Чтобы сократить число бюрократов, надо перестать его сокращать

Уже никто в России не сомневается, что количество госслужащих в стране перманентно увеличивается. В 1994 году в России было около 1 млн работников госаппарата, в 2000-м - 1 млн 163 тысячи.

Уже в 2010 году этот показатель взлетел до 1 млн 643 тысячи человек. Но все это время, пока росла численность госаппарата, правительство пыталось не только сдерживать этот вектор развития, но и развернуть его в обратную сторону. Эта ситуация укладывается в рамки закона Паркинсона, который гласит: если создана бюрократическая структура управления государством, то все попытки сокращения количества бюрократов дадут прямо противоположный эффект. Последние полтора десятка лет в России - иллюстрация этого закона.


Сейчас вновь руководители нашей страны вернулись к этой теме, и в январе 2012 г. Дмитрий Медведев подписал Указ «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». Теперь госаппарат сократится на 20% или одну пятую. Это очень большие цифры для России, но вот насколько они достижимы – никто вам не скажет. В мире нет универсальной методики, с помощью которой можно рассчитать оптимальное количество госслужащих в каждой, отдельно взятой стране.


Но так ли важно количество сокращенных? Перемены нужны, но скорее качественные, а не количественные. Простым механическим урезанием мы не добьемся желаемого результата. Дело в том, что увольнением лишних, на наш взгляд, звеньев в бюрократической цепи мы можем разорвать громоздкие, медленные, но все же работающие связи и каналы коммуникаций. В результате, страна останется не с плохим управлением, а с из рук вон плохим.


Первичная цель, которую должна преследовать такая оптимизация,– повышение эффективности работы структуры, а для этого нужны систематические преобразования.  Госслужащих необходимо подготавливать к  разносторонним видам деятельности – они  должны быть взаимозаменяемы, Нужно постепенно уходить от принципа, когда решение по всем вопросам принимает вышестоящий начальник. Давайте дадим больше полномочий руководителям среднего и низшего уровня – чтоб они могли принимать решения, чтобы привыкали нести персональную ответственность.  

Помимо этого, в кратчайшие сроки следует создать доступную для населения единую информационную систему, позволяющую накапливать и моментально находить ответы на запросы населения  без обращения в органы госвласти. В мире, где все оцифровано и онлайн-доступно, не иметь такой системы в управленческом аппарате страны как минимум странно. Все эти или похожие вопросы уже решались в других странах, и это еще одна возможность повышения эффективности – изучение лучших примеров зарубежного опыта. Но для этого госслужащие должны владеть иностранными языками.  

Некоторые аналитики говорят о том, что в процессе сокращения можно будет сэкономить средства бюджета и даже называют конкретные цифры – 33 млрд рублей. Это, конечно же, очень условная цифра. Сомневаюсь, что здесь вообще возможна экономия: подготовка сотрудника и техническое оснащения его деятельности с каждым годом дорожает. Эти 33 млрд вполне возможно будут «съедены» именно этой задачей – создание современного, технологически оснащенного госаппарата.


Я думаю, что после выборов президента в 2012 году будет предпринята еще одна, концептуальная попытка изменения системы госуправления. В 2004 году она уже предпринималась: были сокращены количество вице-премьеров и количество министерств. Но создать гармоничную систему управления тогда не удалось. У нас по-прежнему действует отраслевой принцип управления, но существуют и другие, допустим, управление по результатам. И сейчас для подобных преобразований самое подходящее время.


Человек дышит примерно 20 раз в минуту, при этом организм не задается вопросом, нужно или мне дышать с такой периодичностью или все таки следует почаще?  Государственное управление это практически живой организм, но системы жизнеобеспечения в нем работают не столь гармонично, как хотелось  бы. Конечно, не может быть придумана одна структура управления раз и навсегда. Меняются задачи, которое будет решать государство, инструменты, с помощью которых оно это будет делать – меняется все. Но если нам удастся создать новый, эффективный, адекватный времени госаппарат, он естественным образом будет гибко подстраиваться под все требования текущей ситуации, а не реагировать на них взрывным увеличением штата или, наоборот, необдуманным его сокращением.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.