Финансист и капуста

За полтора года, используя точечную рекламную кампанию и выверенную маркетинговую политику, Юрий Лугавцов сумел увеличить обороты своего кейтерингового бизнеса в шесть раз. Вторая профессия генер

За полтора года, используя точечную рекламную кампанию и выверенную маркетинговую политику, Юрий Лугавцов сумел увеличить обороты своего кейтерингового бизнеса в шесть раз. Вторая профессия генерального директора «ЯроСвета» (финансист-эксперт) помогает ему досконально просчитывать каждую маркетинговую операцию еще до ее начала. Дальнейшее развитие компании Юрий Лугавцов планирует обеспечить за счет выхода на смежные рынки.

досье
Юрий Лугавцов
Год рождения – 1961.
ОБРАЗОВАНИЕ: В 1985 г. окончил Челябинский политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика».
В 1990 г. окончил бухгалтерские курсы.
В 1993 г. окончил Всероссийский заочный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит».
В 1999 г. на курсах повышения квалификации получил специальность «Финансист-эксперт».
В 2001 г. окончил президентскую программу подготовки управленческих кадров для предприятий народного хозяйства и получил сертификат финансового менеджера.
КАРЬЕРА: 1987 г. – заместитель начальника отдела автоматизации в областном управлении Сбербанка.
1992 г. – главный бухгалтер в клиринговой палате «Финансовая группа Урала».
1996 г. – генеральный директор ТОО «ЯроСвет».
1997 г. – финансовый директор завода им. Колющенко.
1999 г. – генеральный директор ЗАО «ЯроСвет».
СЕМЬЯ: вдовец, двое детей, двое внуков.
ХОББИ: археология, охота на водоплавающую птицу, плавание, лыжи, фитнес.

Идея зарабатывать на офисных обедах Юрию Лугавцову пришла в 2004 г., когда в одном из деловых журналов он прочитал статью о москов­ ском кейтеринге . Окончательное решение заняться этим видом бизнеса Юрий принял примерно через месяц, проанализировав перспективы этого рынка в родном Челябинске. К тому времени он уже был дипломированным инженером-энергетиком, экспертом-финансистом и финансовым менеджером, успел поработать начальником отдела автоматизации в областном отделении Сбербанка, программистом в кооперативе «Инфоснаб», главным бухгалтером в клиринговой палате «Финансовая группа Урала». С 1996 г. владел фирмой «ЯроСвет», профильным направлением которой был как раз общепит.

– В 1996 году я посоветовался с друзь­ями и пришел к выводу, что единственной незанятой нишей в Челябинске оказалось общественное питание. Тогда и появился «ЯроСвет». А кейтерингом я решил заниматься после того, как посчитал объем этого рынка в Челябинске. Тогда у меня получилось порядка 1,5-2 миллионов рублей в месяц. Сегодня я считаю, что этот рынок может вместить гораздо больше. Сейчас наше предприятие контролирует примерно четверть. Еще 25% удерживают несколько конкурентов, а половина рынка пока просто никем не занята.

В 2004 г. кейтерингом в Челябинске уже занималось до десятка частников и несколько фирм. Выйдя в относительно новый для себя сегмент общепита, Юрий Лугавцов столкнулся с необходимостью выделить свое предложение на фоне конкурентов. Бизнес-модель, которую разработал Лугавцов, предусматривала гарантии соблюдения сроков годности товара, узнаваемость развозных машин и предельную налоговую прозрачность.

– В отличие от конкурентов мы сразу на каждый день ввели разное меню. Ежедневно предлагать один и тот же ассортимент – это большой риск. Ведь продавец, не реализовав еду сегодня, может понести ее в другой офис завтра Работают-то простые люди, у которых есть определенный соблазн. А проконтролировать такой объем заказов невозможно. За каждой котлетой не уследишь. А если клиент нарвется на испорченный продукт, я этого клиента потеряю.

Для всех наших автомобилей получили разрешения СЭС. На борта нанесли информацию о компании. Водителям оформили санитарные книжки. Именно за счет этих преимуществ и удалось получить свою долю рынка. Например, в одном четырехэтажном офисном здании мы соперничаем с двумя молодыми дамами. И в настоящий момент этот объект уже поделили пополам. А изначально соотношение было 99 против одного. Сначала мы привезли обеды в одну фирму. Потом нам поступил заказ от их соседей, затем от соседей их соседей, потом еще и еще. Дамочки только со стороны за нами наблюдали. Они работают нелегально, а мы – официально. Платим налоги, пробиваем все обеды в кассе, привозим с чеками и накладными каждый раз гарантированно свежий продукт.

А местные кафе в офисных зданиях конкурентами считаете?

– Да, конечно. С этими игроками мы стараемся кооперироваться: предлагаем им свою продукцию со скидками. Некоторые потребители сами говорят, что хотят прийти, посмотреть на прилавок и выбрать из того, что есть. Вчера было одно настроение – захотелось салата с капустой. А сегодня другое – хочется щей. Такие люди идут в кафе, платят дороже, но зато выбирают. Поэтому в офисных зданиях пользуются спросом и буфеты, и наши услуги.

Цена это тоже одно из ваших основных конкурентных преимуществ?

– Раньше у нас было всегда дешевле, потому что для многих потребителей определяющий фактор – деньги. Сегодня мы не стараемся делать дешевле или дороже, в этом смысле у нас очень разнообразное меню. Есть суп и за шесть рублей, и за 35. Поначалу мы остановились только на дешевом, но потом поняли, что среди клиентов есть люди, готовые платить дорого за вкусные блюда.

Как находите новых клиентов?

– Бывало, в мелких фирмах нам говорили, что если директору Ивану Ивановичу понравится, тогда они все будут заказывать. А на заводах как раз наоборот: все начинается с рабочих. Слесарь дядя Ваня собирает деньги со своей бригады, потом принимает заказ и всем раздает. После дяди Вани подключаются бухгалтерия и управленцы. Внутри предприятий и в офисных зданиях прекрасно работает «сарафанное радио».

А рекламу для продвижения используете?

– Работаем с рекламным агентством «Четвертый этаж». Вместе с менеджером, который ведет нашу фирму, анализируем результаты прошедших рекламных кампаний и планируем следующие. Из числа опробованных рекламных инструментов наиболее эффективные – информация на транспорте, модули в деловых журналах и распространение визиток компании на автозаправочных станциях.

На заправке визитки лежат в определенных местах. Люди берут их сознательно. С 50 ушедших экземпляров бывает по 15-30 звонков. Конечно, не все из вновь привлеченных клиентов продолжают сотрудничество. Кто-то пробует и отказывается: не устраивает время доставки, качество еды, цены. Из 15-20 позвонивших только 3-4 становятся нашими клиентами. Я считал эффективность такой рекламы много раз. Срабатывает и окупается в течение двух-трех недель.

Волна Эллиота

Нынешнюю стратегию развития (предусматривающую значительные вложения в рекламу и техническое переоснащение) Юрий Лугавцов перенес в жизнь из деловой игры, в которой участвовал в 2001 году, когда обучался по президентской программе подготовки управленческих кадров.

– Участники разбились на несколько команд и в равных стартовых условиях продавали одинаковый товар. Команда под моим руководством вложила большое количество заемных средств в развитие бизнеса и рекламу. Несколько игровых циклов она была в убытках, но в итоге почти выиграла, заняв по количеству заработанных денег второе место. Мы все просчитали правильно И получили не первое, а второе место лишь потому, что игровых циклов было мало. Выбранная же нами стратегия оказалась верной. Поэтому теперь я пытаюсь по максимуму реализовать ее в собственном бизнесе. К примеру, в 2004 году взял в Челиндбанке два небольших кредита подряд. Один на предприятие, другой на себя лично. Вложив эти средства в развитие и рекламу, я поднял обороты практически в шесть раз.

Летом 2005 г. Юрий Лугавцов провел рекламную кампанию, после которой количество его клиентов резко выросло. Персонал едва справлялся с объемами работы. Не хватало даже оборотных средств, не говоря уже об инвестициях в развитие. В какой-то момент Юрию пришлось заняться доставкой обедов на собственном автомобиле.

– Потребовалось увеличить средства как таковые, но мы справились с помощью поставщиков. Мы им не платили и за счет этого выкручивались. Партнеры отнеслись к задержке с пониманием, так как знали, что в ближайшем будущем «ЯроСвет» будет только увеличивать объем заказов.

Я знаю, что вы играете на Forex. Почему не использовали этот инструмент для пополнения оборотных средств?

– Это источник денег не для бизнеса, а для меня лично. На эти средства я себе могу купить другую машину, съездить в отпуск в Италию. И просто тоскую по финансам. Это еще и попытка удержать знания, быть в курсе мировых событий, котировок. Планирую выйти на фондовую биржу. Но для этого нужно проходить обучение. На трейдера Forex уже учился, получил сертификат.

Кейтеринг похож на Forex?

– Сезонностью. Летом оба затухают, потому что все уходят в отпуска. На этом сходство, пожалуй, и заканчивается. На Forex, когда идет спад, нужно покупать, затем дожидаться подъема и продавать. А если в кейтеринге идет спад, важно просто не попасть в убытки. Здесь обратного хода, как на Forex, нет... Но цикличность чем-то похожа. Для обоих бизнесов характерны так называемые «волны Эллиота». Это когда сначала идет активный рост, потом несколько раз происходит вялый спад. После определенного количества таких циклов обязательно будет глобальный спад. И на Forex такое в принципе допускать позволительно, а в кейтеринге нельзя. Конечно, я могу себе позволить мелкие спады в период роста Но как только я вижу, что подошла очередная волна Эллиота, и дальше обязательно будет серьезное снижение продаж, мне нужно заранее предусмотреть меры, которые не позволят этому произойти.

Внешний вид салата не должен зависеть от настроения работника

В последние месяцы рост оборотов «ЯроСвета» замедлился. По словам Юрия Лугавцова, начала сказываться нехватка производственных площадей. Дальнейшего увеличения объемов производства Лугавцов намерен добиваться за счет технического перевооружения и освоения смежных бизнесов.

По вашим словам, рынок кейтеринга занят только наполовину. Что мешает «ЯроСвету» освоить его полностью?

– Сейчас мой бизнес готов к инвестициям в миллион рублей и более. Однако существует проблема с залогом. Банк, с которым я работаю, не дает беззалогового займа на предприятие, а собственной квартирой я рисковать не хочу. Поэтому буду искать инвесторов, с некоторыми уже веду переговоры.

Экстенсивный путь развития для меня уже закончился: свободных площадей нет. Поэтому буду заниматься интенсивным развитием: куплю принципиально новую технику, которая позволит нарастить производство на нынешних площадях имеющимся количеством людей. Прежде всего приобрету конвекционные печи. В них пища не теряет питательных свойств и сохраняет больше витаминов. Кроме того, механизирую труд изготовителей салатов. В данный момент мы используем «советские» овощерезки, поэтому в двух моих столовых на резке овощей для салатов работает шесть человек. Такая техника не приспособлена для приготовления изделий, которые должны красиво выглядеть и каждый раз быть одинаковыми. Сегодня внешний вид салатов зависит от привычек и настроения того, кто стоит на их заготовке. А импортное оборудование, которое мы приобретем, от характера работника зависит мало. С заграничной овощерезкой будет справляться один сотрудник. Поэтому выйдет экономия на заработной плате двух человек. Их я переведу на другую работу.

Сейчас, чтобы справиться с объемами, нам приходится ежедневно нанимать дополнительно к трем имеющимся еще 6-7 машин. В моих планах замена этого тран­спорта собственным. После этого мы сможем выполнять доставку обедов в любое время, даже ночью. Одно из моих предприятий будет работать круглосуточно.

Почему вы уверены, что кейтеринг будет востребован даже ночью?

– Я часто общаюсь с таксистами. Они говорят, что по пятницам и субботам у них огромное количество клиентов, которые едут на вечеринки и пикники. А где они покупают еду? Почему бы им не заказывать ее у меня? Таксисты также рассказывают, что по пятницам часто развозят слегка подвыпивших офисных работников. В основном это люди, которые после тяжелой недели находят повод посидеть-пообщаться Они и сейчас нам звонят, просят привезти еду к концу рабочего дня.

Вы так и будете концентрировать усилия на доставке обедов?

– В наших планах развитие сети киос­ков быстрого питания. Но с Ивановым (генеральный директор группы компаний «Рестостар» Олег Иванов. – Прим. ред.) конкурировать не хочу, потому что он прочно держится на этом рынке, а мне все заново начинать Я введу принципиально иную схему обслуживания. «Ивановские» киоски – только для пешеходов. В основном они стоят на крупных перекрестках, и на машине к ним подъехать и купить еду практически невозможно. А я буду ориентироваться на водителей.

детали
Что такое «ЯроСвет»
ЗАО «ЯроСвет» образовано в апреле 1994. В 2004 г. деятельность компании была разделена на два направления: сеть столовых и доставка обедов под брендом «AVTOЛАНЧ». С ноября 2004 г. ежедневная выручка от кейтеринга в бюджете фирмы выросла с 700 до 20 тыс. руб. На сегодняшний момент компания контролирует около 25% челябинского рынка доставки обедов. На приготовление продукции «ЯроСвет» каждый день расходует 100 кг муки, 40-50 кг мяса, 30-40 кг капусты, 20 кг моркови. Кроме того, еженедельно расходуется полтонны картофеля, 300 кг макаронных изделий и 100 кг сахара.
Источник: ЗАО «ЯроСвет».

Кейтеринг (англ. catering) – выездное ресторанное обслуживание, обеспечение питанием в любом помещении, которое выберет клиент.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.