Дмитрий Потапенко: «Сетевой бизнес на бедных – это проще и прибыльнее гламура»

досье Дмитрий Потапенко Управляющий партнер ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ», ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настояща

Дмитрий Потапенко в российском сетевом ритейле прославился благодаря двум фактам. Во-первых, в ранге гендиректора сети «Пятерочка» он первым в отрасли вывел компанию на IPO. А во-вторых, будучи апологетом тотальной экономии и немецкого стиля ведения бизнеса, он сумел распространить его принципы не только на свои компании, но даже на собственную семью из четырех человек, которую принципиально кормит на 9333 руб. в месяц.

досье
Дмитрий Потапенко
Управляющий партнер ГК Management Development Group Inc.: розничные сети ProdECO и «ГастрономчикЪ», ресторанные сети «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба», архитектурное бюро «АртПрага», строительная компания «ECOnomСтрой», информационно-аналитический портал www.WallMart.ru. Заместитель председателя комиссии при правительстве Москвы по сетевым услугам и торговле.
Образование:
1993 г. – Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, специальность «Инженер конструктор-технолог»;
2002 г. – MBA (экономика) ВАВТ при министерстве экономического развития и торговли и МВА (Business&Economic Option) California State University (Hayward);
сертифицированный аудитор по системам менеджмента качества по стандартам ISO 9000:2000, сертификат центра Det Norske Veritas.
Карьера:
конец 80-х – начало 90-х гг. – санитар в морге, охранник в казино и тело­хранитель президента банка «Русский кредит»;
1992-1995 гг. – менеджер по маркетингу, коммерческий директор компании Natashkyang Korotia Systems (продажа импортной электроники);
1995-1998 гг. – вице-президент по продажам и маркетингу марки Grundig в России и СНГ;
1998-2001 гг. – генеральный директор, вице-президент по инвестиционному развитию ОАО «МЭЗ ДСП и Д», одного из крупнейших в Европе заводов по выпуску ДСП и мебельных деталей;
2001-2003 гг. – заместитель управляющего ГК «Логос», генеральный директор ООО «Центры оптовых продаж» (продажа печатной продукции по СНГ);
2003-2005 гг. – генеральный директор розничной сети «Пятерочка».
Специально приглашенный эксперт конференции «ДК» «Логистика. Современное управление товарными потоками».

Почему сетевой бизнес должен быть основан на тупости, лени и стандартности?
Какие бизнес-процессы нельзя оцифровать?
Чем комиксы могут быть полезны для построения сетевого бизнеса?

Дмитрий Потапенко преуспел в строительстве розничных сетей за счет жесткой системы минимизации издержек. Управляя 39 продуктовыми точками, разбросанными «от Чечни до Москвы», он гордится тем, что в его магазине площадью 250 кв. м работает всего 13 человек, а на логистику тратится лишь 3,75% от оборота. И тот, и другой показатель – рекорд для российского продуктового ритейла. Однако, помимо специфических для отрасли приемов снижения издержек вроде регулярной смены и стравливания поставщиков или привлечения арендодателей в качестве акционеров компании, у Потапенко есть «чисто немецкие» правила, которые актуальны для любого сетевого бизнеса.

Неоцифрованная стратегия – не стратегия

Дмитрий Потапенко любит прит­чу о Будде, который, увидев строящееся здание, спросил людей, что они делают. Один сказал, что носит камни. Второй – что строит здание. А третий ответил, что возводит храм. По мнению экс-генерального директора «Пятерочки», большинство руководителей и собственников бизнеса сегодня «носят камни» и «строят здания», ибо «возводить храм» в со­временном понимании значит иметь четко зафиксированную и оцифрованную стратегию развития бизнеса, доведенную до понимания всех сотрудников, вплоть до уборщицы. И именно такой стратегии у абсолютного большинства нет.


– 90% наших собственников очень любят нанять неких топ-менеджеров и ждать от них, как манны небесной, что они напишут стратегию. А этого не происходит и не произойдет никогда. Собственник – это единственный человек, который может и обязан прописать стратегию. Он должен указать, что хочет получить от своих бойцов, конкретно: этот боец должен копать от сих до сих, этот боец должен столько-то построить и т. д. Если собственник этого не может или не умеет, то, по сути, его бизнес ограничен. Пять-семь лет он может сидеть в своей региональной конуре и довольствоваться несколькими миллионами долларов. Но показатель жизнеспособности любого бизнеса – это умение собственника управлять компанией дистанционно. Когда ты можешь развить бизнес там, куда ты пришел как варяг, где «стены не помогают», тогда ты действительно успешен. В противном случае ты – лох, неудачник.

 
И как должна выглядеть правильно прописанная стратегия, если перевести язык войны на язык бизнеса?

– Все стратегические цели, как извест­но, должны быть достижимы и измеримы. И если мы устанавливаем обычную для сетевого бизнеса стратегическую цель открыть в этом году столько-то точек, то должно быть зафиксировано: точки конкретного формата, в конкретных регионах, с конкретным оборотом и средним чеком. Нельзя прописывать стратегию типа «Хотим стать лучшей компанией». Что значит лучшей? Абстрактно и непонятно. Для сети мини-маркетов печатной продукции «Хорошие новости», которую я строил, будучи в ГК «Логос», стратегия заключалась в захвате определенных аэропортов: Шереметьево, Внуково, Пулково и т. д. Понятно, что основными стратегическими точками были почта, телефон и телеграф. А дальше эта стратегия расписывалась по бойцам.

Сейчас западные консультанты любят говорить о Balanced ScoreCard – системе сбалансированных показателей. На самом деле те, кто жил при советской власти, наверняка вспомнят коэффициент трудового участия (КТУ). Так что все новые слова – это перепетые старые. Когда вы планируете стратегию, любую деятельность надо рассматривать в четырех разрезах: финансы, клиенты, бизнес-процессы и персонал (см. «Детали» на стр. 41). А дальше любое действие в вашей компании должно быть оцифровано. Если один из ваших бизнес-процессов носит название «Мы осуществляем качественное обслуживание клиента», забудьте о бизнесе – заявление на стол, вы свободны! Слово «качество» – самое дурацкое наряду с «уникальностью» и «дешевизной». Потому что ничего уникального не существует, «все давно украдено до нас». А пониманий, что такое «качественно» и «дешево», столько же, сколько самих людей. За слоганом «Качественное обслуживание клиента» скрывается неумение оцифровать деньги, время и сроки бизнес-процессов.

 
Так ли уж все поддается оцифровке?

– Любая деятельность любого подразделения вашей компании цифруется. Как оцифровать абстрактную, казалось бы, цель – повышение эффективности финансового отдела? Элементарно. Рентабельность инвестированного капитала не ниже такой-то цифры. Как для отдела персонала перевести на язык цифр цель – развитие компетенций у продавцов? Все просто. Средний аттестационный балл на знание продукта. Казалось бы, всеми нами любимая бухгалтерия не цифруется. Да ничего подобного! Цифруется элементарно – через минимизацию издержек на конкретную бизнес-единицу. Расходы на бизнес-единицу, в данном случае на бухгалтерию, – определенный процент. Срок прохождения документов по бухгалтерии – в срок, от сих до сих. Все цифруется! Если вы что-то не оцифровали внутри компании, тогда у вас не могут быть низкие издержки, потому что вы не контролируете процесс.

 
Когда захватывают почту, телефон и телеграф, за ценой не стоят. В бизнесе так нельзя. Как вы определяете экономическую целесообразность «захвата» того или иного объекта, региона?

– Когда я работал в «Пятерочке», я стал составлять для себя пообъектную таблицу эффективности. Что туда вносится? Есть условное количество экспертов. К примеру, директор по продажам, который, осмотрев объект недвижимости, говорит, что на этом месте магазин будет давать условно 100 тыс., рублей или долларов – не важно. Эту цифру я заношу в таблицу, и знаю ее только я. Далее директор по персоналу говорит, что на этом объекте должно быть столько-то сотрудников. Это я тоже вношу в таблицу. И так далее по ключевым топ-менеджерам и направлениям – вся информация сводится в таблицу. А дальше уже смотрится экономическая эффективность. Сегодня в 90% случаев сетевой бизнес губит арендная ставка. Если арендная ставка неадекватная, то объект не выкидывается, а ставится в «лист ожидания». При этом отслеживание развития дел у арендодателя продолжается, потому что собственники регулярно меняются, менеджеры в государственных структурах, которые отвечают за сдачу в аренду, тоже. Новые люди – новый подход, и тут ты должен оказаться тем самым парнем, который появляется в нужное время, в нужном месте и с нужным предложением. Хотя, конечно, есть объекты, которые никогда не выйдут из «листа ожидания», потому что всегда найдется какой-нибудь Гоги, который считает, что этот объект должен стоить миллион, и, пока он не помрет, вопрос не решить.

На самом деле критические факторы у каждого бизнеса свои. У кого-то это аренд­ная ставка, у кого-то – зарплата персонала. И они не просто на виду, они висят в балансе.

 
Допустим, собственник определился со стратегическими целями и понял, что каждый день должен отслеживать, как меняется ситуация и не помер ли еще Гоги. Как ему транслировать это понимание своим сотрудникам, чтобы они тоже «возводили храм», а не «камни таскали»?

– Человек должен уметь вычислять физиомоторику. Все мы лжем. Это связано с тем, что мы мыслим образами. Я произнесу слово «дом», и у каждого в голове возникнет своя картинка. А все потому, что мы сначала переводим этот образ на свой «речевой аппарат», который у всех нас в силу образования и воспитания разный, а потом еще переводим на физиомоторику нашей гортани. То есть уже получается два передаточных звена. У того, кто это на слух воспринимает, тоже два своих передаточных звена. Итого, один образ проходит через четыре «шлюза». Мы лжем, потому что мы по-разному воспринимаем. И это объективная реальность. К нам в строительную компанию нанималась женщина-маляр. Ей объяснили: «Мы будем вам платить 12 тыс., плюс 8 тыс. за объект. Выплачиваться зарплата будет дважды в месяц». На следующий день она не выходит на работу, звонит по телефону и говорит: «Вы меня, наверное, обманете». «Почему?» «Но вы же сказали, что зарплата 12+8, суммарно должно быть 20, но раз вы выплачиваете дважды в месяц, значит, дадите два раза по шесть». Где произошел сбой? Непонятно. Конечно, это женщина невысокого интеллекта, она маляр. Но это означает, что я тоже неправ и что мой директор по персоналу в следующий раз будет на пальцах и в картинках объяснять, какие суммы и в какие сроки мы выплачиваем.

 
Визуализация – это инструмент для работы только с низовым персоналом?

– С любым, в том числе и средним. Просто для низового персонала визуализация должна быть наиболее наглядной. Образно говоря, все бизнес-процессы должны быть описаны в комиксах. В Auchan кассиров готовят по 46 слайдам. У меня в фирмах все должностные инструкции рисуют в комиксах. У меня есть штатный художник. Конечно, он не Пикассо, но этого достаточно, чтобы в картинках показать, что, например, кассир, прежде чем обслужить покупателя, должен установить с ним контакт глазами. У вас что, нет $150, чтобы взять художником какого-нибудь студента?

Донося стратегию до своих сотрудников, вы должны руководствоваться тремя принципами: тупость, лень и стандартность. Тупость не должна позволять вам писать фразу длиннее семи слов, лень не должна позволять вам писать инструкции длиннее одной страницы, а стандартность должна позволить распространить это на все объекты одновременно. Ведущие московские сети работают с текучкой персонала в 270%. Система настолько заточена вне зависимости от человеческого фактора, что она все равно срабатывает.

 
В качестве работающих эффективных стратегий очень часто приводят в пример Генри Форда с его идеей народного автомобиля: «Люди, которые делают эту машину, должны иметь материальную возможность ее купить» – и основателя IKEA Ингвара Кампрада, который говорил: «Мы делаем дешевую мебель для студентов, чтобы они могли на ней заниматься сексом». Проблема, видимо, в том, что не все настолько гениальны, как Форд и Кампрад, чтобы так ярко визуализировать стратегию доступными для всех образами.

– Три стратегических цели моей компании знают все сотрудники: достигнуть такого-то товарооборота, занять такие-то регионы и привлечь такой-то инвестиционный капитал. И когда меня спрашивают, зачем это знать обычному продавцу, я всегда объясняю, что даже большие цели создаются маленькими людьми. Все наши инвесторы всегда приезжают и смотрят магазины. Поэтому продавцы знают, что в любой момент может прийти незаметный мужичок, который окажется инвестором.

А то, что они строят бизнес для себя, для таких же, как они, – это хоть нигде и не прописано, но любого нашего сотрудника магазина или ресторана обслуживают в своей же сети, потому что мы держим низкую рентабельность. И ему это нравится, потому что он делает бизнес для таких же прос­тых людей, как он.

 
Но вы сами не закупаетесь в своих магазинах и не посещаете свои рестораны.

– Ага. Но только потому, что я бизнес строю не для себя, мне нужен чуть более широкий набор продуктов. Поэтому я закупаюсь в Auchan. Свою семью я кормлю на 9333 руб. в месяц.

 
Да вы скряга!

– Я вообще редкостная скотина. У меня в голове все время крутится калькулятор. Это не обусловлено ни воспитанием, ничем. Вставая с утра, я вычисляю, что сделать раньше: пойти почистить зубы или поесть. Потому что ванная находится на другом конце квартиры, а столовая – рядом. Дурацкое, конечно, качество, но ничего не могу с этим поделать.

Только религия заставляет людей работать за орешки

Второе обязательное правило сетевого бизнеса с немецкой философией – внедрение идеологии, или, как говорит Потапенко, религии, заменяя этим термином нелюбимое словосочетание «корпоративная культура». Силу и экономический эффект религии наглядно демонстрирует католическая церковь, самая масштабная розничная сеть в мире. Она включает самое большое количество объектов недвижимости, самое большое количество сетевых операторов в каждом городе, самое большое количество сотрудников, работающих бесплатно, и имеет самую высокую рентабельность на вложенный капитал.


– Только люди, которые верят в светлое будущее, работают за орешки. Никакой бизнес-процесс, построенный на интеллекте, не будет эффективен. Он работает в маленьких компаниях, но не в больших. Вы не можете контролировать, чтобы в 10 ваших магазинах или ресторанах были одинаковые директора. Если в вашем бизнес-процессе возникает ситуация принятия решения, человек всегда выберет неверный вариант. Поэтому бизнес-процессы должны быть заточены под олигофренов, под биороботов, под тупых гоблинов. Это единственный способ по­строения сетей. И опыт католической церкви это подтверждает.

 
Но вы же сами, работая в «Пятерочке», боролись с избытком корпоративной культуры!

– Религия должна быть адаптирована. Почему в «Пятерочке» был перегиб? Потому что был разрыв между высшим топ-менеджментом, который создавал эту религию, и низшим персоналом. Владельцы бизнеса практически не бывали во многих своих магазинах даже в Москве. Но нельзя нанять человека и сказать ему: поверь или уволься!

 
Надо верить самому?

– Не просто верить. Собственник должен идти к простым людям в качестве проповедника. Он каждый день должен доказывать, что он действительно чемпион, а не добился этого звания случайно. Веру губят двойные стандарты. В сентябре Россия выиграла чемпионат Европы по баскетболу. За российскую сборную последний решающий мяч забросил негр Джон Роберт Холден. Но я не видел его ни в одной спортивной трансляции. Видел ликующую сборную, болельщиков, звезду Кириленко видел. А Холдена – нет. Это настоящее паскудство! Да, это сделал наемник, да, не говорящий по-русски, да, негр, ну и что! Отдайте ему должные почести, ведь он завоевал для этой страны, на которую работает за деньги, победу. Это фарисейство – не называть вещи своими именами. Оно как раз и разрушает идеологию.

 
Как должна выглядеть проповедь соб­ственника своим подчиненным?

– Он должен не проповедовать, он должен работать вместе с ними. Я никогда не бываю в офисе – все время на объектах. Костюмы надеваю крайне редко, в основном – в шортах и футболке. Во-первых, когда ты видишь реальное и живое, сразу же становятся ненужными всякие «доверенные лица», так как сразу можно понять, какова ситуация на объекте. А во-вторых, я мотивирую их своим примером, то есть я («папа бизнеса») и есть визуализация нашей стратегии. Конечно, в уже запущенных и отстроенных точках нет необходимости выставлять товар на полки своими руками, но когда на новом объекте возникает засада и мы пролетаем по срокам открытия, я приезжаю и работаю с людьми всю ночь.

Когда, извините за мрачный пример, у меня дважды в «Пятерочке» расстреливали инкассаторов на дебаркадере – приезжаешь, а у тебя два трупа, я тут же отправлял директора домой: нефиг ему на это смотреть, ему завтра работать. У него всего четыре функции: принять товар, выложить товар, взять деньги с покупателей и мило им улыбнуться. Трупы – это не его работа.

 
Говоря про биороботов и религию, вам не кажется, что здесь есть противоречие? Ведь роботы ни во что не верят

– Верят, но только во что-то очень примитивное и простое. В моих сетях по итогам года два лучших сотрудника из каждого подразделения едут на выходные в Прагу. Заметьте, я их не в Турцию везу погреться на пляже, а в красивейший город Европы.

 
То есть, по-вашему, Турция веру гоблинов не укрепляет?

– В Турции обычно пьют водку и гуляют с девушками. Это не запомнится, мозг не шевельнет. А Прага Я хочу, чтобы они перестали быть гоблинами, чтобы они сдвинулись, чтобы мозг шевельнулся: «Опа! Здесь какая-то фишка. Я не хочу быть гоб­лином, я хочу двигаться вперед». Если бы я тупо дал ему $400 премии вместо Праги, этого бы не было. Я вытаскиваю людей в боулинг, в керлинг, в гольф. Я был инициатором проведения в Москве первого чемпионата кассиров. Моя сверхзадача – чтобы человек мыслил.

 
Но если бизнес-процессы оцифрованы, если у системы два состояния: правильно и неправильно – и сама она не позволяет сделать неправильно, то зачем мыслить-то?

– Как только он начнет мыслить, он останется в моей системе, в моей же религии. Просто перейдет на другой уровень, станет управленцем. Этот человек уже мой, потому что это я дал ему ниточку, это я выпустил его, как джинна из бутылки, это я дал ему веру в светлое будущее.

Какого черта вы сидите?!

Дмитрий Потапенко признает, что стратегия снижения издержек, которую он исповедует, подходит далеко не всем бизнесам, а только сетевым и тем, кто работает с массовым потребителем.


– Во всем мире наиболее доходен бизнес на бедных – тот, что с низкой маржой и большими оборотами, потому что копейку с миллиарда заработать всегда проще, чем миллиард с такого же миллиарда. Генри Форд и IKEA – тому примеры. И я на собственной шкуре знаю, что работать надо с нищими, с массой. Гламур – это не ко мне. Я не врубаюсь, что это такое.

 
Так, может быть, вы делаете сетевой бизнес на бедных просто потому, что он вам понятен?

– Может быть, и так. Я никогда ничего не навязываю. Возможно, в силу воспитания или чего-то еще я умею делать именно такой бизнес. Гламур – это ведь тоже бизнес. Но потребности бедных всегда понятны и всегда одни и те же, а у богатых они все время меняются, а значит, вслед за ними должен меняться и я. Это уже получается не стратегия, а творчество. Меня всегда спрашивают, почему я не открываю рестораны авторской кухни? Да потому что они не существуют для меня как класс. Что такое авторская кухня? Сегодня главный этот шеф-повар, завтра – другой. И вместо того, чтобы просчитывать открытие следующей точки, я буду думать, нравится этот повар моей публике или нет, или может быть им надо найти девочек-лесбиянок, которые красиво целуются. То есть я все время должен придумывать какие-то фишки. А так я четко понимаю: надо открыть следующую точку, в которой людям будет удобно поесть, условно говоря, за 100 руб.

И потом, не надо забывать, что мы азиатская страна. У нас клановая система. И когда вы в своем городе открываете авторский ресторан, вы принадлежностью к какому-то клану (а вы вынуждены относиться к какому-то клану) осознанно ограничиваете продажи. Соседний клан не пойдет, потому что будет знать, что ресторан открыл Потапенко, а поскольку с ним они в свое время не поделили лопатку в песочнице, они в этот ресторан ходить не будут. А в демократичные форматы ходят демократичные люди. Они не в клане, им все равно.

 
Ваша Вселенная с биороботами, религией и всеобщей оцифровкой выглядит довольно устойчивой. Но пределы развития все равно существуют. Многие успешные компании, достигнув потолка, начинают стагнировать и рассыпаться. И собственники могут по-прежнему думать, что делают совершенно правильные и логичные вещи, которые приводят к всеобщему улучшению ситуации, и гоблины могут по-прежнему ездить в Прагу, а мир с его терактами, войнами и надвигающимися кризисами все больше походит на фильм ужаса.

– Да так и есть. Человеческий разум – это вирус, человек с какого-то перепугу решил, что он обладает разумом. Кто это ему сказал? Человек – это единственное животное, которое убивает себе подобных не для еды и не для завоевания какого-то энергоресурса. И человеческая оболочка так же тленна, как и все вокруг, – она стареет, гниет. Вы уж простите, но я два года проработал в морге и знаю, что представляет собой человек, когда он свалится с 16-го этажа, сгорит или просто умрет. Но что самое важное для человека? Выбор. Когда я стою перед выбором: пойти почистить зубы или поесть, мне нравится эта ситуация, потому что я в этом случае уже не только тело! И я превращусь в тело, как только мне надоест делать бизнес и стоять перед выбором. Но последние 15 лет я получаю огромное удовольствие от того, что взял такую эффективную модель и с 10 копеек заработал рубль. Йес!

 
А дальше-то что?

– А дальше девять копеек, восемь, пять, одна копейка, одна десятая копейки. Мировое господство. Этот процесс не остановить. И чем больше мне говорят «не получится», тем больше мне это нравится. У любого профессионального спортсмена есть единственный соперник – это он сам. Единственный человек, который может тебя остановить, – ты сам. Вот я не люблю две точки в пространстве – день рождения и Новый год. Они останавливают время. А мы все время должны быть в процессе, мы так устроены, что через нас постоянно что-то должно проходить. Человек постоянно что-то потребляет, и что-то постоянно из него выходит. Как только этот процесс нарушается, мы умираем. Нам нужно движение. Пока мы нанизаны на какую-то ось энергии, мы что-то делаем. Как только останавливаемся – все! Вот почему я люблю подбадривать ритейлеров. Когда они стонут: «У нас сильная конкуренция, мы умираем» – я говорю: «Миллиардером может стать каждый. Будьте им». Я сделал $100 млн за 2,5 года. «Пятерочка» выросла до миллиарда за три года. Какого черта вы сидите?! Встаньте, идите зарабатывать день­ги. Денег в России, как грязи. Надо только двигаться.

Самое читаемое
  • «Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max«Госуслуги» отказываются от SMS-кодов и вводят вход через Max
  • Кандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию ЛавриковуКандидатов в мэры стало шесть: ОП выдвинула директора института экономики Юлию Лаврикову
  • «Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости«Эффект Долиной» и бабушкины схемы мошенничества на рынке недвижимости
  • Где искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает всеГде искать, как привлечь и сколько платить? hh.ru знает все
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.