«Госсектора в сфере транспорта давно уже нет. Это частный бизнес» — Александр Филиппов

«Любой перевозчик мог прийти в администрацию города и, грубо говоря, нарисовать карандашиком маршрутную схему, подать заявление — и попробуй откажи! Отказов не было».

Александр Филиппов, первый заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:

— Проблемы городского общественного транспорта становятся очевидны, как только мы выходим утром из дома на остановку, чтобы добирать до работы: автобусы, троллейбусы старенькие и редко ходят. Износ подвижного состава и контактной сети в Челябинске — 80–100%, особенно если говорить о горэлектротранспорте. Троллейбусы «догорают», экономика предприятия не позволяла закупать новый транспорт. Точно такая же ситуация с трамваями. Трамвай в принципе не самое дешевое удовольствие. Неоднократные попытки, когда мы привозили на тестирование новые модели трамваев, провалились в связи с тем, что высокий износ путевого и электросетевого хозяйств. Необходимо реконструировать трамвайные пути, модернизировать и делать скоростные отрезки.

Загруженность дорог — более 1,4 тыс. единиц только в Челябинске. Высокая доля использования личного транспорта: благосостояние людей растет, на одну семью уже приходится один-два автомобиля.

Жители задыхаются от выбросов из выхлопных труб, стоят в пробках. Челябинск отнесен к городам с неблагоприятной экологической ситуацией, и один из вариантов решения проблемы — это перевод общественного транспорта на экологически чистые виды топлива. А значит, необходимо развивать горэлектротранспорт.

Сегодня госсектора в сфере транспорта давно уже нет. Это частный бизнес. Так устроено, что рыночно-денежные отношения развиваются быстрее, чем законодательная база, потому что бизнес реагирует более оперативно, чем государственные структуры. Любой перевозчик мог прийти в администрацию города и, грубо говоря, нарисовать карандашиком маршрутную схему, подать заявление — и попробуй откажи! Отказов не было, поскольку законодательно не было отрегулировано, как открывается маршрут, кто его контролирует. Поэтому на уже имеющиеся маршрутные схемы стали накладываться новые, с малым подвижным составом.

А два года назад в Челябинске был всплеск «туристических» маршрутных такси: «студенческий», «ученический», «экскурсионный» — что только в заявках не писали! Пока не нашли способ эвакуации транспортных средств и задержании их на штрафстоянке, все меры были бесполезны.

Зародился класс бизнеса, который в свое время получил в администрации города возможность продавать путевки на востребованные маршруты. Получается, водитель покупает путевку примерно за 500-1000 руб., потом он ещё должен выделить какие-то средства, скажем, платеж за лизинг автобуса. Всё, что остается — идет в его карман. Естественно, водитель работает по 14-16 часов в сутки на маршруте, разгорается борьба за каждого пассажира. Маршрутка — это отсутствие комфорта, единого стандарта качества, низкая скорость перевозки, когда весь город стоит в пробках (движение транспорта в часы пик — порядка 10 км в час) и низкая безопасность перевозки.

Рынок весь сосредоточен в нерегулируемом секторе, частные перевозчики вправе самостоятельно устанавливать тариф, который считает экономически целесообразным. В феврале перевозчики заявили, что будут менять тарифы: на это не могут повлиять ни администрация, ни органы исполнительной власти.

Отсутствие заинтересованности перевозчиков в переходе на безналичную оплату проезда и «черный нал» — всё это связанно с частным сектором. Рулон с билетами обычно болтается где-то в углу салона, чтобы пассажиры по собственному желанию могли их отрывать, деньги, которые собирают водители, никак не учитываются.

Пути решения всех перечисленных проблем — передача муниципальных полномочий на региональный уровень. Я не говорю, что муниципалитет не справляется. При определенном финансовом положении город способен самостоятельно справиться с транспортными проблемами, но для этого необходимы колоссальные денежные средства.

Повышение экономической эффективности транспортной системы обеспечит переход на контракт. Перевозчик в данном случае получает не плату за проезд с пассажиров, а оговоренную сумму за выполнение контракта, в котором предусмотрено определенное количество автобусов, маршрутов, четкое расписание, независимо от того, сколько он перевез пассажиров.

К 15 июля 2020 г. планируется разработать новую маршрутную сеть, на основании которой будут разыгрываться госконтракты на перевозку, тарифное меню.

Город застраивается, и в новых районах не всегда обеспечена транспортная доступность. Строители  застроили весь западный север: «Вишнёвая горка», «Залесье». Люди живут в видимости города, за пять минут можно добраться до кольца на Шершнях, через которое проходит 10 муниципальных маршрутов. Но муниципальный транспорт по закону не имеет права выехать за границы Челябинска, а перевозчикам из частного сектора это интересно, когда уже сложился определенный пассажиропоток. Если сданы пока только один-два дома, это не представляет коммерческого интереса. Такой вот парадокс.

Разрозненная транспортная систем городского и пригородного сообщения — это одна из предпосылок создания агломерации. Необходимо добиться сбалансированности социальных маршрутов по отношению к прибыли. Малую агломерацию составят Челябинск, Копейский городской округ и Сосновский муниципальный район. Мы взяли именно эти муниципальные образования, потому что основная застройка идет в пригороде Челябинска, а в Копейске уже живет большое число жителей, обеспечивающих утреннюю и вечернюю миграцию. Необходимо сделать использование общественного транспорта удобным, чтобы они чувствовали себя челябинцами, а не жителями пригорода.

Оптимизация маршрутной сети даст новые схемы, исключающие дублирование. Предварительно затраты на создание единой транспортной модели оценивается в 10 млрд руб.

Социальный эффект — это движение общественного транспорта строго по расписанию, предоставление бесплатного пересадочного билета, транспортная доступность спальных районов, пригорода Челябинска. Положительные экономические эффекты — единая прозрачная платежная система, ликвидация теневого бизнеса и повышение экономической эффективности транспортной системы. Так мы повысим контроль и над техническим состоянием транспорта.

Колонка написана на основе выступления Александра Филиппова на бизнес-форуме «Будущее города», организованным CHEL.DK.RU и НПО «Сады России»

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.