Мы поинтересовались у наших экспертов об эффективности такого инструмента как банковская гарантия. Легко ли ее получить? Кому выгодно ей пользоваться, и на каких условиях? И есть ли альтернатива?
В качестве меры поддержки бизнеса в кризис «ОПОРА РОССИИ» предлагает предусмотреть страхование ответственности в качестве меры обеспечения исполнения контракта по госзаказу. В настоящее время в качестве меры исполнения контракта по госзаказу предусмотрена банковская гарантия, указывает «ОПОРА». Однако в условиях кризиса получить
ее становится сложнее – банки часто отказывают в выдаче. Распространены ли сегодня банковские гарантии?
«Несколько лет назад у предпринимателей был выбор: либо банковская гарантия, либо страховка. Сейчас оставили только банковские гарантии, - комментирует Сергей Колобов, директор «ПрофКатипталСервис». - Но дело в том, что предоставление банковской гарантии по процедуре точно такое же, как предоставление кредита. Требуется, соответственно, обеспечение, оценка рисков. Поэтому в период кризиса банки также относятся к предоставлению банковской гарантии, как к выдаче кредита. Я сталкивался несколько раз с такой ситуацией: условно говоря, есть предприятие, которое может внести залог, у которого есть эти средства – от него, в соответствии с законом, требуется только банковская гарантия. А получить ее проблематично. У предприятия, к примеру, может быть плохая кредитная история, или банк требует перевода оборотов, что не всегда возможно. Хотя фактически у фирмы есть средства, которые они могли бы использовать в качестве обеспечения своего контракта. Думаю, что расширение спектра инструментов по обеспечению контрактов в любом случае пойдет на пользу бизнесу. Не уверен только, что страховые компании будут активны в этом направлении».
Как рассказал DK.RU Вадим Платонов, руководитель фабрики «Краснодеревщик», у предприятия были только две сделки, предусматривающие страхование ответственности, да и то, не на территории России.
«Была такая схема, при которой кредит выделялся не нам, а итальянскому поставщику (мы покупали оборудование с финансированием по программе, которую поддерживает правительство Италии, и которая распространялась на сделки свыше 1 млн. евро). Поставщик получал деньги, изготавливал оборудование, а мы потом в течение трех лет по согласованному графику расплачивались по кредиту долями, - рассказывает Вадим Платонов, и опять же – с поставщиком, так как мы не были прямыми получателями этих денег. И сделки страховались. Причем, я бы не сказал, что итальянская компания-поставщик была крупной, просто в Европе схема распространена. Операторами являются там не столько банк, сколько страховая компания, страхующая сделку».
Плюсом к стоимости сделки у «Краснодеревщика» тогда вышло 1,5%, что было приемлемо, ведь даже с учетом удорожания на 1,5%, предприятие смогло получить кредит под 8% годовых при том, что отечественные кредиты были на уровне 12-13%.
«Если бы что-то подобное ввело наше федеральное правительство, - это был бы хороший движок в целом. Попытки делаются. В частности, страхование экспортеров – это то же самое, чем мы пользовались, только в какой-то извращенной форме. Мы, к примеру, несмотря на то, что являемся экспортерами и имеем миллиардные обороты, этим инструментом не пользуемся, процедура дорогая, крайне «замороченная» и совсем не рыночная. Это, скорее всего, будет интересно тем компаниям, которые тоннами отгружают продукцию на запад. Наверное, «Газпрому», - предположил Вадим Платонов.
С банковскими гарантиями предприятие не работало. В большей степени потому, что не было необходимости и, как пояснил эксперт, проблем от них больше, чем отдачи:
«Банковские гарантии в нашей российской действительности – это тот же самый кредит с залогом. А с этим условием цена банковского кредита от просто гарантии мало чем отличается. Там, где сроки небольшие, пользуемся аккредитивами. А вот банковскими гарантиями – нет. Впрочем, это частное виденье».