эксперты Анна Бобренёва руководитель отдела продаж компании «Новый проект» Максим Большухин управляющий компанией «Авто-инвест» Анастасия Водолазова заместитель генерального директора по маркетингу
эксперты
Анна Бобренёва
руководитель отдела продаж компании «Новый проект»
Максим Большухин
управляющий компанией «Авто-инвест»
Анастасия Водолазова
заместитель генерального директора по маркетингу ООО ТД «Джемир»
Сергей Печёнкин
технический директор компании «Техно-моторс»
Сергей Попов
коммерческий директор компании «Регинас»
Сергей Худяков
начальник кредитного отдела компании «БЕСТ»
Что мешает компаниям открывать новые салоны в области?
Какие направления деятельности принесут игрокам максимальный доход?
По данным министерства экономического развития Челябинской области, доходы населения региона в 2006 г. выросли на 30,5%, из них реальные располагаемые денежные доходы, то есть доходы, скорректированные на индекс потребительских цен и за минусом уплаты обязательных платежей на 16,5%. Большинство экспертов отмечает, что в последнее время заметно улучшение благосостояния жителей не только областного центра, но и небольших городов Южного Урала. В связи с этим растет спрос на автомобили как отечественные, так и иномарки, особенно «бюджетные» модели, находящиеся в ценовом сегменте $10-15 тыс. «Многие клиенты из области пересаживаются со старых отечественных машин на иностранные, которые сегодня не дороже ВАЗов», говорит СЕРГЕЙ ПЕЧЁНКИН, технический директор компании «Техно-моторс» (дилер Chery).
Увеличению покупательской способности благоприятствует развитие автокредитования. По оценке аналитиков компании «Автомобильная статистика», в 2006 г. российские банки выдали автокредитов на $7,5-8 млрд. Текущий портфель автокредитов в российских банках, по состоянию на начало 2007 г., уже оценивается на уровне $10 млрд.
В Челябинске уровень конкуренции в низшем и среднем ценовых сегментах автомобильного рынка за последние годы вырос в разы. На этом фоне авторынок небольших городов области смотрится перспективно: официальных дилеров здесь практически нет, число «серых» также невелико. СЕРГЕЙ ХУДЯКОВ, начальник кредитного отдела компании «БЕСТ» (дилер LADA), вспоминает: «Несколько лет назад, когда мы открывали салон в Трехгорном, у нас не было конкурентов не только в этом городе, но и во всей горнозаводской зоне. И сейчас эта ситуация практически не изменилась».
Исключение составляет разве что Магнитогорск здесь работает несколько местных дилеров, а также центры, открытые челябинскими компаниями. Однако, по мнению экспертов, они не могут покрыть все потребности рынка. МАКСИМ БОЛЬШУХИН, управляющий компанией «Авто-инвест» (дилер KIA, Hyundai): «Магнитогорск один из богатейших городов России, уровень дохода людей там на 1000-1500 руб. выше, чем в Челябинске. В то же время конкуренция между автодилерами там гораздо ниже, чем здесь».
Главное, что дает автодилерам широкая сеть точек продаж, это «близость» к клиенту. По словам Максима Большухина, просто информировать потенциального покупателя недостаточно, нужно показать ему товар «лицом» для этого нужна площадка и обученный персонал. По исследованиям РБК, уровень сервиса входит в число наиболее значимых характеристик при выборе автосалона: он важен для 96% покупателей. Желание клиента приобрести автомобиль с максимальным комфортом заставляет дилеров «идти к Магомету». «Если мы хотим лидировать на рынке, нам нельзя ждать, пока покупатели сами придут к нам», считает АННА БОБРЕНЁВА, руководитель отдела продаж компании «Новый проект» (дилер FIAT, SsangYong, ISUZU, УАЗ).
Расширить присутствие в регионе автомобильные дилеры могут несколькими способами. Наибольшую прибыль сулит открытие салона под своим брендом. Однако это и самый затратный вариант: производители и дистрибьюторы предъявляют к дилерским центрам жесткие требования независимо от их расположения и в маленьком городе, и в миллионнике должны соблюдаться одни и те же стандарты. СЕРГЕЙ ПОПОВ, коммерческий директор компании «Регинас» (дилер Nissan, Hyundai, Mitsubishi): «Для того чтобы соответствовать стандартам, нужны инвестиции в размере $3-7 млн».
Большие затраты не единственная причина, которая сдерживает массовое открытие салонов челябинских автодилеров в области: по словам участников рынка, производители контролируют практически любой их шаг. «У каждого производителя существует концепция развития бренда в целом в ней определено, когда и где открывать очередной дилерский центр. Сейчас политика наших автопроизводителей направлена на выход в города с населением 500-600 тыс. человек. Она совпадает с планами «Регинас», и мы получили разрешение на работу в области. Но самостоятельно мы не имеем права открывать ни одного салона», поясняет г-н Попов.
В апреле компания «Регинас» к брендам Hyundai и Mitsubishi, представленным в Магнитогорске, добавила Nissan (подробности см. в «ДК» № 14 от 23 апреля 2007 г.). Рынки малых городов также осваивает «Джемир» (дилер General Motors и «GM-АвтоВАЗ»): автоцентр в Копейске начал работу еще в 1997 г., а в прошлом году были открыты салоны в Кургане и Магнитогорске. Автоцентр «Сатурн» осуществляет продажи автомобилей Renault в Миассе.
Эксперты отмечают, что у многих производителей экспансия в область запланирована, но они могут ее осуществить, увеличив количество дилеров. Чтобы исключить возможность возникновения конкуренции, некоторые челябинские компании уже сегодня готовятся к моменту, когда разрешение будет дано, и начинают обзаводиться салонами. Например, компания «Авто-инвест» пока работает в Челябинске, но уже приобрела полностью укомплектованный дилерский центр в Магнитогорске.
Часть экспертов придерживается мнения, что опасно вкладывать огромные деньги в проект, который может не окупиться. «Бывает, что, проявляя интерес к какому-то региону, компания забегает вперед и привлекает для этого большие денежные средства. Может получиться так, что сумма будет вложена, а через пару месяцев поставщик объявит, что в том городе скоро откроется другой официальный дилер», делится мнением г-жа Бобренёва. Сергей Печёнкин полагает, что не стоит опасаться такого варианта развития событий: «Если позволяют средства, лучше построить центр, а потом сдать его в аренду, чем полностью отдать рынок конкуренту».
Большинство челябинских автодилеров выбирает другой вариант входа на областной рынок заключение субдилерских договоров с компаниями, которые занимаются продажей автомобилей на местных рынках. Ограничение со стороны производителей здесь лишь одно: субдилер должен находиться в зоне, на которую распространяется договор дилера с поставщиком.
Участники рынка говорят, что автодилер может вообще не уведомлять поставщика о том, что он собирается открыть субдилерство. Однако если он этого не сделает, ему не будет увеличена квота автомобилей, в новом комплексе нечего будет реализовывать и проект окажется нерентабельным. Квота основное, с помощью чего поставщики регулируют количество субдилеров. По мнению Анны Бобренёвой, случается, что, ограничивая поставки автомобилей, они препятствуют формированию разветвленных дилерских сетей. «Я думаю, это делается специально, так как поставщики опасаются крупных представителей, которые могут диктовать им свои условия», отмечает г-жа Бобренёва. Другие эксперты считают, что так могут себя вести лишь поставщики, чьи темпы производства отстают от спроса на автомобили. В требованиях к субдилеру выдвигается также наличие шоу-рума и сервисной базы: он должен не только продавать, но и обслуживать автомобили, при этом гарантийные обязательства несет дилер. Впрочем, некоторые челябинские компании присутствуют в области как представительства: это точки продаж, не имеющие собственного сервиса; для ремонта автомобилей клиенты должны обращаться в головной офис.
В то время как иностранные производители более или менее активно расширяют дилерскую сеть и продвигаются в небольшие города, «АвтоВАЗ», напротив, уменьшает количество представителей. Согласно статистике Международной Ассоциации Дилеров ОАО «АвтоВАЗ», число официальных дилеров снижается каждую неделю в среднем на пять-шесть продавцов. Руководство компании причиной этого называет несоответствие их дилерских центров установленным стандартам. Участники рынка считают, что эти стандарты неоправданно строгие. Сергей Худяков: «Возможно, отечественным производителям нужно отходить от жестких стандартов и уменьшать требуемые затраты на салон, расположенный в регионе. Я считаю, что он должен удовлетворять потребности клиентов, но быть не таким масштабным, как головной. К сожалению, заводы-изготовители пока не идут нам навстречу».
В то же время самая продаваемая марка автомобилей в области это ВАЗ. Это связано не столько с ценовой политикой производителя, сколько с широкой сетью пунктов сервисного обслуживания российских машин. Но участники рынка считают, что скоро ремонт и продажа запчастей к иномаркам будут распространены так же широко. По мнению АНАСТАСИИ ВОДОЛАЗОВОЙ, заместителя генерального директора по маркетингу ООО ТД «Джемир», это произойдет через год-два: «По окончании автобума дилеры перейдут от экстенсивного развития к интенсивному от увеличения продаж к обслуживанию проданных машин и росту объема trade-in . К 2009 г. на продаже автомобилей дилеры будут зарабатывать не более 10-15%, получая основную прибыль от сервиса и продажи аксессуаров».
Сказать, какие из производителей иномарок в ближайшем будущем придут в малые города нашей области пока сложно. По данным ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры», такие планы сегодня озвучивают лишь Ford и Renault. Субдилерские сети неизбежно будут расширяться, причем их будут создавать не только челябинские компании, но и игроки из других регионов. «Челябинск представляет значительный интерес для иногородних игроков. Сегодня в городе работает около 30 официальных дилеров зарубежных автопроизводителей, тогда как в соседнем Екатеринбурге порядка 70. А между тем, Челябинск входит в десятку крупнейших городов России по объемам продаж», комментирует Анастасия Водолазова.
Trade-in – система взаимозачета, при которой подержанный автомобиль принимается дилером как частичный взнос за новый автомобиль.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Дзен и Дзен.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.