Дешевых кредитов еще долго не будет

Дмитрий Довженко, управляющий челябинским филиалом СМП Банка 30 апреля Центробанк России в очередной раз снизил ставку рефинансирования до 8%. Естественно, такое событие пропиарили через СМИ. И у

Дмитрий Довженко, управляющий челябинским филиалом СМП Банка
30 апреля Центробанк России в очередной раз снизил ставку рефинансирования до 8%. Естественно, такое событие пропиарили через СМИ. И у людей, которые не особо разбираются в финансовых вопросах, снова возникла мысль: когда, наконец, эти банкиры начнут снижать стоимость кредитов? Могу ответить: в ближайшее время снижения точно ждать не стоит. Соответственно, не стоит рассчитывать и на резкие экономические изменения.
Ставка рефинансирования быстро будет влиять на экономику страны только тогда, когда любой коммерческий банк, даже небольшой, сможет спокойно по объявленной ставке получить N-ное количество денег в идеале на срок более одного года. А если мы посмотрим на годовые аукционы, проводимые Центробанком, то там ставки все же выше 8-ми — 12-13%. Поэтому я бы скорее назвал эти цифры реальной ставкой рефинансирования. Это, во-первых.
А во-вторых, нужно учитывать инертность при изменении кредитных ставок, которые, как правило, зависят от ставок привлечения. Мы же деньги привлекали не вчера и не позавчера. У всех банков сейчас есть довольно дорогие пассивы под 15, 20 и даже 22% сроком на год-два (вспомните хотя бы, под какие проценты некоторые банки в прошлом году принимали вклады у населения, потому что других вариантов фондирования не было). И банкиры сегодня при всем желании не могут резко уменьшить проценты по кредитам. То есть реальный эффект снижения ставки рефинансирования будет просматриваться не раньше, чем через полгода.
Я сейчас говорю, конечно, о коммерческих банках, потому что госструктуры — это отдельный сектор, который к рынку не имеет никакого отношения. Когда за спиной госресурсы, можно работать по своим механизмам. И, как показывает практика, почему-то не всегда результативно. Здесь даже не банки, наверное, виноваты, а система. У нас в стране нет реальной структуры доведения денег до конечного потребителя, до какого-нибудь завода на Урале. Госбанки, которые вроде как получают дешевые и длинные деньги, довести их до конца не могут, у коммерческих же такой возможности нет.
Есть еще одна проблема, из-за которой деньги не доходят до мелких коммерсантов — ментальная. Сидит красивая девочка в большом российском или иностранном банке, в красивой одежде с приличным образованием, со знанием двух-трех языков и проч. И к ней приходит мужчина лет 30-40, который заработал кое-какие деньги и хочет открыть маленькую булочную. Своих денег, естественно, не хватает. В его понимании открыть булочную — это купить оборудование, арендовать помещение и запустить проект. Все. В понимании этой девочки (читай: банка, в котором она работает) этот человек должен предоставить маркетинговый план по продаже булочек, сделанный в определенном формате, показать кэш-фло и т.д. и т.п. То есть нужно подготовить кучу бумаг, которые в принципе не гарантируют успех дела (сколько в кризис полетело компаний, у которых были идеальные бизнес-планы с точки зрения банков).
Человек и банк общаются на разных языках. И девочке этой совсем безразлично, что клиент проработал в этой сфере 10 лет и знает рынок как свои пять пальцев. Закончится все тем, что ему посоветуют обратиться в фирму, которая за приличную сумму распишет бизнес-план, а в итоге ему все равно откажут в кредите, просто потому что у него нет ликвидного залога. Дальше он идет в другой крупный госбанк (потому что там дешевле кредиты), там ему тоже специализированный кредит (на развитие малого бизнеса) не дают, а предлагают взять более дорогой, но менее хлопотный для банка — потребительский. Потом человек отправляется за кредитной помощью в какой-нибудь Фонд поддержки предпринимательства: где один рабочий день в неделе, да и тот занят «важными» делами. А все мы знаем, что зарплата у чиновников маленькая и им нужно доплачивать и т.д. И остается наш коммерсант один на один со своими заботами.
Вот именно до этой категории людей деньги не доходят и не дойдут. Все снижения ставки рефинансирования, вливания денег в крупные банки — это где-то далеко. А здесь, в Челябинске, небольшие банки работают отдельно от всего этого.
Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.