Челябинский авторынок: на пятой передаче.

Прошедший год был очень успешным для местного авторынка: рост по итогам года составил 56%. Автодилерам впору бы праздновать победу, но причин для этого меньше, чем может показаться на первый взгляд.

Из кризиса рынок окончательно так и не выбрался, а впереди одна неопределенность.

Прошлый сезон был для местных автодилеров ожидаемой радостью. Если подходить к итогам года с позиции роста, то можно уверенно сказать, что это самый успешный сезон для авторынка в новейшей истории: прирост по России составил около 40%. В свою очередь, преимущество Челябинской области в 16% над общероссийскими показателями позволяет говорить о том, что наш регион благоприятен для автобизнеса. К примеру, на Южном Урале продается авто больше, чем в некоторых европейских странах с примерно равной численностью населения — Венгрии, Болгарии, Словении или Словакии. Для экспертов это повод для гордости, о котором они не забывают упомянуть. «Если считать количество автомобилей, проданных на тысячу населения, то по этому показателю мы опережаем среднероссийские показатели и средние по УрФО», — утверждает руководитель ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» АЛЕКСАНДР РУЛЕВСКИЙ. Однако этот рост, по словам генерального директора автомобильного холдинга «Планета Авто» АНДРЕЯ КОЛЬЦУКА, объясняется не только благодатной южноуральской почвой. «Наблюдается ярко выраженная тенденция: в кризис мы упали больше всех, а сейчас больше всех растем», — рассуждает эксперт.

Дефолты в Европе провоцируют спрос

В январе прошлого года челябинской ассоциацией дилеров был сделан прогноз по количеству проданных автомобилей за год. Согласно ему, в регионе планировалось продать 72–75 тыс. новых авто, из которых 52–55 тыс. — это иномарки. Прогноз оправдался. По факту было реализовано 73 тыс. новых авто из них 52 тыс. иномарок.

Для таких довольно высоких показателей есть объективные причины, и одна из них — государственная программа утилизации отечественных авто. Этот проект, по словам генерального директора «Челябинск-Лада» НИКОЛАЯ УДАЛОВА, не только вытащил авторынок, но и подстегнул финансовую систему всей России и Челябинской области в частности. «В 2011 г. кредитный портфель банков падал: денег у них было много, а вот девать их было некуда. Появилась «вазовская» программа — и банки заработали, потому что население стало больше кредитов брать, — замечает г-н Удалов. — После банков по понятным причинам оживились и страховые компании. Вслед за ними — рынок продажи вторичных запчастей, а потом пошло-поехало: у населения появились деньги — и вся система заработала».

Управляющий РОО «Челябинский» ВТБ24 СЕРГЕЙ БУРЫЙ отмечает еще одну причину положительных показателей — отложенный спрос 2009–2010 гг. Из-за высоких ставок и ужесточенных требований к заемщикам люди не брали кредиты в кризис. Но стали это делать, как только ситуация выровнялась.

Рост в 56% для области не был равномерным, та динамика, которая обозначилась в начале года, резко снизилась к его концу, что дало повод некоторым экспертам говорить о дальнейшей стагнации. В частности, в третьем квартале 2011 г. на Южном Урале были проблемы с поставкой иномарок. Объемы продаж превысили автомобильные квоты, запланированные в начале года производителями, и на рынке обнаружился дефицит новых автомобилей. К четвертому кварталу все наладилось. Но к этому времени, совершенно некстати, осенний дефолт в Греции уже спровоцировал истерию ожидания очередного кризиса в Европе, которая отчасти затронула и Россию. Дилеры заговорили о падении спроса. Впрочем, мнения экспертов в этом вопросе неоднозначны. По словам Александра Рулевского, ассоциация в конце 2011 г. проводила опрос крупных дилерских центров: отразилась ли октябрьская — ноябрьская ситуация в Европе на спросе. Результаты оказалась не столь очевидными. «Слухи о новом кризисе подстегнули продажи. Люди, которые планировали покупку авто в перспективе, перенесли ее на более ранний срок. Они боялись, что подскочит курс доллара», — рассказывает эксперт. Спад в продажах в конце года он объясняет сезонностью и поведенческими стереотипами. Когда сегодня человек покупает авто, он уже задумывается о его дальнейшей продаже. И самое главное, на что обратят внимание будущие покупатели, это год выпуска. С этой точки зрения март для покупки куда предпочтительней декабря. Просто потому, что это будет уже следующий год.

Кризис еще актуален

На 2011 г. у автомобильных экспертов были возложены определенные надежды еще со времен 2008 г., когда кризис только набирал обороты. Аналитики надеялись вернуться к докризисным показателям именно к этому периоду. Эти времена настали — надежды экспертов оправдались. Исходя из этих данных, можно было бы сделать скоропалительный вывод: кризис для авторынка закончился в прошлом году. Что является абсолютной неправдой, по мнению Александра Рулевского.

Тут, по его словам, необходимо сделать небольшое уточнение: да, преодолен кризис продаж, а вот сам кризис — нет. Это небольшая синтаксическая разница скрывает под собой принципиальные различия. В 2009 г. было продано 19 тыс. иномарок, вместо 56 тыс. годом ранее. Тогда автоцентры выручал только сервис. Но чтобы остаться на плаву, многие дилеры брали большие кредиты в банках. Сейчас с продажами все в порядке, но те кредиты до сих пор не отданы. Рентабельность бизнеса резко упала, появилась новая графа расходов — «обслуживание банковского кредита». И для того чтобы все вернулось на круги своя (то есть на показатели 2008 г.), нужно еще несколько лет.

В области не ждут федералов

В трудные времена челябинские дилеры фактически потеряли только одного игрока — «Машинный двор». Региональный холдинг представлял в Челябинске марки Skoda и Chevrolet и обанкротился весной 2009 г. Рынок не только выдержал испытание, но и продолжил развиваться. Об этом говорит хотя бы то, что в город зашла люксовая марка «Ягуар». Помимо него за последние два года в Челябинске открылось еще 12 дилерских центров, но на общий расклад сил это не повлияло.

Лидером по-прежнему является «Регинас»: ему принадлежит четверть рынка. Это крупнейший игрок в регионе и догнать его в перспективе не удастся, считают эксперты. «Регинас» — это самые массовые бренды (KIA, Hyundai, Nissan и пр.) на двух самых массовых площадках области (Челябинск и Магнитогорск), отрыв от ближайших конкурентов, по подсчетам аналитиков, будет всегда в 10–15 % от доли рынка. Вслед за «Регинасом» следуют другие местные гиганты: «СЕЙХО-МОТОРС», действующий только в Челябинске, и «Планета Авто» (Челябинск и Миасс). За два года существенно добавил монобрендовый холдинг «Автоцентр Керг»: он открыл филиалы в Уфе и Кургане. Восстанавливает свои силы бывший лидер «Джемир» (Челябинск, Копейск, Магнитогорск, Курган, Елабуга): за девять месяцев 2011 г. он вырос на 125% относительно того же периода в прошлом году.

Аналитики замечают, что рынок более-менее поделен и принципиальных перестановок в будущем не предвидится. Самое главное: все потребности в авто Южного Урала полностью обслуживают местные компании, и для прихода федералов никто не видит причин, в первую очередь потому, что заход на Южный Урал, по мнению г-на Рулевского, «стоит довольно дорого, и не факт что эти затраты он сможет быстро отбить».

Рынок застрахован от падения

2011 г. подошел к концу если не с отрицательными тенденциями для автобизнеса, то по меньшей мере с неопределенными перспективами. Экономисты предрекают новую волну кризиса, механизмы поддержки авторынка правительством прекратили свое действие, наконец, реализация отложенного спроса закончилась. Но, тем не менее, производители прогнозируют рост рынка по итогам года на 10–15%. Подобных цифр применительно уже к Челябинской области придерживаются и большинство местных экспертов. «В Челябинской области рынок еще не насыщен. Посмотрите на наши дороги: там даже пробок нет. То, что мы называем пробками, это случайное скопление автомобилей, — уверен Андрей Кольцук. — Есть что продавать и кому». Для любого миллионника норма — когда каждый автопроизводитель представлен двумя дилерскими центрами. Это политика автомобильных концернов, и она не зависит от желания дилеров. Сейчас в городе примерно у половины марок по одному центру — и это вполне может служить пространством для роста.

Другой точки зрения придерживается Александр Рулевский. «В Екатеринбурге на одно домохозяйство приходится 1,2 авто, и у нас — близко к этому. Такие показатели были в 2008 г., но сохраняются и сейчас. Это означает, что люди меняют машину, а не покупают еще одну. Для того чтобы семьи стали приобретать еще один автомобиль, необходимо повысить среднюю зарплату и повысить существенно. Что, очевидно, в ближайшей перспективе не произойдет, — уверен г-н Рулевский. Но тут же добавляет: — Рынок будет расти, но гораздо меньшими темпами».

В регионе отношения к автомобилям эволюционировало до цивилизованного: жители города теперь гораздо спокойнее воспринимают авто: это теперь определенно средство передвижения. Поэтому и в трудные времена большинство жителей даже не рассматривают возможности отказа от личного автотранспорта. Это тенденция, которая и способна поддержать рост рынка. «Съесть» часть средств, вкладываемых в автомобильный бизнес, сможет только жилищный рынок, отмечают аналитики. Если появится какая-нибудь максимально доступная ипотека, то люди машинам предпочтут квартиры. Сейчас же ситуация такова, что купить авто люди еще могут, а вот жилье, к сожалению, уже нет.

Кроме того, изменилась схема покупки машин. До 2008 г. были времена первичных покупок авто. Машины брали в кредит даже без первоначального взноса. Рассказывает Александр Рулевский: «Люди брали какие-то сумасшедшие с точки зрения здравого смысла кредиты, чтобы купить, к примеру, внедорожник без первоначального взноса. Отчасти из-за этого тогда так сильно и «ударило», — отмечает эксперт. По его словам, сейчас все поменялось: человек теперь продает свой старый автомобиль, и у него уже есть деньги на первоначальный взнос. Ему уже нужна меньшая сумма кредита. Даже если банк не будет кредитовать, человек сможет купить другой автомобиль, может, не тот, на который рассчитывал, классом пониже.

В любом случае отказ в кредитовании или любые манипуляции с банковскими ставками — вот главная угроза для авторынка. В регионе практически 60% машин продается через автокредиты, и изменения в ставках смогут существенно испортить жизнь автодилерам. Впрочем, по словам Сергея Бурого, банки и дальше будут развивать с автопроизводителями совместные программы, которые сейчас пользуются большой популярностью. «Если сравнивать январь 2012 и 2011 гг., то в нынешнем году объем выданных автокредитов ВТБ24 в Челябинской области за месяц на 21% выше», — подчеркивает эксперт. Но, как справедливо замечает Андрей Кольцук, данные января не показательны: ситуация в стране до президентских выборов априори не может быть нестабильной.

Эксперты в массе своей оптимистичны, они сходятся на том, что сегодня автомобильный рынок застрахован от незначительных кризисных явлений, а сырьевая экономика страны сможет более устойчиво перенести возможные финансовые волнения. Рынок может упасть, только если жители совсем перестанут приобретать машины (даже вторичные), а это возможно только в ситуации глобального экономического коллапса. Но тогда это будет уже не самая большая проблема.

 

Самое читаемое
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
  • Екатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городовЕкатеринбург вошел в топ-10 самых комфортных для жизни российских городов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.