Быть продавцом привилегий

Одежда Юбера Живанши, в которой очаровательная Одри Хепберн сыграла роль милашки Холли в фильме «Завтрак у Тиффани», куртка от Рика Оуэнса, изящно пропиаренная Анджелиной Джоли в нашумевшем боеви

В отличие от соседнего Екатеринбурга, где федеральные игроки люксового ритейла с миллиардными оборотами медленно, но верно выдавливают местных, Челябинск чувствует себя вполне комфортно. Небольшой объем рынка столицы Южного урала не привлекает московские корпорации. Поэтому потребности состоятельных челябинцев полностью закрывают «свои».

Одежда Юбера Живанши, в которой очаровательная Одри Хепберн сыграла роль милашки Холли в фильме «Завтрак у Тиффани», куртка от Рика Оуэнса, изящно пропиаренная Анджелиной Джоли в нашумевшем боевике «Солт», китель от Пьера Бальмена, в котором дефилировала на российских фестивалях Яна Рудковская,— теперь эту модную одежду от знаменитых брендов мировой fashion-индустрии сегмента luxury можно приобрести в Челябинске. Модные бутики сегодня могут себе позволить привозить модную одежду мирового уровня. Раньше было все намного скромнее.

Первооткрыватели
Рынок люксовой и премиальной розницы в Челябинске насчитывает чуть более 10 лет. Еще в 90-е южноуральские состоятельные модники в Челябинске могли пойти лишь в торговый комплекс «Гостиный Двор» (собственник— челябинский коммерсант Валерий Решетников) и мультибрендовый бутик Beauty (собственник— Светлана Караманова). Однако если Beauty позиционирует себя как лакшери, то «Гостиный Двор» торгует и одеждой уровнем ниже. Как рассказывает коммерческий директор «Гостиного Двора» Нина Завьялова, в 1997 г., когда открывался один из первых магазинов даже не luxury-сегмента, а premium,— это воспринималось как нечто революционное. Собственно, неподдельные известные марки тогда можно было купить только в Москве, Петербурге и гораздо в меньшем количестве в соседнем Екатеринбурге. По словам Завьяловой, первый мировой бренд, с которым они начали работать,— Boss. Сегодня марка— уже повседневность. «Это скорее одежда для менеджеров среднего звена,— говорит эксперт,— однако на тот момент Boss, наверное, самое дорогое, что можно было найти в Челябинске». Самый главный посыл— только европейская одежда и обувь, никакого Китая и Турции. Конечно, по мнению участников рынка, этот торговый комплекс нельзя в полной мере отнести к рынку luxury из-за представленного ассортимента. Впрочем, сами представители и не пытаются это опровергать. По словам Завьяловой, что касается одежды, то сегодня «Гостиный Двор» в большей степени ориентируется на сегмент middle-up. Это позволяет рассчитывать на больший объем потребителей.
Привлекать мировые бренды в то время в никому не известный город было очень трудно. Европейские модные дома с неохотой давали согласие быть представленными на Южном Урале. По словам участников рынка, приходилось по нескольку лет вести переговоры о получении авторизации даже не очень известных марок, не говоря уже о мировых брендах. Коммерческий директор «Гостиного Двора» Вадим Шумилов вспоминает: «Чтобы заполучить часовых лидеров Audemars Piguet, Blancpain потребовался ни один год нарабатывать безупречную историю бутика».
Чуть позже, на стыке 90-х-2000-х рынок luxury начинает стремительно увеличиваться. В 2002 г. в Челябинск приходит екатеринбургский «Покровский Пассаж» (Weda Fashion Group, соучредители— екатеринбургские бизнесмены Игорь Казанцев и Игорь Владимиров), который и составил основную конкуренцию г-ну Решетникову. Оба игрока имеют довольно широкий ассортимент люксовых (часы, хрусталь, ручки и т.д.) и премиальных товаров (одежда, обувь, одежные аксессуары), рассчитанных как на очень состоятельных клиентов, так и на средний класс покупателей. Торговые комплексы находятся рядом, и, как отмечает директор корпорации «Стратум» Олег Пермяков, по сути они и стали центром притяжения рынка luxury и premium в Челябинске.
Приблизительно в это же время открывается еще ряд бутиков— монобрендовый Max Mara (принадлежит Светлане Карамановой), мультибутик— Collection (собственник Светлана Суворина). Тогда же выходит на рынок и сеть бутиков группы «XXI век» (собственник Ирина Миронова). Причем компания начинает свое развитие не с привычного на тот момент центра города. Первый бутик «XXI век v.i.p.» открывается на Свердловском проспекте. Потребительская активность продолжает расти. Последствия кризиса 1998-го начинают забываться, и челябинские бизнесмены открывают еще ряд бутиков— Fiera (собственник Ирина Рогожина), Escada (собственник Лилия Мельник). В основном все новые игроки представляют челябинским состоятельным клиентам классические итальянские бренды.
Новая волна
За последние годы присутствие мировых брендов fashion-индустрии продолжает увеличиваться. Начиная с 2008-го, в Челябинске появляются еще три бутика— Uno на Елькина, Iqons на Советской и New Season на Кирова. Все— вокруг челябинского Арбата. Однако если UNO идет по привычному «итальянскому» пути (бренды CoStume National, Albino, Lardini и проч.), то два других игрока выбирают другой вариант. По словам управляющего бутиком Iqons Дмитрия Ружина, определенная скудность челябинского рынка модной дорогой одежды и послужила поводом для открытия новых бутиков. «Сейчас на передний план выходит французская мода. А в Челябинске вообще не было таких брендов за исключением единичных случаев»,— отмечает Ружин. В основном, по его словам, люксовый ритейл был представлен итальянскими модными домами, которыми нечем было разбавить. Руководствуясь этими же принципами, в конце февраля этого года в бизнес-центре «Челябинск-Сити» открывается еще один бутик на Кировке— New Season. «Выбор был сделан в пользу французских, итальянских и частично американских брендов»,— рассказывает управляющая бутиком Лариса Олексюк. Именно по этой причине— приверженность Франции— эти два новых игрока не составляют прямой конкуренции остальным участникам рынка. Зато приходится бороться между собой за право представлять известные бренды мировой fasion-столицы. Впрочем, напор новых игроков впечатляет. Только на два самых молодых челябинских бутика приходится более 2 десятков мировых брендов, среди которых Antonio Marras, Balmain, Barbara Bui, Emilio Pucci, Franchesco Smalto, Givenchy, Jil Sander, Maison Martin Margielo, Mark Jacobs, Michael Kors, Nina Ricci, Victor & Rolf, Zilli и другие. Уже сегодня в Челябинске есть одежда, которой нет даже в более продвинутом в этом отношении Екатеринбурге. Например, мужские смокинги и костюмы от Dior. New Season представляет одежный бренд Nina Ricci, который в России есть только в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Iqons попадает в список 16 бутиков мира, выбранных для продажи кроссовок Pierre Hardy Colorama Graff.
Красивый бизнес
Бизнес люксового ритейла строится во многом на личных отношениях. По словам управляющей бутиком New Season Ларисы Олексюк, при открытии нового бутика наличие финансовых ресурсов важно, но не является единственным основополагающим условием. У всех известных брендов есть жесткие требования к своим будущим клиентам. Основным из них является месторасположение бутика (город, его статус, численность населения), нахождение магазина в комфортном и удобном для покупателей месте. Следующим условием является разработка и представление дизайн-проекта будущего магазина, который должен наглядно подчеркивать статусность, уникальность и высокий уровень брендов. «Интерьер должен соответствовать самому высшему классу и содержать некий концепт, никаких дешевых вариантов с гипсокартоном, убогой плиткой и т.д.»,— отмечает Дмитрий Ружин. Помимо этих вполне выполнимых условий, известные модные дома требуют наличие в мультибрендовых бутиках определенных марок, без которых вы никогда не получите авторизации заветной для вас коллекции. Например, Dior требует, чтобы в магазине обязательно были представлены Mark Jackobs, либо Givenchy или Yves Saint Laurent. Кроме того, если в городе уже представлены какие-либо марки, второго разрешения на них уже не получить ни за какие деньги. Ну и пожалуй, одним из самых главных элементов бизнеса, по мнению игроков рынка, является личная составляющая. Задолго до открытия бутика будущие собственники проводят долгие переговоры с представителями модных домов. «У кого-то на это уходит несколько лет, кто-то добивается авторизации значительно быстрее. Это во многом зависит от человека, который этим занимается, от его умения разбираться в модных тенденциях»,— отмечает управляющий Iqons. Поэтому получить авторизацию официального представителя можно только при условии выполнения всех этих требований. Соответственно, по словам руководителя направления аксессуаров ТК «Покровский Пассаж» Владимира Савчука, никто из бутиков после долгожданной авторизации не рискнет нарушать эти условия. Как отмечают эксперты, в любой момент инкогнито может нагрянуть проверяющий бренда и в случае нарушения договоренностей бутик может лишиться не только этой марки, но и своего имиджа. Поэтому челябинские представители люксового ритейла, несмотря на конкурентное отношение друг к другу, все же полагают, что все игроки работают «по чистому».
Перспективы
На сегодняшний день весь рынок люксового ритейла Челябинска— это бутики, расположенные в квадратном километре вокруг улицы Кирова. По словам Олега Пермякова, так сложилось, что именно первооткрыватели— «Покровский Пассаж» и «Гостиный Двор» стали центром притяжения для всех остальных. Хотя это не самое удобное место по нескольким причинам: плохие подъездные пути, нехватка парковочных мест и смешанный контингент. «Но тем не менее сейчас это единственный вариант»,— подчеркивает эксперт. И скорее всего новые бутики если и будут появляться, то именно в этом районе. Однако, как прогнозируют сами участники рынка, скорее всего в ближайшие годы новых игроков на челябинском рынке не будет. По общему мнению, сегодня люксовый ритейл в городе подходит к своему пику насыщения. «Вряд ли кто-нибудь решится открывать еще один бутик,— говорит Дмитрий Ружин.— Тут же не очень много клиентов, которые могут позволить себе такие вещи. Был один магазин, который охватывал всех. Потом появился второй— и они поделили между собой этих клиентов и т.д. Бутикам приходится в большей степени работать на лояльных покупателей. Существенный сегмент— туристы, которые в больших городах обеспечивают значительные продажи,— в Челябинске отсутствует». Поэтому для московских игроков это не те деньги, чтобы заходить каким-либо образом на Южный Урал. Ружин также добавляет, что и им уже приходится рассчитывать в большей степени на гостевую аудиторию. Управляющая бутиком Nеw Season также считает, что в ближайшее время новых игроков ждать не стоит— ни местных, ни федеральных.
Как ни странно, но ограниченный объем рынка сыграл челябинцам на руку. Все бутики города, за исключением «Покровского Пассажа», принадлежат местным бизнесменам, аппетиты и возможности которых ограничены. Получается некий красивый бизнес без претензий на полный захват рынка. Каждый игрок занял определенную нишу и пытается наработать своих клиентов.
Кризис прошли без потерь
Существенную негативную роль в некотором замирании рынка сыграл кризис. По данным инвестиционной компании Финам, рынок сегмента luxury в России просел на 20-40%. Челябинские игроки отказываются раскрывать данные по объемам продаж, но в кулуарных беседах не скрывают, что падение было, причем значительное. Однако ни один местный бутик не закрылся. Хотя представители Nеw Season и Iqons честно признались, что пока не вышли даже на нулевую рентабельность. Как отмечает Лариса Олексюк, на данном этапе происходит заметное оживление рынка и рост объемов продаж наблюдается от месяца к месяцу, хотя нужно отметить, что люксовый рынок не рассчитан на быструю отдачу и требует долгосрочных инвестиций. Наценка на брендовые вещи не может быть высокой, иначе никто покупать их не будет.
Ситуацию сгладило то, что многие европейские модные дома пошли на уступки. Опять же по личной договоренности, рассказывает Дмитрий Ружин, можно было получить значительные отсрочки платежей на 5-6 месяцев. Сегодня все игроки рынка находятся в одинаковых условиях, и платежеспособный спрос на дорогие товары пока не восстановился полностью. Если до кризиса, рассказывает Нина Завьялова, клиенты на осень покупали по 2-3 костюма, то в прошлом году многие ограничивались одной -двумя покупками. В этом году, по ее словам, пока рано подводить итоги: осенние коллекции только начинают выставляться в бутиках. Однако она предполагает, что продажи будут существенно выше прошлогодних показателей. Ее предположение подтверждается и прогнозами аналитиков. Компания Bain&Co, специализирующаяся на luxury рынке, прогнозировала, что в этом году мировой прирост составит 4%. Локомотивом движения станут Китай и ряд азиатских стран. Однако большинство российских дистрибьюторов luxury товаров отмечают, что их оборот в марте-апреле увеличился в среднем на 20%. Участники рынка едины во мнении, что первое полугодие национальный рынок завершит с приростом более 10%. Как отмечает аналитик УК «Финам-Менеджмент» Максим Клягин, определенные позитивные тенденции действительно наблюдаются. Многие участники рынка отмечают оживление продаж в 4 квартале 2009 г. и в 1-2 кварталах 2010-го. На сегодняшний день прогнозы относительно возможного роста рынка в 2010 г. варьируются в среднем в диапазоне 5-10%.
Тот факт, что в кризис не закрылся не один челябинский бутик категории luxury, по словам директора Shopping Guide «Я Покупаю« Анны Мачуевой, говорит о правильно выбранной модели поведения на рынке, «Многие игроки сократили объемы закупок, но все равно продолжали обновлять коллекции. Это позволило сохранить лояльность клиентов и, в конечном итоге, сохранить бизнес»,— подчеркивает директор глянцевого журнала.
Уже сегодня, по оценкам Анны Мачуевой, объем осенних коллекций челябинских бутиков увеличился по отношению к 2009-му.
В люксовых аксессуарах без конкуренции
Выбор неотъемлемых аксессуаров для дорогой одежды, таких как часы, дорогие телефоны, эксклюзивные ювелирные изделия, в Южно-Уральской столице довольно ограничен. Например, в «Покровском Пассаже» представлены такие известные бренды как Lalique Daum, Christofle (хрусталь), ручки Montegrappa, а также знаменитые марки часов Ebel, Nina Ricci и т.д. «Гостиный двор» в сегменте аксессуаров также представляет исключительно люксовые товары. Здесь представлены знаменитые на весь мир часовые бренды— Audemars Piguet, Blancpain, Girard-Perregaux, Ulysse Nardin, Zenith и т.д., Помимо часов торговый комплекс имеет эксклюзивное право на продажу элитных телефонов Vertu и TAG Heuer. А также представляет всемирно известные бренды на рынке аксессуаров— Cartier, Montblanc, Dunhill и Dupont.
В особый сектор можно выделить брендовые ювелирные украшения. Как отмечает Владимир Савчук, по сути, и на этом рынке есть только два игрока Покровский Пассаж и Гостиный Двор. Однако в этой нише они не пересекаются— екатеринбургский комплекс предлагает в общем-то досупные марки— Nina Ricci, Montblanc; в Гостином Дворе представлен более широкий выбор, и более дорогой— Piaget, Carrera y Carrera.
Особенность таких украшений по словам коммерческого директора Покровского Пассажа в том, что брендовые марки могут стоить дешевле, чем массовые ювелирные продукты, но все равно они не теряют своего статуса. Брендовые вещи разрабатываются дизайнерами, имеют свой неповторимый стиль. Но сильной конкуренции в отличие от рынка одежды в этом секторе не наблюдается. Возможно потому, что аксессуары пока не воспринимаются состоятельными людьми как необходимость.
«Суровые» челябинские покупатели
Рынок luxury в Челябинске по сути только начинает свое становление. В 90-х годах состоятельные клиенты не всегда понимали эмоциональной составляющей покупки люксовых товаров. По словам Владимира Савчука, до приобретения товаров класса люкс необходимо дорасти не только финансово, но и ментально, при этом ментальная зрелость отнюдь не обязательно следует за финансовой. Люди и сейчас часто не готовы носить одежду и аксессуары мировых брендов и покупать соответствующие статусу предметы роскоши. Как отмечает Савчук, сегодня до сих пор у русского человека потребительский вектор выстраивается по следующей линии— дорогая машина, потом квартира в престижном районе и только потом где-то одежда, аксессуары, модный интерьер и т.д.
«Многие не понимают, что, занимая высокое положение в обществе, состоятельные люди обязаны поддерживать свой статус, в том числе с помощью элитной одежды и аксессуаров— дорогих часов, престижного письменного прибора, запонок, ремней известных и зарекомендовавших себя марок; дома обязательно должна быть приличная посуда, хрусталь, а считающими себя эстетами надлежит довершать интерьер предметами современного искусства»,— говорит Владимир Савчук. Поэтому все участники рынка единогласно признают, что одной из основных задач является повышение общей культуры потребления.
Что касается продавцов-консультантов, то в сфере элитных товаров они должны не просто знать свой товар, они обязаны знать о нем все: истории бренда, страны, в которой товар производится, религии, культуры, разбираться в политике и т.д.
Впрочем, как признаются эксперты, состоятельные бизнесмены и чиновники начинают понемногу ощущать вкус принадлежности к полузакрытому клубу luxury. Антураж покупки, по словам Шумилова, важен не менее чем сама покупка. Люксовый сегмент не работает по правилам масс. Любой бутик работает до последнего клиента.
Как правило, состоятельные покупатели не хотят «светиться» и во многих бутиках есть отдельная vip-зона, где клиенту предложат уединиться за бокалом дорогого вина или коньяка. В некоторых случаях бутики готовы для особых персон временно закрыться, чтобы никто не помешал особой атмосфере. По словам Ларисы Олексюк, в бутиках большое внимание, конечно же, уделяется профессионализму персонала, поскольку в этом бизнесе очень важен индивидуальный подход к каждому клиенту. Цель люксового рынка— не просто продавать вещи, а дарить хорошее настроение и красоту. Сегодня некоторые бутики проводят закрытые показы мод «только для своих».
Маркетинговая компания Quans Research, которая исследовала границы рынка роскоши в 2008 году, разделила потребителей luxury по мотивам, которыми они руководствуются при покупке. В потенциальную аудиторию попали те, кто только стремиться к высоким доходам и желает производить впечатление состоятельного человека. Сюда же вошли и те, кому давно не нужно доказывать свое положение,— люди, делающие покупки ради своего удовольствия.
И как отмечают челябинские участники рынка люксового ритейла, для них важен любой клиент из этих двух категорий населения.

Предпочитаю только самое лучшие вещи
Мария Крутасова директор Audi Центр Челябинск
Если есть лучшее, ты я в выбираю лучшее. Чего бы это не касалось. Потому что это твой комфорт, твое самоощущение, здоровье и твоя жизнь. Но я также убеждена: что за высокими ценниками не всегда стоит самый лучший товар или услуга.
Если говорить об одежных брендах, то мне нравится Prada, Dolce & Gabbana, John Richmond. Есть, наверное, три места, где я чаще всего покупаю одежду — в Челябинске в бутике XXI век, Милане и Дубае. Сегодня можно купить новые коллекции и в нашем городе, тем более подбор вещей соответствует нашему менталитету и уральской погоде. В принципе, я считаю, что покупка должна всегда доставлять удовольствие, а не погоню за смыслом жизни. Есть более важное и значимое, чему действительно стоит уделять больше времени— это семья и здоровье.
Если говорить об автомобилях, то сегодня я выбираю и езжу на Audi S5 4.2 FSI TQ. Почему именно этот автомобиль и этот бренд? Потому что мне нравится философия этой марки, которая соответствует моим ожиданиям. Во-первых, это безопасность, спортивность, мощь, полный привод. Немаловажное значения для женщин имеет дизайн. Это тот автомобиль, который вызывает учащенное биение сердца, впрочем, как и все Audi. Audi S5 заставляет меня мыслить быстрее, испытывать бурю положительных эмоции за рулем. Поверьте 5.4 секунды до сотни— это стоит попробовать. Но сейчас подумываю о покупке новой марки, но тоже Audi
Хотя, если бы мне предложили Aston Martin, то я бы была не против
Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.