Чем опасен Uber и кто на нем наживается? Мнение экономиста Трахтенберга

Экономист Александр Трахтенберг проанализировал современный рынок такси после появления в Челябинске компании Uber. Юридическая и экономическая стороны вопроса – в его личном мнении.

«На днях случилось, как многие думают, пришествие цивилизации в Челябинск – как объявлено, в городе начал работать сервис такси Uber. На самом же деле пришла … знакомая всем, такая вся в черном и с косой. Напомню, Uber - это такое приложение в телефоне, где в основе лежат «нулики» и «единички». Оказывается, это приложение везет людей по улицам российских городов. Иностранные адепты всего громко хлопают в ладошки – очередной пример отсталости современной России. А вот тут же вопрос – а где мозги? Что ж, будем разбираться. Здесь есть, как минимум, две стороны: юридическая и экономическая.

 

Юридическая сторона.

Есть рынок такси, на котором присутствуют следующие субъекты: собственно, компания, которая оказывает услуги такси – «перевозка пассажиров и багажа легковым автомобилем», государство в лице федеральной, региональной власти, а также муниципалитет, и есть, естественно, пассажир. Как мы видим, на нем нет никаких приложений из телефона. Естественно, мы описали адекватную структуру рынка такси.
На самом деле там следующее: агрегаторы типа Uber и прочих приложений в телефоне, не более того; откровенные так называемые «бомбилы», цивилизованные бомбилы, (это которые под агрегаторами ходят), чуть более адекватные таксисты и законопослушные таксисты, которые поверили государству (к слову, так они себя сами называют); естественно, пассажиры. Последние в этом  случае делятся на: самоубийц – это которые садятся в машины откровенных «бомбил», любители русской рулетки - это которые ездят
с цивилизованными «бомбилами», и есть еще эстеты, которые пользуются только исключительно услугами законопослушных таксистов, у которых только свой парк.

Основа адекватного рынка такси – это, собственно, такси, вокруг которого все и крутится: сервис, ГСМ, производители автомобилей, всякие айтишные «примочки», в т.ч. позволяющие оформлять заказ авто в интернете, и прочие. Это все подрядчики и/или поставщики. Основа сегодняшнего рынка такси – это приложение Uber в телефоне, вокруг которого все и вся и, главное, такси – это подрядчик... В первом случае, Uber для такси и с целью повышения качества обслуживания и создания приемлемого уровня комфортности для пассажиров, во втором – такси для Uber и прочих, где таксисты – это наемники с целью получения монопольных доходов айтишными дельцами. Это все равно, что сейчас придет на рынок такси «Лукойл» и будет нанимать таксистов – один в один.

Складывается, мягко говоря, странная ситуация – предприятие, которое никакого отношения не имеет к рынку такси – Uber, - стремится к диктату на этом рынке, стремится к его захвату. Мы все помним по политэкономии, что происходит потом. Мало, кто отражает, что, заказывая автомобиль через приложение в телефоне, юридически у него отношения с физическим лицом – водителем, который приезжает по вызову, а в лучшем случае - с фирмой-однодневкой, к которой приписан этот цивилизованный «бомбила».

Возможны несколько ситуаций. Допустим, автомобиль по вызову попадает в ДТП, и пассажир опаздывает в аэропорт или на встречу. Тогда все последствия ложатся только и исключительно на водителя, - напомню, обычное физическое лицо. Или автомобиль по вызову попадает в ДТП, и пассажир получает увечья, тогда все последствия снова ложатся на водителя. Когда автомобиль по вызову попадает в ДТП, и есть пострадавшие и другой водитель, помимо, собственно, другого авто (к слову, в этом случае с высочайшей вероятностью ОСАГО не работает) и пешеходы, все последствия ложатся опять же на водителя – цивилизованного «бомбилу», напомню, обычное физлицо.

Как вывод, когда приезжает автомобиль от приложения, в девяти случаях из десяти можно говорить о предоставлении услуги ненадлежащего качества, ведь нет главного – юридически значимых последствий.
 

Экономическая сторона.

С этой стороны, есть некоторое количество субъектов. Это государство, бизнес-такси, водители такси и пассажиры. Сейчас, с точки зрения экономики, все организовано не настолько плохо, но абсолютно не логично с точки зрения абсолютного большинства игроков этого рынка.

Итак, первый, кто несет убытки от такого рынка – это государство, которое ничего не получает с этого рынка, поскольку в большинстве случаев практически налогов нет, т.к. бизнес в «черную» и «серую» по определению безналоговый. А государство всегда должно иметь свою долю с любой деятельности. Государство не имеет ничего: с продажи лицензий такси (разрешений на осуществление этой деятельности, по нашему), с доходов организаторов этого рынка, с доходов подавляющего числа физических лиц, участвующих в этом рынке. Кроме того, следует понимать, что существование «черного» и «серого» бизнеса генерирует рядом появление точно таких же видов бизнеса, но на других рынках – ГСМ, запчасти, сервис и т.п., все это также имеет черную и серую окраски.

Второй, кто несет огромные убытки – это законопослушные компании, оперирующие на рынке такси: их просто обманули. Предсказуемости ноль, доходов ноль, вот-вот весь их бизнес обрушится в пользу недобросовестных участников рынка.  Если, конечно, они будут смотреть на все это как кролик на удава.

Третий, кто несет потери, правда, не напрямую, но опосредованно – это пассажиры. Но тут есть одна особенность, они никак не ощущают этого, но до первых проблем, которые, вне всякого сомнения, произрастают из имеющих место быть рисков. И первое здесь – правовые риски, которые самые страшные по последствиям, когда ничего сделать категорически нельзя.  Тяжелые травмы как итог ДТП, опоздания в аэропорт и прочие радости если случатся, - эти проблемы будут неразрешимы.

Здесь может быть  только одно единственное решение, на мой взгляд, – бизнес такси должен вместе с государством существенно доработать правила игры рынка такси, которые будут учитывать интересы всех его участников и только его участников, но никак не наживающихся владельцев айтишных приложений. А механизмы разработки и реализации этого решения уже есть  - институт ОРВ (оценка регулирующего воздействия). Это партнерство бизнеса и власти, где обе стороны имеют равные права в деле формирования правил игры в экономике. Архиважно вовремя адресно сформировать запрос на такие изменения».

Напомним сервис заказа такси «Убер» начал работать в Челябинске со 2 июля 2016 года. В России его называют «убийцей такси» из-за более низких, по сравнению с другими игроками рынка, цен на пассажироперевозки. Сама же компания Uber была основана в 2009 в Сан-Франциско, сейчас в России работает в 12 городах. Кстати, именно сегодня, в День металлурга, его представители проводят акцию – доставляют своим клиентам мороженое. 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.