Притянуть мегасобытия, глобально озеленить город, изменить мышление чиновников. Как сделать Челябинск привлекательным, эксперты DK.RU обсудили на читательском совете.
Челябинск погряз в негативных трендах: проблемы с благоустройством, низкие зарплаты, отток квалифицированных специалистов и предпринимателей в более крупные города. Что будет с городом в ближайшие 10-15 лет? Какая стратегия развития у столицы Южного Урала? Как удержать человеческий капитал? Свое мнение о том, как можно преломить ситуацию, озвучили эксперты DK.RU на читательском совете. Тема обсуждения возникла неслучайно: 19 марта в Челябинске пройдёт масштабный бизнес-форум «Будущее города».
Промышленный город, утопающий в зелени
«Челябинск сейчас находится на развилке, когда, наконец, появился и общественный запрос на создание современной городской среды, и чувствуется заинтересованность со стороны чиновников и бизнеса. К сожалению, пока ни один завод не сделал для облика города столько, сколько три крупнейших застройщика: дороги, детские сады, школы, бассейны, озеленение — все это появляется на частные деньги», — считает заместитель управляющего компании «Концепт Строй» Татьяна Кузнецова.
Озеленение — это не просто дань моде на экологичность, а фактор, который ощутимо повышает рентабельность бизнеса, уверен генеральный директор научно-производственного объединения «Сады России» Дмитрий Воронков.
«Инвестиционные компании и девелоперы США заказали федеральное исследование. Суть такая: как озеленение города влияет на стоимость бизнеса, жилья и в принципе на коммерциализацию пространства. Если совсем кратко, рентабельность бизнеса повышается на 20-30%. Только потому, что вы, грубо говоря, воткнули дерево», — отметил он.
По его словам, в самом скором времени в центре Челябинска, на набережной, на месте заброшенного Сада камней появится новый парк. «Проект уже на финальной стадии. Это будет первый городской парк коммерческого благоустройства, как в Красноярске и Сочи. К сожалению, не удалось охватить всю территорию, в администрации дали понять: до этой точки — пожалуйста, а дальше — никак», — рассказывает Дмитрий Воронков.
В отношении городских программ благоустройства он настроен гораздо более скептически.
«В город пришли деньги — но криво, мягко говоря. И управление дорожного хозяйства, которое мало что понимает в озеленении, создании городской среды и сейчас судорожно ищет, куда бы эти сотни миллионов потратить. К сожалению, у чиновников в головах не желание сделать город красивым, а мысли, как бы распилить бабки. И пока от этого не уйдем, ничего хорошего не получится», — уверен Дмитрий Воронков.
Еще полвека назад промышленный Челябинск утопал в зелени, но деревья, газоны и скверы стали разменной картой в дорожной революции. Сегодня город задыхается, но в Челябинске так и не появилось комплексной, глубоко проработанной программы озеленения, добавляет директор по производству компании «Ботаник» Татьяна Журавлёва.
Анализа сегодняшней ситуации — нет. Плана озеленения — нет. В генплане раздел по озеленению — никакой. Говорить о том, что точечно что-то делается, — попросту бессмысленно, — констатирует она.
Притягивать бизнес с новыми ценностями
Остановить отток молодых специалистов по силам современным технологичным компаниям с новыми ценностями, уверен GR-директор компании Napoleon IT Вячеслав Бежин.
Челябинск уже является передовым городом в сфере IT-стартапов, отмечает Татьяна Кузнецова.
«Сегодня в регионе есть IT-компании, которые уже стали лидерами рынка в стране — то, что им удалось сделать за последние 10-15 лет, просто непобедимо. Создавшие их молодые ребята живут в самолетах, но не переводят бизнес в Москву или за границу. Чтобы так оставалось и в дальнейшем, необходимо создать единое социальное пространство для молодых и дерзких. Не только красивые улицы и парки, но и среду, где они найдут единомышленников, будут вариться в общем котле, генерировать и реализовывать идеи. Показать, что не обязательно уезжать в Москву, чтобы реализоваться в профессиональном плане и получать высокую зарплату. Зафиксировать их на пару-тройку действительно значимых проектов в городской сфере», — рассуждает она.
Челябинску остро не хватает событийности, которая выделяет Екатеринбург, добавляет заместитель управляющего агентства недвижимости «РиэлтСтройком» Анна Шипина.
«Есть классная поговорка: “Рыба гниёт с головы”. Чем Екатеринбург отличается от Челябинска? Там руководство области и города затягивает масштабные проекты, крутые культурные и спортивные мероприятия, бизнес-форумы. Они заинтересованы в том, чтобы люди гордились своим регионом. Поэтому ресурсы у наших городов примерно те же самые, а архитектура и уровень зарплат отличаются», — отмечает Анна Шипина.
Не резать зарплаты и ценить кадры
Даже самые инновационные компании не смогут удержать классных специалистов в Челябинске, уверен Дмитрий Воронков.
«Что держит людей? Во-первых, уровень зарплаты. Во-вторых, то, как живет ближайшее окружение: родственники и друзья. Потому что даже если ты зарабатываешь 150-300 тысяч рублей в месяц, некуда их потратить и все остальные не имеют этих денег. Вечером некуда сходить, за машиной, за модной одеждой приходится летать в Москву или за границу. Так что либо зарплата должна перекрыть уровень дискомфорта, либо эти специалисты в любом случае сорвутся в Москву, где жить интереснее. Во многих отраслях знающих специалистов почти не осталось — в прямом смысле по пальцам можно пересчитать, и всем — за шестьдесят. Приходится ставить зарплату не просто выше рынка, но даже выше, чем в Москве: в столице средняя зарплата главного агронома — порядка ста пятидесяти тысяч, у топовых специалистов — двести. А я вынужден в Челябинске платить двести пятьдесят, и это без премии, чистыми. Просто по-другому не удержать», — говорить он.
Действительно, собственники бизнеса и топовые управленцы рассматривают Челябинск лишь как вахту, подтверждает коммерческий директор офис-центра Greenplex Дмитрий Агапкин.
«Заработали — уехали, потратили — вернулись. И деньги тратят не здесь. К сожалению, последние три-пять лет все больше собственников бизнеса работают именно по этому принципу, предпочитая жить в Сочи, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге. Если крупная компания строит планы по завоеванию Урала, то, как правило, открывает филиал в Екатеринбурге, а в Челябинск время от времени набегами приезжает представитель. И мы все, получается, становимся заложниками этой ситуации: подход вахтовика подразумевает минимальные затраты на персонал, аренду офиса, окружающее пространство, социальные проекты, чтобы получить максимальный выхлоп и побыстрее свалить», — отмечает Дмитрий Агапкин.
Пока в городе нет комфортной среды, даже современные молодёжные стартапы в Челябинске будут восприниматься лишь как одну из первых ступенек в карьере, Дмитрий Воронков.
«Агентства недвижимости прямо рекламируют переезд в другие регионы, потому что в Челябинске стало сложно зарабатывать — слишком мало заключается сделок купли-продажи жилья. А в Москву и Краснодар — прямо поток. И молодежь можно понять. «Калининград» звучит красиво, почти Европа и море близко. А здесь — зарплаты низкие, карьерных перспектив нет, потому что стагнация во всех сферах бизнеса, а хочется красивой жизни».
Прекратить хайп на негативе
Местные СМИ и лидеры мнений должны перестать отвечать запросу общества и сообщать не только негативные новости, уверен генеральный директор холдинга «АРК ГРУПП» Андрей Курбацких. Он признаёт: нужно формировать в обществе запрос на качественные общественные пространства и жильё, но есть нематериальная составляющая депрессивности города.
«В Челябинске неплохая ситуация с безработицей, уровень зарплат пока оставим за скобками. Не так уж плохо с досугом, ресторанами и спортивными секциями. А вот с общественными пространствами и качественным жильём — накопленная большая проблема. В 80-е годы прошлого века Челябинск имел лучший генплан в масштабах страны, но сегодня это преимущество уже утрачено. Городское пространство пора менять. Можно по-разному относиться к ребятам, которые пропагандируют урбанистические идеи, но самое важное — они формируют общественный запрос на современную городскую среду, показывая удачные проекты, воплощенные в других городах, без обиняков указывая на промахи местных чиновников. И главное — давно пора сменить депрессивный тон. Даже если представить, что сейчас по щелчку пальцев всё изменится, и за окном появятся замечательные парки и бульвары, в Челябинске по-прежнему будет не модно жить. И это большая проблема, кто-то должен перестать отвечать на негативный запрос аудитории и сообщать позитивные новости. Потому что это путь в никуда: через пятнадцать лет здесь не останется практически никого», — отметил Андрей Курбацких.
Екатерина Омельченко, Ульяна Бисерова
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.