Итоги-2018. Агробизнес: дружба с ретейлерами и засилье федеральных компаний

Регион лидирует по производству мяса птицы, рынок становится прозрачнее из-за изменений закона. Но небольшим компаниям становится все труднее, да и общий язык с ретейлерами находить просто необходимо.

Региональные производители сворачивают сети

Челябинская область лидирует по производству мяса птицы, а рынок становится прозрачнее благодаря новым ограничениям в законе. Но небольшим производствам становится все труднее, проблемы возникают и у тех, кто не нашел общего языка с ретейлерами.

2018 год показал, что объем мясопроизводства растет  и в России, и на Южном Урале. Тем не менее рост НДС и другие изменения, вероятно, спровоцируют рост цен на продукты. Небольшие производства сотрясает борьба с ГМО и увеличение сроков хранения продукции, но крупные компании с изменениями успешно справляются, рассказывает директор по маркетингу ГК «Здоровая ферма» Елена Гуленкина.

Что было

Ключевое событие для отрасли в 2018 г.  внедрение системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий». Ее цель  проследить путь продуктов от поля до прилавка. Еще одним из существенных изменений стал закон о запрете на возврат ретейлерами продуктов питания поставщикам. Для торговых сетей установлен запрет на заключение с поставщиками договоров, содержащих условия возврата товаров, срок годности которых установлен до 30 дней. Возможно, введение запрета спровоцирует снижение доли мясной продукции с минимальными сроками хранения на полках магазинов, а также сокращение ассортимента в вечернее время и в выходные дни  торговые сети, опасаясь убытков от нераспроданного товара на складах, будут стремиться заказывать меньший объем продукции.

Читайте также: Итоги-2018. Промышленный сектор: температура в районе нуля

При этом именно сотрудничество с крупными торговыми сетями  одна из наиболее эффективных тенденций развития для производителя с точки зрения продаж. Поэтому некоторые региональные игроки, неэффективно или неумело выстраивая бизнес-процессы, сворачивали собственные сети сразу в нескольких регионах. На этот шаг, в частности, вынужден был пойти в этом году крупнейший производитель свинины в Челябинской области, закрыв фирменные магазины в Курганской, Свердловской, Кемеровской, Тюменской областях. А федеральные производители активно развивают точки продаж, и этому способствует масштабирование путем франшизы.

Одна из ключевых тенденций года  выход на самообеспеченность по производству мяса. По итогам девяти месяцев 2018 г. общий объем производства мяса в России в целом увеличился на 4,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Уральский регион занимает 5 место среди всех федеральных округов по объемам производства всех видов продукции животноводства (684 тыс. т), а по выпуску мяса птицы Урал находится на втором месте с объемом 448 тыс. т. Челябинская область является крупнейшим производителем мяса птицы, уступая лишь Белгородской области.

Спрос не изменился: потребители все чаще выбирают охлажденное мясо и натуральные полуфабрикаты, которые удобно хранить и легко приготовить. Важно, что из-за роста крупных продуктовых сетей во всех регионах страны, в том числе и в отдаленных населенных пунктах у ретейлеров появляется запрос на увеличение сроков хранения охлажденного мяса. Если пять лет назад срок хранения мяса птицы мог составлять пять суток, то теперь сети ожидают сроков не менее 10-12 суток. Некрупные птицефабрики при этом могут использовать различные добавки и консерванты, что значительно ухудшает качество мяса. А крупные производители добиваются этого, используя современные технологии воздушно-капельного охлаждения и инновационную упаковку.

Что будет

Повышение НДС с 1 января 2019 г.  еще один фактор, который окажет влияние на все отрасли экономики страны и может привести к росту потребительских цен на мясо. Несмотря на сохранение льготной ставки в 10% на продукты питания, вырастет налоговая нагрузка на сопутствующие производству и выпуску мяса компоненты (корма, ГСМ, и т.д.).

Нельзя не отметить инициативу государства обязать производителей отмечать продукцию, содержащую ГМО, соответствующей яркой маркировкой. В нашей стране это не так распространено, но у небольших мясопереработчиков сохраняется технология добавления ГМО-сои в мясную и колбасную продукцию. Введение нормы об обязательной маркировке может привести к уходу с рынка таких производителей и увеличению доли крупных компаний. Параллельно Минсельхоз в ноябре 2018 г. сообщил, что с 1 января 2020 г. в России появится закон об органической продукции, в котором будут закреплены базовые понятия и перечислены требования к производству, хранению, маркировке, реализации такой продукции.

Наконец, есть тенденция на ужесточение контроля качества продукции, маркируемой как ГОСТ. Государство будет пристально следить за использованием этой маркировки на мясных изделиях, и в случае нарушений будет вводить санкции против нечестных производителей, вплоть до остановки производства на несколько месяцев. Это приведет к уходу тех производителей, которые продолжают обманывать покупателей.

Подготовила Екатерина Омельченко

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.