Челябинск сохранит статус промышленного центра

Имидж сурового индустриального города Челябинск сохранит на десятилетия, не сомневаются эксперты. По их мнению, для сворачивания промышленности сейчас нет никаких предпосылок. То, что доминанта ме

Туризм, инновации, информационные технологии, даже при условии ускоренного развития, в обозримом будущем не смогут занять в челябинской экономике существенной доли. Город мог бы стать транспортно-логистическим центром, но для этого потребуются огромные инвестиции и десятки лет на «перестройку». Так или иначе, основу экономики областного центра еще долго будет составлять гигантский металлургический комплекс.

Имидж сурового индустриального города Челябинск сохранит на десятилетия, не сомневаются эксперты. По их мнению, для сворачивания промышленности сейчас нет никаких предпосылок. То, что доминанта металлургии останется и через 10 лет, уверен, к примеру, президент Челябинского объединения ПРОМАСС, депутат Государственной думы ВАЛЕРИЙ ПАНОВ. «Другие экономические кластеры не смогут оттеснить металлургов с лидирующих позиций. Да это и не нужно. Разве кому-то плохо, что металлургия развивается?»— уточняет позицию депутат.
Профессор кафедры региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики АЛЕКСЕЙ СКОПИН также полагает, что серьезные изменения маловероятны. По его словам, Челябинском управляют бывшие или настоящие технократы, поэтому отраслевая структура экономики сохранится. «Города Урала изменять крайне тяжело. Нужны очень продуманные программы и огромные инвестиции. К тому же следует учитывать менталитет жителей. Людям будет очень сложно перестроиться»,— утверждает ученый.

ИТ и компьютеризация не смогут противостоять металлургии
В Челябинском государственном университете проблемами регионального развития занимается отдельный институт. Его руководитель профессор, доктор экономических наук АЛЕКСЕЙ ДАВАНКОВ считает, что отказываться от традиционных отраслей городу не только не имеет смысла, но и опасно. «Проблема в том, что мы пытаемся подражать Соединенным Штатам, которые в последние годы значительно сократили объемы промышленного производства, переместив их в Азию, а у себя оставив главным образом высокие технологии. Мы смотрим на них и думаем: и зачем нам эта промышленность? Будем закупать все товары по дешевке в Китае! Но ведь есть такая вещь как экономическая безопасность. Если мы будем жить только в понятиях постиндустриальной экономики, где основной аспект развития— ИТ и компьютеризация, перспектив у нас не будет. Мы и так уже многое загубили»,— рассуждает профессор.
С другой стороны, и специалисты этого не скрывают, у монопрофильности есть своя слабая сторона— зависимость от сырьевых котировок. А в условиях постоянного роста расходов металлургам нужен не просто дорогой, а постоянно дорожающий металл, подчеркивает руководитель фондового департамента ФА «Милком-Инвест» ВИТАЛИЙ ШУРУПОВ. Кроме того, конкурировать в мировом пространстве со странами Юго-восточной Азии становится все труднее. «Тот же Китай входит в ВТО, а Россия только в Таможенный союз»,— подмечает аналитик.
Выход эксперты видят, как это ни банально звучит, в модернизации производства (еще одного кризиса со старыми производственными мощностями можно просто не перенести, что многие предприятия прекрасно понимают) и в преобразовании металлургии, которая сейчас главным образом имеет сырьевую направленность (то есть во многом ориентирована на продукцию с низкой добавленной стоимостью вроде стальной заготовки и полуфабрикатов). «Почему наши металлурги производят дешевый пруток и арматуру? Потому что это пользуется спросом. Но нужно учитывать потребности рынка немного вперед и увеличивать долю продукции более высокого передела. А для этого нужны современные, западные технологии»,— подчеркивает кандидат экономических наук, декан факультета экономики ЧелГУ ВАСИЛИЙ МАКСИМОВ.
Не стоит сбрасывать со счетов и другие исторически сформированные в Челябинске мощные кластеры— ВПК и машиностроение, уверены эксперты. В городе существует целый ряд оборонных заводов, которые, по оценкам ученых, работают примерно на 10% своей мощности. Как отмечает Василий Максимов, конечную продукцию они не производят, а работают в кооперации с другими предприятиями, выпуская, к примеру, танковые двигатели: «Потенциал есть: сохранились квалифицированные кадры, цеха, оборудование, технологии». Отдельная тема, которая требует внимания,— конверсия оборонки, указывают ученые. Многие предприятия ВПК уже перешли на выпуск качественной продукции для гражданских нужд. Например, завод «Полет» занялся радиотехническим оборудованием для аэропортов.
У машиностроения, по мнению генерального директора компании Solar Investments СЕРГЕЯ КАЗАКОВА, тоже есть перспективы развития, сколько бы ни говорили об отсталости материальной базы и дефиците кадров: «Основные фонды есть, учебные заведения, которые готовят кадры,— тоже. Значит, есть и потенциал»,— уверен эксперт.
Челябинск поборется за транзит между Азией и Европой
То, что Челябинск останется промышленным, совершенно не означает, что все остальные отрасли замрут в своем развитии, подчеркивают специалисты. Зависимость от металлургии к 2020 г. снизится. Но процесс не будет быстрым: отдельные неметаллургические предприятия могут нарастить объемы многократно, но при этом их доля в ВМП (валовом муниципальном продукте) изменится в пределах процента. По мнению Василия Максимова, развитие инновационных разработок и создание наукоемких производств вполне возможно, правда, для этого потребуются большие усилия ученых, а главное— огромные финансовые средства и не меньшее желание властей.
В Solar Investments одной из точек роста среднего бизнеса видят пищевое производство. В первую очередь, за счет замещения товаров, ввозимых в область из других регионов (например, замороженных полуфабрикатов). «Это, по большому счету, вопрос инвестиций, а с ними в нашем регионе сложно. Если говорить о сделках венчурных фондов, то на УрФО в прошлые годы приходилось всего около 5% объема средств, которые размещены фондами в России. Причина— наша удаленность от Москвы»,— констатирует Сергей Казаков.
Еще одна «аппетитная» тема, часто проскальзывающая в разговорах о будущем Челябинска и Южного Урала в целом, — это туризм. Самому областному центру, как отмечают специалисты, не суждено быть туристическим городом в ближайшие годы. Но вот у Южного Урала в целом в силу природных и инфраструктурных особенностей для развития туристического кластера есть хороший потенциал. А значит, и в Челябинске будут строиться гостиницы и дороги, развиваться аэропорт. Однако и здесь не все однозначно. Как замечает Виталий Шурупов, тема развития туризма на Южном Урале муссируется еще с советских времен: «Но это даже не беда Урала, это беда России: вроде посмотреть есть что, а туризм все равно не развивается». К тому же, с точки зрения летнего туризма, по мнению эксперта, наша область не имеет явных преимуществ по сравнению с другими живописными регионами— например, той же Сибирью. И третья незадача в том, что доля туристических услуг в валовом продукте региона и отдельных городов области опять-таки никогда не будет значительной. В экономике Магнитогорска, самого раскрученного в туристическом отношении города области (Абзаково, Аркаим и т.д.), по оценкам Виталия Шурупова, она составляет менее 5%.
С большей долей вероятности Челябинск, по мнению ряда экспертов, мог бы стать логистическим центром. «Мы исторически находимся на пересечении транспортных путей. И, на мой взгляд, сейчас нужно делать упор на переброску грузов через Челябинск с Дальнего Востока в Азию»,— считает Василий Максимов. Кстати, в долгосрочном проекте развития реки Миасс предусмотрено, что северное ее направление будет зоной логистического развития. «Челябинск— это транзит между Азией и Европой. В конкуренции с Екатеринбургом мы небо уже потеряли, так вот не нужно потерять еще железную и автодорогу»,— категорично настроен начальник главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска ДМИТРИЙ ГРАДОБОЕВ. Проектировщики предлагают создать информационно-логистический центр на выезде из города вдоль Свердловского тракта. По задумке, каждая фирма будет иметь там свое представительство. Таким образом, все логистические вопросы можно будет решать, не заезжая в город.
Проблема в том, что и этот вариант требует серьезных вложений: необходимо развивать целую транспортную инфраструктуру и сеть логистических центров. «А власти должны не просто декларировать идею в проектных документах, а что-то делать для этого реально. Но пока каких-то конкретных программ для привлечения инвестиций мы не видим»,— сожалеет Василий Максимов. В главархитектуре признают, что деньги в тот же логистический кластер вдоль Свердловского тракта пойдут не скоро. По словам Дмитрия Градобоева, проект развития реки Миасс рассчитан на 30 лет, причем первым будет развиваться центр, а потом уже все остальное.

Через 10 лет Челябинск станет выше
Кардинально облик Челябинска, массово застраивавшегося в 70-егг. прошлого века, ни за десять, ни за двадцать лет не изменится. Но новые дома в городской черте будут стремиться вверх— земля под застройку постоянно дорожает. По словам начальника главного управления архитектуры и градостроительства Челябинска Дмитрия Градобоева, город сохранит широкие магистрали, появится много новых развязок, высотных зданий (в сегодняшних проектах есть дома до 36 этажей).
Центр Челябинска через 10 лет видится экспертам культурно-деловой, административной и банковской частью города. Но для этого потребуется перенести промпредприятия из центра города на периферию. Поэтому необходимы экономические рычаги: введение повышенной платы за землю и выбросы— тогда предприятиям будет просто невыгодно находиться в центре города.
По мнению ряда ученых, Челябинск в ближайшее десятилетие будет развиваться по принципу агломерации. Как считает кандидат экономических наук, декан факультета экономики ЧелГУ Василий Максимов, вокруг Челябинска будут образованы города-спутники на свободных землях Сосновского, Красноармейского района, территориях близ Коркино, Еманжелинска. Он подчеркивает, что люди хотят жить на природе, в малоэтажных домах, а на работу ездить в город.

Челябинску требуются образование и инновации
Михаил Хазин президент компании экспертного консультирования «НЕОКОН»
Челябинск невозможно представить без промышленных предприятий, и его перспектива на ближайшее десятилетие не вызывает никаких вопросов: он и дальше будет развиваться как центр индустрии. При этом не стоит забывать, что быть индустриальным центром совсем не плохо. Мировой опыт подтверждает, что в промышленных городах, как правило, существуют высокие стандарты жизни и хорошие предпосылки к развитию инфраструктуры. Да, проблема зависимости экономики города от мировой конъюнктуры сейчас становится как никогда актуальной. Но желание «оторваться» от колебаний мировых цен на металл не означает прекращение производства. Это, скорее, сигнал к тому, чтобы задуматься о диверсификации и укреплении промышленного комплекса. В частности, в этой связи Челябинску просто необходимо развивать энергетическую отрасль со всеми сопутствующими компонентами, например, была бы разумна работа по линии атомной энергетики. Кроме того, для всей Челябинской области в ближайшие десять лет будет весьма значимым проект по созданию малых ГЭС, который позволит решить многие проблемы, связанные с необходимостью сокращения затрат на электроэнергию, привлечением инвесторов и т.п.
Еще один возможный приоритет в развитии города— это образование. По его уровню Челябинск по-прежнему остается одним из сильнейших центров России. А на базе профессиональной подготовки можно будет реализовывать и проекты, связанные с внедрением в производство инновационных идей. В любом случае состояние социальной сферы будет полностью зависеть от возможностей бюджета, то есть доходов по «профилирующим» статьям города. Причем особого внимания, наверное, заслуживает тема медицины, поскольку в промышленных городах успехи в этой сфере зависят не только от квалификации специалистов, но и от экологической обстановки. И в этой связи Челябинску опять-таки целесообразно делать ставку на образование и инновационные технологии.

Самое читаемое
  • Индийский врач, узнав о чудо-аппарате из Екатеринбурга, немедленно прилетел в РоссиюИндийский врач, узнав о чудо-аппарате из Екатеринбурга, немедленно прилетел в Россию
  • Паника закончилась? Что будет с курсом рубля в ближайшие неделиПаника закончилась? Что будет с курсом рубля в ближайшие недели
  • Свердловские застройщики с 2025 г. будут платить налог на непроданные квартирыСвердловские застройщики с 2025 г. будут платить налог на непроданные квартиры
  • Застройщики Екатеринбурга третьи сутки бьются за участок под КРТ на Московской горкеЗастройщики Екатеринбурга третьи сутки бьются за участок под КРТ на Московской горке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.