Энергия организации-главный элемент стратегии. Рекомендации от консультанта по управлению
Большинство бизнесменов и руководителей ищут новые решения для обеспечения устойчивости бизнеса на падающих рынках. При этом не обращается должного внимания на такой ресурс, как энергия.
Современная физика утверждает, что всё в этом мире – это энергия в разных её формах. И как каждая живая система, любая организация тоже обладает энергией. Эта энергия может быть позитивной и негативной, сильной и слабой. И в зависимости от этого она может либо способствовать развитию организации, либо тормозить его, делая малоэффективными любые попытки руководителя внедрить инновации
Еще Ньютон говорил: «Дайте мне точку опоры, и я смогу перевернуть весь мир». Так вот, именно энергия организации является той точкой опоры, с помощью которой можно очень мощно трансформировать компанию. Поставьте именно её (а не стратегию, цели, бизнес-процессы, мотивацию) во главу угла, начните через призму энергии организации видеть происходящее и управлять, - и вы обязательно увидите позитивные результаты.
Сильная положительная энергия проявляется в организациях следующим образом: много уверенности в будущем, активности, инноваций, сотрудники ценят свою работу, они высокомотивированы и ответственны. Постоянно появляются новые идеи, и лучшие из них быстро внедряются. Есть ощущение команды, царит атмосфера доверия, руководитель пользуется уважением, и сотрудники чувствуют поддержку с его стороны. Контроль со стороны руководителя – за результатами, а не за процессом. В случае неудач - акцент делается не на поиске виновных, а на извлечении опыта и решении проблемы. Именно такие организации легко находят способы развития в любых сложных ситуациях, кризис для них не опасность, а новые возможности.
Если же энергии недостаточно или она плохого качества, при столкновении с трудностями компания плохо мобилизуется на их преодоление. Руководитель в таком случае перегружен и старается предпринимать различные меры для повышения эффективности работы, но его инновации реализуются с трудом, организация как будто сопротивляется переменам.
Есть три основных фактора, влияющих на уровень и качество энергии в организации.
Первый фактор, который влияет на уровень энергии, - это то, насколько сотрудники на ключевых должностях находятся на своём месте (соответствие личности функции).
Когда человек работает в соответствии со своим призванием, ему очень нравится то, чем он занимается, он любит свою работу и делает её с удовольствием. Он сам будет искать способы развить свою профессиональную компетентность. Его не нужно стимулировать и контролировать. Главный стимул для него – его внутренняя мотивация делать то, что ему интересно. Ему нужно просто не мешать. Понятно, что для любой организации такой сотрудник – большой подарок. А любовь к деятельности добавляет много положительной энергии в организацию.
Нужно максимально стремиться к тому, чтобы хотя бы на ключевых должностях люди работали по своему призванию. Для этого желательно уметь определять это на этапе приёма на работу и не затягивать с решением о смене сотрудника, если в процессе деятельности начинает быть понятно, что человек не на своём месте.
Второй фактор – организационные патологии. Это «болезни» организации, и чем их больше, тем меньше уровень энергии и хуже её качество. Самые распространенные среди них – это неправильная работа с целями и стратегией, неверное оформление и доведение управленческих решений до исполнителей, двойное подчинение, демотивирующий стиль руководства, непростроенная система обратной связи и контроля и т.д. Орг.патологии нужно уметь видеть. Как правило, сам руководитель это сделать не в состоянии. Работает принцип «из системы систему не видно». Если руководитель действительно заинтересован построить здоровую организацию, то выявление орг.патологий нужно делать обязательно и с помощью привлеченных консультантов. Только тогда будет понятно реальное положение дел и появится возможность остановить отток энергии в дырки орг.патологий.
Третий фактор – личностная зрелость руководителя и ключевых сотрудников. Это напрямую влияет на энергию организации, потому что определяет наше отношение к деятельности, готовность к изменениям, способность конструктивно взаимодействовать без личностных конфликтов.
Многие сотрудники имеют психологию потребителя («Мне должны…») и не готовы брать на себя ответственность за результат, мастерски находят оправдания в случае недостижения целей, нуждаются в контроле, не умеют выстраивать конструктивные отношения с коллегами и клиентами. Недостаточная личностная зрелость – причина повышенной эгоистичности, неумения управлять своими эмоциями, обидчивости, лени, нечестности и других столь же нерадостных качеств. Чем более невротичен человек, тем менее он эффективен в рабочем процессе, тем негативнее его вклад в общий уровень энергии в организации.
Поэтому у руководителя появляется новая и важная задача - личностное развитие сотрудников, изменение их мировоззрения. Руководитель может через свой собственный пример показывать модели правильного поведения. Очень результативны корпоративные тренинги личностного роста, развивающие умение конструктивно общаться, ответственность и лояльность, и тем самым многократно повышающие эффективность организации.
Каким образом можно повысить энергию организации?
- провести кадровый аудит (аттестацию ключевых сотрудников), чтобы убедиться, что на ключевых должностях сотрудники работают по призванию. Если это не так – принять управленческое решение по их ротации или увольнению.
- провести орг. диагностику с помощью привлеченных консультантов по управлению. Выявить наличие в организации орг.патологий и реализовать рекомендации по их устранению.
- организовать для ключевых сотрудников мероприятия, способствующие их личностному развитию (как минимум, повысить уровень их ответственности и умение конструктивно взаимодействовать).
Всё это обязательно выведет компанию на качественно новый уровень, и, как следствие, сделает её более эффективной даже в кризис. Другого пути, который даёт столь же гарантированные результаты, просто не существует.
Рекомендую каждому руководителю и собственнику бизнеса в цели развития организации «зашить» обязательную цель - повышение уровня организационной энергии и улучшение её качества. Направив внимание на эту область, можно относительно небольшими ресурсами добиться существенного повышения эффективности деятельности организации и её устойчивого развития, даже в кризис.
Хотите убедиться в этом на практике? - специалисты ООО «Центр Развития Бизнеса и Личности» готовы помочь руководителям в любых вопросах, касающихся управлением энергией организаций.
Предоставлено компанией ООО «Центр Развития Бизнеса и Личности».







