Подписаться
Курс ЦБ на 28.03
77,73
85,73
Деловой квартал / Новости / Центры бизнес-образования делают ставку на краткосрочное обучение

Центры бизнес-образования делают ставку на краткосрочное обучение

05:00   17.12.2007

эксперты Вячеслав Барыкин управляющий партнер компании MD-group Влада Валге директор АН «Компаньон» Владимир Лушников председатель правления ЧОО Общество «Знание» России Валентина Максимова замести

В 2007 г. краткосрочное обучение осталось лидером спроса на челябинском рынке бизнес-образования (БО). При этом наиболее динамично продолжает развиваться направление корпоративных программ, особенно на фоне отказа ряда компаний от внутрикорпоративных центров обучения. Игроки констатируют, что из всего многообразия их предложений заказчиками наиболее востребована принципиально новая информация и практический опыт.

эксперты
Вячеслав Барыкин
управляющий партнер компании MD-group
Влада Валге
директор АН «Компаньон»
Владимир Лушников
председатель правления ЧОО Общество «Знание» России
Валентина Максимова
заместитель декана факультета коммерции ЮУрГУ
Юлия Петрова
директор компании «Ассоциация содействия бизнесу»
Ирина Просвирина
научный руководитель программы МВА ЮУрГУ
Артем Радаев
директор компании «ОФИС»
Игорь Фелицин
руководитель филиала корпорации «Бизнес-Мастер СНГ»
Мария Черноус
директор департамента бизнес- обучения компании «АПРАЙТ»

Чем вызван спрос на корпоративные программы?
Кто должен платить за обучение?
Почему челябинские компании отказываются от собственных центров обучения?
Как будут меняться цены на бизнес-образование?

Еще два года назад представители бизнес-образовательных компаний говорили о повальной неграмотности заказчиков, жалуясь на размытость целей обучения, которые ставили перед ними клиенты. ИГОРЬ ФЕЛИЦИН, руководитель филиала корпорации «Бизнес-Мастер СНГ»: «Приходилось бороться с привычками и стереотипами клиента. Например, клиент заказывает «таблетку счастья» в виде тренинга продаж, а по результатам «полевой диагностики» мы определяем, что реальная причина неудач – в управленческих ошибках». Непонимание клиентами корня проблемы мешало бизнес-тренерам правильно спланировать меро­приятие, чтобы добиться заметного эффекта. К концу 2007 г. общий уровень профессиональных знаний челябинского бизнеса вырос, и заказчики стали формулировать свои требования настолько исчерпывающе, что компаниям, предоставляющим услуги БО, пришлось менять структуру предложения: на рынке выросла доля кратко­срочных корпоративных мероприятий, направленных на решение конкретных специализированных задач.

Компании требуют от обучения быстрого эффекта

В 2007 г. на челябинском рынке бизнес-образования увеличился сегмент краткосрочных программ. Компании-заказчики все чаще обозначают в качест­ве основных пожеланий оперативность обучения и его практическую направленность. Эксперты говорят, что челябин­ский рынок движется в русле общемировой тенденции к сокращению времени на образование. По данным компании «АПРАЙТ», в среднем клиенты готовы тратить на сборное мероприятие уже не два дня, как год-два назад, а всего лишь полтора дня. Сейчас до 75% объема рынка приходится на долю краткосрочного обучения против 20% по среднесрочным и 5% по долгосрочным программам. МАРИЯ ЧЕРНОУС, директор департамента бизнес-обучения компании «АПРАЙТ»: «Рынок краткосрочных программ насыщен, поэтому игроки совершенствуют программы, разрабатывают новые продукты, ищут нестандартные маркетинговые ходы. Мы также предлагаем новые формы проведения и продукты, в частности, организацию конференций под заказ клиента».

Услуги долгосрочного образования в 2006 г. в Челябинске оказывал лишь один игрок – международный факультет ЮУрГУ, который реализует программу МВА. В минувшем году, учитывая рыночную тенденцию, в ЮУрГУ дополнили линейку продуктов среднесрочным мини-МВА. По словам ИРИНЫ ПРОСВИРИНОЙ, научного руководителя программы МВА ЮУрГУ, принципиальное отличие между МВА и мини-МВА заключается в том, что двухгодичная программа нацелена в первую очередь на обучение топ-менеджеров стратегии ведения и планирования бизнеса в долгосрочной перспективе. Мини-МВА ориентирована на помощь слушателям в решении конкретных управленческих задач.

Помимо ЮУрГУ, среднесрочным образованием, как и прежде, занимаются «Уральская школа бизнеса», «АПРАЙТ» и «Южно-Уральская коллегия консультантов» (ЮУКК). Потерю интереса челябинских компаний к долгосрочному обучению ВАЛЕНТИНА МАКСИМОВА, заместитель декана факультета коммерции ЮУрГУ, объясняет тем, что программы длительностью свыше тысячи часов рассматриваются клиентами как альтернатива второму высшему образованию, и, делая выбор между двумя этими видами, люди, как правило, склоняются к университетскому обучению.

Потребности клиентов стали более осмысленными и целенаправленными, говорят игроки. Согласно исследованиям компании «АПРАЙТ», раньше были востребованы семинары практически на любые темы, а сейчас заказчиков интересует только принципиально новая информация и практический опыт. По мнению экспертов, изменение структуры спроса связано с тем, что информационный голод с развитием Интернета уже никто не испытывает, а вот нехватка практического опыта становится критической. Средняя загрузка сборных программ сейчас не превышает 60-65% от максимально возможной. Загрузка в 85-95% возможна лишь в уникальных (эксклюзивных) проектах.

По данным АРТЕМА РАДАЕВА, директора компании «ОФИС», среди кратко­срочных программ наиболее востребованы финансовые темы. Например, курсы и семинары, посвященные вопросам бухгалтерского учета, бюджета и налогообложения, составляют примерно половину от всего предложения среднестатистической челябинской БО-компании. Около 30% занимают тренинги личной эффективности для руководителей и специалистов отделов сбыта и продаж, остальные 20% – узкоспециализированные программы, например, тренинги для секретарей, офис-менеджеров.

Все больше внимания заказчики уделяют программам, связанным с маркетинговой работой. Эксперты говорят, что такой интерес вызван общей тенденцией к усилению конкуренции на большинстве местных рынков, испытывающих давление со стороны активно входящих в регион федеральных холдингов. Валентина Максимова: «Подготовка специалистов по маркетингу стала более эффективной. На рынке появились разнообразные программы, клиенты поняли, что эти знания необходимы специалисту любой отрасли». В конце ноября в Челябинске «Ассоциация содействия бизнесу» провела крупную конференцию по маркетингу. ЮЛИЯ ПЕТРОВА, директор компании «Ассоциация содействия бизнесу»: «Это была первая конференция подобного масштаба на Урале. Президент Российской гильдии маркетологов Игорь Березин оценил ее как лучшую конференцию по маркетингу в России за последние два года. Среди 112 участников здесь были и звезды маркетинга: Игорь Березин, Игорь Манн, Игорь Качалов».

Стандартные форматы семинаров и тренингов, пользовавшиеся стабильным спросом в прошлые годы, постепенно из динамично растущего сегмента превращаются в нишевые продукты. Спрос на них растет лишь в областных городах: большинство участников рынка в этом году активно осваивали, например, Магнитогорск и Миасс.

По-прежнему большим вниманием аудитории пользуются семинары, по­священные актуальным нововведениям в российском законодательстве. Подобные мероприятия необходимы специалистам, которые по роду деятельности обязаны отслеживать все изменения в законах: юристам, бухгалтерам. ВЛАДИМИР ЛУШНИКОВ, председатель правления ЧОО Общество «Знание» России: «Например, сейчас появился закон, согласно которому с 1 января закупка любых товаров государственными учреждениями и структурами будет проходить только через аукционы. Мы планируем обучать тому, как их проводить. Законы меняются быстро, поэтому, хотя тема занятий одна и та же, содержание всегда новое».

Корпоративные программы пользуются спросом

Наметившаяся год назад тенденция создания собственных учебных центров внутри крупных компаний в минувшем году заметно поутихла. Хотя необходимость в них по-прежнему есть, большин­ство таких проектов оказались невыгодны с финансовой точки зрения: только очень крупные игроки могут позволить себе держать многочисленный отдел управления персоналом, которому было бы под силу заниматься полноценным обучением. Как правило, такой вариант привлекателен для крупных федеральных компаний, активно обучающих персонал своих филиалов, представительств. Для небольшого регионального игрока корпоративный учебный центр невыгоден в силу малой загрузки. Ирина Просвирина: «Примеры собственных центров есть, но такой дорогостоящий проект немногим под силу. По большей части компании отдают обучение на аутсорсинг». Валентина Максимова отмечает, что проблему низкой загрузки некоторые компании успешно решают за счет предоставления образовательных услуг другим фирмам или организации платного обучения для открытого круга специалистов. Например, такие учебные центры создали Южно-Уральская ассоциация риелторов и АН «Компаньон». В «Компаньоне», по словам его генерального директора ВЛАДЫ ВАЛГЕ, удалось не просто вывести корпоративный учебный центр из состояния убыточности, но и получать устойчивую прибыль от образовательных услуг, а кроме того, решить проблему поиска персонала.

Состав клиентов корпоративных программ изменился за счет увеличения доли управленцев среднего звена. Такое изменение спроса, по словам Ирины Просвириной, вызвано тем, что за последние пять лет сформировался значительный разрыв между уровнем знаний топ-менеджеров и персонала: первая волна руководителей получала образование еще в Москве, затем – в Челябинске, а сейчас стала очевидной необходимость всеобщего повышения квалификации. «Руководители компаний осознали, что точечное обучение не дает нужного эффекта. Если все топ-менеджеры получат степень МВА, а остальной персонал не узнает о новых технологиях, то внедрить стратегии будет просто невозможно», – рассказывает г-жа Просвирина.

Компании все чаще предпочитают не отправлять специалистов на сборные тренинги, а заказывать отдельное меро­приятие для решения конкретных задач, отмечают игроки. Проведение таких тренингов позволяет заказчику получить более качественную отдачу, а бизнес-тренеру – сконцентрироваться на темах, актуальных исключительно для данной компании. Юлия Петрова: «На открытом семинаре автор объясняет применение общих инструментов. Максимальный же эффект дает работа с командой, когда каждый участник понимает цели, задачи, решаемые с помощью семинара».

На развитие корпоративных программ влияет и рост общего уровня бизнеса. Игорь Фелицин: «Если в компании всего пять sales-менеджеров, то экономически выгоднее учить их на открытых тренингах. Если же восемь и более сотрудников, связанных одним процессом (например, продажи и их сопровождение), то тогда и эффективнее, и экономичнее будет учить их в корпоративном формате».

Реагируя на увеличивающийся спрос, с осени 2007 г. компания «ОФИС» стала работать с корпоративными программами. Артем Радаев: «Пока такое обучение в Челябинске не очень развито, многие руководители не понимают его преимуществ. Мы пытаемся показать все плюсы корпоративов. Во-первых, это индивидуальный подход ведущего семинара, а во-вторых, финансовая выгода такого обучения». Если средняя стоимость открытого семинара составляет 12-13 тыс. руб. для одного человека, то за группу из 15-20 человек компания заплатит примерно 80-100 тыс. руб. Впрочем, Мария Черноус отмечает, что сейчас при выборе варианта обучения все меньше значения придается его стоимости, в первую очередь компании ориентируются на такие показатели, как качество, репутация исполнителя и конечный результат.

За обучение платят сотрудники

Растущий дефицит квалифицированного персонала, наблюдаемый на большинстве местных рынков, с одной стороны, подстегивает компании к регулярному обучению сотрудников, необходимому для поддержания конкурентоспособности предприятия. С другой стороны, в условиях усиливающейся текучки кадров топ-менеджмент справедливо опасается, что сотрудник, получивший новые знания за счет фирмы, может быть переманен компанией-конкурентом. В группе риска находятся предприятия малого и среднего бизнеса: если сотрудник нацелен на карьеру, то он уходит в более крупную организацию. ВЯЧЕСЛАВ БАРЫКИН, управляющий партнер компании MD-group, приводит данные, согласно которым 92% наемных топ-менеджеров в течение двух лет после обучения на программах МВА покидают свои компании. По мнению эксперта, с помощью образования специалист повышает прежде всего свой статус на рынке труда. По­этому все больше компаний перекладывают стоимость обучения – полностью или частично – на своих сотрудников, но этот шаг не устраняет проблемы. Юлия Петрова обращает внимание на недостаток такого решения: «Цена наших семинаров немаленькая: от 12 до 25 тыс. руб., и даже половину этой суммы сотруднику платить сложно. Мы рекомендуем заключать с ним договор, по которому он возмещает стоимость обучения только в случае увольнения». Тем не менее эта практика достаточно распространена. Ирина Просвирина: «Судя по нашей последней группе, оплата примерно в половине случаев ложится на плечи сотрудников, поскольку обучение – это их личная инициатива. Компании платят только за тех, кого они сами отправили учиться». Артем Радаев уверен, что перекладывать расходы на персонал стоит лишь в том случае, если вопрос касается повышения их личной компетенции и эффективности: «Я считаю, что за обучение всегда должно платить предприятие, поскольку обычно руководитель посылает сотрудника получать знания, необходимые для работы в компании».

В 2007 г. стоимость неэксклюзивных сборных мероприятий росла незначительно и исключительно из-за позиционирования компании-оператора и общего инфляционного роста цен. Однако, по оценкам компании «АПРАЙТ», цены на обучение в Челябинске вплотную приблизятся к среднемировым уже к 2012 г. Это вызвано целым рядом факторов: от глобализации рынка бизнес-образования до роста издержек на проведение качественных мероприятий. Крупные игроки уже сейчас начали готовить клиентов к повышению цен и намерены четко объяснять им подорожание услуг. В ряде случаев для этого требуется кардинальный пересмотр сложившейся системы ценообразования. Игорь Фелицин отмечает, что в следующем году в их компании будет реализована новая система оплаты услуг, аналогичная той, которая действует сейчас во всем мире. Согласно этой программе, бонус провайдера привязывается к достижению заявленных целей. «Мы проводим диагностику, составляем план мероприятий, который, на наш взгляд, будет эффективным для бизнеса. После согласуем с клиентом важные для него показатели, формируем их целевые значения и способы оценки. Основная часть вознаграждения провайдера привязывается исключительно к достижению целевых показателей», – отмечает г-н Фелицин.

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.