Подписаться
Курс ЦБ на 04.06
68,34
76,62

Как реклама моющего средства приводит к харассменту, — лидерка феминисток в Челябинске

Как реклама моющего средства приводит к харассменту, — лидерка феминисток в Челябинске
Иллюстрация: cont.ws

Что ни реклама — то с женщиной в сексуальной позе, возмущаются челябинские феминистки. Из-за этого даже не понятно, что продаётся: нижнее бельё или новый жилой микрорайон.

В последние месяцы активность феминисток в Челябинске усилилась настолько, что их борьбу против сексистской рекламы поддержала даже глава управления антимонопольной службы Анна Козлова. О том, как пиариться южноуральским компаниям, не нарушая права женщин, стоит ли смеяться над «яжематерями» и антипрививочницами, и был ли феминизм в СССР, DK.RU рассказала лидерка южноуральского феминисткого движения София Раевская.

Почему основная деятельность движения в Челябинске — это борьба с рекламой?

— Некоторые люди говорят: «Посмотрите вокруг, нигде женщин не угнетают». Но посмотрите внимательнее. Женщин используют для привлечения внимания повсеместно! Сексизм мы видим каждый день, выходя на улицу. С помощью сексуального женского образа привлекают внимание к продукту — это называется объективация. Да, чаще всего женщину объективируют в сексуальный образ, но бывают и другие случаи. Например, когда женщина в рекламе предстаёт только в роли матери, заботливой жены. Вот реклама моющих средств, еды — мясных продуктов, приправ и так далее… Женщина что делает, как правило? Моет посуду, причём за всей семьей. Она готовит, убирает в квартире. Так внушается заблуждение, что женщина счастлива всегда наливать чай всей семье из пяти человек. Это не так.

Что в этом смысле нужно исправить в рекламе челябинским компаниям?

— Нужно показать индивидуальность женщины. Ведь при виде некоторых рекламных слоганов у нормального человека возникает просто испанский стыд. Голые женские тела — это уровень эротического журнала. Это не должно «украшать» главные улицы нашего города. Это вульгарно, это омерзительно. Или, например, «налог на розовое». Это когда висит две бритвы: один производитель, одна модель, но одна синяя и дешевле, а другая — розовая и дороже. От этого тоже нужно избавляться.

Вам не кажется, что корни такого поведения компаний в бытовом поведении людей, и проблема не в рекламе?

— Конечно, спрос рождает предложение. Рекламодателей, я думаю, в каких-то школах даже учат, что с помощью секса всё продаётся. Что ни картонка с рекламой перед парикмахерской или магазином — то сексуализированная женщина. Из-за этого теперь даже не понятно, что продаётся. Может, нижнее бельё, а может, новый микрорайон. Да, у ЖК «Квартал О2» такая реклама. С мужчинами же подобное встречаешь редко, товар почему-то — только женщина. Прежде всего необходимо бороться с общественными стереотипами и предрассудками.

Это тренд последних лет?

— Ну, при социализме не было такого. Есть такая фраза: «В СССР секса нет». Но, если посмотреть телепередачу, в которой это было сказано, то понятно, что говорилось это конкретно о рекламе. В рекламе СССР секса не было, потому что не было цели кого-то эксплуатировать, чтобы продать нечто любой ценой.

Как реклама моющего средства приводит к харассменту, — лидерка феминисток в Челябинске 1
Феминистки Челябинска активно занимаются агитацией на улицах

Разве в СССР было реальное равноправие полов? И в быту? И в браке?

— Конечно, советская женщина решала вообще все вопросы — и семейные, и карьеру строила, и бытом занималась. Никто не снимал с нее ответственности за обслуживание детей и мужа. Но уж лучше так, чем быть невовлечённой совершенно, например, в политику, как сейчас. В СССР повсеместно были делегатки, депутатки. А сейчас в Госдуме 14% женщин — это капля в море, учитывая, что в стране по количеству их столько же, сколько мужчин.

Может, проблема в российской политике, в которой женщины просто не хотят быть замешаны?

— Нет. Мне очевидны другие факторы. Во-первых, есть такое понятие — «стеклянный потолок». Женщина поднимается по карьерной лестнице, но упирается и не может занять руководящую должность. Во-вторых, в Госдуму посадили только выгодных женщин, которые за запрет абортов и декриминализацию домашнего насилия. В-третьих, общественные предрассудки, из которых следует, что политика не женское дело. В-четвёртых, «три смены» у женщин: первая — работа, вторая — уход за мужем и детьми, третья — поддержание собственного внешнего вида. Женщины заняты этим, поэтому им даже заинтересоваться политикой некогда.

Была ли какая-то обратная связь от тех компаний, рекламу которых вы критикуете?

— Да. Когда мы раскритиковали рекламу суши-бара, они нам ответили мемом. Знаете, такой, где парень идёт с девушкой за ручку, но оборачивается на другую девушку? Вот они так ответили, типа феминисток волнует реклама суши, а не домашнее насилие. Это не так, мы боремся со всеми проблемами женщин.

Как реклама моющего средства приводит к харассменту, — лидерка феминисток в Челябинске 2
Реклама суши, жалоба феминисток на которую дошла до УФАС

Чем отличается объективация от обычного изображения женщины?

— Есть четкие признаки. Во-первых, это неестественная поза, в которой человек только на какой-то эпатажной фотосессии бы сфотографировался. Это лозунги с намёком. Это когда героиня рекламы нарочно одета в открытые облегающие наряды, в которых всё напоказ, а ещё она ярко накрашена. В итоге сексуальная доступность — это главная её характеристика. По сути, она просто предмет без собственного мнения, тумбочка для ног.

К чему это приводит?

— К тому, что называют виктимблейминг [обвинение жертвы, с англ. Victim blaming – прим. ред.]. Женщин изображают как всегда готовых к интимной близости, сексуализированных дурочек. В итоге мужчина не воспринимает отказа. Это ведёт к харрасменту (с англ. Harassment — домогательство, причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица.  — прим. ред.). Кроме того, до сих пор по поводу многих сфер есть предубеждение, что они не женские. С компьютерами работать, с машинами возиться — мол, не женская это работа. Есть список запрещённых профессий, часть из них там — из-за предубеждений. Например, в этом году женщинам разрешили водить фуры. Но они же и так их водили, просто оформляли как меньший грузовой транспорт, теряя все социальные гарантии и льготы.

Почему работа женщины в некоторых сферах опасна? Здоровье мужчины и женщины отличается только репродуктивной системой. Получается, когда работать в какой-либо сфере запрещают женщине, объясняя это заботой о её здоровье, это значит, они считают: рожать — главная функция женщины, её нужно сохранить любой ценой. Даже если эта профессия — та, о которой женщина с детства мечтала.

Как челябинцы реагируют на ваши акции?

— Когда мы расклеиваем листовки, многие стоят, читают, задумываются о том, что там написано. У нас есть агитация за доступные бесплатные аборты, в том числе медикаментозные и вакуумные. Разное бывает. И так, что женщина, когда мы их расклеиваем, проходит и говорит: «Руки бы поотрывать». Но аборт должен входить в программу ОМС: избавиться от нежелательной беременности — так же, как вырезать апендицит. По сути, речь о чём? С организмом человека случилось нечто плохое, надо это исправить.

Женщины делают аборт из-за плохого социально-экономического положения. Если оставлять их наедине с этой проблемой, скорее всего, ребёнок никогда не выберется из ловушки бедности. А экономии нет: сейчас и так тратятся деньги, но в бюджетных поликлиниках, в основном, — на хирургический аборт, а на вакуумный и медикаментозный — нет. Хотя они самые безвредные, после них меньше вероятность столкнуться с проблемами с репродуктивной системой в будущем. Вот сэкономить можно не на абортах, а на дачах чиновников, например. Начните реально бороться с коррупцией — и вы найдёте деньги и на аборты, и на ЭКО.

В вашей агитации — плакаты с возмущением по поводу того, что средняя зарплата женщин составляет 59% от средней зарплаты мужчин. Вам не кажется, что проблема здесь, в основном, в небольших амбициях современных женщин?

— Чаще всё-таки играет роль мнение работодателя: «Он же мужчина, ему надо семью кормить». А женщина как бы работает просто в свободное от заботы о семье время. Основные деньги якобы должен приносить мужчина. Также до сих пор бытует мнение о том, что женщины в принципе работают менее эффективно. Хотя, разумеется, это не так.  

Уровень домашнего насилия в Челябинске чем-то отличается от других городов?

— Как жертва домашнего насилия говорю, что ситуация примерно одинаковая по всей стране. Истории вроде той, что произошла с сёстрами Хачатурян, — показательны. Вот так обстоят дела с домашним насилием в России. Сами люди не разберутся, любое насилие нужно криминализировать. «Куда она смотрела, когда выходила замуж?» — говорят они. Так дело в том, что агрессия и проявляется тогда, когда мужчина уверен, что его партнёрка никуда не денется.

Партнёрка? Употребляете феминитивы?

— Разумеется. Сначала было несколько непросто, а теперь даже непривычно произносить: «Моя психотерапевт сказала».

А как? Психотерапевтка?

— Да. Вообще, можно использовать любые женские суффиксы. Как удобно. То есть можно сказать и продавщица. Почему нет? Ну, да, некоторые суффиксы принижают смысл слова. Или искажают как суффикс «ша»: генеральша — это жена генерала. Но зачем ограничивать себя? Можно менять слова, как угодно! Была русалка — стал русал. Стюардесса –— стюард. Ничего плохого в этом нет. Нормы языка говорят о нормах, которые господствуют в обществе. Именно в советском обществе сами собой возникли «крановщицы», «продавщицы» и т.д. Но, конечно, недостаток феминитивов — не главная проблема феминизма.

Вам не кажется, что по сути феминизм в России — это дискуссия только внутри женского сообщества? Одни хотят хранить очаг, а другие «слезают с иглы мужского одобрения».

— Даже внутри феминизма есть много разных течений, конфликтующих меж собой. Но ведь те, кто говорит: «Мне не нужен феминизм, я хочу сидеть дома, мне не нужны дополнительные права», воспроизводят внутреннюю мизогинию (женоненавистничество — прим. ред.). Но это всё вопрос времени. Феминистки никому ничего не указывают, феминизм кладётся перед каждой женщиной, как открытая книга, и та сама решает, что из неё взять. А хранительницам очага, в первую очередь, нужно быть защищёнными от домашнего насилия, иметь возможность бесплатно оставить ребёнка в хороших яслях, детсаду, получать хорошие пособия. Наша цель — повлиять на общество так, чтобы борьба за права женщин была не нужна.

Сколько в вашем активе людей? Кто они?

— Группа начала формироваться в 2016 г. В активе сейчас около 15 девушек. Лидерку мы выбираем с помощью выборов. В активе, в основном, всем около 20 лет. Мы проводим совместные мероприятия — расклеиваем листовки, у нас есть сходки. Но, бывает, собираемся, чтобы развлечься: ходим в лазертаг, смотрим тематические фильмы. Мы сотрудничаем с коммунистической организацией, потому что коммунизм невозможен без равноправия полов. Оттуда нас поддерживают парни.

Почему у движения нет правозащитной части?

— Мы уже писали жалобы.  Но, конечно, планируем работать над этим активнее, как только у нас расширится штат. Хотим запустить кризисный центр, помогать жертвам домашнего насилия и в принципе всем женщинам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Кого-то парень избивает, кого-то — родители, кого-то травят однокурсники. Мы стараемся оказать посильную помощь всем.

Какие стереотипы о феминистках — самые смешные?

— Естественно, стереотипы о внешности. Что фемка — это нечто старое, страшное, небритое, толстое, с разноцветными волосами, и у неё уж точно не может быть отношений с мужчиной. Но идеологию человека далеко не всегда можно определить по внешнему виду.

Почему вам хочется защищать женщин, зная об агрессивных антипрививочницах и «яжематерях»?

— Деградация-то в принципе происходит. Не только среди женщин. Почему именно на «яжематерей» набросились? Ведь это неоднозначная тема. С самого рождения женщина видит, что в обществе превозносят образ матери-героини и каждой девочке ставят задачу — обязательно выйти замуж и родить. А потом, когда она этому начинает соответствовать, когда тащит на себе весь быт без помощи мужа, мы ей говорим: «Ах ты, “Яжмать”, кормишь грудью в общественном месте и тащишься со своей коляской». Так это же и есть сексизм! С появлением в интернете тематических пабликов глумиться над недалекими женщинами стало так весело.

То же и про антипрививочниц. Они боятся нашей медицины, и этот страх можно понять. В общем, надо бороться с предрассудками, даже если сама женщина их транслирует. Не с женщинами, а с предрассудками.

Самое читаемое
  • «У неё случился срыв». Начальник отдела продаж курорта «Увильды» покончила с собой«У неё случился срыв». Начальник отдела продаж курорта «Увильды» покончила с собой
  • Южноуральский бизнесмен из списка Forbes готовится к крупной сделкеЮжноуральский бизнесмен из списка Forbes готовится к крупной сделке
  • На Южном Урале рухнул пассажиропоток в поездахНа Южном Урале рухнул пассажиропоток в поездах
  • «Чувствуете уровень?» Челябинский «Трактор» получил 1,4 млрд руб. из бюджета области«Чувствуете уровень?» Челябинский «Трактор» получил 1,4 млрд руб. из бюджета области
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.