«Экономика плохих дорог: неудобные вопросы к кандидатам в губернаторы» — Андрей Минченко

«Мы все подспудно надеемся на чудо — нефть двукратно вырастет в цене, весь мир внезапно бросится скупать металл, или страна невероятным образом разбогатеет, так что и региону что-то достанется».

Андрей Минченко, председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды в Общественной палате Челябинской области:

— На прошлой неделе был дан официальный старт губернаторской предвыборной кампании. Сценарий стандартный, как и во множестве других регионов — социальные аспекты, красивые округлые фразы, строительство дорог.  Для всякого человека с экономическим образованием такие приоритеты весьма печальны, так как означают беспросветный тупик экономики.

Но политтехнологи не врут, уровень экономический грамотности большинства избирателей именно таков — востребованы сиюминутные блага, а богатство региона и благосостояние людей должно возникнуть как-нибудь само собой.

Чуть радует лишь акцент на проведение саммитов в 2020г., которые хоть и стали уже предельно привычными, но все-таки имеют существенное отношение к экономическому развитию региона.

К чему ведет социальный популизм при отсутствии экономических приоритетов?

Благосостояние людей — это прежде всего уровень их личных доходов. В обывательском представлении, зарплаты небюджетных работников возникают из карманов начальника-предпринимателя, откуда он их достает соразмерно степени своей жадности. Как деньги попадают в эти карманы — никому не интересно, всем «ясно», что он наворовал достаточно, чтобы платить.

Следуя этому миру фантазий, можно предположить, что некоторые люди пребывают в убеждении, что «если губернатор сильный, он стукнет по столу достаточно громко, и тогда жадные предприниматели испугаются и повысят всем зарплаты». Причем некоторые результаты недавних выборов подтверждают веру избирателей в данный тезис.

В реальности, для рентабельного бизнеса, зарплаты сотрудников определяются только одним — конкуренцией на рынке труда. Есть конкуренция — зарплаты растут, нет — снижаются.

Поэтому главное, что может и должно делать правительство любого региона для повышения благосостояния населения — это создавать новые рабочие места, причем в большом количестве и достойном качестве.

Но вырваться из плена иллюзий для избирателей очень непросто, так как никто не собирается эти иллюзии развеивать. Никаких рабочих мест в предвыборной риторике почти ни у кого нет. Звучащие сегодня цифры роста зарплат — скорее, лишь показатель их «отбеливания», результат ужесточившейся в период 2014-2017 борьбы с «обналичкой». А прогнозы экономического роста — скорее, лишь примитивный инерционный сценарий на основании текущей статистики.

Российские чиновники хорошо научились «зарабатывать» на строительстве и ремонте дорог: все очень удобно, процесс бесконечный — не успеешь построить одни, как уже развалились другие. И главное — избирателям важны дороги, избирателям дороги нравятся. А в экономике большинство населения все равно ничего не понимает, а потому ничего и не спрашивает.

Таким чиновникам не нужно ничего менять — дорожные миллиарды ежегодно растекаются правильными «ручейками». И так будет всегда.

Отличилась только Москва — все дороги оказались построены, а деньги остались. Пришлось придумывать «урбанистов», чтобы сужать дороги и закатывать все тротуары в гранит. Но суть не изменилась — деньги тратятся на обустройство дорог и тротуаров, вместо развития перспективных высокотехнологичных отраслей экономики.

Более 70% средств в региональных бюджетах идут на обязательные социальные расходы, включая зарплаты бюджетников. Оставшаяся часть направляется на латание «тришкиного кафтана» неотложных нужд и общую для всех доминанту — дорожное хозяйство. Понятно, что дороги нужны. Но значительную часть этих фондов можно было бы направить на более приоритетную цель — экономическое развитие региона. А сами дороги строить более долговечными.

Есть особо насущные вопросы. Экология, качество атмосферного воздуха — важные приоритеты. Однако решения уже видны, нужно только жестко придерживаться намеченного курса.

А вот в экономике региона есть только позитивный прогноз, почти инерционный по своей сути. И полный туман в том, что касается кардинального улучшения экономической ситуации. Мы все подспудно надеемся на некое чудо — то ли нефть как-то двукратно вырастет в цене, то ли весь мир внезапно бросится скупать металл, то ли вся страна невероятным образом разбогатеет, так что и нашему региону что-нибудь достанется. Ведь как еще объяснить, что мы не требуем от чиновников, депутатов и кандидатов ясности экономического курса?

Вообще, в период 2016-2018 годов в экономике Челябинской области сформирован значительный новый потенциал — создана одна из лучших региональных инфраструктур поддержки инвестиционного развития, включая «Территорию бизнеса», четыре территории опережающего социально-экономического развития в моногородах, региональное представительство Фонда «Сколково». Наши позиции среди всех регионов страны по состоянию на лето и осень 2018 года явно подают надежды: второе место в рейтинге эффективности у регионального Фонда развития промышленности; 11-е место у Челябинской области в рейтинге делового гостеприимства Клуба лидеров АСИ; 12-е место у МФЦ по качеству электронных госуслуг и третье место по количеству пользователей. Плюс высокий рейтинг кредитоспособности региона в целом.

Однако всё это — лишь исходные условия. Которые требуют очень интенсивного дальнейшего развития, многих дополнительных усилий власти и серьезных бюджетных вливаний.

Саммиты ШОС и БРИКС — великолепная всемирная витрина. Вот только что мы на ней представим? Что предложим иностранным инвесторам? Какие проекты? Какие условия? Какие просчитанные рынки, ресурсы, возможности? Ответов мы пока не слышим — избирателям это не интересно, политтехнологи не рекомендуют. Поэтому даже в проекте бюджета 2019-2021 гг. никаких чётких акцентов в части экономического развития для широкой аудитории не представлено.

Есть и более конкретные вопросы. Масштабные, способные взволновать многих людей, если только им объяснить, что всё это возможно. Например, такие:

– Будет ли создана по-настоящему развитая особая экономическая зона, подобная Алабуге? При том, что налоговые режимы наших ТОСЭР выгоднее многих ОЭЗ.

– Возникнет ли в регионе бурный промышленный рост с десятками тысяч новых рабочих мест, подобный тому, что преобразил экономику Калужской области? Ведь мы – промышленный регион со множеством компетенций.

– Появится ли привлекательный для молодёжи инновационный научный кампус, подобный Иннополису? Ведь научный потенциал наших оборонных предприятий огромен.

– Станет ли наш регион популярным туристическим курортом хотя бы на уровне Карелии? Наша природа ничуть не уступает, а история — намного интереснее.

– Появится ли в нашем регионе, являющемся колыбелью ядерного оружия, открытый музей атомного проекта — центр притяжения туристов всероссийской значимости? Будем ли мы воспитывать у людей уважение к нашим ядерщикам, спасшим некогда СССР и сохраняющим глобальный мир сегодня? Или можем только пугать страну рутениевыми фейками?

В условиях слабого экономического роста в стране, наилучшего благосостояния населения добиваются лишь отдельные регионы, которые занимают наиболее проактивную позицию в своем экономическом развитии. Нужно побеждать в этой конкуренции.

Впереди предвыборные десять месяцев. Давайте задавать подобные вопросы всем кандидатам в губернаторы. Если мы не добьемся от них четких предвыборных обязательств сегодня, наше развитие так и останется в рамках «экономики» закатывания бюджетных денег в асфальт.

Колонка написана специально для DK.RU

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.