«Если посчитать себестоимость производства, начнешь прыгать на стуле и хлопать в ладоши»

«Это что, в Челябинске делают?» — типичная реакция автовладельцев, которые берут упаковку с автохимией LAVR. Основатель компании Алексей Лаврик построил бизнес на принципах сетевого маркетинга.

Компания LAVR зарождалась как семейный бизнес, и этот принцип остается неизменным и спустя двадцать лет, хотя за это время ассортимент расширился до трехсот позиций, а сеть поставок включает около двадцати стран. В 2018 г. компания открыла полностью автоматизированный производственный цех в Челябинске и готовится к выходу на европейские рынки. О том, как создавался бренд, DK.RU рассказали совладельцы и руководители компании Алексей и Елена Лаврик.

Занять нишу между «бодяжной» автохимией и европейскими брендами

Основатель LAVR Алексей Лаврик признается, что пришел в бизнес фактически по воле случая. Его отец, профессор Южно-Уральского государственного университета Александр Лаврик работал над модернизацией двигателей внутреннего сгорания для приполярной техники, и встал вопрос о необходимости качественной профилактики специализированных моторов. В 1997 г. ученый разработал уникальную формулу промывки двигателя. Алексей в то время работал главным инженером на нефтеперерабатывающем комплексе. Совместно с коммерческой фирмой, которая производила простейшую автохимию, Лаврики усовершенствовали составы и расширили линейку.

Вот так, с идеи, в семье и появилось первое коммерческое начинание. Мы с отцом потирали руки, надеясь, что наконец-то получится конвертировать в дензнаки наши знания и опыт, — вспоминает Алексей Лаврик с улыбкой. — Но буквально через полгода тема заглохла, хотя сейчас, оглядываясь назад, я отдаю должное: многие шаги мы, не имея совершенно никакого опыта в бизнесе, интуитивно сделали правильно: разработали специальную пресс-форму, оригинальный дизайн упаковки. Но все стало загибаться на корню, потому что только при использовании выяснилось, что тара – нефункциональная, и есть еще множество технических сложностей, о которых никто не подозревал… Одно дело – разливать масло, и совсем другое – пытаться создать умный продукт.

Бизнес прогорел, но Лаврикам было так жаль наработок, что решили продолжать развивать семейное дело. «Случайно вышли на компанию «Поликом», которая производила пластиковую упаковку: один раз купили баночек двадцать, второй, а они производят и отгружают огромными партиями, и когда я в третий раз пришел – посадили за стол и спросили: ртуть, что ли, разливаешь? Ну, я и рассказал, как на духу, что в лаборатории, в стеклянной банке, похожей на самогонный аппарат, производим составы для автохимии, а потом я на собственной машине развожу продукцию по автосервисам. Ну, они послушали и предложили открыть совместное предприятие: собственных денег на развитие у меня не было, опыта в бизнесе — тоже, так что я с радостью ухватился за это предложение. Но уже через полгода стало понятно, что партнер не справляется: нет опыта и ресурсов для продвижения. Пришлось брать все в свои руки: я буквально жил на производстве, учился разбираться в финансах и маркетинге. Одно время даже занимался сетевым маркетингом: и полезные навыки продаж получил, и переборол страх публичных выступлений перед любой аудиторией», — рассказывает Алексей.

«Если посчитать себестоимость производства, начнешь прыгать на стуле и хлопать в ладоши» 1

Основатель LAVR Алексей Лаврик с отцом

Накануне кризиса 1998 г. в продуктовой линейке компании значилось только четыре позиции. При этом, как признает Алексей Лаврик, только один – средство для промывки инжектора — был более-менее понятен для потребителей и востребован на рынке. Первым каналом сбыта стали автосервисы. Сначала, вспоминает основатель компании, растворы поставляли просто в стеклянных банках, и нередко доходило до смешного: работники сервисов, которые проводили техническое обслуживание автомобилей и промывку двигателей, сами разливали средства в свободную тару и предлагали на выбор: вот, есть бельгийское, и есть русское, не хуже — а содержимое было одним и тем же.

Конечно, сложностей была масса: и в фуфайке спал, замерзший, в гараже, когда проводил испытания. Но была одержимость делом, стремление создать то, что в России делать вообще никто не умел, создать настоящий бренд, интересный технологичный продукт. Я каждую планерку до сих пор заканчиваю фразой, которая уже стала крылатой: «Макдональдс построили? Нет? Тогда пошли работать! — рассказывает предприниматель.

Компании понадобилось около года, чтобы разработать линейку продуктов, провести рестайлинг и убедить дистрибьюторов, что на продукцию может быть спрос. «Мы изучили состав продуктов, представленных в то время на рынке, и российского производства, и иностранного — большинство были просто «пшиком»: обычный керосин или вода, чуть подкрашенные, чуть подпененные. Так что пришлось изобретать с нуля. Первыми запустили автохимию не в жестяной, а в пластиковой, причем прозрачной упаковке — это был разрыв шаблона. Так что стали не просто печь свои булочки, но и наполнять особым «изюмом», который выделяет бренд на полке среди аналогичной продукции. Оказалось, с импортными продуктами можно не просто конкурировать, а быть лучше, дешевле, и вообще создавать с нуля продукты, практически не имеющие аналогов. И это объясняет, почему LAVR — чуть ли не самая дорогая российская автохимия», — говорит Алексей Лаврик.

Продукции LAVR удалось занять пустующую нишу между откровенно «бодяжной» автохимией, произведенной кустарным способом, и дорогостоящей европейской продукцией. «И то, что мы изначально были вынуждены конкурировать с европейскими производителями, стало определенным вызовом, точкой роста: многие компании так никогда и не отваживаются перешагнуть эту невидимую черту. Не хватает амбиций, так и остаются мелким бизнесом и бесславно загибаются», — говорит Алексей Лаврик.

Посчитаешь на бумажке – в ладоши захлопаешь: вот на чем надо зарабатывать!

В 2005 г. Алексей Лаврик выкупил долю у партнеров и стал развивать бизнес самостоятельно. Ассортимент и объемы продаж росли в хорошей динамике, а вот коммерческий успех пришел далеко не сразу. «В течение еще долгого времени мне периодически приходилось подрабатывать, консультируя топливные компании. Сотрудники даже подсмеивались: вся компания работает месяц, а ты два дня посидел, на бумажке что-то написал — и больше всех заработал», — вспоминает предприниматель.

Примерно в это время в компанию пришла Елена Лаврик, которая сегодня является и руководителем, и собственником семейного бизнеса.

«Елена пришла на собеседование на вакансию менеджера, но сразу стало понятно, что она — настоящий, полноценный Лаврик. Как экономист, профессиональным взглядом сразу оценила: как так, есть оборот, есть рентабельность, почему нет прибыли? И начала наводить порядок. С первого же дня проявила себя не как наемный сотрудник, предприятие стало ее детищем. И когда спустя некоторое время мне пришлось на несколько лет уехать за рубеж, я со спокойным сердцем передоверил ей бразды правления. И, надо сказать, она достойно вынесла эту ношу, стала полноправным руководителем и признанным лидером, так что, когда я вернулся, мы уже разговаривали на одном языке», — говорит Алексей Лаврик.

«Если посчитать себестоимость производства, начнешь прыгать на стуле и хлопать в ладоши» 2

В 2013 г. Елена, которая к тому времени уже стала собственником бизнеса, и Алексей, которых сохранил за собой один из руководящих постов, создали семью. А компания за это время пережила несколько ребрендингов и рестайлингов: русскоязычное написание сменилось латинницей, неоднократно менялось и позиционирование продукции. Сегодня автохимия LAVR используется не только при профессиональной обработке автомобилей на автомойках и в автосервисах, но и продается в розницу в сетевых моллах. Сейчас ассортимент включает уже порядка трехсот наименований.

«В свое время я был немало удивлен, когда узнал, что за нашей дистиллированной водой охотятся и стоматологи, и ювелиры, которые ее используют для обработки инструментов и в химических реакциях. А сегодня мы намеренно сняли с себя ярлык производителей автохимии и намерены громко заявить о себе и в смежных сферах. Так что если через год увидите репеллент LAVR в аэрозольной упаковке — не удивляйтесь», — говорит Алексей Лаврик.

Рентабельность бизнеса достаточно высока, признает основатель бренда.

Если посчитать на бумажке себестоимость производства и сравнить с продажной ценой, то начнешь подпрыгивать на стуле, хлопать в ладоши и кричать: Господи, вот чем в жизни надо заниматься! Но когда реально несешь производственные расходы, затраты на разработку и продвижение, то волей-неволей начинаешь посматривать в сторону коммерсантов, которые просто  перепродают что-то, накручивая сорок процентов, — признается Алексей Лаврик.

«Бизнес интересный, но затратный с точки зрения интеллектуальных ресурсов. Самого производящего персонала не так много, основные затраты ложатся на разработку и продвижение. Плюс вложения в инфраструктуру: федеральные компании выставляют обязательное условие — создавать логистические точки: мы уже открыли склады в Москве, Челябинске, Владивостоке и собираемся открывать еще. А относительно затрат в продвижение назову лишь одну цифру: сегодня у нас в отделе маркетинга работают 14  человек. Вы придите на любой крупный завод, там в отделе маркетинга — один-два специалиста, и это еще хорошо, а то, бывает, бывшая секретарша буклеты заказывает», — смеется Елена Лаврик.

Построить бизнес на принципах сетевого маркетинга

В бизнес-модели челябинской компании применены ключевые принципы профессионального маркетинга, в том числе продажи из рук в руки — разработано огромное количество обучающих программ, регулярно проводятся скайп-конференции с дистрибьюторами, создан собственный call-центр.  

В 2012 г. в компании был создан экспортный отдел, сегодня доля экспорта в структуре продаж составляет порядка 12%: поставки осуществляются в двадцать стран, от Монголии до Румынии, проводятся и тестовые отгрузки в Европу. К слову, именно с первыми зарубежными контрактами были связаны и серьезные проблемы: дистрибьютор, который заключил эксклюзивное соглашение о торговом представительстве в Казахстане, запатентовал товарный знак LAVR и еще 36 известных брендов на территории страны, фактически монополизировав рынок. И когда челябинская компания поняла, что показатели продаж тормозятся возможностями контрагента и попыталась расторгнуть контракт, то столкнулась с угрозами. После долгих судебных тяжб LAVR стал первой российской компанией, которой удалось отстоять права на свой же товарный знак на территории Казахстана.

«Если посчитать себестоимость производства, начнешь прыгать на стуле и хлопать в ладоши» 3

«За последние три года компания выросли в объеме в четыре раза, оборот сегодня уже под миллиард рублей. И мы частенько себя ругаем, что двигаемся слишком медленно. Самое большое достижение за последний год — строительство производственной площадки. Новый цех находится на территории бывшего завода ЖБИ, мы вложились не только в современные производственные линии, но и в благоустройство: деревца посажены, асфальт закатан, бортики покрашены — выглядит, как оазис в пустыне», — улыбается Елена Лаврик.

Сегодня компания активно инвестирует средства в развитие бизнеса, не прибегая к банковским кредитам.

Психологически сложно перестроиться — когда ты долгое время работаешь на кубышку, а потом начинаешь вваливать деньги в развитие бизнеса, рассчитывая, что все вернется в долгосрочной перспективе. Я в первое время ходила с «валидолом» в кармане. Но сейчас уже проще: нужно купить огромный прицеп — пожалуйста, нужно производственный цех обшить красивым сайдингом — не вопрос... На следующий год планируем крупные вложения, вплоть до приобретения действующих бизнесов, — делится замыслами Елена Лаврик.

Резкое изменение валютных курсов во время последнего кризиса стало достаточно болезненным ударом: продукция производится преимущественно на основе импортных компонентов. Сырье, которое продается под видом российского, как правило, произведено в Китае и только расфасовано на территории страны, и не отличается высоким качеством. Перспективным путем развития в компании видят контрактное производство — это дает возможность быстро оценить потенциальный спрос на новый продукт, не инвестируя значительных ресурсов. «Кризис классно прочищает мозги, помогает очистить баланс, выставить приоритеты и понять, кто ты, где и зачем на рынке существуешь. А самое главное, что я поняла для себя, что у нас действительно семейный бизнес — это не просто красивый образ. И это касается не только нас с Алексеем. Я смотрю, как все устроено в компании, как мы общаемся и решаем задачи, и становится уютно от понимания, что каждый в коллективе — часть семьи», — убеждена Елена Лаврик.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Законы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцевЗаконы декабря: повышение утильсбора, жалобы на коллекторов, биометрия для иностранцев
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.