«Дефицита молока в Челябинске нет!» — Дмитрий Ерёмин, «Российское молоко»

«В последнее время предложения о продаже бизнеса не поступали. Раньше обращались и Danone, и PepsiCo, но они уже приобрели крупные активы в России. Да и нет особого желания избавляться от бизнеса»

Сферы интересов известного челябинского предпринимателя Дмитрия Ерёмина разносторонние: молочная отрасль, гостиничный и ресторанный бизнес. О том, как создавался один из крупнейших российских молочных холдингов и какая судьба ждет законсервированную гостиницу «Южный Урал», в эксклюзивном интервью DK.RU рассказал основной акционер Группы компаний «Российское молоко» и АО «Гостиничное хозяйство» Дмитрий Ерёмин.

Важен инвестиционный климат

Группа компаний «Российское молоко» — крупнейший холдинг по переработке молока и производству молочной продукции на территории Уральского региона и Республики Башкортостан. Пять предприятий, входящих в холдинг, перерабатывают 790-1200 т сырого молока в сутки, а объем выпуска готовой продукции составляет более 700 т в сутки.

Есть сложившееся мнение, что Южный Урал — дефицитный по молоку регион, здесь непросто развивать молочное животноводство. Это так?

— Не сказал бы. Дефицита молока в Челябинске нет.

Просто молочным производством надо заниматься. Это серьезные инвестиции с долгим сроком окупаемости. Молочное животноводство никогда не даст сиюминутного результата, потому что есть определенный производственный цикл. И нужна господдержка. В том же Екатеринбурге, где более холодный климат, власти инвестировали в эту сферу, и ситуация с производством молока там намного лучше. В Башкирии также действуют программы господдержки — и молока там намного больше, чем в Челябинской области. Молочное животноводство в Челябинской области живо потому, что молкомбинаты субсидируют производство сырого молока и исправно платят за сырье.

Кроме того, у нас есть собственный племзавод. В Челябинске единственный племенной завод, который не разорился в годы перестройки и существует без перерывов с начала прошлого века, – это госплемзавод «Россия» в Сосновском районе. В советское время он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а корова Иволга, чья фотография хранится в заводском музее, на выставке ВДНХ была признана рекордсменкой Советского Союза по надоям. Затем предприятие выкупил Челябинский городской молочный комбинат (входит в Группу компаний «Российское молоко»), была создана современная производственная база. Сейчас в племенном стаде порядка пяти тысяч голов, строится новая ферма. Так что хозяйство процветает.

А с остальными крупными фермерскими хозяйствами, которых в регионе, к сожалению, осталось не так много, заключены долгосрочные контракты. Если не хватает местного молока, то радиус поставок может быть до восьмисот километров. Естественно, это на самый крайний случай. Как правило, в области всё под рукой. Разве что Магнитогорский молочный комбинат иногда берет что-то в Башкирии, но город и находится фактически на границе.

Кстати, в Германии литр молока стоит дешевле, чем в России. Если здесь, в Челябинской области, закупочная цена — 24 рубля за литр, то в Германии — 23 в пересчете на рубли. В промышленных масштабах это очень существенная разница. Всё дело в эффективности производства. Техническое перевооружение, которое произошло на многих российских перерабатывающих комбинатах, до фермерских хозяйств не дошло. А в Германии все полностью автоматизировано. К тому же климат другой, удои выше. Так что с европейскими показателями только племзаводу «Россия» по силам тягаться.

Недавно прошла новость, что вы инвестировали в развитие молочного производства в Башкирии?

— Да, модернизируем завод, который находится в Стерлитамаке. В Башкирии, как и в Свердловской области, у нас несколько площадок, в том числе в Уфе и Нефтекамске. Завод в Стерлитамаке на сегодняшний день, наверное, самый современный в Башкирии – с 2012 года, когда он был приобретен, мы инвестировали в производство 1,2 млрд руб. В этом году дополнительно инвестируется 500 млн руб. Сейчас предприятие работает в половину мощности, хотя ассортимент громаднейший и продукция высококачественная.

В Башкирии переизбыток молока, и действуют интересные инвестиционные программы, поэтому холдинг продолжает вкладывать средства в развитие производства: как раз сейчас обсуждаем модернизацию другого предприятия. Радует, что местные власти, вплоть до президента республики, искренне вовлечены в процесс.

Вас там не воспринимают как варягов?

— Нет. Сменились только акционеры, а коллектив сохранился прежний.

Как вы оцениваете свою долю на молочном рынке региона?

— Это вопрос, скорее, к антимонопольной службе. Сейчас конкуренция очень высокая: чтобы это понять, достаточно взглянуть на витрину с молочной продукцией в любом гипермаркете. Но, думаю, что по России мы в первой тройке по ассортименту выпускаемой продукции. А по объемам переработки молока — точно не ниже пятого места.

Долгое время миноритарным акционером Челябинского городского молочного комбината (ЧГМК) оставалось правительство области, но в 2016 году вы этот пакет выкупили?

— Я, признаться, за этой историей не очень следил. Доля была мизерная − 1,84% акций. На аукционе установилась очень хорошая цена. Так что, уверен, в правительстве остались довольны.

Правда ли, что вы приобрели завод в Германии?

— Да, холдингу принадлежит завод в Германии, в Марбурге — в городе, известном тем, что там находится один из старейших европейских университетов, где в свое время обучался Михаил Васильевич Ломоносов и пятнадцать лауреатов Нобелевской премии.

Завод в Марбурге мы приобрели около четырех лет назад. Это было действующее предприятие, которое сегодня перерабатывает порядка ста тонн молока в сутки — по меркам Германии это неплохо.

А под каким брендом? Erster Geschmack (в пер. с нем. — первый вкус)?

— Нет, Traditionsmolkerei Marburg.

Там государство не пытается регулировать цены на социально значимые продукты?

— Нет, это делают сети. К примеру, нашим основным партнером выступает компания REWE, это крупнейшая розничная сеть Германии. В России фермерские хозяйства выставляют закупочную цену на сырое молоко, идет переговорный процесс с переработчиками, которые потом договариваются с торговыми сетями. В Германии всё иначе: торговые сети сразу заявляют — цена такая. А потом мы собираем фермеров и говорим: делать нечего, давайте договариваться о поставках. То есть ситуация абсолютно противоположная.

После выхода закона о розничной торговле сети перестали выкручивать руки поставщикам?

 — Да ладно! Это всё сказки. Попасть в сети на хорошие позиции — по-прежнему целое дело.

Еще активы в молочной отрасли присматриваете?

— Мы всегда в активном поиске. Постоянно идут переговоры.

Год назад купили молочный завод в Подмосковье, в Серпухове. Производство сравнительно небольшое — перерабатывает всего порядка 20 тонн в сутки, выпускает высококачественную продукцию под брендами «Полезные продукты» и «Пробиотик». На рейсах «Аэрофлота», к примеру, на завтрак предложат наш йогурт. Это премиум-сегмент.

При этом ЧГМК давно уже поставляет мороженое в столичную сеть «Азбука вкуса», только продается оно не под брендом «Первый вкус», а под собственной торговой маркой сети. Впрочем, уже и «Первый вкус» можно встретить на полках московских магазинов — в таких известных сетях, как «ВкусВилл», «Дикси», Metro, «Миратогр», «Крокус», «Красное&Белое».

Сроки хранения позволяют?

— Да, в Башкирии мы применили инновацию — мембранный способ очистки молока, который давно используется в Германии, в том числе на нашем заводе в Марбурге. Благодаря этой технологии свежее молоко может храниться 3-4 недели — конечно, пока не открыли упаковку. Молоко не каждого хозяйства подходит для такой переработки — используется только сырье высшего качества. Такое молоко, конечно, несколько дороже обычного, пастеризованного, но не критично, процентов на десять. В остальном же в Москве, как и на севере страны, действительно проблемы со свежим молоком.

А вам не поступали предложения о продаже бизнеса?

— В последнее время — нет.

Раньше — да, обращались и Danone, и PepsiCo, но международные гиганты уже приобрели крупные активы в России, надо переварить. Но у нас нет особого желания избавляться от бизнеса. Сложнее стало, конечно, но чем сложнее — тем интереснее.

Почему сложнее?

— Основная проблема в том, что население беднеет.

Уровень жизни в последние несколько лет всё время падает. Это подтвердит любой производитель — средний чек снижается. Если раньше покупали продукты, скажем, на пятьсот рублей, то сейчас на триста. А это очень значительно. К тому же дешевого фальсификата — море.

«Дефицита молока в Челябинске нет!» — Дмитрий Ерёмин, «Российское молоко» 1

Для инвестиций нужна идея

Гостиницы «Южный Урал», «Малахит», «Арбат», «Городки» (бывшая «Омская») и отель «Малахит», входящие в группу «Гостиничное хозяйство», ежегодно принимают свыше 80 тыс. гостей, в числе которых — известные спортсмены, деятели культуры и политики.

Помимо всего прочего, вы один из крупнейших игроков на рынке гостиничного бизнеса Челябинска – отели «Малахит», «Арбат», «Южный Урал», «Городки»…

— Да, и еще загородного отеля «Жемчужина Урала» на озере Тургояк. Санаторий мы приобрели еще пятнадцать лет назад, когда шла продажа банкротившегося завода «УралАЗ». Сейчас там ведется активная реконструкция: место просто прекрасное, можно и совещания выездные проводить, есть даже свой кинотеатр, спортивный зал. Директор там интересный — увлеченный охотник, всё, что настреляет, потом в меню появляется.

Вы рассчитывали всерьез на то, что в Челябинске пройдут международные саммиты?

— Нет, конечно!

Да и что такое саммиты? Прошло событие — и всё, делегации разъехались, и снова затишье. Нужно постоянное движение – в таком крупном мегаполисе, как Челябинск, должны регулярно происходить интересные события, мероприятия. Только так можно оживить город. В Милане, например, такого затишья не бывает в принципе. С января начинаются различные международные выставки, затем Неделя моды, фестивали — и так в течение всего года. В итоге туда постоянно едут туристы со всего мира, и бизнес развивается, город процветает.

Реконструируя «Малахит», вы не стали биться за четыре, пять звезд. Почему?

— А для кого? В Челябинск приезжают только командировочные, которые за день-два все дела решили — и быстрее в самолет. Им не нужны гостиницы «пять звезд». Хотя в «Малахите» сейчас новые конференц-залы, рестораны. Но главного — туристического потока — в городе нет. И строить при таком раскладе новые гостиницы, тем более уровня 4-5 звезд, нецелесообразно.

Я готов инвестировать в «Южный Урал», но должна быть идея. Открыть еще одну «пятерку»? При этой ситуации в городе, при том инвестиционном климате в регионе, которые есть сейчас, это не отобьется никогда!

Под саммиты экс-губернатор Борис Дубровский, который сейчас, как известно, «в отъезде», звонил и говорил: всё, есть инвестор, готовьтесь к продаже гостиницы! Речь шла о собственниках питерской сети отелей «Эрмитаж». Идея на самом деле для Челябинска, не богатого на культурные события, была отличная: отдать первые этажи, где высокие потолки, под картинную галерею, где будут выставляться картины из запасников музея. Обговорили цену, гостиницу опечатали, договорились даже с мелкими собственниками, которые тут существуют еще со времен экс-мэра Вячеслава Тарасова. А на выходе — ноль! Саммиты перенеслись, и «Эрмитаж», который планировал попасть под финансирование федеральной программы, в рамках которой уже открыл отели на Дальнем Востоке и в Казани, тоже пропал с радаров.

К слову, забавный факт: будучи как-то в Баден-Бадене, который находится недалеко от завода в Германии, я зашел в музей Фаберже, и местная смотрительница стала рассказывать, что в Челябинске «Эрмитаж» открыл гостиницу. Она мне это рассказывает, представляете?!

В реальности мы просто законсервировали здание и сейчас находимся на перепутье: то ли продать, то ли самим сделать реконструкцию. При этом цену я предложил хорошую.

Какую?

— В среднем по гостинице выходило 35 тыс. руб. за квадратный метр. Цена оптимальная, потому что площадь очень большая — десять тысяч квадратных метров, и у меня на самом деле не было желания на этой сделке нажиться. С учетом первых этажей выходило где-то 43 тысячи за метр. То есть это примерно те же деньги, за которые область выкупила здание под Областной суд. Так что цена известная, понятная.

Не было идеи переделать гостиницу, к примеру, под апартаменты?

— Можно не только апартаменты сделать, но и полноценные квартиры. Но кто купит?

Нет покупательской способности — выгляните в окно, сколько объявлений о продаже жилья! И они висят годами. Сейчас продаются только маленькие квартирки метражом в двадцать метров где-нибудь в спальном районе на окраине. А чтобы продать по нормальной цене квартиру в центре — большое счастье.

«Дефицита молока в Челябинске нет!» — Дмитрий Ерёмин, «Российское молоко» 2

Ресторанный бизнес — дань гурманству

Ресторан «Уральские пельмени», открытый более полувека назад, стал легендой ресторанного бизнеса и «визитной карточкой» Челябинска, обязательным пунктом для посещения в туристическом маршруте. В январе 2015 года открылась первая кулинария, где продаются более 40 видов пельменей и вареников, а также выпечка, горячие блюда и салаты.

Правда ли, что для вас ресторанный бизнес — самый любимый?

— Я в принципе не отношусь к ресторанам как к бизнесу. Я же сам гурман. В свое время в Челябинске было мало мест с приличной кухней, так что пришлось открыть свои рестораны. Тем более что я достаточно много езжу по миру, всегда интересуюсь местной кухней, люблю пробовать что-то новое. «Сицилия», как мне кажется, по-прежнему остается лучшим рестораном на Урале и может соперничать с любыми мировыми ресторанами с хорошей кухней. «Асаби» — тоже отличный проект в своем сегменте. «Цыплята табака», которые вот только заново открылись после реставрации, — самый старый ресторан в Челябинске, с 1895 работает! «Уральские пельмени» — тоже старожил, который обрел новую жизнь.

Отдельная тема – столовые. Это направление мы сейчас тоже развиваем. Поскольку Челябинск – город индустриальный, заводов очень много, и на базе «Уральских пельменей» была создана отдельная компания. Она занимается организацией питания на флагманских предприятиях — таких как «Конар», «Метран», Челябинский трубопрокатный завод. Для столовых отремонтировали помещения, сделали уютный дизайн, поставили современное оборудование — и сейчас там чисто, комфортно и очень вкусно.

Центральный рынок — тоже дань гурманству?

— Да. И это уже одна из челябинских достопримечательностей.

Если приехал знакомый в гости — покажете городской бор и Центральный рынок. Тем более что продукты там всегда очень качественные, а ассортимент, наверное, самый широкий в городе. Некоторые считают, что на рынке цены высокие, но это не так. К тому же рынок тем и хорош, что можно торговаться.

Насколько мне известно, там готовится к открытию второй павильон?

— Да, только формат будет другой, ближе к модному сейчас гастрономическому фудкорту. Это будет что-то типа рынка «Рамбла» в Барселоне, где можно попробовать хамон, анчоусы.

А окружающее пространство планируете менять?

—Территория маленькая, на этом пятачке тяжело что-то менять. Если только в воздухе висячие сады Семирамиды разбить.

Вы пришли в бизнес почти тридцать лет назад. В ближайшем окружении осталось много прежних соратников?

— Вы о ком-то конкретном спрашиваете?

Те люди, которые со мной начинали, так и работают. С некоторыми я вынужден был расстаться, и это далось нелегко. Но предприятие или развивается, или стагнирует. И если человек уже не следит за новыми трендами, показывает худшие результаты — приходится прощаться. Хотя я всегда до последнего тяну, надо обрывать раньше, а я снова и снова даю людям возможность реабилитироваться.

Не жалеете о завершении политической карьеры?

— Сегодня я вне политики. Хотя, возглавляя региональное отделение Ассоциации юристов России, постоянно нахожусь в тесном контакте с Государственной думой и другими административными органами. Я для себя эту историю окончательно не закрыл — возможно, когда-нибудь еще вернусь. Но пока, честно говоря, нет времени. 

Самое читаемое
  • Екатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн РоссииЕкатеринбург бьет рекорды: в городе появится самый крупный крытый бассейн России
  • Лучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрамЛучшие новогодние фильмы и мультфильмы: топ подборок по жанрам
  • Группа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеровГруппа россиян подала иск к РКН и Минцифры из-за ограничений функций мессенджеров
  • Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.Мораторий на штрафы для застройщиков перестанет действовать с 1 января 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.