Чтобы сократить число бюрократов, надо перестать его сокращать
Уже никто в России не сомневается, что количество госслужащих в стране перманентно увеличивается. В 1994 году в России было около 1 млн работников госаппарата, в 2000-м - 1 млн 163 тысячи.
Уже в 2010 году этот показатель взлетел до 1 млн 643 тысячи человек. Но все это время, пока росла численность госаппарата, правительство пыталось не только сдерживать этот вектор развития, но и развернуть его в обратную сторону. Эта ситуация укладывается в рамки закона Паркинсона, который гласит: если создана бюрократическая структура управления государством, то все попытки сокращения количества бюрократов дадут прямо противоположный эффект. Последние полтора десятка лет в России - иллюстрация этого закона.
Сейчас вновь руководители нашей страны вернулись к этой теме, и в январе 2012 г. Дмитрий Медведев подписал Указ «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов». Теперь госаппарат сократится на 20% или одну пятую. Это очень большие цифры для России, но вот насколько они достижимы – никто вам не скажет. В мире нет универсальной методики, с помощью которой можно рассчитать оптимальное количество госслужащих в каждой, отдельно взятой стране.
Но так ли важно количество сокращенных? Перемены нужны, но скорее качественные, а не количественные. Простым механическим урезанием мы не добьемся желаемого результата. Дело в том, что увольнением лишних, на наш взгляд, звеньев в бюрократической цепи мы можем разорвать громоздкие, медленные, но все же работающие связи и каналы коммуникаций. В результате, страна останется не с плохим управлением, а с из рук вон плохим.
Первичная цель, которую должна преследовать такая оптимизация,– повышение эффективности работы структуры, а для этого нужны систематические преобразования. Госслужащих необходимо подготавливать к разносторонним видам деятельности – они должны быть взаимозаменяемы, Нужно постепенно уходить от принципа, когда решение по всем вопросам принимает вышестоящий начальник. Давайте дадим больше полномочий руководителям среднего и низшего уровня – чтоб они могли принимать решения, чтобы привыкали нести персональную ответственность.
Помимо этого, в кратчайшие сроки следует создать доступную для населения единую информационную систему, позволяющую накапливать и моментально находить ответы на запросы населения без обращения в органы госвласти. В мире, где все оцифровано и онлайн-доступно, не иметь такой системы в управленческом аппарате страны как минимум странно. Все эти или похожие вопросы уже решались в других странах, и это еще одна возможность повышения эффективности – изучение лучших примеров зарубежного опыта. Но для этого госслужащие должны владеть иностранными языками.
Некоторые аналитики говорят о том, что в процессе сокращения можно будет сэкономить средства бюджета и даже называют конкретные цифры – 33 млрд рублей. Это, конечно же, очень условная цифра. Сомневаюсь, что здесь вообще возможна экономия: подготовка сотрудника и техническое оснащения его деятельности с каждым годом дорожает. Эти 33 млрд вполне возможно будут «съедены» именно этой задачей – создание современного, технологически оснащенного госаппарата.
Я думаю, что после выборов президента в 2012 году будет предпринята еще одна, концептуальная попытка изменения системы госуправления. В 2004 году она уже предпринималась: были сокращены количество вице-премьеров и количество министерств. Но создать гармоничную систему управления тогда не удалось. У нас по-прежнему действует отраслевой принцип управления, но существуют и другие, допустим, управление по результатам. И сейчас для подобных преобразований самое подходящее время.
Человек дышит примерно 20 раз в минуту, при этом организм не задается вопросом, нужно или мне дышать с такой периодичностью или все таки следует почаще? Государственное управление это практически живой организм, но системы жизнеобеспечения в нем работают не столь гармонично, как хотелось бы. Конечно, не может быть придумана одна структура управления раз и навсегда. Меняются задачи, которое будет решать государство, инструменты, с помощью которых оно это будет делать – меняется все. Но если нам удастся создать новый, эффективный, адекватный времени госаппарат, он естественным образом будет гибко подстраиваться под все требования текущей ситуации, а не реагировать на них взрывным увеличением штата или, наоборот, необдуманным его сокращением.







