Иллюзия больших перемен

Результаты первого бизнес-форума неутешительны: будущее у Челябинска если и есть, то болезненно похожее на прошлое и настоящее. Чтобы придать городу новый импульс, общество должно сплотиться вокруг


Результаты первого бизнес-форума неутешительны: будущее у Челябинска если и есть, то болезненно похожее на прошлое и настоящее. Чтобы придать городу новый импульс, общество должно сплотиться вокруг уникальной идеи, которую пока некому сгенерировать.
 
Бизнес-форум «Будущее города и региона. Челябинск 2020», по задумке редакции, должен был стать площадкой для открытой дискуссии власти, бизнеса и гражданского общества. Основная его цель — в борьбе проектов и предложений уловить тот вектор развития, который выведет Челябинск в лидеры среди российских городов-миллионников.
Споры же сконцентрировались вокруг двух магистральных проблем: объединяться ли с Екатеринбургом и что делать с металлургией. В обсуждении этих тем и вскрылась реальная проблема, которая мешает городу развиваться, — отсутствие подлинного интереса к будущему Челябинска.

Агрессия — удел провинциалов
Ни бизнес, ни власть, ни общество не имеют четкого представления, куда движется Челябинск, как и что в нем нужно развивать. Отсутствие реальных идей и проектов усугубляется инерционностью сознания, нетерпимостью к чужим мыслям и предложениям, неконструктивной критикой. Это ярко проявилось уже в первые минуты форума, когда на экране появился энергичный АЛЕКСАНДР ВЫСОКИНСКИЙ, заместитель главы администрации Екатеринбурга по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам, с призывом: «Давайте подумаем о возможности объединения Челябинска и Екатеринбурга!». Его увлеченный рассказ о том, каким эффективным может быть альянс двух крупных уральских городов, так близко расположенных и во многом похожих, и последовавшее за ним предложение задавать вопросы, на несколько минут погрузило зал в тишину. И еще неизвестно, сколько бы аудитория молчала, если бы не сжатые сроки дискуссии.
Но как только гости форума начали говорить, посыпалась критика. Как возможный вариант сотрудничества г-н Высокинский предложил строительство совместного транспортного терминала, логистического центра, равноудаленного от двух мегаполисов. Первым эту идею прокомментировал ГРИГОРИЙ ЦУКЕРМАН, генеральный директор компании «Канцбюро»: «Строительство такого центра приведет к тому, что все вокруг него будет загажено километров на 30». Категоричен был и сенатор Совета Федерации от Челябинской области РУСЛАН ГАТТАРОВ: «Вдоль трассы Челябинск-Екатеринбург уже и так множество объектов выкуплено свердловчанами. Понятно, что эта агломерация им нужна — у Екатеринбурга почти исчерпан потенциал для развития. Но нужны ли они нам?».
Чуть более сдержанно высказались генеральный директор группы компаний «Рестостар» ОЛЕГ ИВАНОВ и председатель правления Челябинвестбанка СЕРГЕЙ БУРЦЕВ. По их мысли, такое объединение может быть выгодно (в частности, г-н Иванов объяснил, что при строительстве логистического центра существенно сократились бы сроки и стоимость поставки продуктов, которые сейчас закупаются в Екатеринбурге), однако в нынешней ситуации, когда Челябинск во многом проигрывает северному соседу, это будет сотрудничество не на равных. «Если сейчас мы начнем строить Нью-Васюки, выиграет ли от этого наш город? Не факт. Поэтому в текущих условиях правильнее вкладываться в инфраструктуру Челябинской области, использовать бюджетные деньги для развития непосредственно самого Челябинска, а уж потом, накопив силы, в далекой перспективе вернуться к идее агломерации», — прокомментировал свою позицию г-н Бурцев.
Не обсудив предложение объединиться в общем, так сказать, глобальном смысле, челябинские чиновники и бизнесмены углубились в детали. «Если такой объект будет построен между областями, то где в конечном итоге будут платиться налоги?», — задал вопрос АРСЕН УНАНЯН, председатель совета директоров ГК «Компаньон». И ему тут же ответил Руслан Гаттаров: «Возведение объектов на стыке областей на двух хозяев невозможно. Как пример — несостоявшееся строительство игорной зоны на стыке Ростовской области и Краснодарского края. Чем все в итоге закончилось? Победил тот, кто сильнее. Так и у нас будет. А сильнее, к сожалению, Екатеринбург».
На общем фоне негативных реплик прозвучали лишь одиночные слова поддержки даже не самой идеи Александра Высокинского, а того факта, что обсуждать эту идею надо конструктивно. ЯКОВ ГУРЕВИЧ, генеральный директор компании КЭМП, с уверенностью заявил: «Естественная конкуренция между городами не должна мешать сотрудничеству. К примеру, различные районы города — и конкуренты, и партнеры. Закрываться, пока мы слабые, значит лишь свою слабость законсервировать. Слабые становятся сильными не в изоляции, а в борьбе». А депутат Законодательного собрания, председатель совета директоров завода «Теплоприбор» КОНСТАНТИН ЗАХАРОВ ратовал за строительство скоростной дороги между Челябинском и Екатеринбургом: «Нигде в России больше нет столь тесного соседства двух миллионников, и не использовать данное обстоятельство — просто глупо. Пустив, к примеру, поезд на магнитной подушке, без всяких промежуточных остановок, соединяющий аэропорты городов, мы получим совершенно чудовищные преимущества перед другими регионами».
Подобная реакция местной элиты стала неожиданностью. Область, которая в последнее время активно позиционирует себя как открытую для идей, инвестиций, нового бизнеса площадку, к сожалению, не продемонстрировала гибкости мышления, и на это в первую очередь указал коллегам Александр Высокинский. «Мы можем долго обсуждать налоги и то, кто кому больше насолил, а я бы предпочел начать с изменения сознания. Нужно понять, что этот проект направлен прежде всего на создание территории, которая будет поддерживать бизнес и развивать его, а не на уничтожение соседа».

Челябинск не готов к смене приоритетов
 Прежде чем строить планы на будущее, полагают многие эксперты, Челябинску нужно разобраться с прошлым. Есть в регионе очень сложная для обсуждения тема — металлургическое наследие. К этому вопросу участники форума возвращались неоднократно, но единой позиции так и не выработали. С одной стороны, металлургия была и остается основной зарабатывающей отраслью, от которой зависит экономика области. С другой стороны, такая однонаправленность уже существенно тормозит регион. Как подчеркнул СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ, руководитель Научно-образовательного центра Института экономики УрО РАН и ЧелГУ, за последние 10 лет экономика Южного Урала потеряла 17% прироста ВРП по сравнению с темпами развития всей страны. «Мы начинаем отставать. Если ничего не делать, постепенно этот разрыв будет увеличиваться», — уверил участников форума г-н Гордеев.
Недавний экономический кризис ощутимо ударил именно по тяжелой промышленности, которая до сих пор не вернулась на показатели 2008 г. Но это не стало причиной для пересмотра стратегии развития региона до 2020 г., подчеркнула ИННА ПРОСКУРЯКОВА, начальник аналитического управления Минэкономразвития Челябинской области.
Более того, из ее доклада ясно следовало, что диверсификация экономики лишь номинально входит в число приоритетных задач, наиболее масштабные проекты министерство все же реализует именно в металлургии.
Максимально четко позицию власти относительно доминирующей отрасли на форуме высказал вице-губернатор Челябинской области АЛЕКСЕЙ ОВАКИМЯН: «Мы можем сколько угодно кричать о том, что пора заканчивать с тяжелой промышленностью, но в настоящий момент она реально приносит нам 2/3 всех денег. Давайте закроем все заводы, и что? Кому от этого станет лучше? Я даже больше скажу: раньше мы активно занимались еще и машиностроением, приборостроением. Сейчас эти отрасли в упадке, но их необходимо реанимировать. А уже потом думать, куда развиваться дальше». (подробно см. стр. 28).
Такая консервативная позиция вице-губернатора, в недавнем прошлом успешного бизнесмена, вызвала настоящую бурю в зале. «Я 15 лет слышу о том, что надо заниматься металлургией, что это наш хребет, что без нее мы пропадем, что все остальное — когда-нибудь потом, — возмущенно заявил ОЛЕГ ПЕРМЯКОВ, директор корпорации «Стратум». — И к чему мы пришли? Раньше сами делали оборудование для строительства металлургических заводов — теперь покупаем его в Китае. И везде так, за что ни возьмись. Недавно Skype продали за $8 млрд. Почему бы нам не придумать что-то подобное? Но нет, мы будем заниматься ММК, хотя оно стоит примерно столько же».
Главный аргумент оппонентов г-на Овакимяна — металлургия как конкурентное преимущество себя исчерпала. Упор нужно делать на инновации, модернизацию производства, развитие смежных отраслей. Но в то же время (и здесь точки зрения противников сближаются максимально) эти самые другие отрасли должны не насильственным образом насаждаться в области указанием сверху, а логично продолжать уже накопленный опыт. «Сейчас все активно стали кричать про развитие туризма на Южном Урале. У нас есть красивые места, согласен, — прокомментировал ДМИТРИЙ ДОВБНЯ, генеральный директор рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф». — Но надо же понимать, что туристические услуги никогда не станут приносить нам столько же денег, сколько Турции и Египту. Но все теперь кинулись в это направление, успешно игнорируя, например, огромный потенциал для создания наукограда на базе Озерска и Снежинска».
Во многом схожую точку зрения высказал и Яков Гуревич. По его мнению, власть принципиально не видит ничего, кроме металлургии. «Регион моей мечты — это не крупные металлургические заводы, не мелкие свечные заводики, не ИТ-технологии. Для жизни нужны другие вещи: хорошая культурная среда, медицина, образование, транспорт. Еще в 1998 г. мы предложили запустить в Челябинске скоростной трамвай, — продолжил г-н Гуревич. — В итоге проект реализован в других городах, только не у нас. У нас он — по-прежнему «в планах».

Разобщенность общества лишает город будущего
Говоря о возможных перспективах Челябинска в ближайшие годы, директор Челябинского филиала РАНХиГС при Президенте РФ СЕРГЕЙ ЗЫРЯНОВ привел результаты исследования агентства McKinsey & Company: в 2025 г. на 600 крупнейших городов мира будет приходиться 60% мирового ВВП. Если в 2006 г. в этот список входило 13 российских городов, к 2025 г. их останется всего 5: Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Красноярск. Челябинск этот список покинет.
Причину такой деградации Сергей Зырянов видит, в первую очередь, в разобщенности общества, неумении совместно решать индивидуальные и социальные проблемы. «Создать полноценное видение будущего, определить цели — этого не может сделать власть, у нее не хватит ресурса, даже если будет такое желание. Не может этого и бизнес — у него другие задачи существования. Не справится и гражданское сообщество, его некому будет возглавить», — посетовал он.
Именно эту разобщенность наглядно продемонстрировали участники форума, обменявшись взаимными обвинениями. «Вы делите бизнес на «своих» и «чужих»; вы кормите бизнес обещаниями, а сами поднимаете налоги; вы просто имитируете бурную деятельность», — высказывали бизнесмены чиновникам. «А кому помогать? У вас есть хоть один жизнеспособный проект, который принесет прибыль?», — парировали представители властей. А гражданское общество, как всегда, предпочло отмолчаться.
Как ни грустно это признавать, но в Челябинске сегодня нет по-настоящему инновационной силы, которая не то чтобы могла предложить реальный, актуальный план развития, но и хотя бы сформулировала четкое представление о целях и задачах этого генезиса. Возможно, осознание этого факта сдвинет проблему с мертвой точки.
 
Другие материалы спецпроекта "Будущее города и региона. Челябинск 2020"
 
В какой-то момент участники бизнес-форума отвлеклись от рутинных оценок состоятельности проектов развития Южного Урала и начали генерировать разнообразные футуристические идеи. Редакция этим воспользовалась, перенесла все заявления на бумагу и составила коллективный образ Челябинска — города мечты.
 
Дмитрий Шлыков, главный редактор журнала "Деловой квартал-Челябинск"
 
Мнение. Вместо того, чтобы работать, бизнес строит отвлеченные планы 
Алексей Овакимян, вице-губернатор Челябинской области
 
Мнение. Мы должны дать театрам возможность зарабатывать 
Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области
 
Журнал «Деловой квартал» благодарит партнеров форума «Будущее города и региона. Челябинск 2020»:
 
 
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.