Девелопер должен осмыслить, что он продает: квадратные метры или счастье

Директор ГК «Маркетинг-Консультант» Сергей Разуваев рассказал «Деловому Кварталу» о тонкостях работы на рынке девелопмента, главных тенденциях и эффективных ресурсах.

В начале сентября в отеле Blu Radisson состоялась конференция девелоперов и агентств недвижимости «Продажи на максимуме», организованная ГК «Маркетинг-Консультант» и собравшая порядка 300 застройщиков и специалистов в сфере недвижимости. После мероприятия нам удалось поговорить с директором компании «Маркетинг-Консультант» Сергеем Разуваевым, он смог дать ответ на главный вопрос: почему при низкой стоимости квадратного метра ввод жилья в Челябинске оставляет желать лучшего?

Сергей, вы работаете во многих регионах России, наверняка, в каждом есть свои нюансы. На челябинском рынке девелопмента есть какие-то особенности, не присущие другим городам?

Челябинск – специфичный город, и, если говорить откровенно, показатели деятельности девелоперских бизнесов в Челябинске весьма скромные. Во-первых, объем ввода жилья в Челябинске, по данным прошлого года, составил 558 715 кв. м., что для города-миллионника очень мало. Второй аспект – это средняя стоимость квадратного метра, которая в Челябинске невысокая.

С чем это связано?

У меня были предположения, что роль здесь играет средняя заработная плата и низкая платежеспособность населения.  Но сравнив показатели с Новосибирском, я понимаю, что это не так. При небольшой разнице зарплат – 35228 в Челябинске против 39301 рублей в Новосибирске, в прошлом году они сдали более 1,5 миллиона кв. м. жилья, т.е. в три раза больше, чем  Челябинск. Скорее всего, дело не только в низком платежеспособном спросе. Большая доля ответственности лежит и на самих девелоперах.

Нужно понимать, что в каждом городе есть компании, которые являются драйвером цены. Они предлагают релевантный классу продукт, но с лучшими характеристиками, с собственной идеологией, и за этот продукт они просят надбавку. В Челябинске такого значимого драйвера на рынке нет или его доля не высока. И самое главное – девелоперы даже не пытаются из этого выбраться.

В чем основные ошибки маркетинговых стратегий нашего региона?

Есть такой инструмент – «цена минус 2000 рублей с квадрата». Это то, что я вижу здесь. На первый взгляд, инструмент этот простой и эффективный, он работает, но проблема в том, что его быстро подхватывают соседние компании, и, подобно снежному кому, его невозможно остановить. В результате рынок фактически проседает. Это хорошо для покупателя, но плохо для девелопмента, поскольку себестоимость всегда конечна, и ниже ее продавать нельзя.

Второй момент: чтобы предлагать интересный продукт, в него нужно вкладывать ресурсы, работать над благоустройством. Но если застройщик продает квадратный метр за 40 тысяч рублей, у него просто не останется на это средств. Получается замкнутый круг: массово строятся бетонные коробки, а люди вынуждены в них жить. Сейчас Челябинск находится именно на этом пути, но этот путь конечен, и девелоперы должны понимать, что пора разворачиваться.

То есть нужно работать на перспективу?

Конечно, девелоперский бизнес – бизнес многолетний, и если ты выходишь на комплексное освоение территории, нужно понимать, что это займет от пяти до восьми лет. И люди, которые будут жить в первом доме, своим мнением сформируют весь дальнейший спрос.

Можно сослаться на то, что 80% рынка занимает жилье эконом-класса. Но посмотрите на ГК «ПИК», которые ведут основную застройку в эконом- классе Москвы. Они работают над фасадами, местами общего пользования, делают придомовую территорию и много вкладывают в оформление строительной площадки, систему продаж и прочие вещи. Все это не мешает им возводить недорогие по себестоимости панельные конструкции.

Может быть, региональные  застройщики просто обладают меньшим количеством денег?

Не спорю, девелопмент – рынок сложный, но есть компании, которые показывают впечатляющие результаты. Например, «Брусника», которая начинала в Тюмени с двух домов, сейчас работает в Тюмени, Новосибирске, Екатеринбурге, Подмосковье, Сургуте и входит в 12 крупнейших застройщиков России. Поверьте, у них те же проблемы и сложности, что стоят перед челябинскими девелоперами, разница в том, что они их решают.

Основной ресурс любой компании – это внутренний ресурс. Сейчас московские застройщики начинают искать региональные площадки, и если им станет тесно – придут и в Челябинск. Они возьмут землю, «разгонят» цену, начнут строить и будут продавать квадратный метр по 50 тысяч рублей и выше. И у них будут покупать, потому что в городе, где население составляет 1 100 000 человек, ежегодно должно вводиться 1 100 000 кв. м. жилья. В противном случае – город не развивается, цикл семьи остается на месте, дети, вырастая, продолжают жить с родителями.

Кроме того, строительный рынок – это хороший драйвер развития экономики, своего рода локомотив: одно место в строительном секторе – это 7 рабочих мест в смежных отраслях. Я уверен, что ресурсы необходимо искать внутри компаний: в технологиях продаж, в маркетинге продукта, во взаимодействии с партнерами. Именно там много полезных вещей, которые, на мой взгляд, можно и нужно использовать.

Что сегодня первостепенно для покупателя при выборе недвижимости?

В последнее время приобретение первичного жилья с целью перепродажи или сдачи в наем, потеряло свою актуальность, и большое количество инвесторов-предпринимателей ушли с рынка. Соответственно, те критерии, которые для них были в приоритете, также отошли на второй план.

Приобретая жилье для себя, люди подходят к этому вопросу более разумно. Человек понимает, что как минимум 7-10 лет – средний срок возврата ипотечного кредита в России – он будет жить здесь, а значит, важность приобретают  множество деталей: сколько квартир будет на этаже, смогут ли лифты в доме обработать поток жильцов, сама квартира, ее пространство, видовые характеристики МОПов и МАФы. Поэтому в городах, где девелопмент развит, появляются достаточно интересные идеи, и самое главное, их можно перенимать.

Неужели Челябинску совсем нечем гордиться?

Я посмотрел некоторые стройки Челябинска, там есть хорошая техника, есть интересные решения, но большая их часть – из прошлого. На мой взгляд, сейчас строят иначе. А ведь архитектурное решение – то, что видит человек, находясь за периметрами объекта, своего рода упаковка, которая всегда и везде имеет значение. И, кстати, это один из важнейших элементов формирования добавленной стоимости.

Если дом выглядит современно и красиво, если создан ландшафтный дизайн дворового пространства – это формирует у людей приятные эстетические чувства. Проблема в том, что большая часть девелоперских проектов ориентирована на рациональный расчет. Но добавленная стоимость начинается там, где очень много эмоциональных переживаний. Это могут быть фасады, обслуживание в офисе продаж, оформление демо-этажа, наличие шоу-румов и все те вещи, которые говорят потенциальному покупателю: смотри не на цену, а на то, как тебе здесь будет хорошо. И как только рациональное отходит на задний план, начинает формироваться добавленная стоимость. Девелопер не всегда понимает, насколько эмоциональна сделка. А точка роста находится именно здесь: застройщик должен осмыслить, что он продает – квадратные метры или же счастье.

Почему такими очевидными вещами не пользуются? Это низкий уровень образованности?

Я бы сказал, это низкий уровень дисциплины. Все знают те решения, которые помогают в продажах. Но знать – мало, нужно делать, а это каждодневный упорный труд. Я не думаю, что те компании, которые сделали супер прорыв, обладают оригинальными технологиями. Они такие же люди, просто они решают, берут и делают. А кто-то останавливается.

Объективно челябинский рынок девелопмента отстает от екатеринбургского минимум на 5 – 7  лет. Здесь каждый делает выбор сам: потратить это время на изучение новых решений и их внедрение в собственном бизнесе, либо продолжать упорно делать то, что наработано десятилетиями, и не видеть никакой перспективы.

Кстати, у нас есть наша собственная  библиотека девелопмента, состоящая из четырех книг, которые получили самые положительные отзывы в профессиональной среде. Эти книги для нас – прежде всего, возможность поделиться опытом и получить обратную связь, для нас важно понимать, какие процессы происходят в различных регионах. Не всегда то, что эффективно в одном городе, будет с энтузиазмом воспринято в другом, но если в Челябинске найдется амбициозный девелопер, который обладает внутренними ресурсами и готовностью к кардинальным изменениям, мы с радостью начнем сотрудничество.

Девелопер должен осмыслить, что он продает: квадратные метры или счастье  1

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.