Элите не нужны перемены в России. Продолжаем гнить, — политолог Александр Корецкий

Ожидания депутата Дмитрия Довженко о том, что последний срок президентства Владимира Путина будет полон изменений, не имеют отношения к реальности, считает политолог Александр Корецкий.

Ответ политолога Александра Корецкого на авторскую колонку «Не хочу, чтобы это были последние мирные выборы в стране» председателя комиссии по бюджету и налогам Челябинской городской Думы Дмитрия Довженко:

— Одна из наиболее частых претензий по отношению к Владимиру Путину, которую я слышу даже от лоялистов: он мастерски играет на внешнеполитическом поле, но недостаточно внимания обращает на экономику и не предпринимает радикальных шагов по сокращению катастрофического разрыва имущественного характера, являющегося главной болевой точкой нашей страны.

Предприниматели жалуются на засилье бюрократии и отсутствие условий для развития бизнеса. Интеллектуальная публика указывает на фундаментальные пороки, которым подвержена судебная и правоохранительная системы.

Каждому неравнодушному человеку, хорошо осведомленному в делах государственных, безусловно, известно, что текущее положение вещей в экономике и социальной сфере не внушает никакого оптимизма.

За 18 лет нахождения Путина у власти, которые принято называть эпохой стабильности, руководство страны добилось существенных успехов. Действительно, нынешний уровень жизни россиян не сравним с тем, что был в 90-е. Однако успехи носят, скорее, характер тактических.

При этом за столь длительный период существенных стратегических изменений в функционировании государственного организма добиться, увы, не удалось:

1.     Не произошло качественной трансформации отношений между властью и обществом: они по-прежнему катастрофически далеки друг от друга, а это ключевой момент;

2.     Само общество так и не повзрослело и по-прежнему придерживается патерналистских ориентаций и не воспринимает всерьез институты представительной демократии, доверяя лишь президенту как отцу нации;

3.     Столь грандиозный объем нефтедолларов, буквально свалившийся с неба в нулевые, просто зарыли в песок. А будущее — за созданием новых наукоемких производств, модернизации инфраструктуры, развитием городов-миллионников. Без этого экономика будет и дальше стагнировать.

Список того, что так и не удалось сделать за эти годы, обширен, и его можно перечислять до бесконечности.

Во время своего первого срока Владимир Путин оказался в сложной ситуации и совершено справедливо направил усилия на укрепление трещащего по швам фундамента государства, иначе было не выжить. Своей цели он добился. Между тем, после реализации первого необходимо было переходить ко второму, вполне логичному этапу — укреплению демократических институтов, стимулированию развития зрелого гражданского общества, проведению конструктивного (не несущего рисков сепаратизма) процесса федерализации, созданию единой гражданской нации. Полномочия и уровень поддержки президента позволяли начать делать первые шаги в данном направлении.

К сожалению, усилившиеся бюрократия и силовики, которым был дан карт-бланш на наведение порядка, не позволили возвести на воздвигнутом крепком фундаменте красивое здание с прозрачными стенами. В их интересах было продолжить курс на укрепление вертикали власти, и фундамент был использован для строительства казармы.

Олигархи, фактически управлявшие Россией в 90-е, никуда не исчезли. Их просто заставили принять новые правила игры.

В результате, сегодня мы имеем закрытую, полуфеодальную систему. Не сформирован средний класс – класс политических активных и ответственных собственников, образованных и креативных личностей. Без него невозможно развитие современной экономики.

Власть забронзовела, а оппозиция, не имеющая качественной базы сторонников из числа серьезных, образованных и экономических активных граждан, оказалось маргинализирована и теперь служит пугалом для обывателей. Все это говорит о том, что в стране не сформирована политическая культура.

«Я считаю, что Путин в который раз удержал страну от хаоса», — написал в своей колонке Дмитрий Довженко. Получается, что страну от хаоса может сдержать только Путин. Позвольте поинтересоваться, а сколько еще он сможет этим заниматься? Ведь человек, как известно, не вечен: как в политическом плане, так и в физиологическом.

И что будет тогда, когда Путина не станет. Какое будущее ждет Россию? У Путина, конечно, будет преемник. Но при нем политическая система на сущностном уровне вряд как-то изменится, а возможно, станет только хуже, ведь система взаимоотношений между властью и обществом останется прежней.

Теперь мы подошли к самому главному. Даже при жесткой вертикали власти везде и всюду на местах постоянно случаются различного рода катаклизмы, будь то политические конфликты, парализующие работу власти, или социально-экономические трудности. Как правило, без помощи вышестоящего начальства эти трудности не решаются. У властей на местах просто не хватает ни ресурсов, ни компетенций для этого.

Тот, кто следит за новостной повесткой в региональных политизированных СМИ, часто сталкивается с подобными инсайдами: «У главы района N Челябинской области течет канализация. На место срочно выехала делегация во главе с вице-губернатором и председателем ЗСО для урегулирования данной проблемы».

Позволю себе продолжить аналогию нашей политической системы с канализацией: есть старая ржавая металлическая труба, которую периодически прорывает, в результате чего из нее сочатся фекалии. Вместо того, чтобы произвести монтаж новой трубы из качественного и долговечного пластика, наши управленцы предпочитают освоить бюджет на устранении протечки, после чего умывают руки. Ну, если труба совсем уж плоха, то могут и заменить, поставив на ее место такую же ржавую и недолговечную, переводя в терминологию обсуждаемой нами темы — «принять кадровое решение». Вот это и называется ручным управлением. Без внешнего вмешательства ничего может работать автономно, а в случае отказа от него весь город затопит фекалиями. То есть наступит тот самый хаос, о котором упомянул Довженко.

Хаосу, как известно, противостоит стабильность. А подлинная стабильность, позволю себе заметить, — это не тогда, когда властная вертикаль «эффективно», с помощью кнута и пряника, обеспечивает единство страны, которое нынче принято измерять в проценте голосования за партию власти и президента.

Стабильность — это когда многочисленные группы сограждан, объединенные по социальному и национальному признакам,  политики и лидеры общественного мнения, имеющие некоторые расхождения во взглядах и интересах, а также различное отношение к действующему политическому курсу, тем не менее, объединены общими ценностями, уважают и свято чтут Конституцию и гарантированные ей права и свободы гражданина, а также являются приверженцами демократического пути развития. Вот что такое настоящая стабильность. В политологии это называется гомогенной политической культурой.

Именно благодаря гомогенности политических ценностей внутри общества — с одной стороны, и плюрализма мнений — с другой, появляется возможность построить прочную политическую систему, но при этом не замкнутую на одном человеке и не основанную на жесткой вертикали власти. Истинный федерализм, самодостаточность и ответственность властей на местах возможны только в этом случае.

При этом благодаря активной вовлеченности масс в политический процесс исключается возможность «дворцовых переворотов», оранжевых революций или чего там еще боится наша власть. Ответственное и зрелое общество просто не допустит такого варианта развития событий. А вот холопы, которые привыкли к тому, что ими манипулируют, ничего не смогут сделать перед лицом как внешних, так и внутренних угроз.

Безопасность страны должны обеспечивать не надзиратели в погонах. В это необходимо вовлекать максимально широкий круг граждан нашей страны вне зависимости от политических взглядов. Каждый россиянин заслуживает того, чтобы знать правду, самостоятельно делать выводы и чувствовать ответственность за все, что происходит в стране, а не слепо верить посылам из администрации президента, транслируемым по федеральным телеканалам.

Все мы сейчас наблюдаем за печальными событиями, происходящими на Украине, когда попытка добиться перемен путем насилия привела к тому, что к власти пришли лица, которые по своей сути ничем не отличаются от свергнутого руководства. На смену одним жуликам пришли другие. Это произошло как раз по тем причинам, о которых я говорил выше: украинское общество оказалось незрелым и позволило собой манипулировать.

Уверен, повторить судьбу соседней страны не хочется никому, даже убежденным либералам и противникам правящей элиты. Я согласен с Дмитрием Довженко в том, что изменения должны проходить мирно, но для этого необходима кардинальная политическая перестройка, постепенная передача полномочий и ресурсов сверху вниз, демократизация, поиск иных моделей взаимодействия между государственными и общественными институтами. Но для начала требуется, чтобы институты гражданского общества заработали по-настоящему, так как сейчас они являются симулякрами.

Владимир Путин, теоретически, мог бы осознать необходимость таких перемен. Однако проблема заключается в том, что существующие элиты работают не на страну. Им нужны гарантии неприкосновенности для себя, своей семьи и своего капитала, чаще всего добытого сомнительным путем. Они мыслят вовсе не государственными категориями. И любые перемены им ни к чему.

«Инкорпорировать во власть передовых, прогрессивных людей, даже если они мыслят не в унисон, а не отвергать их», — пишет Довженко. А как это возможно, если все теплые места уже давно забронированы для нынешних «золотых» мальчиков и девочек — детей государственных чиновников, их родственников, друзей. Прогнившая клановая система демонстрируется во всей своей красе.

Главная беда в том, что наши государственные и общественные институты по своей природе являются экстрактивными (извлекающими ресурсы тех или иных слоев населения с целью их перераспределения в пользу элиты), поэтому правящие круги заинтересованы в сложившемся порядке вещей. Система просто органически не способна инкорпорировать в себя тех самых образованных, прогрессивно мыслящих людей из так называемого креативного класса, как желал бы того Дмитрий Васильевич.

Даже если такая стратегическая цель будет поставлена на самом высшем уровне, ее исполнение просто будет проигнорировано, как это уже случилось с Майскими указами. Просто потому, что это уничтожило бы саму систему. Это как перелить человеку с первой группой крови вторую. Результат, я думаю, всем понятен.

Россия сейчас находится в сложном положении. Всем думающим людям это понятно. Мои рассуждения совсем не противоречат взглядам Дмитрия Довженко. Я хотел бы просто развеять его поразительный оптимизм и сказать, что не все так просто. Ситуация сейчас сложная, если не сказать, что тупиковая. Для того, чтобы найти выход, необходим огромный интеллектуальный труд множества умных людей. И далеко не факт, что к этим людям прислушаются.

Колонка написана специально для проекта «Особое мнение Челябинск».

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.