Как отвлечь ребенка от экрана смартфона и перестать быть домашним тираном

Ребенок включает игру, и в одночасье он уже не семиклассник, а полководец, который завоевывает миры, строит крепость. Понятно, что это иллюзорные взрослость и свобода, но хотя бы такие, суррогатные.

Паата Амонашвили,  доктор психологических наук, социолог,  президент Международного центра гуманной педагогики:

— Как ребенок обычно идет в школу? Утро, рано, темно еще, зима. Еле-еле плетется. А теперь вспомните радостное предвкушение, которое испытывает первоклассник накануне первого сентября. С каким нетерпением он выбирал рюкзак, тетради. А уже в октябре этот энтузиазм куда-то пропадает. Что же происходит? Дети в школе находятся по принуждению. Им просто некуда деваться.

Гуманная педагогика направлена на то, чтобы создать такую среду, в которой ребенок — фантастика! — сам захочет делать то, что идет ему во благо. Вообразите: приходит из школы и рвется скорее сесть за домашнее задание. А до этого говорит: мама, я с удовольствием съем все, что ты приготовила. А потом сам открывает книгу. И на предложение немного поиграть на компьютере отвечает: нет, лучше пораньше лягу спать.

Обычная воспитательная тактика родителей — требовать. Если ребенок не выполнил с первого раза, повторить то же самое громче, если и это не подействовало — пригрозить лишить чего-то интересного и желанного. Любые средства хороши, лишь бы добиться того, чтобы ребенок сделал что-то, пусть нехотя или только из страха наказания.

Любить и быть любимым — это неотъемлемая потребность человека, наряду с физиологическими, и в детях это проявляется особенно сильно: они ищут место, где будут чувствовать, что любимы, причем без всяких условий.

Любить за что-то — это не любовь, а суррогат. Это как умиляться спящим ребенком: послушный, тихий и ничего не клянчит. А как проснется — сразу возникает раздражение. И разговор начинается с отрицания: нет, ты послушай, а заканчивается тем, что все говорят что-то одновременно и на повышенных тонах.

Часто у родителей бывает так: прочитал книжку, сходил на семинар, вдохновился, а потом оказывается, что в реальной жизни, с собственными детьми этот метод не работает! Значит, метод неполноценный? В поэме «Витязь в тигровой шкуре»  Шота Руставели еще в двенадцатом веке написал: «Что содержится в кувшине, то и льется из него». Это очевидно, пока мы говорим о кувшине с вином, однако если применить это изречение с точки зрения психологии — что есть в человеке, то и транслируется в мир, так человек и общается с ребенком. Внутреннее состояние определяет и отношения с близкими, с друзьями и родственниками, и распространяется на жизненные обстоятельства.

Нельзя быть на 20% авторитарным, а на 80% гуманным. Или то, или это, попеременно. И главное, что отличает эти состояния — принятие или непринятие на уровне ума.

Непринимающий ум смотрит наружу и ему кажется, что все — не так, как должно быть. И улица грязная, и погода плохая, и сослуживцы — дураки, и страна — не та, и планета. Теща и свекровь — вообще идеал «не того». При этом со мной — все окей.

Непринимающий ум стремится все поправить, сделать по-своему. Ребенок, с его, авторитарной, точки зрения, — неполноценное существо, недоделка природы. И это надо исправить: поделиться мудростью (своей!), привить полезные навыки (свои!), дать знания (свои!) и правильное (свое!) воспитание. Чтобы из него получилось что-то дельное. Все лучшее в детях, конечно, от нас. А то, что ум не принимает, — разумеется, от тещи, зря только приходит.

Но ребенок — не пустая чаша. Он  бегает, прыгает, кувыркается. Знания выливаются. А при гуманном подходе педагоги и родители видят в ребенке не сосуд, а явление. Каждый — абсолютно уникальное, неповторимое явление. Как солнце — каждый день одно и то же, но восход — это всегда новое явление. Есть состояние благодарности и радости по отношению к явлению, вне зависимости от того, приносит ли оно комфорт или неудобство. Смотрим на ребенка — сначала испытываем радость, как при встрече с уникальным явлением, восхищаемся — не конкретным поступком, а самим ребенком, а уже потом начинаем разбираться, почему разбита ваза, не выполнено домашнее задание и не помыта посуда. Это стоит взять прямо за жизненный принцип.

Если помнить, что в каждом ребенке — искра божья, взгляд меняется, слова, интонация меняются. Это совсем не исключает строгости, но отношения приобретают совершенно иной смысл.

Слушать и слышать ребенка в конфликтной ситуации — зачастую только это уже исчерпывает весь конфликт. Потому что так мы берем часть эмоций ребенка на себя. А в большинстве случаев родители ждут малейшей паузы, запятой в потоке речи, чтобы вставить свои «пять копеек», высказать свое мнение, поделиться своим опытом в схожей ситуации, дать совет, покритиковать или прочитать нотацию. Слушать — это значит рот на замок, даже внутри себя, в мыслях. Просто слушаем и смотрим — глаза в глаза, на одном уровне. И молчим — тогда у ребенка включаются мозги. Когда убеждаем, указываем — мозги не работают.

Отрицающий беден, а принимающий — богат. Все методы гуманной педагогики основываются на согласии — с родными, с природой, с законами Вселенной, с самим собой. Принимающий ум, соглашающийся с природой ребенка, начинает задумываться о силах, которые управляют его поступками. И вдруг открывает простые истины.

Многие дети — если не все — хотят выглядеть взрослее, чем есть на самом деле, делать взрослые дела, чтобы их признавали важными и значимыми. В детском саду все игры — во взрослую жизнь, все дошколята мечтают скорее пойти в школу. В подростковом возрасте, самом трудном, когда ребенок нередко заходит в тупик в попытках выстроить диалог с миром — также довлеет желание, чтобы все окружающие, и в первую очередь — родители и учителя, признали их взрослыми, самостоятельными. «Ты уже не ребенок, сам принимаешь решения» — это та самая заветная фраза, которую мечтает услышать каждый подросток.

Стремление детей к взрослости можно сравнить только со стремлением взрослых выглядеть моложе. Если сказать или дать понять ребенку — а родители умеют делать это очень артистически! — что он еще маленький, это как наступить на больную мозоль, убить всю мотивацию.

А еще каждому ребенку хочется ощущать свободу. А школа ставит на этих внутренних стремлениях крест. И на эту каторгу ребенка отправили самые любящие люди — родители. На одиннадцать лет. И говорят, что человеком можно так и не стать, если экзамены не сдать. Стоит ли удивляться, что детей туда ноги не несут?

Можно ли сделать так, чтобы у ребенка в школе было ощущение, что он взрослый и свободный? Да. И прежде всего, необходимо внутреннее состояние принятия. Допустим, учитель скажет: «Так, взрослый народ, устроим совещание. Сегодня по расписанию четыре урока: русский, математика, чтение и физкультура. С  чего начнем?». Или устроить голосование: к котором часу начинать уроки в школе: в восемь, в восемь тридцать или в девять? Это не попустительство и не ложный выбор. Это осознанная детьми необходимость. Когда появляется альтернатива, вариативность, ребенок включается в игру. Потому что на самом деле детям нужна не сама свобода, а участие в принятии решений. А если вы будете знать, что день за днем вас ждет  одно и то же, захочется заорать и сбежать.

Там, где ребенку предоставлена свобода выбора, открывается пространство для размышлений. Если он живет только по родительской указке, ему не над чем размышлять, кроме того, как сделать наоборот, вопреки. Если родитель утверждает: «Это так, и не иначе», эта информация воспринимается ребенком процентов на десять, остальное — пустой звон. Другое дело — собственный опыт.

Конечно, стоит быть готовым к тому, что для того, чтобы их усвоить, кому-то потребуется две секунды, кому-то — пара недель, а кому-то — несколько месяцев. Но истинное знание приходит только через опыт.  Наши оценки правильного и неправильного никогда не могут быть абсолютными, они основываются на конкретной ситуации, обстоятельствах, предрассудках, поэтому все понятия могут быть познаны только через опыт.

Авторитарный родитель все время находится в нетерпении: как можно завязывать шнурки семь минут, когда мы опаздываем в школу! А гуманный даст ребенку возможность получить этот опыт — и завязывания шнурков, и опоздания на урок.

Огромное число родителей сегодня переживают из-за чрезмерного увлечения ребенка гаджетами, компьютерными играми. Но давайте посмотрим на это глазами ребенка.

Школа дает четкое послание: ты маленький. Дома он включает игру, и в одночасье он уже не семиклассник, которому задали домашку — он полководец, который завоевывает миры, строит крепость, бросает в бой армию. Более того, эту взрослость он ощущает еще и через виртуальную связь с друзьями. И острое ощущение полной свободы. Понятно, что это иллюзорные взрослость и свобода, но хотя бы такие, суррогатные. И тут открывается дверь, вернувшаяся с работы мама, усталая и взвинченная, отрывает от сладостных переживаний  и дежурным тоном спрашивает: «Как дела в школе?».

Стоит ли удивляться, что любому подростку хочется, чтобы разговор поскорее закончился, и он пытается отделаться словом «нормально», чтобы как можно быстрее вернуться в игру, в виртуальную реальность?

Не хотите слышать в ответ «нормально» — не задавайте глупых вопросов. А действительно интересуйтесь ребенком, будьте в курсе его увлечений, причем в деталях, о которых ребенок и сам не догадывается. Даже если это кей-поп, а страшнее этого сложно что-то придумать. Чтобы быть на одной волне с ребенком, проявляйте искреннюю заинтересованность, хоть всю ночь напролет слушайте с широко раскрытыми глазами, чтобы если и не разделить это увлечение, то хотя бы принять как данность. Будьте рядом: пусть игра, совместный просмотр клипа или ролика станут лишь удобным поводом для общения.

Материал написан на основе двухдневного семинара Пааты Амонашвили в Челябинске

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.