«Из центра Челябинска надо убрать старые сарайчики», — Сергей Репринцев

Челябинск готовится к преображению из-за международных саммитов, но в градостроительстве очевидны проблемы, которые мешают развитию. Среди них как экономность застройщиков, так и культура жителей.

Для подготовки к саммиту ШОС в 2020 г. в Челябинск будет направлено около 50 млрд руб. В городе появится нескольких грандиозных проектов, и активная фаза строительства начнется уже ближайшим летом. Однако в городе актуальны и другие проблемы: продолжают вспыхивать конфликты из-за уплотнительной застройки, остаются недострои и ветхие дома, а горожане скептически относятся к любым начинаниям, считает председатель комитета градостроительства и архитектуры Сергей Репринцев. В интервью DK.RU он рассказал, когда в Челябинске появятся идеальные микрорайоны.

2018 год станет переломным в градостроительстве: активно начинают строить объекты к ШОС — конгресс-холл, гостиницы, развязку, реконструировать аэропорт… На каком этапе подготовка к саммитам будет к концу года?

— Во-первых, центр города, который не благоустроен, начнет меняться. На месте будущего конгресс-холла сейчас нет ничего, кроме ливневых канализаций, а место подразумевает масштабный проект, который станет главной доминантой города, гордостью челябинцев.

Сейчас мы усиленно занимаемся проектированием искусственного земельного участка под конгресс-холл. К лету будут готовы чертежи, после прохождения госэкспертизы начнем строительство. А к осени необходимо завершить все фундаментные работы и приступить к возведению каркасов. Времени осталось мало – всего два строительных сезона.

Начинаем и первый этап реконструкции аэропорта: изменение работы стоянки, замену ограждения. Кроме того, появятся новые системы охраны, ливневые и очистные сооружения. В течение этого и следующего года должны запуститься дополнительные площадки для подготовки самолетов к предрейсовому осмотру.

Нет ли у вас ощущения, что будущие изменения города жители воспринимают или с критикой, или с иронией? Как вы это объясняете?

— Гражданская инициатива жителей начала повышаться, это радует. Жители города должны интересоваться тем, что происходит, и в любом случае высказываться «за» или «против». Да, я понимаю скептицизм жителей, ведь долгое время Челябинск развивался неспешно, многие вопросы и проблемы постоянно откладывались или из-за отсутствия финансирования, или из-за более важных и срочных вопросов. Например, рекультивации городской свалки. Нашей целью всегда было сделать все возможное, чтобы Челябинск развивался с учетом современных потребностей жителей, чтобы он становился городом, комфортным для проживания и работы.

И сейчас у города есть не то чтобы шанс, а уже обязанность стать лучше. Критика и скептицизм были на протяжении двух лет. Сейчас же надо понимать, что работа будет вестись колоссальная. Покрасить фасады и благоустроить набережную — это забота администрации, а жителям нужно вспомнить, что культура города начинается с них самих.

Читайте также: Урбанист Лев Владов: «Челябинск не для гостей ШОСа, Челябинск – для горожан»

Появляются не только «диванные критики», но и целые движения. К ним надо прислушиваться?

— Когда эти движения только появились, их представители стали активно приходить к нам и говорить: «А у вас плохие переходы», «А у вас плохие фасады», а у вас плохо это, плохо то. Только это «плохо» создавалось годами, где все были раньше? Не надо говорить, что в Челябинске плохо, скажи, как сделать хорошо! Конечно, с активистами нужно общаться, это мнение людей.

Да, где-то у нас полное несовпадение мнений. Нам не нужны предложения типа: «Давайте покрасим в черный цвет остановочные павильоны и уличные фонари». Да, порой СНиПы и ГОСТы противоречат требованиям городских молодежных движений. Но эти нормы писались на основе изученных годами ошибок. Тут главное — не отметать слепо то, что делалось годами, а провести анализ и выяснить, почему то или иное решение работает неэффективно, и начать исправлять это

И надо отметить, что в последнее время диалог власти и жителей складывается все более конструктивный. Например, проекты программы «Формирование комфортной городской среды» были выбраны самими горожанами. Это замечательно!

Вернемся к объектам ШОС. Есть ли трудности с поиском инвесторов для конгресс-холла и гостиниц?

— Ситуация с инвесторами очень сложная почему? Потому что каждый, рассматривая проект, хочет получить максимальную прибыль, а в случае с конгресс-холлом это непросто. На данный момент есть ряд потенциальных инвесторов: это и турецкие застройщики, и российские предприятия, но окончательное решение еще не принято.

Губернатор поставил задачу: сдать объект к 2020 году, так что все графики строительства будут соблюдены. Это нормально и законно, если договор с инвестором будет заключен уже в процессе строительства.

Здание аэропорта будут сносить? У этой идеи довольно много противников, которые считают, что объект уникальный.

— Существующее здание не старое, но архитектурно действительно красивое. Тем не менее, выполнено по типовому проекту и не является объектом культурного наследия. Этот проект применялся во многих аэропортах страны, но на сегодняшний день он морально и технически устарел. И в других регионах такие здания уже снесены. Старый челябинский аэропорт не отвечает международным стандартам воздушного транспорта и не может удовлетворить потребности миллионного мегаполиса.

В 2016 году был проведен архитектурный конкурс Archchel–2020 для разработки проектов аэропорта, набережной реки Миасс и конгресс-холла. Проект-победитель концепции «воздушных ворот» Челябинска лег в основу проектно-сметной документации, которую в настоящее время разрабатывает АО «Челябинское авиапредприятие». В процессе модернизации аэропорта в городе появится современное сооружение, отвечающее всем мировым требованиям воздушного транспорта. На третий этап реконструкции планируется потратить 2,7 миллиарда рублей. Снос старого здания аэропорта, не имеющего ни исторической, ни архитектурной ценности, планируется только к 2035 году.

А что изменится в этом году?

— Сейчас утверждены 27 гостевых маршрутов, для которых мы уже разрабатываем концепции, которые касаются в том числе и фасадов зданий, благоустройства, рекламных конструкций. Дизайн-код принят в прошлом году, осталось только его реализовать до 1 июня 2019 года. До 70% информационных конструкций в городе было размещено вне стандартов, вне закона! Баннеры никуда не исчезнут, но их нужно изменить, сделать типовыми по высоте, длине, ширине, подсветке. Если собственники не будут выполнять условия, утвержденные Думой, к ним будут применены меры — штрафы и демонтаж вывесок. Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Самара, Саратов уже утвердили свой дизайн-код, и челябинские рекламные баннеры, которые застилают все фасады зданий, у людей из других городов вызывают только недоумение. Такое положение в рекламном пространстве недопустимо, особенно в преддверии саммитов ШОС и БРИКС. Челябинск не должен отличаться своей серостью, а быть ярким, приятным городом. Нельзя обвешать улицы информационным мусором, пытаясь что-то продать. Реклама должна быть интерактивной, эффективной и неназойливой.

Читайте также: Юрий Латышев, «Архистраж»: «Центр Челябинска уничтожают под знаменем ШОСа»

Во время ШОС гости города увидят, прежде всего, центр. А здесь много полуразрушенных старых зданий. Их остается лишь снести, или реконструкция возможна?

— Историческая застройка в центральной части города, к сожалению, сохранилась точечно. Есть несколько улиц, таких как Труда и Кирова, на которых удалось сохранить немало образцов усадебной застройки старого Челябинска. Все эти объекты либо являются памятниками культурного наследия, либо внесены в списки выявленных объектов и ожидают экспертизы для подтверждения своего статуса. Ответственным за сохранность и внешний вид зданий является Государственный комитет охраны памятников культурного наследия Челябинской области. К саммитам планируется привести в порядок объекты на гостевых маршрутах города, работы начнутся уже в этом году.

Немало старых зданий, являющихся примером рядовой деревянной застройки, сегодня находятся в аварийном состоянии. Но исторической и архитектурной ценности данные объекты не представляют, в списках выявленных объектов или реестре памятников не значатся. И тут мы можем взять за основу опыт других городов России и Европы.

Средняя плотность застройки в историческом центре города, как например, в Самаре, составляет 7-8%, тогда как в Челябинске 2-3%. Но в Самаре удалось сохранить намного больше кварталов усадебной застройки. Для развития города, особенно центра, необходимо сделать его интересным как для людей, так и для малого и среднего бизнеса, и это неотвратимо влечет необходимость повышения плотности застройки в центре.

Нужно избавляться от уже разрушенных и не подлежащих реконструкции объектов, которые только вносят дисгармонию во внешний облик города, а новые объекты в историческом центре города следует проектировать в едином стиле с историческими зданиями.

Бизнесмены – Тартаковский и Никитин – вспомнили про свои недострои. Один продает, другой достраивает. Ведется какая-то борьба с незавершенными объектами из-за ШОСа?

— Это нельзя назвать борьбой. Когда-то у этих бизнесменов возникли проблемы: у кого-то не хватило финансов достроить объект, у кого-то возникли разногласия с предыдущим руководством города и области. Сейчас решения найдены. Дорожные карты уже разработаны, здания будут достроены к 2020 году.

В то же время продолжают выстреливать скандалы с мелкими застройщиками, которые прямо под окнами жилых домов строят мелкие торговые комплексы. Тому пример не только конфликт Карена Даллакяна с бизнесменом Арбузовым, а сразу несколько «горячих» точек в городе. Что с этим делать?

— Это целое явление, сформировавшееся еще до 2015 года. Дело в том, что тогда законодательство позволяло предоставлять земельные участки по акту выбора. То есть бизнесмен при выборе участка мог нарисовать схему от руки, предоставить в администрацию. Там делали публикацию о том, что есть возможность предоставления участка. Если появлялись еще претенденты на этот участок, то организовывался аукцион. Если никто не заявлялся, то этот участок просто отдавался под проект, если тот, конечно, соответствовал правилам землепользования.

Таких земельных участков в Челябинске еще очень, очень много. И договоры аренды были заключены на неопределенный срок или просто еще не истекли, поэтому расторгнуть их сейчас нет возможности. Собственник участка проектирует объект, заявляет в администрацию – и мы даже не можем ему отказать в разрешении на строительство. А если отказываем, арендаторы тут же обращаются в суд, и по закону они правы. Потом начинается строительство – тут же возникают разногласия с жителями.

То есть прекращения постоянных конфликтов жителей с бизнесом можно не ждать?

— Если бы мы давали разрешение на строительство абсолютно всем, возник бы коллапс. Город бы просто встал, а предприниматели вырубили каждое дерево. Если территория озеленена — это хороший аргумент против строительства на этом участке, мы всегда пользуемся возможностью отказать в выдаче разрешения.

Администрацией города приняты правовые акты, которые утвердили гостевые маршруты, дизайн-код, правила содержания фасада, правила размещения временных капитальных объектов, новые торгово-остановочные комплексы. Мы надеемся, что все это избавит город от хаоса, беспорядочных нелегальных строений, ларьков, которые паразитируют на городе, и неуместных построек. В Москве все просто сделали: приехали ночью, все убрали, стало чисто. Но мы не можем так поступить. К этой проблеме нужен эволюционный подход, требующий времени и сил на ее исполнение.

А не возникают ли такие конфликты потому, что институт общественных слушаний не работает? Получается так, что о будущих проектах извещают плохо, и, по сути, жители просто не могут узнать о проектах до самого начала стройки.

— С этого года по закону информирование населения должно стать более углубленным и детальным. Но жители тоже должны внимательнее относиться к проектам планировок территорий.

Смотрите: если ваш и соседний дом размежуют территорию, то никакой предприниматель не сможет заявиться на нее, сказать: «Хочу этот кусок земли, сформируйте мне его!» и с аукциона его купить. Тогда не будет никакой нежелательной для горожан застройки.

Какими в идеале должны стать жилые микрорайоны Челябинска?

— Эталон – это многоквартирный дом малой и средней этажности квартальной планировки. Двор должен быть небольшим, но чтобы там можно было спокойно отдыхать, гулять с детьми. Парковки должны быть максимально убраны под землю или организованы многоуровневые парковки на прилегающих территориях. Это будущее. В элитных поселках это реализуется уже сейчас, но такое строительство очень дорогостоящее. Своеобразным ориентиром в этом смысле должен стать Екатеринбург – там есть панельки, но сейчас ориентир взят на индивидуальные проекты с комфортной инфраструктурой. Да, из-за этого там стоимость жилья выше, чем у нас, почти в два раза, но и качество выше. Все взаимосвязано.

Я не сторонник панельного домостроения. Да, оно имеет место быть, потому что это доступное жилье, которое строится за полгода. Но такие дома надо убирать, как минимум, с центральных улиц. Тогда из города уйдет унылость и безликость. Не будет этих типовых проектов 70-х годов.

Да, монолит – это более затратно и по времени, и финансово. Нельзя в угоду сиюминутной выгоде искажать архитектурный облик города. Поэтому сейчас мы предлагаем внести изменения в правила землепользования, чтобы ограничить панельное строительство на центральных улицах.

Читайте также: «Челябинск и Екатеринбург не объединить из-за радиофобии», — архитектор Василий Большаков

Город продолжит и дальше расти на северо-запад?

— Акцент ни в коем случае не делается на расширении города. Нам надо развивать уже застроенные территории. Наш вариант — реновация, которая возродит историческую часть. Сейчас в центре достаточно большие территории заняты гаражами, недостроями, самоволками. Это просто-напросто нецелесообразное использование городской земли. 

Надо сарайчики старые убрать и построить нормальные 15-этажные монолитные дома. Если застройщик захочет построить панельное жилье в центре, мы не препятствуем, но рекомендуем монолит. Да, у некоторых инвесторов не хватает денег на это. Но наша задача — уводить жилье в центр.

Город должен иметь гармоничную застройку, привлекать уникальными архитектурными объектами, обладать развитой сетью общественных пространств, комфортных для людей. Только выполнив эти требования, город станет инвестиционно и туристически привлекательным.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.