Евгений Наруков: Инвесторам тут не место

В последние несколько лет в промышленность Челябинской области активно приходят иностранные инвесторы. Однако область их интересов зачастую ограничивается промышленностью. В сфере же потенциально п

В последние несколько лет в промышленность Челябинской области активно приходят иностранные инвесторы. Однако область их интересов зачастую ограничивается промышленностью. В сфере же потенциально привлекательного АПК работают только местные компании при всесторонней поддержке правительства. Ситуация вот-вот поменяется, уверен генеральный директор агрохолдинга «Уралбройлер» Евгений Наруков, — это только вопрос времени.
С тех пор, как МИХАИЛ ЮРЕВИЧ обозначил повышение инвестиционной привлекательности региона приоритетной задачей своего правительства, общество раскололось надвое. Власть заявляет, что южноуральская бизнес-среда отказывается активно искать инвесторов, а бизнесмены уверены, что без поддержки властных структур все их усилия будут ничтожно эффективны.
 
Развитие согласно госплану
В особенном внимании правительства нуждаются такие изначально непрофильные для региона отрасли, как, например, сельское хозяйство. Агрохолдингу «Уралбройлер» удалось сделать то, что большинству местных компаний кажется невыполнимым — получить поддержку властей. Однако такая ситуация не всегда была для «Уралбройлера» обычной.
До назначения губернатором Михаила Юревича приходилось полагаться исключительно на собственные силы и помощь федералов. «Не стоит забывать, что раньше фактически областью управлял первый вице-губернатор АНДРЕЙ КОСИЛОВ, который на голубом глазу говорил, что не имеет отношения к птицефабрике «Равис». Сейчас все мы знаем, что он генеральный директор этой компании, а по факту еще и ее хозяин. Нам не оказывалась поддержка, потому что областью управлял человек, который был нашим прямым конкурентом. И потому мы очень гордимся тем, что вышли на лидирующие позиции в регионе еще во времена правления Косилова», — рассказывает ЕВГЕНИЙ НАРУКОВ. Сейчас, по его мнению, все изменилось: у власти люди, которые понимают мотивацию бизнесменов и инвесторов и при этом не имеют своих корыстных интересов. Правила игры стали прозрачными.
 
И каковы они сейчас?
— Существует федеральный национальный проект «Развитие АПК». Он подразумевает поддержку инвесторов, вкладывающих в сельское хозяйство. Суть состоит в том, что государство из областного и федерального бюджетов субсидирует часть ставок, которые мы платим коммерческим банкам по кредитам.
Например, если наша компания взяла в банке кредит под 12%, ставка рефенсирования будет 8,25%. Иными словами, после уплаты этих 12% нам вернут 8,25%. Это основная поддержка, которая предоставляется в рамках нацпроекта. Деньги берутся из расчета: 80% из федерального бюджета и 20% из областного. Помимо этого с приходом в область нового губернатора появились дополнительные меры поддержки инвестора за счет средств областного бюджета.
 
Можно поподробней?
— Когда мы берем кредит в банке, необходимо предоставить залог. Область предоставляет государственные гарантии, что по сути является аналогом залога. Таким образом, правительство поручается за нас. По новому проекту в Кунашакском районе инвестиции составят 5,7 млрд руб., из которых 4 млрд — заемные средства, и по этому кредиту предоставлена гарантия областного правительства на 3 млрд руб. Еще одна форма поддержки, действующая в области, — субсидирование инфраструктурных затрат. Инвестор, приходя строить в чистое поле, вынужден отстраивать кроме обязательных производственных площадок еще и дорогу, чтобы можно было до этого поля доехать, подвести необходимые коммуникации. Областной бюджет субсидирует эти затраты.
 
Но в области несколько птицефабрик. А в списке госгарантий от Минэкономразвития за 2011 г. я обнаружил только вашу.
— В Челябинской области пять птицефабрик. Активную инвестиционную политику ведут только две компании: «Уралбройлер» и «Ситно». Сегодня мы увеличиваем мощности существующей Аргаяшской птицефабрики в 1,5 раза до 80 тыс. т птицы в год и строим новую птицефабрику мощностью 70 тыс. Компания «Ситно» реализует инвестпроект по строительству новой птицефабрики на 50 тыс. т птицы в год. Только эти две компании активно инвестируют в сельское хозяйство и развивают птицеводство. Все меры поддержки властей в полной мере касаются обеих компаний. А шанс, в принципе, есть абсолютно у всех.
 
Создается впечатление, что вы получили поддержку без особых усилий с вашей стороны.
— Мы лидеры в области по инвестициям в сельское хозяйство и управляем крупнейшим агрокомплексом на Урале. Если это можно назвать «без особых усилий», то безусловно да. На самом деле очень много сил необходимо для того, чтобы убедить в целесообразности проекта и решиться на инвестирование только одной птицефабрики.
 
Неужели в ваших отношениях с властью все так радужно?
— Никаких проблем в коммуникациях с областным правительством нет. Вопрос в другом: для того чтобы нам оказывали поддержку, госорганы должны видеть результат. Поэтому если этот результат показать сложно, то сложно будет и получить господдержку.
 
Ранее вы высказывали мысль, что поддержка АПК государством может прекратиться.
— Действительно были такие опасения, но правительство РФ приняло решение о продолжении этой программы. Пока ничего не меняется. Нужно понимать, что как только поддержка прекратится, то все инвесторы просто уйдут. Если сейчас мы берем кредит в банке под 10–12%, то из них 8% возвращается. Нормальная цена денег для предпринимателя, работающего в АПК, — 2–4%. Прибыли в сельском хозяйстве не позволят отдавать банку все 10–12%.
 
Получается, АПК живет только благодаря государству?
— Более-менее да. Отрасль была возрождена благодаря тому, что государство создало условия для прихода инвесторов. В этом, по моему мнению,  заключается роль государства: оно должно не присутствовать в бизнесе, а только создавать условия для него. Бизнесом должны заниматься частные лица. Когда ты работаешь сам на себя, у тебя высокая личная ответственность. Когда на государевы деньги — никакой мотивации нет, и эффективность предприятия неизбежно снижается.
 
Угроза с Запада
Птицеводство в Челябинской области активно развивается. Уже в прошлом году в регионе было произведено 150% птицы от местного потребления, и производителям приходится выходить в другие регионы. Компания «Уралбройлер» сегодня наращивает свое присутствие в Челябинской области, Свердловской и в Пермском крае. «На этом мы останавливаться не будем, — говорит Евгений Наруков, — в наших планах на ближайшие 10 лет — стать федеральной компанией и войти в тройку ведущих агрохолдингов страны». Несмотря на значительные активы и наполеоновские планы, инвестировать «Уралбройлер» предпочитает преимущественно в Челябинскую область. «Мы можем добиться всех результатов на месте. Тем более управлять компанией, которая ближе к штаб-квартире проще и дешевле. Строгий, но справедливый взгляд акционера должен касаться производственных площадок, чтобы там были чистота, порядок и эффективная работа», — рассказывает г-н Наруков.
 
Каков общий объем инвестиций компании «Уралбройлер» в 2011 г.?
— Пока весь объем инвестиций не был подсчитан. Но порядка 3 млрд руб. — это непосредственные инвестиции 2011 г. Если брать в расчет все проекты, в которые мы ввязались, цифра будет около 9 млрд руб. Это инвестиции этого года, а также 2012 и 2013 гг.
 
Что это за проекты?
— Первый — это увеличение мощности Аргаяшской птицефабрики, о чем я уже говорил. Второй — вывод на полную мощность Родниковского свинокомплекса. Сейчас он производит 60 тыс. голов годового откорма. После того как мы выйдем на полную мощность, этот показатель будет равен 250 тыс. Третий проект — строительство птицефабрики в Кунашакском районе мощностью 70 тыс. т птицы в год. Также мы строим свой племрепродуктор на свинокомплексе — это четвертый наш инвестиционный проект. Мы решили плотно заняться генетической работой: будем создавать так называемые чистые линии, которые будут давать рабочих свиноматок.
 
Некоторые компании осторожничают с запуском новых проектов: в мире не очень стабильная экономическая ситуация. Мало ли что.
— Я считаю, что если случится новый экономический кризис, надо по максимуму быть готовым к этому: нужно больше инвестировать и увеличивать свои мощности. Чем крупнее производитель, тем больше его возможности и меньше доля административных затрат. К примеру, рекламная кампания стоит одинаково, задумаешь ты продать тонну товара или тысячу тонн, — все равно давать рекламу на город . Разница в том, на сколько «размажется» бюджет этой кампании — на одну тонну либо на тысячу. Зарплата гендиректора — одна, несмотря на то, сколько тонн производит его предприятие. Так происходит и со всеми остальными административными расходами. Увеличивая мощность, мы снижаем себестоимость. Еще один момент: крупная компания может позволить лучшего специалиста в отрасли, а это увеличение показателей и опять-таки снижение себестоимости.
 
Наверное, в таких условиях сложно планировать экспансию в другие регионы?
— Да, но у нас спланирован календарный план выхода в другие регионы. Мы будем выходить на другие рынки регион за регионом. Через три года объемы производства агрохолдинга вырастут в 4 раза, соответственно, и рынок сбыта нам нужно будет увеличивать в 4 раза.
 
То есть если сегодня кто-то предложит вам партнерство и, соответственно, определенный объем инвестиций, вы откажете?
— Мы не закрываем для себя возможность привлечения денег через портфельных инвесторов или через публичное размещение акций на IPO. Вообще существует три способа получения денег для компании: достать их из своего кармана, взять кредит в банке или привлечь деньги из собственного бизнеса, продав часть этого бизнеса. На сегодняшний день мы пользуемся первым и вторым инструментами, а в третьем пока не нуждаемся. Но планы дальнейшего развития компании не исключают, что мы привлечем какого-нибудь партнера.


Много зарубежных инвестпроектов в Челябинской области связано с промышленностью и ни одного — с сельским хозяйством. Так мы не избавимся от имиджа промзоны.
— Я, как человек от отрасли, могу уверенно сказать, что Южный Урал должен потерять имидж промышленной области. К примеру, только по птицеводству регион занимает третье место в России, а в следующем году будет занимать второе, сразу за Белгородской областью. Какая мы металлургическая область? Мы уже одна из ведущих областей сельского хозяйства!
 
На прошедшей в Москве выставке «Золотая осень» стенд «Уралбройлера» посетила американская делегация во главе с губернатором штата Канзас Сэмом Браунбеком. Пробовали ли вы наладить контакты с иностранцами? Рассматриваете ли вы их как потенциальных инвесторов?
— Мы не нуждаемся в иностранных инвестициях. У нас хватает собственных средств и поддержки партнеров: Сбербанка РФ и Россельхозбанка. Мы закрытая частная компания и развиваемся за счет собственных средств или привлеченных кредитов.
 
Не у всех местных производителей все настолько благополучно. Казалось бы, это отличная возможность для прихода иностранных инвесторов. Почему же их до сих пор нет?
— Я и сам удивляюсь. Я бы на их месте давно пришел бы и начал строить. С учетом того, что четыре года назад из-за рубежа приходило 1,2 млн т птицы, а сейчас только 350 тыс., считайте сами: их прижали на целых 950 тыс. т. Я уверен, что иностранцы скоро придут в наш регион. Придут со своими более передовыми технологиями: мы в этом плане и в плане менеджмента сильно уступаем им в профессионализме. Нашему бизнесу в России 20 лет, и, увы, не всему мы научились. Иностранные инвесторы имеют свои отлаженные бизнес-процессы. И если они возьмут свои отработанные схемы и запустят в России, это будет реальная угроза для российских компаний.
 
Но вам-то, видимо, нечего боятся.
— Бояться нужно. Страх очень сильный мотиватор, чтобы вставать утром и бежать делать свою работу лучше всех. Не будет страха — нас просто придут и растопчут.
Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.