Евгений Евдокимов: РОСНАНО рассчитывает на регионы

  В амбициозных планах корпорации обеспечить такие условия, чтобы через пять лет российские предприятия произвели нанотехнологической продукции более чем на 900 млрд руб. и заняли 4% мирового рынка

Тот факт, что Российской корпорацией нанотехнологий (РОСНАНО) руководит Анатолий Чубайс, говорит о многом. Его предыдущий проект — реформирование российской электроэнергетики — крупнейший в истории России пример, когда целая отрасль экономики стала привлекательной для инвесторов. Механизм модернизации энергосистемы уже реально работает, деньги идут. Задача, которая стоит сегодня перед РОСНАНО, намного глобальнее.

 

В амбициозных планах корпорации обеспечить такие условия, чтобы через пять лет российские предприятия произвели нанотехнологической продукции более чем на 900 млрд руб. и заняли 4% мирового рынка. При этом, по оценкам Lux Research, мировой рынок нанотехнологической продукции к 2015 г. достигнет от $1,6 до $2,9 трлн. Чтобы достичь поставленной цели, РОСНАНО начинает региональное расширение, где рассчитывает активизировать местных коммерсантов. У корпорации есть четкое понимание, что без регионального бизнеса нанореволюцию не совершить: и бизнесмены должны понять, что РОСНАНО для них, а не наоборот. Управляющий директор по инфраструктурной деятельности РОСНАНОЕвгений Евдокимов рассказал «ДК», каким образом и на каких условиях региональные бизнесмены могут достучаться до корпорации и получить в ее лице соинвестора. Несмотря на дефицитный бюджет, финансирование корпорации продолжится. «Есть определенные ограничения, но денег у нас достаточно, и темпы инвестирования сохранятся, — сразу успокаивает г-н Евдокимов, — если мы сейчас будем еще экономить и на нанотехнологиях — то это путь в никуда». Впрочем, он все же уточняет, что это не бездонная бочка, и за бюджетом корпорации ведется четкий контроль.

Сколько стоит проходной билет в РОСНАНО
Сегодня многие региональные бизнесмены стоят перед выбором — куда вкладывать деньги в условиях, когда цена входного билета на ключевые рынки непомерно выросла, а доходность упала. Прежние алгоритмы ведения бизнеса в посткризисных реалиях не работают. А многообещающие нанотехнологии воспринимаются как нечто туманное. Сколько нужно иметь в кармане денег, чтобы выйти на рынок будущего? Г-н Евдокимов поясняет, что корпорация занимается не только миллиардными проектами. Поскольку сегментов, где могут применяться нанотехнологии, огромное количество, то, соответственно, и выбор тоже большой.
— Мы видим две категории исполнения проектов. Первая — это непосредственно проекты, основанные на использовании достижений нанотехнологий, например, производство материалов или изделий с новыми, целенаправленно заданными свойствами. В том числе, композитные материалы, применяемые в авиации и других отраслях, которые легче стали, или лекарства с целенаправленной доставкой. Вторая категория — это так называемые инфраструктурные производственные проекты, у которых нанотехнологий внутри нет, но ориентированы они для нанотехнологических производств. Это всевозможные специализированные сервисы и оборудование, которые будут использоваться в нанопроизводстве. Так вот, проекты второй категории по объемам инвестиций могут быть небольшими.
Есть ли сегодня уже готовые примеры, и какова цена вопроса?
— Типичный пример одного из инфраструктурных проектов, который профинансировала корпорация, — это создание спецсклада-каталога особо чистых химических и биологических реагентов для лабораторных исследований. У нас в стране была проблема с поставкой широкого ассортимента различных препаратов в небольших количествах. Таможня работает сами знаете как: проще растаможить один вагон цемента, чем маленькую коробку с тысячами наименований. После создания склада-каталога эта проблема будет решена. Со стороны РОСНАНО на этот проект было выделено всего 50 млн руб. Чуть больше со стороны заявителя. Есть еще масса подобных примеров — это специализированное ПО и оборудования для лабораторий и т.д. Совершенно точно можно сказать, что нижняя граница дешевых проектов варьируется от $5-10 млн.
Каков алгоритм работы с региональными коммерсантами?
— Варианта два. Можно связаться с нашим проектным офисом, заявить о своем желании. Вас включат в базу инвесторов, и когда у нас будет какой-то проект, то вам сделают предложение. Если уже есть готовая идея, то в офисе или посредством регистрации на сайте корпорации можно получить форму подготовки: научно-технического обоснования проекта, форму для бизнес-плана и т.д. И дальше уже работа проходит по стандартным процедурам.
Другой вариант — это взаимодействие с нашими инфраструктурными центрами. Мы сейчас создаем сеть таких центров по всей стране, главной задачей которых будет разработка технологий для лицензирования и создания новых start-up'ов. И здесь работа будет вестись непосредственно с местными бизнесменами, фондами и бизнес-ангелами. Сейчас в пробном режиме запущены первые четыре центра в Зеленограде, Дубне, Казани и в объединенном центре в Сибири (Томск и Новосибирск. — Прим.ред.). Также функционирует совместный фонд РОСНАНО и бизнес-школы СКОЛКОВО. К концу года все цент­ры будут работать полноценно.
Разница между двумя вариантами в том, что местным бизнесменам будет удобнее обращаться в инфраструктурные центры. Во-первых, все процедуры займут, естественно, меньше времени. Во-вторых, на местах упор будет все-таки делаться на небольшие, вполне подъемные для регионов, идеи. Потому что задача центров — это как раз развитие проектов на нулевых циклах, когда нет ни команды, ни юридического лица, в буквальном смысле ничего. Здесь компетенция региональных бизнесменов могла бы очень пригодиться. И масштаб входа будет от $500 тыс.
Венчурные фонды очень часто отказывают бизнесменам в их заявках, мотивируя тем, что «мы не видим рынка в предложенных проектах».
— Неумение проанализировать рынок, правильно представить свой продукт и прописать соответствующую бизнес-модель — это, пожалуй, самая главная проблема для бизнесменов. Но это не говорит, что сразу нужно ставить крест на своих идеях. Конечно, мы не собираемся бегать и продавать продукцию за коммерсантов. Это задача менеджмента. Нужно хоть немножко уже думать реально, а не приходить с полной абстракцией. И я не согласен с тем, что мы отказываем всем подряд. Если мы видим малейшее применение проекта, то готовы оказывать всестороннюю помощь. У нас, например, даже есть программа стимулирования спроса, которую корпорация реализует в каждом регионе совместно с губернаторами. Если менеджмент продумает концепцию более детально, то и шансов у него будет, естественно, больше.
Как корпорация будет выходить из совместного бизнеса?
— Все будет зависеть от нашего участия в проекте. РОСНАНО может вносить деньги в уставной капитал, предоставлять заемное финансирование, обеспечивать поручительства по кредитам и другим обязательствам, осуществлять лизинговые операции и т.д.
Если деньги были внесены в уставной капитал, то мы выйдем из проекта путем продажи акций либо менеджменту компании, либо соинвесторам. Сроки будут зависеть от договоренности с инвестором на начальном этапе или при возникновении благоприятных условий. По нашим подсчетам, проект может реализоваться в течение 3-5 лет. Впрочем, выход корпорации может произойти раньше, если найдется инвестор, готовый выкупить долю с приемлемой доходностью. Блокирующей доли не будет, потому что корпорация всегда вкладывает меньше 50%. Мы не стремимся к конкуренции с бизнесом.
Вектор на создание новых рынков
Мировая практика знает немало случаев, когда под новые технологии создавались рынки. И компания-start-up становилась монополистом. Яркий пример — крупнейшая мировая корпорация DuPont, которая является изобретателем множества уникальных материалов — неопрен, нейлон, тефлон, кевлар, на основе которых сегодня построены целые рынки. По словам Евгения Евдокимова, РОСНАНО также планирует идти по этому пути.
— Есть два принципиальных подхода коммерциализации научных результатов: Market Pull и Тechnology Рush. Мы считаем, что наши бизнес-проекты будут развиваться по двум этим моделям. Подход Market Pull подразумевает продвижение продукции, отталкиваясь от существующего рынка. Это наиболее простой пример реализации идеи. РОСНАНО будет также использовать и вторую модель — Тechnology Рush. Принцип таков: сначала появляется революционная идея, которая материализуется, дорабатывается, и получается интересный продукт, под который и формируется рынок. И на этом рынке РОСНАНО будет монополистом. Это более рискованный путь, но и более доходный. Сегодня у нас есть технологические платформы и проекты под такую модель. Однако конкретные примеры я приводить не буду, поскольку это коммерческая тайна. В общем, могу только озвучить, что проекты разрабатываются во всех сферах: и в наноэлектронике, и в биотехнологии и т.д. Одним сектором мы точно ограничиваться не будем.
Но подобного опыта у РОСНАНО нет. Не боитесь, что деньги в рискованные проекты могут уйти в никуда?
— Сложности действительно могут возникнуть, в первую очередь, с отсутствием кадров. Когда ты делаешь что-то впервые, не понятно, как это будет использовано на рынке. Вторая сложность — это финансовые средства. Поскольку такой сценарий достаточно рискованный, то он требует более существенных вложений в продвижение: маркетинг, рекламу, обучение потребителей и т.д. Причем понятно, что бизнес в одиночку такие проекты не вытянет. Государство также должно в значительной степени помогать этому процессу. В частности, разрабатывать программы стимулирования спроса. И примеры уже есть. Проект со светодиодами ясно показал, как государство может способствовать продвижению новых рынков, снимая ограничения, прописывая определенные допуски в технологических стандартах, которые позволяют использовать новую продукцию.

 

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.