Частные клиники осваивают новые технологии

эксперты Лариса Алёшкина директор эстетик-центра «Комильфо» Алексей Бендер заведующий центром пластической хирургии «Молдинг Маск» Камиль Габбасов директор компании «АртОптика» Александр Григорьев

Частная медицина в Челябинске вышла на новый качественный уровень. Игроки совершенствуют технологии, инвестируют в новые методики и оборудование. Привлекательность рынка растет, но одной из главных проблем остается дефицит квалифицированных специалистов. В борьбе за пациента клиники активно внедряют инструменты повышения и закрепления лояльности клиентов.
эксперты
Лариса Алёшкина
директор эстетик-центра «Комильфо»
Алексей Бендер
заведующий центром пластической хирургии «Молдинг Маск»
Камиль Габбасов
директор компании «АртОптика»
Александр Григорьев
генеральный директор ОСАО «Ингосстрах» (Москва)
Ольга Достовалова
генеральный директор центра современной стоматологии «Вэладент»
Александр Кинзерский
руководитель Центра ультразвуковой диагностики профессора А. Ю. Кинзерского
Ирина Кузнецова
директор клиники «Арт-Медика»
Игорь и Светлана Овсянниковы
руководители независимой лаборатории «Прогрессивные медицинские технологии»
Дмитрий Серов
генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика»
Юлия Франгулова
директор по развитию сети клиник LINLINE в России (Екатеринбург)
Егор Хребтов
генеральный директор стоматологии «Белый кит»
Олег Цыпин
исполнительный директор медицинского центра «Висви»
Что препятствует развитию сетей медицинских клиник?
Зачем частной медицине высокие технологии?
Почему рынку не хватает квалифицированных кадров?

В октябре этого года компания «Ингосстрах» объявила о намерении начать в 2008 г. строи­тельство клиники «Будь здоров» в Челябинске. Как заявил АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬ­ЕВ, генеральный директор ОСАО «Ингосстрах», компания планирует создать собственную сеть медицинских учреждений на территории РФ для оказания услуг по договорам добровольного медицинского страхования. Цель компании – стать лидером в сегменте ДМС, а собственные клиники позволят «Ингосстраху» контролировать качество, стоимость, объемы и сроки оказания медицинской помощи, а также оптимизировать страховые тарифы. «Ингосстрах» планирует открыть 24 клиники, инвестируя в проект свыше $100 млн. Каждое учреждение должно будет обслуживать порядка 20-23 тыс. человек ежегодно.

Эксперты отмечают, что развитие добровольного медицинского страхования является одним из факторов, влияющих на рост рынка частной медицины. Если изначально основными потребителями услуг ДМС были корпоративные клиенты, то с развитием малого и среднего бизнеса круг потребителей значительно расширился. Количество пациентов, приходящих по программам ДМС, по оценкам экспертов, увеличивается на 10-20% ежегодно. Доля таких клиентов в ряде челябинских медицинских центров достигает 20-40%.

Спрос на частную медицину растет

К концу 2007 г. челябинский рынок платных медицинских услуг, по оценкам экспертов, покажет увеличение на 20-25%, а его объем к началу 2008 г. составит около 3 млрд руб. По-прежнему самые популярные направления – стоматология, гинекология и урология: на их долю приходится более половины рынка. Динамично развиваются и другие сегменты: офтальмология, эстетическая медицина, психология, педиат­рия. Сегодня в Челябинске работают как специализированные, так и многопрофильные клиники. Первые полностью или преимущественно сосредоточились на одной области медицины (стоматологии, центры акушерства и гинекологии, клиники мужского здоровья, пластической хирургии и пр.). Многопрофильные медицинские заведения объединяют несколько направлений, в них организован прием врачей разных специальностей. В этом сегменте работают такие челябинские клиники, как «Парацельс», «Близнецы», Familia, «Эстетик» и др.

По оценкам экспертов, сегодня частные медицинские клиники посещает до 30% населения. За последние два года клиентские потоки увеличились в среднем на 20% в год. Одной из основных причин интереса граждан к частной медицине участники рынка называют низкое качество сервиса в государственных поликлиниках. Растет спрос как на консультационный прием (услуги терапевта, невропатолога, кардиолога, окулиста, гастроэнтеролога, хирурга и т. д.), так и на диагностику. В независимой лаборатории «Прогрессивные медицинские технологии» отмечают увеличение оборотов цент­ра на 40-50% ежегодно. Растет спрос и на ультразвуковые исследования. «Я удивлен, но вижу, что очень много людей приходит на обследования, и не только к нам», – говорит АЛЕКСАНДР КИНЗЕРСКИЙ, руководитель Центра ультразвуковой диагностики. По его оценкам, порядка 50 частных медицинских учреждений в Челябинске занимаются УЗИ, и на нехватку клиентов никто пожаловаться не может. «По всей видимости, получить эту услугу в муниципальном здравоохранении сегодня сложно. В нашем центре самый большой прием приходится на субботу, когда мы проводим сердечные и сосудистые исследования, потому что пройти их в субботу в каком-либо гос­учреждении почти невозможно», – заключает г-н Кинзерский.

В частные клиники пациенты продолжают приходить и за теми услугами, которых в муниципальных больницах просто нет, например, эстетическая медицина. Востребованы самые разные процедуры: мезотерапия, контурная пластика, химический пилинг, лазерная косметология, пластическая хирургия. «Есть пациенты, которые приходят к нам не впервые, но основной контингент все же составляют новые клиенты», – делится АЛЕКСЕЙ БЕНДЕР, заведующий центром пластической хирургии «Молдинг Маск». По его наблюдениям, наибольшей популярностью пользуются блефаропластика (пластика век), коррекция фигуры (липосакция, пластика живота) и подтяжка лица. Запросы пациентов растут и уже выходят за рамки традиционной коррекции. «В этом году мы намного чаще делали протезирование голени (придание объема с помощью имплантата), что раньше составляло лишь небольшой процент от общего объема операций», – отмечает Алексей Бендер.

Эстетическое направление на подъеме и в сфере стоматологии. В клинике «Вэладент» говорят, что в этом году число обращений по отбеливанию зубов увеличилось почти в два раза. Крупные клиники стремятся к высокоэстетичным видам протезирования. Растет спрос на исправление прикуса и имплантацию – технологию, позволяющую в отличие от мостовидных конструкций сохранять рядом стоящие зубы.

Ненасыщенность рынка платных медицинских услуг привлекает новых игроков. По оценкам стоматологии «Белый кит», в 2007 г. в Челябинске появилось не менее 15 стоматологических кабинетов (с количеством кресел от одного до трех). В конце 2007 г. в Челябинске начала работу лаборатория «Инвитро» (Москва), обещающая всерьез потеснить местных игроков. Эксперты ожидают, что экспансия столичных компаний продолжится и в следующем году.

Рынок развивается по западному образцу. Как отмечает ИГОРЬ ОВСЯННИКОВ, руководитель проекта центра «Прогрессивные медицинские технологии», сегодня многие частные клиники Челябинска не делают собственных исследований, а размещают заказы в независимых лабораториях. «Ставить дорогое современное оборудование в небольшом медицинском центре нецелесообразно. Можно содержать собственную лабораторию, только если есть большой поток обследований», – комментирует г-н Овсянников.

Не исчерпал возможностей для роста и рынок глазной хирургии. В сентябре 2007 г. компания «АртОптика», владеющая сетью оптических салонов, открыла одноименную офтальмологическую клинику (подробности см. в «ДК» № 32 от 10 сентября 2007 г.). Направления деятельности – диагностика зрения широкого спектра, лазерное, хирургическое и медикаментозное лечение, а также оптическая коррекция зрения.

Частные клиники диверсифицируют бизнес

Одна из тенденций современного рынка платной медицины – стремление клиник к расширению бизнеса и увеличению линейки услуг. Эта тенденция отчетливо прослеживается в стоматологии. «Сегодня формируется устойчивый спрос на комплексную услугу. Люди не хотят лечить зубы в одной клинике, а протезироваться в другой», – замечает ДМИТРИЙ СЕРОВ, генеральный директор группы клиник «Стоматологическая практика». Клиники увеличивают количество рабочих мест стоматологов и стремятся к оказанию полного комплекса услуг: терапии, хирургии, ортопедии, пародонтологии, имплантации, профилактики, ортодонтии, детского приема. «Единственным незакрытым сегментом осталось проведение манипуляций под общим наркозом. Думаю, в скором времени и эти возможности будут доступны для челябинцев», – считает г-н Серов.

Расширяют бизнес и другие участники рынка. Вводятся приемы смежных специалистов в клиниках, которые еще некоторое время назад специализировались исключительно на проблемах репродукции или эстетической медицины. С другой стороны, объять все медицинские услуги под одной крышей и одинаково успешно организовать работу в разных отраслях медицины сложно, поэтому все чаще возникают своеобразные конгломераты, объединяющие разнопрофильных участников для создания единого предложения. «Стоматологические клиники консолидируются с общемедицинскими, центры диагностики – с центрами репродуктивного здоровья. Дальнейшее развитие процесса, возможно, приведет к созданию мультибрендовых площадок, где клиент может получить полный комплекс медицинских услуг», – предполагает Дмитрий Серов.

Следовать примеру федеральных сетей (таких, например, как LINLINE, «Клеопатра») и тиражировать проект решаются далеко не многие челябинские компании. Большинство игроков считает создание сетей невыгодным. ЛАРИСА АЛЁШКИНА, директор эстетик-центра «Комильфо», полагает, что тиражирование проекта не приведет к расширению круга клиентов, потому что косметологический центр ориентирован на премиум-сегмент. «Челябинск не настолько велик, чтобы создавать сети», – уверена г-жа Алёшкина. Эксперты говорят, что в филиалах, особенно удаленных, сложно выдерживать определенный уровень качества, поскольку не хватает квалифицированного персонала. «В 2002 г. мы организовали сетевую лабораторию в Магнитогорске, а в этом году перевели ее в процедурный кабинет. Самое главное на нашем рынке – качество услуги. Удержать стандарт в удаленной лаборатории практически невозможно», – делится опытом СВЕТЛАНА ОВСЯННИКОВА, директор независимой лаборатории «Прогрессивные медицинские технологии». Тем не менее сетевой принцип развития находит отражение и на челябинском рынке, его придерживаются, к примеру, семейная клиника «Жемчужина», центр «Лотос», «АПИ» и др.

Ряд компаний выстраивает холдинговые структуры. Так работает ГК «Стоматологическая практика», географически выделив клиники для разных классов потребителей (Maxima, Optima, Standart). В структуру группы входят также ортодонтический центр и детская клиника. В структуре «ДНК Клиники» четыре лечебно-профилактических учреждения. В этом году компания открыла новый центр акушерства и гинекологии (теперь их три в разных районах города). О холдинговом принципе развития заявила и стоматология «Белый кит». «Уже в 2008 г. мы планируем открыть в Челябинске два филиала в сегментах «средний» и «выше среднего». В другие сегменты и смежные отрасли мы будем выходить под новыми торговыми марками», – комментирует ЕГОР ХРЕБТОВ, генеральный директор стоматологии «Белый кит». В планах компании – открытие детской стоматологической клиники, нескольких профилактических центров. Г-н Хребтов не исключает также возможности выхода в косметологическую отрасль.

Медицинские центры преодолевают дефицит кадров

Конкуренция на рынке ужесточается, и его участники активно развивают технологии привлечения клиентов. Клиники предоставляют кредитные программы, накопительные системы, подарочные сертификаты, дают возможность оплатить услугу по пластиковой карте. «В наиболее рентабельных направлениях мы постоянно создаем что-то новое. Недавно предложили консультацию психолога на детском приеме. Проанализировали потребности клиентов и увидели: родители хотят, чтобы дети не боялись посещать стоматолога», – рассказывает Егор Хребтов. Стоматологии повышают лояльность клиентов и с помощью внедрения профилактических систем. ОЛЕГ ЦЫПИН, исполнительный директор медицинского центра «Висви»: «Потребность населения в подобных программах растет. Если раньше, как правило, людей к стоматологу приводила острая зубная боль, то теперь все чаще клиенты приходят раз в полгода, чтобы убедиться, что все в порядке, и провести профессиональную гигиену или санацию полости рта».

В центре современной стоматологии «Вэладент» поток клиентов, желающих провести гигиенические процедуры, за последний год увеличился в два раза. «Примерно 40% наших пациентов постоянно приходят на профилактику», – отмечает ОЛЬГА ДОСТОВАЛОВА, генеральный директор центра современной стоматологии «Вэладент». В стоматологии «Белый кит» доля таких пациентов составляет 60%.

Основная проблема челябинских клиник – нехватка квалифицированного персонала. В Челябинске кадровая база отсутствует по нескольким направлениям. Стоматологический факультет Челябинской медицинской академии начал выпускать специалистов лишь в 2006 г. Кафедра пластической и эстетической медицины на базе Уральской государственной медакадемии дополнительного образования (УГМАДО) создана лишь 3,5 года назад. Отсутствует единая система оценки подготовки специалистов. «Существует неразбериха в законодательной базе: по сей день нет специальности врача-косметолога, пластического хирурга», – сетует ИРИНА КУЗНЕЦОВА, директор клиники «Арт-Медика». Чтобы получить дополнительную специализацию косметолога, врачи, как правило, вынуждены обучаться за пределами Челябинска: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. «В итоге у нас нет сегодня единых нормативов и стандартов, позволяющих оценить работу косметологов и пластических хирургов», – констатирует г-жа Кузнецова.

Участники рынка видят несколько способов решения кадровой проблемы. В медицинском центре «Висви» приглашают опытных специалистов из муниципальной системы здравоохранения. «Такого потока пациентов и объема работы, как в государ­ственных поликлиниках, нет больше нигде», – говорит Олег Цыпин. Однако большинство клиник предпочитают выращивать специалистов внутри компании. «Раньше частные клиники оставались в стороне от подготовки молодых специалистов, сейчас мы активно участвуем в этом процессе. Наша клиника является базой медакадемии, студенты проходят у нас интернатуру. Такое сотрудничество позволяет нам проводить мониторинг и приглашать лучших к себе на работу», – говорит Егор Хребтов. Обучение кадров проводит на своей базе и Центр ультразвуковой диагностики. В сентябре 2007 г. центр стал официальной клинической базой кафедры ультразвуковой диагностики Уральской государ­ственной медакадемии дополнительного образования (УГМАДО). А клиника «АртОптика» пригласила к себе на работу специалистов из Екатеринбурга. КАМИЛЬ ГАББАСОВ, директор компании «АртОптика»: «Изначально я планировал сотрудничество со специалистами из Москвы, поскольку не было возможности воспитать в городе квалифицированных хирургов. Но в итоге партнером «АртОптики» стал екатеринбургский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика Фёдорова».

Надежду на улучшение ситуации эксперты связывают и с деятельностью профессиональных объединений. «Повысить квалификацию врачей, использующих в своей практике лазерные и фотосистемы (офтальмологов, дерматологов, хирургов и др.), поможет созданное в этом году Российское общество специалистов фотомедицины, – считает ЮЛИЯ ФРАНГУЛОВА, директор по развитию сети клиник LINLINE в России. – Общество будет способствовать созданию специализированных программ обучения в российских вузах, позволит обмениваться опытом, совершенствовать нормативное регулирование рынка медицинской деятельности с использованием новейших лазерных технологий, которое сегодня устарело и не соответствует дей­ствительности».

Новые технологии увеличивают посещаемость клиник

Характерная черта многих медицинских клиник – ориентация на так называемый средний класс с одновременным приемом пациентов из смежных сегментов. По оценкам участников рынка, рентабельность в среднем по отрасли составляет 15-25%. Следуя потребностям клиентов, до 50-80% прибыли клиники вынуждены вкладывать в обучение персонала, оборудование, новые технологии. Рынок диктует повышение навыков специалистов. «Доктор, принимающий пациента, не обязан сам проводить хирургическое или ортодонтическое лечение, но он должен уметь консультировать по всем направлениям, которые есть в клинике», – говорит Ольга Достовалова. «Мы совершенствуем технологии операций, чтобы они протекали быстрее и пациент меньше времени находился под наркозом. В нашей профессии в основном задействованы руки, все упирается в профессионализм хирурга», – поясняет Алексей Бендер.

Одной из тенденций рынка эксперты называют масштабное техническое перевооружение клиник. «Если шесть лет назад частная УЗИ-диагностика начиналась с примитивных портативных черно-белых приборов, списанных в каком-либо лечебном учреждении, то сейчас у всех новая аппаратура», – констатирует Александр Кинзерский. «В этом году мы закупили достаточно много оборудования, в том числе для приема узких специалистов, полностью обеспечили новой техникой три стоматологических кабинета», – рассказывает Олег Цыпин. Инвестиции в оборудование продиктованы рыночной необходимостью, отмечают эксперты. Во-первых, аппаратура более высокого уровня гарантирует стабильное техническое качество. Г-н Цыпин сравнивает стоматологические установки с автомобилями: «Функции одинаковы: можно доехать и на «Жигулях», и на «Мерседесе», но впечатления от езды и безопасность будут разными». Другая причина – заполнение пустующей ниши. Два новых анализатора в этом году появилось в центре «Прогрессивные медицинские технологии». «Теперь есть возможность делать редкие для российского рынка тесты – заниматься диагностикой аутоиммунной патологии, выявлять прокальцитонин (крайний критерий сепсиса), ренин, подтверждающий наличие гипертонической болезни», – дает пояснения Светлана Овсянникова. В клинике «Вэладент» в 2007 г. первыми из част­ных медицинских учреждений Челябин­ска приобрели цефалостат для проведения челюстно-лицевых исследований. Теперь нет необходимости отсылать пациентов на снимок в областную больницу.

Срок окупаемости новой аппаратуры в среднем составляет от 2 до 5 лет. В большинстве случаев игроки ориентируются на средний класс обрудования. Аппаратуру высокого и экспертного классов клиники, как правило, приобретают для тех направлений, в которых наблюдается очень большой поток клиентов (стоимость техники среднего и экспертного класса отличается в 5-10 раз). Соответственно, и цены на такие услуги устанавливаются выше, чем в среднем по рынку.

Клиники увеличивают объем клиентов и с помощью новых методик. В «ДНК Клинике» первыми в Челябинске начали производить пересадку волос по технологии Real Trans Hair. В Центре УЗИ готовят большой блок методик по лечению желудочно-кишечного тракта. «Будем внедрять совершенно новую технологию обследования желудка, которая не уступает фиброгаст­роскопии по информативности», – замечает г-н Кинзерский.

«Будущее рынка эстетической медицины – за высокотехнологичными направлениями, – уверена Юлия Франгулова. – По­требитель на любом рынке желает получать качественный продукт либо услугу при минимальных временных и соответствующих материальных затратах». Новые технологии позволяют избежать осложнений, отмечает эксперт. «Взять, например, удаление «винных» пятен и сосудистых «звездочек». До появления лазерного метода частыми осложнениями бывали рубцы на месте удаления сосудистого дефекта. Лазерное удаление оставляет кожу чистой, без намека на рубцовые изменения», – говорит г-жа Франгулова.

Внедрение новых технологий – дорогостоящее мероприятие (например, стоимость одного анализатора для проведения лабораторных исследований составляет 150-200 тыс. евро). Поэтому игроки считают совершенно нормальной ситуацию, когда решения на рынке не дублируются, а взаимодополняются. «По некоторым видам обследований мы предпочитаем обмениваться заказами. Например, в центре Familia есть оборудование для определения иммунного статуса, поэтому иммунограмму мы проводим там. Они в свою очередь отправляют нам на исследование больных сахарным диабетом», – делится Игорь Овсянников.

Эксперты отмечают и печальную тенденцию: рынок все больше наводняют препараты и технологии сомнительного происхождения, сопровождаемые активной рекламой. В большей степени это касается эстетической медицины. «К сожалению, Россия является «благоприятным» рынком для выброса не прошедших регистрацию в Европе и США, а также запрещенных там к применению медицинских технологий», – объясняет Юлия Франгулова. Участники рынка ожидают качественных изменений после ужесточения в 2008 г. требований государства к лицензированию косметологических клиник.

Другая сторона медали – настороженное отношение потребителей к новшествам в медицине. «Технологическая революция в российской стоматологии уже состоялась. Сейчас мы развиваемся в том же темпе, что США и Европа, применяем сходные материалы и методики. В отечественной стоматологии начался этап информирования и популяризации технологий. К примеру, применение светополимеризационных пломб сегодня не удивляет пациентов, а вот операция по имплантации вызывает некоторую настороженность. О ней еще нужно рассказывать, объяснять, развеивать мифы», – резюмирует Дмитрий Серов.

 

ЭКСПЕРТНЫЙ КЛАСС ОБОРУДОВАНИЯ – класс аппаратуры с набором определенных технологий, направленных на решение конкретной задачи на очень высоком уровне. В диагностике экспертная технология может быть направлена на значительное повышение качества визуализации мелких опухолей, выявление врожденных пороков развития плода на ранних сроках беременности и т. д.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»Станислав Лунин: «Россию ждет бум производства отечественного компьютерного оборудования»
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Жители Первоуральска снова остались без водыЖители Первоуральска снова остались без воды
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.