Бизнес-форум «Будущее города – 2020» показал: идеи, как вернуть лицо Челябинску, — есть. Компании, готовые заняться этим, — есть. Решение принимать властям, а говорить о будущем они не всегда готовы.
Если в Челябинске запустить скоростные трамваи до спальных районов, устроить городскую среду с парками и доминированием пешеходов, а полуразрушенные здания-инвалиды превратить в модные, тусовочные места, количество «поуехавших» упадёт, а будущее наконец заиграет светлыми красками и инвестициями. Обсудить, какие шаги городу возможно сделать прямо сейчас, а какие решения дождёмся только в 2050 году, эксперты из разных городов России приехали на бизнес-форум «Будущее города – 2020».
Челябинск — не «город любви». А какой?
У Челябинска срочно должно появиться позиционирование — чтобы продавать свой имидж жителям, туристам, инвесторам. И концепция должна быть не только до ШОС и БРИКС, не только до 2035 года, но сразу до 2050-го. В этом уверен эксперт Центра территориального маркетинга Дмитрий Довбня, который принимал участие в разработке техзадания для маркетинговой стратегии города.
Дмитрий Довбня не мелочится и строит планы сразу на 2050 год
Потому что краткосрочная — это тактические вещи. Наше видение стратегии — 2035 год, а фокус мы вообще держим на 2050. Когда говорят «Париж», все сразу подразумевают «город любви». А каким должен быть Челябинск? — задаётся вопросом Дмитрий Довбня.
Эдуард Громов, управляющий ВТБ в Челябинской и Курганской областях, и председатель правления АО «Уралпромбанк» — Михаил Парфентьев
Гендиректор «Корпорации СТРАТУМ» Олег Пермяков
Челябинск должен стать городом для больших вызовов, жители к этому исторически привыкли, — советские пятилетки, война, послевенное восстановление. Челябинск — город, формирующий агломерацию. Челябинск — город, который должен суметь переобучать людей: заводы сегодня не способны обеспечивать рабочими местами всех. Но всё это – долгосрочная перспектива, а если опуститься на землю — нужно привести в порядок 1,5 тыс. мест в южноуральской столице — они формируют впечатление от города.
Яна Голубева скептически относится к размышлениям о Челябинске 2050 года
Не в восторге от идеи больших шагов до 2050 г. оказалась директор российского офиса международной архитектурно-планировочной и консалтинговой компании МLA+ Яна Голубева. Пространство для новых бизнесменов будущего нужно формировать прямо сейчас, уверена она.
Послушать дискуссию о будущем Челябинска пришли около 200 человек
В Челябинске население рассредоточено, воспроизводится советский подход — люди в домах только спят, а потом едут на работу. А для формирования экономической активности нужна плотная сеть улиц. Как только улицы делают для пешеходов, здесь вырастают арендные ставки, растут цены на жилье. Это генерит новую экономику — и жилье, и офисы, и малые производства, — уверена Яна Голубева.
В новые здания нужно закладывать сразу несколько функций: они и через 100 лет должны быть актуальны. Важно — превратить реку Миасс в связующий элемент: всё-таки она проходит через весь город. Ещё важно — перестать измерять озеленение квадратными метрами на человека. Необходимо измерять доступность зелёных зон: 5 минут пешком до маленького парка, 20 — до большого и 30 — до парка регионального масштаба. А очень важно — челябинским застройщикам помнить: поколение Z (1996 – 2005 года рождения) и поколение «Альфа» (с 2005 года рождения) — отличаются от родителей, им нужно другое жильё, отметила заместитель управляющего компании «Концепт Строй» Татьяна Кузнецова.
Дети, рождённые в конце 90-х и 00-х, заставят рынок недвижимости измениться, уверена Татьяна Кузнецова
Многие уже сегодня уходят в дома-коммуны. Это дома с общими пространствами — от общепита до площадок коворкинга. Естественно, там есть прогулочные пространства. Поколение «зелёное», технологичное , поэтому приветствуются вертикальные теплицы, солнечная энергия, ветрогенераторы, «умные» дома, — отмечает Татьяна Кузнецова.
Валентин Корытный за уменьшение и осветление ТРК
Меняется и формат торговых комплексов: Челябинску надо переходить к уменьшенным ТРК площадью не более 10 тыс. кв. м. И это не должна быть «коробка» — больше стекла и света, уверен директор агентство недвижимости «ДАН-Инвест» Валентин Корытный. «Сегодня люди покупают не просто метры, а образ жизни. В ТРК нужны три составляющих — отдых, развлечение и технологии», — уверен эксперт.
«Транспорт — вопрос политической воли»
Автомобильный журналист Артём Краснов и главный редактор chel.dk.ru Ульяна Бисерова
Перспективы метро в Челябинске — однозначно отрицательные из-за маленького пассажиропотока, уверен заместитель гендиректора компании «А+С Транспроект» Константин Тихонов. Именно эта компания разработала для Челябинска комплексную схему организации дорожного движения до 2032 г. — согласно ей, прямо сейчас в центре города вводят одностороннее движение.
В этой модели можно считать и смотреть сценарии — что будет, если произойдет то-то и то-то. К примеру, если в Челябинск на вокзал придет ВСМ — что надо будет сделать, чтобы это место не превратилось в огромную вечную пробку? Главная наша рекомендация при создании КСОДД — объединить Челябинск и Копейск в одно муниципальное образование. Потому что это самая большая маятниковая миграция, — отметил г-н Тихонов.
Эксперт добавляет — Челябинску принципиально важно вообще определиться, он автомобильный город или он для общественного транспорта, но тогда нужна политическая воля. Если Челябинск выбирает общественный транспорт и делает акцент на развитии трамваев, новые пути должны соединить северо-запад и центр, отмечает директор аналитического агентства «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских — компания разрабатывала эскизный проект обновления трамвайной сети.
Есть широкий Свердловский проспект, и давно были планы, чтобы весь его сделать трамвайным. Есть ещё один вариант: с помощью прокладки новой трассы выйти с Северо-Запада к ТРК «Родник», потом вдоль Труда и по Энгельса уйти на Курчатова, и оттуда — в район вокзала. А с вокзала по новому мосту бросить трамвайные ветки в Копейск, — отмечает г-н Чудиновских.
Дмитрий Чудиновских и Константин Тихонов считают, что можно избавить Челябинск от пробок
Но привить любовь челябинцев к общественному транспорту всё же очень сложно, считает директор проекта «Умный город» компании «Интерсвязь» Александр Трофимов. Чтобы как-то растопить сердце автомобилистам и пересадить их в автобусы, нужно сделать автобусы удобными.
Директор проектов «Ростелекома» Олег Извеков и директор проекта «Умный город» Александр Трофимов
Во-первых, нужно делать безопасный транспорт. Это делается в Москве — водители там не просто обучаются, за их действиями следят. Если происходят резкие торможения, срабатывают датчики, ситуацию проверяют, — отметил эксперт.
Для удобства также можно добавить зарядку для телефонов — так у людей появляется ощущение пользы, полученной от поездки в автобусе. «Надо что-то сделать с остановками, особенно накануне международных мероприятий. Остановки должны быть интерактивными, должны давать знать, как и на чем уехать, когда приедет автобус», — советует эксперт «Интерсвязи».
Это возможно — повысить цены на недвижимость в Челябинске
Серые, заброшенные здания Челябинска, в которых внутри либо разруха, либо полтора арендатора пора менять, им легко найти новую концепцию, уверена создатель и главный редактор ресурса о повторном использовании зданий redeveloper.ru Марина Юшкевич.
У вас в городе много старых заброшенных объектов. Вокруг них очень ухудшается, растёт криминальная составляющая. Но если такое здание начинает жить, вокруг тоже начинается жизнь. Редевелопмент и экологичнее: от сноса и строительства образуется пыль и мусор, а от точечных изменений — нет, — отмечает Марина Юшкевич.
Марина Юшкевич предложила переделать здание «Торгового центра» в скейт-парк. Как такое Александру Аристову?
Например, легендарное здание элеватора — не так уж и уникально: технология хранения зерна в таких зданиях устарела, и они пустуют по всему миру — от Лондона до ЮАР. Но у них есть важное преимущество: стены настолько толстые и крепкие, что можно смело их перестраивать, прорезать окна, навесные фасады и получить элитное жильё. Изменить концепцию можно и у «Торгового центра». Марина Юшкевич сравнила это здание без углов с объектом в Тиране — столице Албании.
Депутат Гордумы Дмитрий Довженко
Там начали выяснять, чем привлекает это здание людей. И поняли, что по ней лазят дети, руферы, там катаются на скейтах и велосипедах. Поэтому власти решили эту функцию за зданием закрепить официально — сделали городской центр для молодёжи. С внешней стороны по нему катаются и карабкаются. А внутри — это образовательные и выставочные площадки, — отметила редевелопер.
Правда, прокомментировать это предложение главный художник Челябинска Екатерина Силина не решилась. Как и рассказать о том, какие планы на преображение города есть у чиновников. Она лишь стандартно назвала строительство набережной, «преобразование центральной части города, озеленение и общественные пространства».
Ведется работа по ремонту фасадов, по вывескам. Я думаю, что изменения будут происходить, потому что все понимают: то, как выглядит наш город, важно для всех нас, — общё сказала г-жа Силина.
Директор центра недвижимости «Форум» Игорь Чернядьев
Ещё менее готовыми отвечать на вопрос, почему в Челябинске так мало изменений при таком количество возможностей, оказались начальник городского управления транспорта Максим Кичеев и руководители двух транспортных предприятий — ООО «ОГТ» и ООО «ЧелябГЭТ» — Дмитрий Холод и Александр Павлюченко. Они на встречу с экспертами, бизнесменами и коллегами из депутатского корпуса приехать не посчитали нужным вообще.
В то же время, глава Ленинского района Александр Орёл считает, что промышленные районы уже сейчас вынуждены интенсивно обзаводиться общественными пространствами. Если в других районах изначально были парки и скверы, то в заводских – не было, и современного человека это не устраивает, приходится за него бороться. Делать город комфортным чиновникам придётся и по другой причине – политической. Об этом в финале форума сказал депутат Гордумы Дмитрий Довженко:
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.Отношение челябинцев к губернатору Дубровскому — это хороший пример, как среда, в которой мы живём, влияет на нас. Правда, к сожалению, нельзя взять готовое решение из Амстердама и слепо применить в Челябинске.