ЕГЭ для чиновников: почему Южный Урал не попал в топ-20 по инвестклимату? МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Южный Урал поднялся на одну строчку в рейтинге состояния инвестклимата. Однако цель — попасть в топ-20, которую ставил экс-губернатор Борис Дубровский, не достигнута. Мы узнали у экспертов, а надо ли?
Национальный рейтинг, оценивающий усилия региональных властей по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса, представило на полях Петербургского международного экономического форума Агентство стратегических инициатив.
Возможно, кому-то покажется, что мы не оправдали ожиданий, ведь попадание в 20-ку национального рейтинга является большой целью на протяжении последней пары лет. Но считать ее недостижимой неверно. Замечу: у региона не наблюдается падения, а есть стабильный, планомерный рост, который позволил по итогам 2018 года шагнуть вперед. Не секрет, что и другие регионы также активно работают над инвестклиматом, создавая бурную конкуренцию. Анализ и корректировку планов проведем в ближайшее время, когда получим детализацию рейтинга. Нацрейтинг состояния инвестиционного климата в регионах формируется преимущественно на основе опросов реальных предпринимателей. Это своеобразный инструмент обратной связи, который мы используем, чтобы узнать о проблемах, с которыми сталкивается бизнес, и направить усилия на их решение. Регионы стремятся попасть в топ-20, так как именно он публикуется и оглашается официально. То есть потенциальный инвестор, оценивая риски, видит 20 регионов, наиболее привлекательных для ведения бизнеса. Здесь уже дело каждого конкретного предпринимателя – учтет он эту информацию при выборе места дислокации бизнеса или нет.

Андрей Минченко
Председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Челябинской области
То, что мы поднялись на одну ступеньку, говорит о том, что меры предпринимались правильные. Но то, что удалось продвинуться не так далеко — тоже объективно. Хорошо проработано направление поддержки малого бизнеса, стартапов благодаря «Территории бизнеса». Если говорить о поддержке более серьёзных промышленных проектов, есть отставание. Нет индустриальных парков, то есть площадок для строительства новых предприятий. «Малая Сосновка» много лет существует с недоделками. При том, что в Татарстане новым предприятиям предоставляются готовые производственные помещения на льготных условиях. В принципе, даже хорошо, что мы не получили какие-то высокие оценки — это послужит стимулом. В регионе есть пять территорий опережающего экономического развития, но пока они не раскрыты, там мало резидентов. У военно-промышленного комплекса есть отличный потенциал для перехода на гражданскую продукцию — соответствующее поручение было дано президентом. Остаются возможности и по туризму: создавать площадки под отели и объекты гостеприимства, туристические маршруты.
Рейтинг инвестиционного климата отражает оценку легкости ведения бизнеса в конкретных территориях по сравнению с другими и не должен восприниматься как рейтинг инвестиционной привлекательности. Изначально он задумывался и сейчас используется федеральным центром для сравнения эффективности работы экономических блоков региональных органов власти по жестко установленным правилам – типа ЕГЭ по предмету «барьеры и льготы для бизнеса». Соответственно, усилия губернаторов и их подчинённых направлены на то, чтобы набрать баллы, а не на глубокое понимание и творческое переосмысление предмета. Челябинская область заняла 21-е место благодаря успешной сдаче нормативов ГТО по созданию ТОСЭРов, «точек кипения», фондов, центров компетенций и прочей «инфраструктуры поддержки инвестиций». Только всяческие льготы для бизнеса — лишь вишенка на торте, а рыночный торт за последние годы усох до маленького бюджетного кекса, да и тот поделен между укоренившимися и приближенными. Потому-то ощутимого, осязаемого жителями экономического результата, к сожалению, нет.
Сам по себе рейтинг составляется не первый год, и это серьёзная история. Сейчас мы видим последствия работы последних трёх лет, а также влияния федеральных трендов. Администрация Дубровского делала ставку на металлургию и моноразвитие. Отказ от диверсификации привел к тому, что инвестпрограммы существуют только у крупных промышленных гигантов. Хорошая хозяйка не будет складывать все яйца в одну корзину, но у нас так и получилось, что все яйца в одной большой корзине. Экономический кризис и тяжелое состояние металлургии, в том числе мировой, только ухудшает все позиции. Внешних инвесторов практически не стало, высокоскоростную магистраль так и не начали строить. Что касается экологического фактора, то здесь он влияет в меньшей степени. Хотя вкупе с остальными факторами инвесторы обращают на него внимание. Есть масса регионов, где экология хуже, чем челябинская, но там все прекрасно с инвестициями. Посмотрим, как изменится стратегия при новом губернаторе. Думаю, для того, чтобы попасть в топ-20, нужно диверсифицировать экономику, развивать малый бизнес, минимизировать риски социальные и экологические, заниматься брендингом территории.