Челябинск в перспективе: какие инвестпроекты изменят город до неузнаваемости

В кризис особенно важным для развития экономики становится привлечение инвесторов. Власти Челябинской области сделали ставку на три крупных проекта, которые могут кардинально изменить будущее города.

В декабре на ежегодной итоговой пресс-конференции губернатор Борис Дубровский вкратце обозначил несколько перспективных инвестиционных проектов, на которые власти делают ставку. Транспортно-логистический комплекс «Южноуральский», саммиты ШОС и БРИКС и высокоскоростная магистраль «Екатеринбург-Челябинск» подаются как главные локомотивы экономики области.  Вместе с тем, далеко не все эксперты соглашаются с тем, что именно них надо возлагать самые большие надежды.

Мифическая дорога до Екатеринбурга

О скоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом говорят уже лет десять, однако никакой конкретики по этой теме до сих пор не было. Впервые о реальной возможности построить ВСМ между городами-миллионниками в правительстве Челябинской области  заговорили летом 2015 г. И уже в феврале разработчики проекта скоростной магистрали по инициативе губернатора Бориса Дубровского представили предварительные данные Экспертному клубу «15.01». По проекту планируется построить высокоскоростную железную дорогу, по которой преодолеть расстояние между городами можно будет примерно за 1 час. Для сравнения: дорога из Челябинска в Екатеринбург на поезде занимает 5 часов, на автобусе – почти 4 часа, на автомобиле 2,5 часа. Планируется, что годовой пассажиропоток высокоскоростной магистрали составит 2,7 млн человек. В маршрут высокоскоростного поезда планируется включить: Екатеринбург, аэропорт «Кольцово», Касли,  Челябинск, аэропорт «Баландино». В городе Касли предполагается создать мультимодальный пересадочный узел. «Для нас важно соединить два международных аэропорта», – отмечает вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров.

Концепция ВСМ отлично вписывается в идею создания российской агломерации «Екатеринбург-Челябинск» с населением более 3 млн человек – об этом губернатор рассказал еще на презентации проекта в РЖД в ноябре 2015 г. Использовать эти возможности планируется при создании на базе Снежинска и Озерска территорий опережающего социально-экономического развития, где разместятся новые производства. Кроме того, строительство такого масштабного проекта даст толчок к развитию бизнеса разного уровня. Так, власти региона рассчитывают загрузить мощности металлургических гигантов.

«ВСМ – это большой шаг к агломерации и дополнительный фактор для привлечения инвесторов. Бесспорно, нам нужна эта магистраль. Но важно не загубить челябинский аэропорт, не потерять пассажиропоток,  так как до екатеринбургского аэропорта, где направлений гораздо больше, доехать будет еще проще. Поэтому стоит тщательно просчитать весь эффект от проекта», - уверен руководитель Уральского экономического союза Олег Витковский.

Руководитель регионального Центра проектных и строительных исследований и член Общественной палаты Челябинска Владимир Добрынин уверен, ВСМ в том виде, в каком она задумана, будет нерентабельной. И то, что власти обещают, что дорога сократится до 1 часа, тоже сомнительно: «Нам обещают магистраль со скоростью в 225 км/ч – это максимум. Надо учесть, что в пути будут делаться остановки, плюс время разгона – итого на дорогу будет уходить по меньшей мере два часа. Примерно столько же, сколько на автомобиле. Зачем тратить такие средства, если можно построить нормальный автобан и дополнительную железнодорожную ветку для грузоперевозок», - считает господин Добрынин.

 «Этот проект – мертвец по разным причинам. В том числе и потому, что совсем скоро высокоскоростные магистрали станут устаревшей технологией», - уверен эксперт в области транспортной инфраструктуры Яков Гуревич. По его словам, можно модернизировать существующие железные дороги между миллионниками, не вкладывая в это астрономических сумм. Ситуация с источниками финансирования тоже остается неясной.

«Финансировать проект планируется через механизм концессии - создание некоей корпорации, которая выпустит облигации инфраструктурного займа, которые и купят некие инвесторы. Возник резонный вопрос: а кто эти инвесторы? И, главное, кто будет гарантом этого займа? Вот тут ясности куда меньше. Былые китайцы с «Шелкового пути» как-то ушли в тень, хоть их еще упоминают, но больше для солидности: ясно, что китайцам не нужна дорога Екатеринбург - Челябинск. Банки и прочие отечественные «частники» тоже отпадают – они не самоубийцы, чтобы так рисковать сейчас своими деньгами», - отметил в своем блоге политолог и член экспертного клуба «15.01» Александр Подопригора. По его мнению, проект создания скоростной магистрали «Екатеринбург – Челябинск» не проработан и не имеет реальных возможностей и механизмов быть исполненным, потому что схема «облигационного займа» выглядит непроработанной и непрозрачной, и к тому же требует согласия Свердловской области.

«Если область в кризисной ситуации окажется втянутой в спорный «мегапроект» с многолетними многомиллиардными неисполнимыми обязательствами, это станет серьезным ударом не только по ее бюджетам, но и по ее репутации. Эти вопросы нужно снять либо отказаться от проекта», - резюмирует Подопригора.

Впрочем, несмотря на все противоречия и неясности, власти не хотят отказываться от стратегического инфраструктурного проекта. По предварительным оценкам, уже на стадии строительства внутренний региональный продукт Свердловской и Челябинской областей может увеличиться на 85 млрд руб. а в перспективе может обеспечить суммарный прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей около 1 трлн 274 млрд руб. к 2030 г.

«Этот проект мы также рассматриваем в контексте инициативы, поддержанной президентом РФ Владимиром Путиным, о проведении в Челябинске в 2020 году саммита ШОС. Поэтому для нас этот проект приобретает такое политическое звучание»,— отметил на совместном заседании правления ОАО «РЖД» и Общественного совета по вопросам скоростного и высокоскоростного движения в России   Борис Дубровский. Сейчас ведется работа по технико-экономическому обоснованию проекта – к лету 2016 г. конкретные цифры будут представлены правлению РЖД.

«Задача этого года – проектная работа, обоснование инвестиций, поиск инвесторов, трассировка, вход в  строительство в 2017 г.», - рассказывает глава региона.

Челябинск изменится до неузнаваемости

Впервые о возможности проведения саммита ШОС в Челябинске заговорили в августе прошлого года. Тогда Борис Дубровский после встречи с президентом сообщил, что Владимир Путин одобряет идею проведения саммита глав государств в Челябинске в 2020 г. Вместе с тем, пока точно ничего не решено – «облетная группа» по подготовке к саммиту ШОС и БРИКС отметила состояние экологии как один из дефектов Челябинска. По словам главы региона, решение этой проблемы потребует серьезных инвестиций и понимания со стороны руководства предприятий.

Помимо экологических проблем, Челябинску предстоит решить проблемы инфраструктуры, в том числе реконструировать аэропорт. Между ФГУП «Администрация гражданских аэропортов аэродромов» и «Ленаэропроект» заключен госконтракт, в рамках которого подготовлена схема генерального плана аэродрома «Челябинск» с учетом проведения саммитов. Согласно генплану, аэровокзальный комплекс будет полностью модернизирован с учетом уровня обслуживания класса «С» для обслуживания рейсов международных и внутренних воздушных линий. Годовая пропускная способность составит 2,5 млн пассажиров – сегодня аэропорт может обслужить 1,7 млн пассажиров в год.

Суммарная площадь комплекса составит не менее 29 тыс. кв. м. – площадь перрона будет увеличена в два раза, рулежные и магистральные дорожки будут реконструированы, предусмотрены строительство и реконструкция объектов энергетического хозяйства и будет построен терминал до 30 тыс. кв.м с телетрапами.

На реконструкцию аэропорта требуется около 4,8 млрд руб., из них частных инвестиций будет около 1,3 млрд руб. Правительство Челябинской области попросило Москву выделить финансирование пораньше, чтобы начать работу по реконструкции аэропорта уже в 2017 г.

Помимо аэропорта в планах у властей построить в центре города на ул. Береговой у Цирка большой конгресс-холл на 2,5 тыс. мест. Именно там планируется проводить все официальные мероприятия саммита. По словам вице-губернатора Руслана Гаттарова, на подготовку к проведению саммитов уйдет около 50 млрд руб. – это средства из федерального и регионального бюджетов. Они в основном пойдут на развитие дорожной сети, озеленение и благоустройство. В основном же планируется привлекать деньги частных инвесторов.

«Подготовка к саммиту ШОС изменит Челябинск до неузнаваемости, - рассказывает Владимир Добрынин. - У нас построят несколько высотных зданий, в том числе конгресс-холл. Решится сразу ряд проблем – нормальная ливневая канализация появится, развязки в центре города, Миасс почистят и реконструируют пойму реки».

«Сегодня Челябинск скучен и некомфортен для жизни. Следствие этого - мы теряем лучшие умы и перспективы развития. К сожалению, осуществить настоящий прорыв в сторону создания лучших условий для жизни Челябинску мешает груз накопленных проблем. Именно поэтому необходимо использовать подготовку к встрече саммитов ШОС и БРИКС как хороший шанс начать «перезагрузку» Челябинска в интересах его будущего. Прежде всего, изучить глобальный и российский опыт в проведении мероприятий. Во-вторых, использовать планируемые бюджетные средства не для прямого строительства объектов, а для создания условий для строительства и инвестиций со стороны частного бизнеса. Пусть эти деньги выступят катализатором изменений. В противном случае, 50 млрд руб. ни на что не хватит. Третье, и самое главное, увязать градостроительную составляющую с долгосрочной экономической стратегией развития города, чтобы точно понять, какую роль будут исполнять "объекты ШОС" в долгосрочном периоде», - рассуждает управляющий партнер Development PRO Андрей Бодрягин.

По его словам, такая работа не может быть выполнена только лишь силами штатных структур, имеющихся в распоряжении регионального правительства. «И здесь, мне кажется, Руслан Гаттаров на верном пути, привлекая в качестве экспертов деловое сообщество для решения специфических задач».

Так как большую часть объектов планируется застроить с привлечением частных инвестиций, актуальным становится вопрос – как привлечь на подобные объекты бизнес.

«Руслан Гаттаров правильно приводил в пример Казань, где потенциальному инвестору не просто выделяют землю, но и предоставляют ему готовый бизнес-кейс с понятными сроками окупаемости и заранее известными условиями. Бизнесу остается просто вложить деньги. Здесь можно поступить также», - предлагает Андрей Бодрягин.

Заветная дорога к Китаю

Один из главных инвестиционных проектов последних лет – транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» - власти региона по-прежнему считают ключевым в стратегии развития региона. По словам руководителя ТЛК Владимира Павлова, все строительно-монтажные работы на объекте завершены, сейчас идет процесс оформления финансовой документации, создание и наработка клиентской базы – клиентов привлекают как из Китая, так и из соседних регионов.

«Импульс развитию ТЛК даст, безусловно, саммит ШОС – мероприятие популяризирует не только регион, но и транспортно-логистический комплекс. А вот ВСМ вряд ли как-то отразится на нашей работе, по-моему, это мифический проект. Сомневаюсь, что кто-то проинвестирует железную дорогу, которая всего на час сократит путь до Екатеринбурга»,  - отметил Владимир Павлов.

Впрочем, и без саммита власти региона совместно с руководством ТЛК стараются продвигать проект на разных уровнях. Рядом с комплексом будет создана свободная экономическая зона. По плану развития на территории ТЛК будет организован двухуровневый индустриальный парк (1 уровень - 134.6 Га, 2 уровень – 20,6 Га).

«Предполагаем, что в свободную экономическую зону придет китайский бизнес. Есть пара проектов, где они могут проявиться у нас в виде резидентов», - надеется губернатор Борис Дубровский.

Сегодня с потенциальными инвесторами уже подписаны пять соглашений о намерениях по реализации инвестиционных проектов на территории будущей ОЭЗ. Это проекты в сфере машиностроения, производства строительной и дорожной техники, автобусов, переработки продуктов питания, легкой промышленности, IT. Ожидается, что в еженедельном формате составы начнут прибывать в комплекс во втором квартале 2016 г.

Спецпроект «Будущее города»

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.