Дмитрий Симоненко: Быстрые заработки в сети — миф

Интернет-продажи — рынок предельно динамичный. Только за прошлый год он вырос на 50%, и этим отчасти объясняется огромное количество желающих заняться им.

Но если просто попасть в эту сферу довольно легко (достаточно иметь компьютер), то для достижения каких-то результатов здесь нужны серьезные финансовые вливания и недюженные профессиональные качества инициатора, считает Дмитрий Симоненко, генеральный директор интернет-магазина «IdeЯ!».

Мысль о том, чтобы открыть в Челябинске интернет-магазин, пришла к Дмитрию Симоненко чуть более трех лет назад, когда он занимался традиционным розничным ритейлом. Так г-н Симоненко, не без помощи партнеров, которые поддержали его инициативу «выхода в сеть», начал разработку проекта интернет-магазина.

Интернет -магазин вы открыли благодаря прибыли от розничного ритейла?

— Да, у нас была часть инвестиционных средств, которые мы могли потратить на создание интернет-магазина. Этот проект далеко не дешевый как в плане содержания структуры, так и в плане его развития. Первые полгода магазин находился на этапе становления и не получал большого отклика — количество заказов было минимальным. Мы начали вкладывать в него все больше сил и средств в надежде, что интернет-магазин займет высокое место на рынке торговли. Нам потребовалось почти два года, чтобы стать лидерами рынка. Всего в проект было инвестировано около $4 млн, при этом, по нашим подсчетам, он окупится только в начале 2014 г.

Открыть новый формат

Сегодня интернет-магазин «IdeЯ!» представлен в 4-х регионах: Магнитогорске, Тюмени, Сургуте и Челябинске. Но три года назад на Южном Урале полноценных интернет-магазинов не было вообще. В городе присутствовали интернет-витрины федеральных и местных игроков торговли, которые выкладывали в интернет ассортимент своего магазина. При этом цены в итернете практически не отличались от цен в традиционных розничных сетях. «Цена — это главное, что должно отличать интернет-магазин от обычной точки продаж, в первом она должна быть значительно ниже, — поясняет Дмитрий Симоненко. — Но даже несмотря на небольшую разницу в цене, в России наблюдались перспективы роста интернет-торговли. И мы подумали, что кто-то должен сделать в нашем городе настоящий интернет-магазин. Почему бы не мы?»

Получается, интернет-торговля — это этап развития вашего розничного бизнеса?

— Сейчас в активе компании присутствуют оба формата, просто хронологически вначале была розница, а уже потом интернет-магазин. Позже, кстати, появился совмещенный формат — интернет-магазин со своей традиционной витриной в городе. Такими витринами стали многочисленные пункты выдачи товаров. Сделано это для того, чтобы покупателю было максимально удобно забрать свою покупку, как говорится на языке маркетинга, «совмещая с будничными делами». По-научному этот формат называется multichannel. Об этом мы, к слову, узнали совершенно недавно, побывав на московской конференции.

Вы изобрели формат, не зная, что он существует?

— Сегодня на рынке все экспериментируют. По сути, мы изобрели формат, потом его повторили москвичи, и сегодня его выдают как новинку. Сейчас в сторону совмещения форматов пошли и все остальные. Понимаете, обычно в интернет-магазинах покупка доставляется курьером. Но такой способ создает определенные хлопоты в первую очередь для клиента: ему нужно находиться дома длительный промежуток времени и ждать курьера. Для меня это что-то вроде ожидания сантехника — утомительное и бесполезное занятие. Гораздо удобнее забирать товары самому. Поэтому мы открыли пункты выдачи товара почти в каждом районе города. Не стоит думать, что затраты на аренду и персонал в этом случае увеличиваются, совершенно нет, они сопоставимы с затратами на обычную доставку. Но при этом у клиентов теперь есть возможность «по дороге из булочной» забрать свой ноутбук, чайник или пылесос.

Не было проблем с поставщиками при выходе на новый формат?

— Безусловно, были. Нам пришлось практически заново выстраивать отношения с поставщиками, порой существенно перекраивая структуру их работы. У нас задача — любыми средствами выполнить 100% заказов. У поставщиков же совершенно иное отношение к этому процессу: они не могут предоставить конкретную информацию по остаткам, порой не подтверждают стопроцентную отгрузку и прочее. Существующие отношения с поставщиками — это результат тяжелой работы на протяжении двух лет; за это время мы, конечно, изменились, стали более опытными и мобильными, но наши поставщики изменились гораздо в большей степени. Сейчас мы бережно относимся к налаженному механизму и довольно требовательны к новым поставщикам.

Были случаи, когда вы не привозили заказанный товар?

— Они есть и сейчас. Если товар привезти не удается, мы звоним клиентам и пробуем договориться — подобрать альтернативный вариант. Это доставляет определенные неудобства как для стороны покупателя, так и для стороны продавца. Существует некоторое количество отказов, но мы стремимся к тому, чтобы достичь стопроцентного исполнения заказов.

Бизнес для ленивых

Сегодня в интернете можно увидеть множество сайтов, которые обещают помочь создать собственный интернет-магазин «с нуля», буквально за считаные минуты. Если верить им, то предприятие это нетрудное, интересное и им вполне можно заниматься, не отрываясь от других насущных дел. Судя по таким страницам, открыть онлайн-магазин под силу любому, кто имеет хоть немного желания и какой-то опыт выхода в сеть.

Это действительно так легко?

— Раньше был такой миф, что открыть интернет-магазин практически ничего не стоит. Что, конечно, неправда. Это очень серьезный бизнес, требующий огромного количества ресурсов. Необходимо сделать сайт, хороший с точки зрения как удобства, так и эргономичности. Нужно вовремя осуществлять заказы, вежливо отвечать клиентам по телефону и информировать о том, в каком статусе находится их товар. Не стоит забывать и про начальный капитал. Мне очень любопытно: каким образом студент, только закончивший институт, будет закупать товар? Одиночки в интернет-торговле просто не выживают.

Сегодня на рынок зашли серьезные игроки, имеющие свой собственный ритейл. У них есть товар на складах, налажено взаимодействие с крупнейшими поставщиками — они могут доставлять продукт в максимально короткие сроки.

Насколько короткие?

— Раньше, год-два назад, люди были готовы ждать достаточно долго, например, неделю. Сейчас концепция смещается в сторону максимального снижения этих сроков: сегодня вы заказали товар — завтра уже его получили. Именно поэтому маленькая компания на базе домашнего офиса с доморощенным программистом этот уровень сервиса просто не осилит.

Неделю сегодня ждать никто не будет?

— Будут, если это определенные виды товаров — какие-то эксклюзивные вещи, которых нет в Челябинске. А обычный продукт никто ждать не станет.

Резюмируя, можно сказать, что зайти на этот рынок неспециалисту практически нереально?

— Зайти реально, но шансов, что новичок добьется глобальных успехов в этой области, почти нет. На рынке интернет-торговли полным ходом идет глобализация — выходят крупные федеральные сети, занимавшиеся до этого розничным ритейлом. Конечно, можно сделать удобный сайт с превосходным дизайном, нанять сотрудников в call-центр, можно даже обладать хорошим товарным предложением, но у тебя все равно ничего не купят, просто потому что тебя не найдут. Для того чтобы твой сайт заметили, в его продвижение нужно вложить существенные деньги.

Как я понимаю, для вас это пройденный этап. Если забить в поисковиках «интернет-магазин», то первая строчка, что в Googl’e, что в Яндексе — у вас.

— Да. Это наши усилия по продвижению сайта, по оптимизации его работы. Большую роль тут играет рейтинг посещаемости. В Челябинском сегменте интернет-магазинов у нас самый большой трафик.

Ваш магазин занял 30-е место в списке 100 лучших интернет-магазинов, по мнению «Коммерсанта», и первое — в «Народном рейтинге» от сайта 74.ru. Благодаря чему?

— Проблема всех Челябинских интернет-магазинов заключается в том, что они не очень серьезно относятся к тому, что называется «уровнем доверия». На сегодняшний день мы, однозначно, выиграли главную гонку — первенство за доверие наших покупателей. Наш магазин достаточно сильно вкладывается в этот ресурс: мы всегда выполняем взятые на себя обязательства. Это очень важно для подобного «виртуального» бизнеса.

Но многие как раз считают, что «IdeЯ!» обязана своим успехом дешевизне товаров.

— В какой-то мере это правда, мы не скрываем, что это одно из наших главных конкурентных преимуществ. Но одни только низкие цены не приведут к успеху.

Все-таки, каким должен быть сайт, чтобы случайно зашедший на него человек остался там?

— Товары, представленные на таком сайте, должны иметь полное описания и доступные для понимания характеристики. Все продукты должены иметь актуальную цену; продавать в интернете по высоким ценам, как я уже говорил, не имеет никакого смысла, слишком дешево — тоже: есть определенные ценовые рамки, по которым этот товар продается. Ну и, пожалуй, главное — сайт должен быть удобным. Когда мы только создавали «IdeЯ!» у нас была задача — сделать так, чтобы человек в три клика мог положить товар в свою корзину. Сейчас это требование выполняется.

Чем легче заниматься? Онлайном или офлайном?

— Офлайном заниматься значительно легче. Продажи в интернете — это очень динамичный бизнес: он быстро меняется, и в нем очень много авралов, которые необходимо решать в режиме моментального реагирования. А вот людей, способных найти эти решения, почти нет. Бизнесу всего несколько лет, и готовых специалистов на рынке труда не существует. Поэтому многое приходится изобретать самому: так возникли пункты выдачи товара и наши «особые» взаимоотношения с поставщиками.

Ритейл уходит в сеть

2011 г. показал существенный рост в сегменте интернет-продаж. Эксперты расходятся в оценках, но, по мнению Дмитрия Симоненко, рынок вырос примерно на 50%. «В 2012 г. он тоже будет расти. Сейчас вам никто не скажет на сколько, но, по ощущениям, это будет в пределах 40%. Эта тенденция продлится и дальше, возможно, меньшими темпами», — уверяет бизнесмен.

До какого момента это продлится? Сможет интернет отхватить большую часть традиционного ритейла?

— Конечно, интернет никогда не займет 100% обычного розничного рынка. Невозможно, к примеру, торговать бытовой техникой только в сети. В любом случае нужны магазины, где можно товар посмотреть, пощупать и поговорить с продавцами. Также всегда будут покупатели, которые делают  покупки  исключительно традиционными методами. На мой взгляд, интернет-торговля займет примерно 40% всего рынка. В сегменте бытовой техники это произойдет очень быстро — в течение следующих 2–3 лет.

Стратегия развития компании будет как-то соотноситься с этим ростом? Я слышал, вы хотите превратить «IdeЯ!» в огромный интернет-гипермаркет, чуть ли не локальный E-bay.

— Сейчас на нашем сайте представлено 17 тыс. товаров. Но это число постоянно растет: ежедневно на сайт добавляются от 100 до 150 новых единиц. Есть огромное желание к концу 2013 г. выйти на цифру в 100 тыс. товаров. Это будет не только бытовая техника, но и многое другое. Все это будет сделано на базе текущей инфраструктуры и бренда «IdeЯ!». Сейчас мы проводим маркетинговые исследования, выясняем, какие товары люди хотят покупать на сайте. Первые результаты показали, что наши клиенты готовы покупать детские игрушки — мы их завезли. Чуть позже наш ассортимент пополнился автошинами. Одновременно с увеличением ассортимента мы будем расширять географию, готовимся к выходу в новые регионы (пока не буду их называть). При этом мы сохраним лидерство на занятых территориях и завоюем на тех, куда будем заходить.

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.