«Если построить конгресс-холл, выбросов будет в два раза больше. Если развязку — в четыре»

Урбанисты раскритиковали идею построить третью очередь развязки на улице Братьев Кашириных, которая свяжет Кирова с Российской. Сторонники узких дорог и общественного транспорта объясняют, почему.

Команда проекта «Челябинский урбанист»:

— Решение о проведении саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске еще окончательно не принято, но подготовка уже ведется. Начато строительство конгресс-холла, а скоро примутся за третью очередь дорожной развязки, планируют благоустроить набережную Миасса и «Сквер искусств». Однако строительство развязки станет еще одной градостроительной ошибкой Челябинска.

Экология

Новый уровень развязки станет дополнительным источником выбросов: пыль от резины и асфальта, реагенты, выхлопы автомобилей будут оседать на улицах, во дворах и в реке. Планировалось, что люди около конгресс-холла будут гулять по новому общественному пространству и дышать свежим воздухом.

Реальность окажется иной: воздух будет пахнуть выхлопными газами, принесенными ветром с развязки, находящейся в 150 метрах. При ветре с севера — от заводов — потоки выбросов будут концентрироваться в районе развязки, в прогулочной зоне конгресс-холла и у его фасада.

Если построить только конгресс-холл, то выбросов в этом районе будет оседать в 2 раза больше обычного. Если построить еще и новую развязку, то выбросов осядет в 4 раза больше. Пыльный воздух с запахом выхлопов оттолкнет часть бизнесменов от аренды офисов в конгресс-холле, снизит доходность недвижимости во всем районе.

«Если построить конгресс-холл, выбросов будет в два раза больше. Если развязку — в четыре» 1

Схема рассеивания вредных выбросов и пыли. Темно-красное — 3-я очередь развязки. У конгресс-холла будет дышать в четыре раза труднее, чем на загруженном перекрестке улиц Кирова и Братьев Кашириных

Согласно нормам, уровень шума около домов должен быть меньше 70 дБ днем и 60 дБ ночью. Шум от трех уровней развязки превысит нормы: в 50 метрах от нее уровень шума будет равен 80 дБ, в 200 метрах — 70 дБ.

В новых общественных пространствах у конгресс-холла и у реки нельзя будет спокойно отдохнуть в тени деревьев или прошептать на ухо приятные слова близкому человеку. Шум автомобилей не даст вам забыть о себе ни днем, ни ночью и испортит отдых.

Шум дороги оттолкнет желание предпринимателей открыть кафе на открытом воздухе или проводить общественные мероприятия у конгресс-холла. Так развязка снизит стоимость коммерческой недвижимости и жилья в этом районе.

Итак, строительство нового уровня развязки сделает воздух в центре грязнее, район у конгресс-холла — шумнее, а также снизит цены на недвижимость. Разорвать этот круг можно, только перестав строить новые дороги и развивая общественный транспорт. В развитых странах идея 20-го века о создании идеального для автомобилей города признана ошибочной. В Европе и США города массово отказываются от приоритета автомобилей при проектировании, отдают приоритет общественному транспорту и велосипедистам. Челябинску не нужно повторять ошибки других городов.

Транспорт

Физически невозможно сделать так, чтобы всем автомобилям хватило места. Новые дороги вызывают «спровоцированный спрос»: чем больше строится дорог, тем больше людям хочется пересесть на автомобиль, а не пользоваться общественным транспортом. Ведь автомобиль, на первый взгляд, комфортнее и быстрее. В итоге машин становится больше, дороги опять перестают справляться с возросшим трафиком и снова возникает потребность в новых дорогах. Образуется замкнутый круг, который уничтожает города, общественные пространства и экономику.

Из-за «дорожной революции» организованной бывшим губернатором Юревичем, количество автомобилей в Челябинске увеличилось примерно в полтора раза. Она же принесла массу затрат и долгов. Несмотря на все новые дороги, построенные тогда, город не избавился от пробок. Не улучшит ситуацию в центре и новая развязка.

Развязка приведет к новым пробкам

Планирующийся и уже построенные уровни развязки — это бессветофорные магистрали, предполагающие только сквозной быстрый проезд. Автомобили, движущиеся со скоростью более 50 км/ч, снижают пропускную способность каждой полосы: машины мчатся до ближайшего светофора или «бутылочного горлышка», а там создают пробку. Чтобы не допустить этого, трафик нужно дозировать частыми светофорами. Светофоры не создают пробки, это делают автомобили. Из-за частых светофоров машины не будут скапливаться в одном месте, а равномерно распределятся по всей длине дороги.

На уже имеющихся уровнях развязки легко заметить проблему «дороги-магистрали», не дозирующей трафик — машины быстро проезжают по развязке, а потом все вместе стоят перед светофором на пересечении улиц Труда и Российской.

Строить еще одну «бессветофорную улицу непрерывного движения» Челябинску не нужно. Она не позволит равномерно распределять трафик по всей своей протяженности, не улучшит скорость проезда этого района, а вызовет лишь заторы в районе остановки «Нагорная» на ул. Российской. Более того, она привлечет больше автомобилей в центр: люди будут думать, что проедут до места назначения быстрее.

Даже математика говорит, что нельзя решить проблему пробок строительством развязок и новых полос. Существующий парадокс Браеса, который часто объясняют на примере дорожной сети, приводит к контринтуитивному выводу: строительство более широких дорог только ухудшает ситуацию с дорожным движением.

Новый уровень развязки повысит аварийность и смертность

На быстрой развязке без светофоров автомобили сложнее контролировать и обезопасить: из-за большой скорости у водителей снижается время на реакцию. При выезде с прилегающих «рукавов» развязки, водителям нужно сильно поворачивать голову влево, чтобы убедиться в безопасности маневра. Это отвлекает от вождения и водители могут врезаться во впереди идущие автомобили или в ограждения.

Проблему безопасности пересекающихся уровней развязки можно было решить с помощью светофоров, которые пропускали бы трафик по очереди. Однако светофоры проектом развязки не запланированы, да они и противоречат всей задумке проекта — создать скоростную бессветофорную среду. На низких скоростях риск серьезных аварий падает, но формальное ограничение скорости с помощью знаков не является панацеей: водители часто игнорируют такие запреты. 

Современная урбанистика предлагает улучшать безопасность дорог с помощью успокоения трафика, например, с помощью шикан, узких полос, приподнятых перекрестков.

Все эти решения не планируются, да и невозможны для применения на новой развязке, ведь она задумана как скоростная и бессветофорная. Безопасность водителей не была поставлена в приоритет при ее разработке. Эти ошибки обернутся смертями и травмами людей. Мы считаем, что такой проект нельзя реализовывать.

«Если построить конгресс-холл, выбросов будет в два раза больше. Если развязку — в четыре» 2

Выезжающие с будущего уровня развязки водители будут рисковать столкнуться на большой скорости с другими автомобилями, вклиниваясь в поток

Развязка не улучшит ситуацию с транспортом и сделает город беднее

По мнению челябинского эксперта в области транспорта Якова Гуревича, пропускная способность автомобильных дорог в городе сейчас избыточна — дорог уже слишком много. В центре города часто ширина дороги составляет по 4-5 полос в одну сторону, но, тем не менее, центр города остается загруженным. Ситуация с пробками не улучшается, потому что из-за «спровоцированного спроса» количество автомобилей растет. Такие меры, как дальнейшее расширение дорог и бессветофорная среда не помогут.

С борьбой против пробок Челябинску помогло бы развитие общественного транспорта: пересмотр маршрутов, закупка нового транспорта, борьба с маршрутками. Однако, руководство города продолжает тратить ресурсы и время на заведомо неэффективные решения, в том числе, на новую развязку.

Сейчас город по инерции времен Юревича продолжает уничтожать городскую среду в центре (развязка займет около 3 га). В утвержденном в конце 2017 г. проекте планировки этого района есть третий уровень развязки, новый автомобильный мост по ул. Цвиллинга через реку и автомобильная северная набережная Миасса. 

Читайте также: «Челябинску нужна не ВСМ, а еще одна М-5 и новые трамваи», — Дмитрий Чудиновских

Помимо неэффективности, новые дороги еще и дОроги. Площадь асфальта за годы «дорожной революции» была увеличена в 1,5 раза, который теперь затратно обслуживать.

Миллиарды рублей, потраченных тогда на неэффективные дорожные решения, могли бы помочь системе городского общественного транспорта и действительно привести к улучшениям.

Плохие решения привели к тому, что транспортная инфраструктура города деградировала. Новая развязка усилит эту тенденцию, ведь стоимость только ее строительства обойдется в ~1.2 млрд руб. На эти деньги можно было бы купить 13 новых трамваев Витязь-М как в Москве.

Новая развязка и другие проекты не предусматривают движение общественного транспорта. Интересы меньшинства будут поставлены в приоритет, ведь автомобилистов только ~35% населения. Развязка сделает среду еще более недоступной для людей, в том числе для пешеходов.

Новая развязка планируется только до улицы Российской, до Меридиана она рискует никогда не дойти, ведь на ее пути — жилые дома. Уже в этом году она разрушит уникальный исторический квартал в границах улиц Нагорная — Российская — Миасская — Красноармейская.

Развязка сделает Челябинск хуже для человека, не решит проблем с пробками и уничтожит городскую среду в этом районе — люди не будут там гулять, пространство будет потеряно для бизнеса. На нее уйдут миллиарды, которые могли бы действительно помочь городу.

Иллюстрации: «Челябинский урбанист»

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.