Евгений Еремин о реальном импортозамещении на реальных объектах

Несмотря на сложности в экономике страны, позиция государства направлена на создание благоприятных условий для развития бизнеса, считает председатель совета директоров ОАО «Челябтяжмашпроект».

Евгений Еремин, председатель совета директоров ОАО «Челябтяжмашпроект»:

– По результатам анализа, проведенного Минпромторгом в июне 2014 г., наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90 %), тяжелое машиностроение (60–80 %), легкая промышленность (70–90 %), электронная промышленность (80–90 %), фармацевтическая, медицинская промышленность (70–80 %), а также машиностроение для пищевой промышленности (60–80 %). Но для реализации перехода на отечественную продукцию в вышеперечисленных отраслях нужны эффективные механизмы работы и целый комплекс условий:

1) Гарантированный госзаказ. Ярким примером является оборонная промышленность, где стратегия импортозамещения заработала раньше других отраслей, уже в 2014 году. Рост в отрасли обеспечил именно гособоронзаказ. Если же говорить о госзакупках, необходимы определенные преференции для компаний, участвующих в импортозамещении.

2) Доступ к недорогим кредитным ресурсам. В этом направлении государство предлагает поддержку, на которую могут претендовать проекты стоимостью 1–20 млрд. руб., если производственная площадка находится на территории РФ, а бизнес относится к приоритетной отрасли экономики. Также Фонд развития промышленности выдает целевые займы под проекты по производству конкурентоспособной продукции из категории импортозамещающих.

3) Налоговые льготы. Входит в практику применение налоговых каникул, если речь идет о малых предприятиях. Критерием для предоставления льгот должно быть и то, является ли компания производственной и/или инновационной, относится ли ее продукция к категории импортозамещающей.

4) Устранение излишних административных барьеров при выделении участков земли и решении инфраструктурных вопросов. Сейчас реализуется идея технопарков и территорий опережающего развития – но это долгосрочные проекты, ведь необходимо устранять пробелы в законодательстве. Не всегда удачно подбирается площадка для вышеуказанных проектов, что тянет за собой решение проблем с инфраструктурой.

5) Анализ предприятий, на базе которых будет создано новое производство, и подбор эффективных бизнесменов, которые имеют достижения в области управления, реализации проектов с нуля в производственной сфере.

Это в масштабах всей страны.

"Если же говорить о конкретных проектах..."

Если же говорить о конкретных проектах, то как участник рабочей группы при губернаторе Челябинской области по созданию чугунолитейного производства на 70 тыс. тонн литья в г. Магнитогорске хочу поделиться опытом.

Около года назад в Челябинской области началась работа по созданию станкостроительного кластера. Одним из этапов реализации стал проект строительства завода по производству станин. Под руководством вице-губернатора Челябинской области в этом проекте участвуют представители администрации Челябинской области и г. Магнитогорска, крупных научных центров, производственных, проектных и инжиниринговых компаний.

В ходе предпроектной подготовки на этапе подбора участка для размещения производства сложилось рабочее ядро из сотрудников отдела инвестиционного развития Магнитогорска, представителей магнитогорского предприятия по производству валков, проектировщиков института ОАО «Челябтяжмашпроект» и специалистов ООО ПСО «КУрС».

Администрация г. Магнитогорска представила на рассмотрение 14 перспективных участков, из них 3 браунфилда и 11 гринфилдов, и на основе «Дорожной карты инвестора», которая является разработкой проектного института, был составлен рейтинг всех площадок, учитывающий наиболее значимые для запуска производства характеристики. В ходе работы стало понятно, что наибольший вес имеет наличие необходимой инфраструктуры, то есть возможности наиболее быстрого и менее затратного технологического присоединения. Площадка может быть очень удобной с точки зрения подъездных путей, иметь хорошие геологические характеристики, удачно располагаться относительно населенных пунктов, но без возможности быстрого и налаженного доступа к энергетическим ресурсам запускать производство не имеет смысла. 

С какими сложностями нам пришлось столкнуться?

-Так как работа на этапе предпроектной подготовки выполняется без финансирования, необходима была готовность коммерческих предприятий работать полностью на общественных началах, руководствуясь интересами участия в проекте в долгосрочной перспективе.

- Отсутствие в архитектуре геодезических и геологических данных осложнило и затормозило работу по оценке возможности размещения производственных зданий на конкретных площадках. Специалистам ОАО «Челябтяжмашпроект» приходилось выполнять инженерно- геодезические и -геологические изыскания, чтобы получить недостающие данные.

- При обращении в энергоснабжающие компании касательно возможности присоединения к инфраструктурным объектам и доступным мощностям информация выдавалась не всегда корректная. В связи с этим несколько раз менялся выбор участка.

- Происходили изменения и в концепции проекта. Сначала планировалось совместное производство валков и станин, но затем было решено производить только станины. Соответственно менялись требования к участку.

В общей сложности работа по выбору производственной площадки растянулась на 10 месяцев, но можно было бы выполнить ее за 1 месяц, не теряя в качестве, если бы исходные данные, в первую очередь по технологическому присоединению к инфраструктурным объектам выдавались быстро и корректно. Время – это тот ресурс, который сейчас ценится превыше всего, к тому же он невосполним. Ускорение на этапе планирования, подчеркиваю ускорение, а не спешка, позволяет начинать осваивать вложения раньше.

Решением, позволяющим эффективно работать над вопросами импортозамещения, могло бы стать создание рабочей группы, например, на базе Комитета по энергетике СОСПП в рамках проектного офиса. В состав этой группы войдут специалисты энергоснабжающих организаций, проектировщики, юристы, представители компаний-владельцев инфраструктуры общего пользования (от таких крупных как ОАО «РЖД», ГК «АВТОДОР» до муниципальных компаний), совместная работа которых даст возможность разработать методику и рекомендации по сокращению сроков и издержек по подключению инвесторов к объектам инфраструктуры. Конечно же, данная методика должна быть отработана в реальной жизни на реальных объектах. ОАО «Челябтяжмашпроект» и ООО ПСО «КУрС» в составе группы компаний КУРС готовы активно участвовать в данной работе, делиться опытом и наработками.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.