«Город как вахта». Как остановить бегство молодежи из Челябинска

Притянуть мегасобытия, глобально озеленить город, изменить мышление чиновников. Как сделать Челябинск привлекательным, эксперты DK.RU обсудили на читательском совете.

Челябинск погряз в негативных трендах: проблемы с благоустройством, низкие зарплаты, отток квалифицированных специалистов и предпринимателей в более крупные города. Что будет с городом в ближайшие 10-15 лет?  Какая стратегия развития у столицы Южного Урала? Как удержать человеческий капитал? Свое мнение о том, как можно преломить ситуацию, озвучили эксперты DK.RU на читательском совете. Тема обсуждения возникла неслучайно: 19 марта в Челябинске пройдёт масштабный бизнес-форум «Будущее города».

«Город как вахта». Как остановить бегство молодежи из Челябинска 1

Промышленный город, утопающий в зелени

«Челябинск сейчас находится на развилке, когда, наконец, появился и общественный запрос на создание современной городской среды, и чувствуется заинтересованность со стороны чиновников и бизнеса. К сожалению, пока ни один завод не сделал для облика города столько, сколько три крупнейших застройщика: дороги, детские сады, школы, бассейны, озеленение — все это появляется на частные деньги», — считает заместитель управляющего компании «Концепт Строй» Татьяна Кузнецова.

Озеленение — это не просто дань моде на экологичность, а фактор, который ощутимо повышает рентабельность бизнеса, уверен генеральный директор научно-производственного объединения «Сады России» Дмитрий Воронков.

«Инвестиционные компании и девелоперы США заказали федеральное исследование. Суть такая: как озеленение города влияет на стоимость бизнеса, жилья и в принципе на коммерциализацию пространства. Если совсем кратко, рентабельность бизнеса повышается на 20-30%. Только потому, что вы, грубо говоря, воткнули дерево», — отметил он.

По его словам, в самом скором времени в центре Челябинска, на набережной, на месте заброшенного Сада камней появится новый парк. «Проект уже на финальной стадии. Это будет первый городской парк коммерческого благоустройства, как в Красноярске и Сочи. К сожалению, не удалось охватить всю территорию, в администрации дали понять: до этой точки — пожалуйста, а дальше — никак», — рассказывает Дмитрий Воронков.

В отношении городских программ благоустройства он настроен гораздо более скептически.

«В город пришли деньги — но криво, мягко говоря. И управление дорожного хозяйства, которое мало что понимает в озеленении, создании городской среды и сейчас судорожно ищет, куда бы эти сотни миллионов потратить. К сожалению, у чиновников в головах не желание сделать город красивым, а мысли, как бы распилить бабки. И пока от этого не уйдем, ничего хорошего не получится», — уверен Дмитрий Воронков.  

Еще полвека назад промышленный Челябинск утопал в зелени, но деревья, газоны и скверы стали разменной картой в дорожной революции. Сегодня город задыхается, но в Челябинске так и не появилось комплексной, глубоко проработанной программы озеленения, добавляет директор по производству компании «Ботаник» Татьяна Журавлёва.

Анализа сегодняшней ситуации — нет. Плана озеленения — нет. В генплане раздел по озеленению — никакой. Говорить о том, что точечно что-то делается, — попросту бессмысленно, — констатирует она.

Притягивать бизнес с новыми ценностями

Остановить отток молодых специалистов по силам современным технологичным компаниям с новыми ценностями, уверен GR-директор компании Napoleon IT Вячеслав Бежин.

Челябинск уже является передовым городом в сфере IT-стартапов, отмечает Татьяна Кузнецова.

«Сегодня в регионе есть IT-компании, которые уже стали лидерами рынка в стране — то, что им удалось сделать за последние 10-15 лет, просто непобедимо. Создавшие их молодые ребята живут в самолетах, но не переводят бизнес в Москву или за границу. Чтобы так оставалось и в дальнейшем, необходимо создать единое социальное пространство для молодых и дерзких. Не только красивые улицы и парки, но и среду, где они найдут единомышленников, будут вариться в общем котле, генерировать и реализовывать идеи. Показать, что не обязательно уезжать в Москву, чтобы реализоваться в профессиональном плане и получать высокую зарплату. Зафиксировать их на пару-тройку действительно значимых проектов в городской сфере», — рассуждает она.

Челябинску остро не хватает событийности, которая выделяет Екатеринбург, добавляет заместитель управляющего агентства недвижимости «РиэлтСтройком» Анна Шипина.

«Есть классная поговорка: “Рыба гниёт с головы”. Чем Екатеринбург отличается от Челябинска? Там руководство области и города затягивает масштабные проекты, крутые культурные и спортивные мероприятия, бизнес-форумы. Они заинтересованы в том, чтобы люди гордились своим регионом. Поэтому ресурсы у наших городов примерно те же самые, а архитектура и уровень зарплат отличаются», — отмечает Анна Шипина. 

Не резать зарплаты и ценить кадры

Даже самые инновационные компании не смогут удержать классных специалистов в Челябинске, уверен Дмитрий Воронков.

«Что держит людей? Во-первых, уровень зарплаты. Во-вторых, то, как живет ближайшее окружение: родственники и друзья. Потому что даже если ты зарабатываешь 150-300 тысяч рублей в месяц, некуда их потратить и все остальные не имеют этих денег. Вечером некуда сходить, за машиной, за модной одеждой приходится летать в Москву или за границу. Так что либо зарплата должна перекрыть уровень дискомфорта, либо эти специалисты в любом случае сорвутся в Москву, где жить интереснее. Во многих отраслях знающих специалистов почти не осталось — в прямом смысле по пальцам можно пересчитать, и всем — за шестьдесят. Приходится ставить зарплату не просто выше рынка, но даже выше, чем в Москве: в столице средняя зарплата главного агронома — порядка ста пятидесяти тысяч, у топовых специалистов — двести. А я вынужден в Челябинске платить двести пятьдесят, и это без премии, чистыми. Просто по-другому не удержать», — говорить он.

Действительно, собственники бизнеса и топовые управленцы рассматривают Челябинск лишь как вахту, подтверждает коммерческий директор офис-центра Greenplex Дмитрий Агапкин.

«Заработали — уехали, потратили — вернулись. И деньги тратят не здесь. К сожалению, последние три-пять лет все больше собственников бизнеса работают именно по этому принципу, предпочитая жить в Сочи, Краснодаре, Москве, Санкт-Петербурге. Если крупная компания строит планы по завоеванию Урала, то, как правило, открывает филиал в Екатеринбурге, а в Челябинск время от времени набегами приезжает представитель. И мы все, получается, становимся заложниками этой ситуации: подход вахтовика подразумевает минимальные затраты на персонал, аренду офиса, окружающее пространство, социальные проекты, чтобы получить максимальный выхлоп и побыстрее свалить», — отмечает Дмитрий Агапкин.

Пока в городе нет комфортной среды, даже современные молодёжные стартапы в Челябинске будут восприниматься лишь как одну из первых ступенек в карьере, Дмитрий Воронков.

«Агентства недвижимости прямо рекламируют переезд в другие регионы, потому что в Челябинске стало сложно зарабатывать — слишком мало заключается сделок купли-продажи жилья. А в Москву и Краснодар — прямо поток. И молодежь можно понять. «Калининград»  звучит красиво, почти Европа и море близко. А здесь — зарплаты низкие, карьерных перспектив нет, потому что стагнация во всех сферах бизнеса, а хочется красивой жизни».

Прекратить хайп на негативе

Местные СМИ и лидеры мнений должны перестать отвечать запросу общества и сообщать не только негативные новости, уверен генеральный директор холдинга «АРК ГРУПП» Андрей Курбацких. Он признаёт: нужно формировать в обществе запрос на качественные общественные пространства и жильё, но есть нематериальная составляющая депрессивности города.

«В Челябинске неплохая ситуация с безработицей, уровень зарплат пока оставим за скобками. Не так уж плохо с досугом, ресторанами и спортивными секциями.  А вот с общественными пространствами и качественным жильём — накопленная большая проблема. В 80-е годы прошлого века Челябинск имел лучший генплан в масштабах страны, но сегодня это преимущество уже утрачено.  Городское пространство пора менять. Можно по-разному относиться к ребятам, которые пропагандируют урбанистические идеи, но самое важное — они формируют общественный запрос на современную городскую среду, показывая удачные проекты, воплощенные в других городах, без обиняков указывая на промахи местных чиновников. И главное — давно пора сменить депрессивный тон. Даже если представить, что сейчас по щелчку пальцев всё изменится, и за окном появятся замечательные парки и бульвары, в Челябинске по-прежнему будет не модно жить. И это большая проблема, кто-то должен перестать отвечать на негативный запрос аудитории и сообщать позитивные новости. Потому что это путь в никуда: через пятнадцать лет здесь не останется практически никого», — отметил Андрей Курбацких.

Екатерина Омельченко, Ульяна Бисерова

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.