человек проводит на работе, это накладывает отпечаток на контент.

Это первый и самый распространенный тип угроз для репутации компании.

Границы между личным, публичным и корпоративным практически стерты. И этим грешат как работодатели, так и работники. «Сканируете» ли вы страничку соискателя в соцсетях перед тем, как принять человека на работу? А можете отказать в приеме на работу не по причине несоответствия требованиям, а потому что на странице кандидата что-то насторожило?

Ответных «сюрпризов» от сотрудников тоже известно уже немало. В интернете могут появиться кадры «празднования днюхи» на складе среди брендированных обувных коробок или селфи в туалете в корпоративной форме. Да много какие еще фотофакты встречали работодатели, красноречиво доказывавшие, что работа — это чей-то второй дом.

Конечно, в первую очередь грешит этим линейный персонал, где всегда есть текучка, не самый высокий уровень образования, а такие понятия, как корпоративная культура и репутация бренда, подчас в принципе находятся за гранью понимания. Чуть проще в этом случае компаниям, в которых основа штата — белые воротнички.

Вторая опасность, созданная безграничными просторами интернета, — возможность стать в сети кем угодно — хоть Владимиром Путиным (что было бы не так страшно), хоть «крупнейшей российской обувной компанией «Юничел» и отвечать от этого громкого имени, например, клиентам, которые ждут разрешения наболевшего вопроса. Именно это и случилось однажды: на просьбу покупателя разобраться в ситуации сотрудник, зарегистрировавшийся на одном из сайтов-отзовиков, начал вести с ним открытый диалог в духе «да ты сама такая» и «ты первая начала». Тогда, кстати, потребовалось несколько дней, чтобы доказать сайту, кто есть кто, и,  что мы — это мы. После чего интернет-ресурс согласился выдать город, электронную почту и другие данные отвечавшей от имени всей компании сотрудницы.

Здесь нужно признать, что эти две самые распространенные репутационные угрозы решаются практически одним движением, точнее, пунктом в договоре между компанией и претендентом на должность.

Еще лет восемь назад об этом говорили как о невозможном и окончательном крахе всех гражданских свобод. Все в соцсетях грозили кулаком корпорациям. 

Но ситуация поменялась благодаря череде историй, прокатившихся по всей стране, когда после постов в соцсетях работы лишились довольно важные и ценные сотрудники и публичные личности. И СМИ, и общественность, а главное, трудовое законодательство признали право за компаниями отстаивать таким образом и защищать свою репутацию.

В нашей компании после подобных инцидентов был введен жесткий запрет для сотрудников на какие-либо публикации в социальных сетях, упоминание названия бренда, размещение фотографий с фирменным логотипом. Конечно, понимали, что потенциально теряем часть позитивного и честного контента, инициированного сотрудниками, но угроз виделось больше.

К слову, запрет на любые упоминания, вне зависимости от их тональности, был вполне обоснованным. Ведь иногда, выкладывая фото из подсобного помещения с комментарием «моя любимая рОбота», человек и впрямь не имел ввиду ничего плохого. Только вот сама «картинка» подсобки с мусорным ведром в кадре, ее качество и ошибки в тексте для имиджа и репутации бренда точно ничего хорошего не несут. Объяснить человеку, почему это нужно убрать, в данной ситуации почти невозможно — это его мир, его восприятие действительности, и на его личной страничке Вконтакте все фотографии такие.

О тотальном запрете как об эффективном инструменте можно было говорить лет пять назад. Чем стремительнее развивались сети, чем больше смартфонов появлялось в руках и людей, тем сложнее  становилось сдерживать этот поток. А главное, не давало покоя очевидное желание людей рассказывать о своей работе. Вместе с тем, нарастало понимание того, что верят людям, а не брендам, и скоро корпорациям, в отличие от простых смертных, оставаться заметными в сетях будет все сложнее и сложнее, и чего уж там, все дороже и дороже.

Шествие, которое ты не можешь остановить, как известно, нужно возглавить. Как сотрудников, которые пишут не так и не то, заставить писать так и то? Научить! Регламент, где обозначено, что можно, а что нельзя, часть проблем снимет сразу. Это уже жизненная норма для любой компании. Мы «закрутили» его в доступную,читабельную  презентацию, с юмором и внутренними «примочками», ибо в сетях нужно работать «по фану» и в удовольствие, а не выдавливать из себя, как из тюбика, то, что требуют сверху. Провели всероссийский ликбез для работников всех уровней и всех городов присутствия (бренд «Юничел» представлен 618 магазинами в 220 городах), сделав акцент не на том, что нельзя, а на том, как при желании можно «раскочегарить» продажи с помощью соцсетей.

Что нельзя? Довольно стандартно. Нельзя фотографировать подсобные помещения, сотрудников в униформе курящими или употребляющими, нельзя использовать ненормативную лексику, критиковать конкурентов, отвечать на жалобы, агрессивно высказывать политические взгляды, пропагандировать то, что выходит за рамки закона и нормы приличия.

Словом, то, что нельзя никому и нигде, если в открытом доступе ты указываешь свое место работы.

Нельзя создавать страницы с использованием слова «Юничел»: один-единственный, официальный, аккаунт ведут специально обученные сотрудники. Но можно и нужно рассказывать со своей личной страницы про свою работу, показывать магазин, приглашать за покупками. Можно показывать поступившие в продажу новинки, команду мечты. Для всех обязательно: лайкать, репостить и комментировать, наращивать список друзей.

Тех, кто претендует на уровень «бог» и «супербог», мы учили делать фото с захватом логотипа, ставить хэштеги, миксовать личный и корпоративный контент, инициировать положительные отзывы, втягивать во все это друзей и знакомых для классных фото в магазине и честных отзывов. Обсудили хорошие ракурсы и важность освещения, набросали список возможных тем и постов. Мы обозначили в этой работе пункты, обязательные для исполнения, но в остальном не давим! Не хочешь — не делай, наша задача — дать инструмент и вдохновить!

Расчет такой: за мнение, размещенное на личной странице, корпорация ответственности не несет. Это останется точкой зрения одного из сотрудников. Но при умелом подходе позволяет решать ряд важных задач: поднимает продажи конкретного магазина, личные продажи сотрудника, hr-задачи. И это все уже не говоря про пресловутые репутацию и  имидж.

Что можно получить на выходе? Настоящих промоутеров и евангелистов бренда. Конечно, многие из сотрудников даже не попробуют продвигать что-то в соцсетях, многие зарегистрируются и на этом остановятся, кое-кто превратит свою страничку в однообразную скучную витрину, кто-то начнет за здравие, а далее по тексту. Это понятно. Чтобы делать круто, нужно быть в душе немного рекламщиком, понимать сети нутром и кое-что делать интуитивно. Но настоящие гуру «из своих» все же могут получиться.

Есть яркий пример: директор фирменного магазина «Юничел» в Усть-Катаве, которая «раскочегарила» свою страницу и повысила продажи в  магазине. Все, что она показывает на своей странице, разлетается, как горячие пирожки. Собирает модные образы с обувью, делает фото в магазине, рассказывает о преимуществах моделей и начавшихся скидках. Директор магазина каждый день работает на передовой, и поэтому подчас лучше юных sмм-щиков знает истинные запросы покупателей, которые, кстати, в разных городах нашей огромной страны могут чрезвычайно разниться, как с точки зрения вкусов, так и, банально, погоды.

Когда в Астрахани плюс 40, а в Сургуте только снег сошел, официальная страница бренда покажет пост со средним градусом по больнице, в то время как у  сотрудников конкретного магазина есть возможность выложить что-то на злобу дня. Все это становится вдвойне актуальным в период тотального сокращения рекламных бюджетов.

Возвращаясь к угрозам, еще одна существенная опасность — это уволенные сотрудники, которым трудовой договор уже не писан. Эта задача решается только тем, какую репутацию сама компания создала в глазах своего бывшего сотрудника. Если он уверен, что в организации бардак, или существуют пробелы в защите, если он владеет информацией, которая позволит ему почувствовать, что он не понесет ответственности за свои действия, то ловите нового хейтера в сети. Иногда у компаний благодаря корпоративной культуре, честности в отношении сотрудников получается сформировать лояльность, и тогда увольнение из-за того, что «начальник плохой», все равно не станет поводом лить грязь на сам бренд.

Решить эту проблему, ну, или существенно сгладить острые углы, поможет отлаженный коммьюнити-менеджмент. Один хейтер в информационном поле все же не воин.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.