Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
77,73
85,73
Деловой квартал / Новости / Дизайнер бизнес-процессов

Дизайнер бизнес-процессов

05:00   10.03.2008

Анна Ходоровская основала собственный бизнес, когда ей было всего 25 лет. Молодость она сумела сделать своим преимуществом: свежий взгляд на организацию работы дизайнерской мастерской помог ей

Анна Ходоровская основала собственный бизнес, когда ей было всего 25 лет. Молодость она сумела сделать своим преимуществом: свежий взгляд на организацию работы дизайнерской мастерской помог ей за год увеличить производительность компании втрое, причем без серьезного кадрового расширения.
досье
Анна Ходоровская
Год рождения – 1980.
Образование: 1997 г. – аэрокосмический факультет ЮУрГУ, специальность «Инженер»;
1999 г. – факультет сервиса и легкой промышленности ЮУрГУ, специальность «Дизайнер интерьера»;
2003 г – факультет экономики и управления, специальность «Экономист».
Карьера: 1995-1997 гг.– MLM (организационная деятельность);
с 1997 г. – руководитель школы танцев;
1999-2001 гг. – руководитель театра мод ЮУрГУ;
2001-2007 гг. – директор рекламной кампании, руководитель предконкурсной подготовки, организатор конкурса и ведущая реалити-проекта «Мисс Челябинск» при модельном агентстве MODELS;
с 2005 г. – владелица и директор студии дизайна «Восемь дворцов».
Семья: замужем.
Хобби: горные лыжи, сноуборд, бильярд, боулинг, картинг, цигун, медитация, чайная церемония, путешествия, живопись, музыка.

Жизнь Анны Ходоровской всегда была связана с красотой. Учебу в университете она совмещала со школой танцев, театром мод. С 2001 г. до настоящего времени Анна помогает в организации конкурса «Мисс Челябинск». Неудивительно, что и свой бизнес Ходоровская связала именно с красотой – красотой интерьеров и архитектурных композиций.

Почему ее первым факультетом был аэрокосмический, Анна и сама до конца не знает. С одной стороны, здесь не было такого большого конкурса на место. С другой стороны, как вспоминает Анна, сильно повлияло мировоззрение целого поколения. Выбирали профессию тогда не так осознанно, как сейчас, и большинство поступающих просто хотели на экономический. Анна решила, что год-другой на аэрокосмическом факультете позволит оглядеться, узнать систему изнутри и уже обдуманно выбрать другой факультет.

«Учиться было, конечно, интересно – ракеты, космическая романтика. Но быть инженером – это не для меня. И я перешла на специальность «Дизайнер интерьера», – рассказывает г-жа Ходоровская.

Одновременно в 2003 г. Анна Ходоров­ская поступила на экономический факультет. О том, как возникла эта идея, Анна вспоминает с улыбкой – говорит: просто подвернулся удобный случай. К тому времени она уже зарабатывала и могла обеспечить себя самостоятельно. А освоив теорию экономики, Анна Ходоровская вернулась к давнему желанию создать свой бизнес. Им и стала дизайнерская студия «Восемь дворцов».

Анна вспоминает, что первое желание организовать свое дело появилось у нее еще в 15 лет, когда она активно помогала маме в ведении сетевого маркетинга. Выбрать направление тоже было несложно – Анна серь­езно увлеклась фэн-шуй и даже получила «первый модуль» (сертификат, подтверждающий освоение базовых теоретических и практических знаний) по фэн-шуй.

Философия фэн-шуй стала фоном для всей ее дальнейшей жизни. Анна постоянно подчеркивает, что настоящая красота человека не внешняя, истинная красота – внутри. Так она и строила свою компанию, непохожую на бизнес конкурентов. Помимо внешней красоты, которую обеспечивает дизайн, в интерьерах, созданных специали­стами «Восьми дворцов», есть и внутренняя красота фэн-шуй. «Я реалист, фэн-шуй – это физика и математика. С помощью математических формул по законам физики мы рассчитываем энергетику пространства. Мы создаем интерьер, который гармонирует с биоэнергетикой человека и помогает ему жить, быть успешным».

Умение находить гармоничные и в то же время масштабные решения помогло Анне с самого начала определиться со своим местом внутри компании: «Я с первого дня четко решила: либо я директор, либо дизайнер интерьера. Совмещать эти должности невозможно, потому что в этом случае я могу упустить что-то и в проектах, и в организации. Возможно, когда-нибудь я стану великим дизайнером или художником, но пока я выбрала управление организацией».

Как оказалось, умение повести за собой полк в наше время нужно не меньше, чем сто лет назад. Но прежде чем куда-то пойти, нужно было собрать этот «полк».

Красота по законам математики

Рынок дизайнерских студий в Челябинске, как и несколько лет назад, представлен немногочисленными громкими именами и огромным количеством молодых неопытных новичков. Анна вспоминает, что первых специалистов в области дизайна интерьера ЮУрГУ выпустил лишь в 2005 г. Привлечь в команду именитых дизайнеров было практически невозможно: вольные птицы, да еще и заваленные заказами, связывать свою судьбу со вчерашней студенткой не спешили. Поэтому, по замыслу Анны, в состав команды должны были войти такие же молодые специалисты, как она, – выпуск­ники челябинских вузов.

Ходоровская не стала дожидаться очереди из кандидатов и сама пошла по факультетам. Основной проблемой, с которой столкнулась Анна, стало низкое качество образования. Дизайнеров сегодня выпускают два челябинских вуза: ЮУрГУ и Челябинский гуманитарный институт (ЧГИ). Ходоровская обнаружила, что оба факультета дают однобокое образование, каждый по-своему. В ЮУрГУ подготовкой молодых дизайнеров занимаются архитекторы. У их выпускников сильная база по архитектурному направлению, но не хватает творческого развития. В ЧГИ другая проблема – творчества много, а вот архитектурных знаний недостает. Чтобы найти золотую середину, Ходоровской потребовалось огромное количество объявлений о вакансиях, собеседований – такова была ее тактика набора персонала. Анна вспоминает, что самым сложным был выбор менеджера по проектам. Найти нужного человека среди незнакомых людей и адекватно оценить его помогла специально созданная комиссия из психологов и хедхантеров.

Ходоровская просеяла через сито собеседований огромное количество людей, выбрав лучших, но иллюзий, по ее соб­ственным словам, по поводу коллектива не питала. Молодая компания была плохо управляема, отсутствие опыта и жизненных целей рождали хаос в головах сотрудников. Анна рассказывает, что старт компании был вполне предсказуемым: собранный штат, огромное желание попробовать себя и... полное отсут­ствие клиентов. Никто не желал воспринимать новорожденную дизайн-студию всерьез. Даже близкие знакомые с недоверием относились к бизнес-начинаниям Ходоровской и предпочитали заказывать интерьеры у ее конкурентов.

«Я им говорю: «Почему вы заказываете не у меня?» Они отвечают: «Ну мы не можем тебе сказать». А я понимала, что причина в отсутствии опыта – у меня нет именитых дизайнеров», – вспоминает Ходоровская.

Впадать в отчаяние Анна не стала, потому что компания обладала явным преимуществом: несмотря на хаос в головах, молодые дизайнеры были полны свежих идей, готовы к экспериментам, в отличие от опытных специалистов, которые находились в плену сложившегося стиля.

Окончательно переломить ситуацию с отсутствием клиентов помог случай. Человеком, который поверил в Анну, стал отец ее мужа. Однако эта история разительно отличалась от классического сценария, по которому родители «продвигают» детей, всячески их опекая и помогая. Крупный заказ, свалившийся на Ходоровскую, был больше похож на великолепную возможность для громкого провала.

Анна Ходоровская: «Он сказал: я расторгаю договор с прежними дизайнерами, и дальше моим проектом займешься ты. Мне было очень страшно – проект ответ­ственный, вся стройка на мне, пришлось в одиночку руководить 50 предприятиями субподряда. Приезжаю на стройку. Я одна, а там 25 человек, мужики, и если что-то идет не так, все в один голос говорят: это вина дизайнеров! Все. Приходится отбиваться. Казалось бы, строители – взрослые люди, но они как дети начинают тянуть одеяло на себя. Приходится быть жесткой».

Анна ездила на все авторские надзоры и при помощи 2-3 дизайнеров закончила проект в течение полутора лет. Ходоровская признается, что результат превзошел самые смелые мечты – он даже был отмечен на международном конкурсе архитектуры и дизайна как лучший.

Хотя Анна изо всех сил старалась соответствовать образу бизнесвумен, получалось не всегда. На собеседовании молодые дизайнеры с недоверием смотрели на свою ровесницу, не всегда признавая ее авторитет. Заказчики отказывались воспринимать сидящую перед ними модно одетую симпатичную девушку как партнера.

Анна Ходоровская: «Я такой человек, мне нравится мода, нравятся эксперименты. Когда я училась в университете, я вообще ходила в рэперской одежде. Мне не нравится деловой стиль, я целый год ездила на все крупные предприятия, общалась с VIP-людьми в рваных джинсах. Но потом я поняла, что, если и дальше буду ходить в рваных джинсах, все эти директора со мной просто разговаривать не станут, потому что у них совершенно другой тип мышления. Если я хочу заработать деньги, я должна соответствовать обществу. К сожалению, пока я не Филипп Старк1 и не могу сделать так, чтобы все воспринимали меня так, как я хочу. Вот когда заработаю доверие, стабильность и успех, я снова надену рваные джинсы!»

Эту философию Анна проводит и в своей компании. На мастер-классах для сотрудников она подчеркивает важность внеш­него вида в их работе. Люди уверены, что дизайнер должен выглядеть стильно, и надо соответствовать этому образу. С такими стереотипами, по мнению Анны, не нужно бороться, их надо использовать как стимул для поиска новых идей – в конечном счете, даже в деловом стиле можно найти элементы, которые тебе понравятся, помогут не огра­ничивать себя, а развиваться. Такое умение обрести творческую свободу в заданных рамках пригодилось Анне при организации системной работы в компании.

Конвейер для творческой личности

Мечта дизайнеров-новичков, только вчера покинувших стены университета, – пройти практику в компании маститого дизайнера, под его крылом наработать опыт, обзавестись связями, а уже потом, окрепнув, открыть свою компанию. Стандартная структура подобной компании: опытный дизайнер-руководитель и пара молодых помощников. Проанализировав рынок, Ходоровская пришла к выводу, что подобная система вовсе не так эффективна, как считается: «У нас существуют супер­дизайнеры с громкими именами, а я считаю, что дизайнер не Бог. Он не может одинаково хорошо делать все, что на него возложено. А мне нужно было найти такую схему, такой порядок, который позволяет эффективно работать компании и развиваться сотрудникам».

Пытаясь найти такую схему, Ходоровская наблюдала за опытом петербургских и даже итальянских коллег, но ничего подходящего не нашла. Тогда Анна выстроила систему сама, опираясь на личный опыт управления людьми и помощь младшего брата. Когда через год она приехала в Москву и увидела в одной из дизайнерских мастерских очень похожую организационную структуру, это для нее стало сюрпризом и одновременно подтверждением правильности выбора.

Идея оказалась гениально проста – про разделение труда Адам Смит писал еще в XVIII в., однако использовать эту идею не на заводе, а в творческом объединении оказалось совсем непросто.

Клиента в студии «Восемь дворцов» последовательно передают друг другу по цепочке. На первом этапе с клиентом работает менеджер проекта. В его обязанности входит организация расписания всех подразделений компании, контроль сроков проекта, а главное, работа с партнерами.

«По-моему, мы первыми в Челябинске ввели должность менеджера проекта. Нам нужен был именно такой человек, который контролирует работу с партнерами и умеет вести переговоры. Это должен быть общительный, а главное, организованный человек. Организованность и дизайн – несовместимые вещи! – смеется Анна. – Раз уж дизайнер – личность творческая и не может сам распланировать свой день, значит, нужен тот, кто будет за ним следить. Нужен менеджер».

На следующем этапе включается сотрудник, который составляет договоры. «Требовать от дизайнера, чтобы он грамотно составлял договоры, консультировался с юристом и выполнял обязанности секретаря, – значит требовать дополнительных пяти лет образования. Зачем? В моем понимании дизайнер – это концептуалист. Его задача не договоры составлять, а творить: создавать идеи, которые потом люди смогут технически реализовать. Требовать от визуализаторов-компьютерщиков, чтобы они грамотно вели переговоры с заказчиками, тоже сложно. Они могут часами сидеть над техническим заданием, но не любят разговаривать», – объясняет Ходоровская.

Подобным образом Анна выстроила и все последующие ступеньки рабочего процесса, и сейчас в «Восьми дворцах» графические дизайнеры, визуализаторы, компьютерщики не занимаются ничем, что выходило бы за рамки их узкой профессиональной специализации. Анна Ходоровская: «Один человек не может знать всех аспектов работы дизайнерской студии на 100%. Поэтому я считаю, что будет лучше, если каждый в своей сфере станет профессионалом. Тогда этой командой мы сможем добиться большего успеха, сможем увеличить количество проектов. Разделение труда позволило сделать нашу работу и более качественной».

Итак, основные роли в компании были распределены. Оставалась еще одна проблема – установить связи между звеньями. При всей слаженности работы системы, которую организовала Ходоровская, далеко не все проходило гладко. Например, в компании регулярно случались непонимания между визуализаторами и дизайнерами. Тогда, поговорив с сотрудниками и выяснив причины, Анна приняла решение: каждый визуализатор пишет, с каким техническим заданием к нему должен подходить дизайнер. После этого работа пошла быстрее.

Запереть творческую личность в рамки и заставить по расписанию выдавать шедевры – задача трудновыполнимая, но именно этого требует четкий распорядок деловой жизни. По мнению Анны Ходоровской, хорошая, грамотно организованная система позволяет успешно сотрудничать с творческими людьми, потому что в таких условиях человек легко может подстроиться и работать максимально эффективно.

Ходоровская решительно прекратила обычную для других дизайнерских коллективов Челябинска практику, когда рабочие исправления по проектам и срокам сдачи каждого этапа проходят через устное согласование с заказчиком. В студии «Восемь дворцов» есть обязательное правило: каждое действие должно быть закреплено соответствующими документами, иначе потом сложно доказать, что тот или иной этап работы вообще состоялся и партнер получил чертежи именно с запланированными по проекту размерами. Основная ответственность в этом случае ложится на плечи дизайнеров и менеджера по проектам. Менеджер готовит документы, которые дизайнер потом должен аккуратно и своевременно подписывать. Анна Ходоровская: «Наши специалисты сейчас очень рады, что есть такие правила работы, потому что по неопытности раньше они попадали в сложные ситуации. Допустим, приходили партнеры или строители и говорили: «Мы не успеваем закончить в срок объект, потому что отсутствует определенный чертеж или уточнения по нему». Дизайнер хватался за голову: «Так мы же с вами разговаривали, на каждой встрече вы утверждали, что все поняли и сделаете, как договорились, в нужный срок». Теперь я отвечаю своим сотрудникам: не разговаривайте, просто подписывайте документы с уточнением даты. И тогда наш заказчик видит, что мы все делаем вовремя. В этом случае человек сам осознает, что он принял какое-то решение. Давайте будем работать по этой системе, она просто облегчит вам жизнь. Вы будете быстрее реализовывать проекты и переживать не будете, потому что есть четкая и понятная заказчику схема. Конечно, не все так радужно, и на доказательство того, что так будет лучше всем, ушел не один год».

Дорогое имя

Погрузившись в организационную рутину и занимаясь наладкой бизнес-процессов, то есть качеством работы компании, Ходоровская даже не сразу заметила количественных изменений. Только через полтора года, когда Анна посчитала количество выполненных проектов и сравнила с цифрами за прошлый год, то просто ахнула. За год с практически неизменными кадровыми ресурсами производительность компании выросла в три раза – с 27 до 90 проектов!

Сейчас такие цифры уже не кажутся Ходоровской ошеломляющими, и она говорит, что для ее компании это не потолок: «Мне повезло – со мной люди, которые хотят зарабатывать. Когда дизайнеры сказали, что они хотят купить себе по автомобилю, я ответила: хорошо, я тоже много хочу, будем зарабатывать вместе. Давайте посчитаем. Чтобы заработать, нам с вами нужно сделать определенное количество проектов. Мне сказали: без проблем. Была поставлена задача каждому дизайнеру – каждый месяц обязательно должно выполняться по три заказа. При той системе, что была налажена в компании, мы смогли себе позволить такой объем, поэтому уже к лету у нас были загружены все дизайнеры.

Персонала не хватает просто глобально! В этом году мы отправили часть проектов в другую студию. Не хватает именно специалистов высокого уровня. Поэтому я и ищу новых людей, внештатных дизайнеров, которых мы можем поручать часть проектов. Я до сих пор два раза в неделю провожу собеседования. В бизнесе есть как минимум две вещи, которые ты всегда должен делать, не переставая, – это поиск кадров и поиск клиентов. Люди заходят в раздел о работе на 74.ru, постоянно видят наши объявления и думают, что у нас текучка. А я делаю это по принципу: если вдруг появится хороший специалист, я не хочу отдавать его конкурентам. Хотя приходят в основном неопытные дизайнеры, которые только закончили университет. Таких не берем. У наших ребят уже есть опыт и потенциал. А новичкам я говорю: вы поработайте с частным заказчиком, подучитесь сначала. Потому что в компании работать легче. Там уже есть команда, есть бренд, которому доверяют».

Анна с чувством обиды, смешанной с гордостью, вспоминает, что не так давно ей пришлось официально регистрировать свою торговую марку, поскольку неподалеку от их студии появились «однофамильцы-самозванцы». В патентной организации на заявку отреагировали спокойно – раз значок копируют, значит, компания действительно добилась успеха на рынке. Еще одним личным достижением Ходоровской стали продвижение на рынке и организация рекламных кампаний, эти направления Анна включила в свои прямые служебные обязанности. Менеджера по рекламе в студии «Восемь дворцов» просто нет. Без ложной скромности Анна считает себя едва ли не единственным челябинским дизайнером, который занимается проверкой эффективности рекламных акций: «Я знаю, откуда пришел каждый мой клиент. Я спрашиваю рекламные издания: вы мне скажите, сколько человек позвонило в это предприятие после вашей публикации. Они не знают. Меня это поражает, ведь бизнес – это же факты и цифры! Я не могу просто так выбрасывать деньги на рекламу. Мне нужно четко рассчитать, со сколькими средствами массовой информации я сотрудничаю, с какого канала продвижения и сколько ко мне придет заказчиков».

На 2008 г. Ходоровская поставила перед своей студией задачу сконцентрироваться не на количестве, а на масштабе проектов – вместо дальнейшего увеличения числа клиентов добиваться привлечения общественных и других крупных заказов в основном по разработке дизайна престижных коттеджей и таунхаусов. В 2007 г. «Восемь дворцов» уже выполняли большой проект для областного управления ГИБДД. Однако отказываться от философии фэн-шуй, принесшей ей удачу на первом этапе развития компании, Ходоровская не намерена: «Люди по-прежнему довольно часто заказывают подобные проекты. Здесь складывается очень интересная ситуация: фэн-шуй порой гораздо нужнее для общественных помещений. Например, сейчас мы выполняем крупный заказ для одного турагентства. Там специфичный интерьер, направленный на исполнение двух принципов. Первый – привлечь людей. Мы должны создавать поток, чтобы люди приходили и приходили, так же, как в рестораны и кафе. Второй – привлечение финансов. Эти два принципа, в сущности, и есть фэн-шуй.

В дальнейшем проект «Восемь дворцов», несомненно, останется со мной, он будет жить и развиваться. Но это не все. Я себя вижу человеком, объединяющим много бизнесов. Мне нравится, когда жизнь кипит. Как только все затихает и остается одно предприятие, мне становится скучно.

Сейчас в моей компании новое направление – это комплектация интерьеров. Мы полностью берем на себя подбор, заказ и доставку отделочных материалов, мебели и т. д. Такая услуга позволяет уберечь клиентов от посещения магазинов – все можно выбрать у нас в офисе и наглядно представить будущий интерьер. Этого направления пока нет на челябинском рынке. И вот недавно к нам приезжала Паола Маскиоли, руководитель дизайнерской студии Paula Mascioli Inc. в Канаде. Она сказала мне: «Аня, чего ты ждешь? Чего ты ждала все это время? Иди в этом направлении, и как можно быстрее!» 

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.