«Гильотина как средство от головной боли» — Олег Пермяков о выносе заводов из Челябинска

Завод невозможно вынести из города – это не цирк-шапито. Можно лишь закрыть производство в Челябинске, уверен Олег Пермяков, а значит, лозунги экологических движений изначально ложные и алогичные.

Олег Пермяков, директор корпорации «СТРАТУМ»:

— Периодически наблюдая за челябинскими экологическими баталиями в соцсетях, считаю полезным обратить внимание вовлеченных и неопределившихся на необходимость придерживаться фактов и логики в противовес лозунгам и эмоциям.

В основе разгорающегося экологического протеста – экономические причины: недовольство горожан существенным падением уровня жизни и качества публичных услуг. Долгое время в Челябинске существовал неявный общественный договор: люди мирились с неблагоприятными условиями проживания в обмен на растущее благосостояние. В промышленных центрах Китая до сих пор так — из-за густого смога вообще не видно неба, но экологических протестов нет. И не потому, что все зарегулировано, а потому, что за последние семь лет уровень жизни в Поднебесной вырос в пять раз.

Но два кризиса подряд повергли российскую экономику в стагнацию, а регион – в рецессию, что негативно сказалось на предпринимательстве, рынке труда, доходах и сбережениях людей. Общественный договор развалился.

Пару лет назад, в самом начале экологического протеста, движение «СтопГОК» также руководствовалось экономическими мотивами: активисты стремились не допустить обесценивания приобретенных земельных участков в Сосновском районе. Оппозиция несуществующему Томинскому ГОКу игнорировала   проблемы загрязнения окружающей среды действующими предприятиями.

Когда протест проявился в федеральной информационной повестке и привлек внимание президента, экологическое движение обросло «попутчиками» с собственными интересами политического свойства.

Политизация экологической повестки породила популистский эвфемизм «вынос заводов». Удивительно, что никто не обратил внимания на эту алогичную манипулятивную формулировку. Завод, в отличие от мозга, невозможно вынести – это не цирк шапито, который может уехать, с клоунами или без оных. Можно закрыть производство в Челябинске и создать его на новом месте. Или не создавать. Или не в Челябинской области.

Те, кто хочет жить в правовом государстве, понимают, что обязать собственника закрыть предприятие может только суд при неустранимых нарушениях законодательства. Попытки административного давления на бизнес, обычно, вызывают огромный общественный резонанс. Но общественные требования «вынести заводы» – просто иная форма давления, против которого сами протестующие высказываются в тех же соцсетях.

Другое дело, что отношение собственников челябинских «тяжелых» заводов к городу с 90-х годов было исключительно потребительским (пара теннисных кортов не в счет). С этой точки зрения их позиция уязвима – в отличие, например, от Екатеринбурга, где металлурги активно инвестируют в развитие ключевых для города объектов: сити, аэропорта, экспоцентра, стадионов, деловых центров, современных жилых комплексов.

А что делать с работниками этих предприятий, членами их семей и многочисленным малым бизнесом, чьи доходы целиком зависят от «дымных труб» - посадить на пособие, переселить или пусть за 100 верст на работу на ВСМ ездят?

Просто закрыть производство тоже недостаточно, промплощадку надо безопасно законсервировать – это хлопотно и затратно, вспомните Коркинский разрез. И что потом появится на месте бывших промышленных гигантов? Про редевелопмент по образцу Хафенсити в Гамбурге и ЗиЛ в Москве можно сразу забыть – нет такого спроса на земельные участки в городе, чтобы окупить рекультивацию земли, изменение зонирования и строительство миллионов квадратных метров, разве что китайцы скупят для строительства чайнатауна. Тогда что – промзоны и технопарки по аналогии со «Станкомашем»?  Музеи под открытым небом для развития индустриального туризма? Киностудии для постановки хорроров и постапокалиптических антиутопий? То-то вырастет инвестиционная привлекательность региона!

Если бы существовала лучшая альтернатива – экономически более выгодное использование земельного участка, то собственник завода самостоятельно и без давления общественности принял решение о закрытии предприятия. Так произошло с заводом «Калибр», часовым заводом, частью корпусов «Полета». Заметьте – новые производства созданы не были.

Теперь вопрос: кто заплатит за «вынос»? За закрытие действующих и строительство новых заводов в другом месте? Те, кто считает, что «собственники из прибыли» - видимо, все еще верят в Деда Мороза. За богатых всегда платят бедные, а за очень богатых – бюджет, то есть налогоплательщики. Значит, эти средства не будут потрачены на какие-то публичные услуги – здравоохранение, образование, социальные выплаты и пр. Даже существующие экологические программы заводов уже компенсируются за счет налоговых льгот и прочих обязательных платежей.

С учетом всего вышесказанного, честная экономическая формулировка звучала бы примерно так: «Готовы ли вы платить … рублей в год на протяжении … лет ради закрытия заводов (точный перечень прилагается)?».

Кстати, заводы в Челябинске появились задолго до того, как родились те, кто сегодня против них выступает. И не будем забывать о том, что еще сто лет назад Челябинск был захолустным городком с населением около 70 тыс. человек. Половина нынешнего жилого фонда построена с 30-х по 80-е годы заводами для заводчан, даже районы так и называются: Металлургический и Тракторозаводский. Львиную долю поступлений в региональный бюджет тоже обеспечивают промышленные предприятия.

Поэтому Челябинск без дымовой завесы – это прекрасно, только если экономически жизнеспособно. Если мы хотим, чтобы город был чистым и богатым, энергию стоит вкладывать в создание новых современных экологически чистых производств, а не в перепалку в соцсетях и желтые шарики. Не требовать «выноса заводов» любой ценой. Есть много средств от головной боли менее радикальных, чем гильотина.

Материал подготовлен специально для рубрики "Особое мнение Челябинск".


«Гильотина как средство от головной боли» — Олег Пермяков о выносе заводов из Челябинска 1

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.