Борис Дубровский отчитался о росте производств в регионе на фоне санкций и действий ЦБ
Металлургический сектор страдает от курсовых разниц, бизнес прогнозирует потери в связи с грядущей нехваткой оборотных средств. Но официально Челябинская область заканчивает год «ровно и уверенно».
«Мы в целом заканчиваем год ровно, уверенно, с небольшим, но устойчивым ростом по целому ряду базовых отраслей экономики», - успокоил глава региона.
По официальной статистике, с которой сегодня, 16 декабря, Борис Дубровский знакомил представителей прессы, индекс промышленного производства составил по итогам 11 месяцев 102,3%. В металлургии зафиксирован прирост почти в 9%. Существенный прирост – почти 20% - обеспечила с начала года горнодобывающая промышленность.
«Очень хорошо работают трубники, принимают активное участие в реализации проекта «Сила Сибири». В результате, к примеру, на ЧТПЗ с начала года объемы производства выросли в среднем на треть. Уровень безработицы в области традиционно низкий – в пределах 1,2 – 1,3%. У нас нет форс-мажорных ситуаций, несмотря на непростые макроэкономические условия. Введенные против нашей страны санкции пока не оказали серьезного негативного воздействия», - уверенно резюмировал губернатор.
«Оно, может быть, и так. Только вся металлургия закредитована и, как правило, у всех валютные кредиты и огромные курсовые разницы. По бухгалтерскому учету у всех убытки…», - отмечает Андрей Кудрявцев, заместитель гендиректора по экономике и финансам Кыштымского медеэлектролитного завода (в составе холдинга РМК).
Последние действия ЦБ, отметил эксперт, больше относится к регулированию банковской деятельности, но на предприятиях меры регулятора также непременно скажутся.
«У нас огромные убытки. И пока мы не погасим кредиты – ничего существенно не изменится, и не думаю, что в ближайшее время курс валюты резко снизится. Кредиты долгосрочные и, если еще вчера мы могли погасить, условно, полкредита, то теперь только треть, - поясняет Андрей Кудрявцев. - А что будет завтра - неизвестно. Но нам легче: у нас основная продукция – это медь, которая привязана к Лондонской бирже металлов, и выручка валютная. А что будет делать «черняки», настроенные на российский рынок, – даже не знаю… При этом, с точки зрения результата производственной деятельности, все хорошо. Рост есть, заказы есть, и прогнозы были хорошие, но сейчас эта ситуация не известно, куда нас всех выведет».
Представители малого и среднего бизнеса к позитиву губернатора Дубровского тоже отнеслись с нескрываемой настороженностью. В частности, речь идет о том, что выводы по экономическим показателям года пока делать преждевременно, ровно как и «не замечать» последних векторов политики ЦБ в виде повышения ключевой ставки с 10,5% до 17%.
«В отношении прироста или падения производств – это вопрос к экономистам, но ожидающаяся инфляция съест любой рост, - считает Денис Константинов, вице-председатель челябинского регионального отделения «ОПОРЫ России».
По словам эксперта, результаты по предварительным итогам показывают отдельные предприятия, «которые заранее подготовились к кризису» и вкладывались в модернизацию. В любой отрасли, отмечает г-н Константинов, есть несколько десятков предприятий, которые на фоне общего спада демонстрируют положительную динамику. Однако равнять всех под одну гребенку и говорить о целых отраслях реального сектора – успешно закончивших год или не совсем - преждевременно.
«Везде все упирается в человеческий фактор и компетентность руководителей», - резюмирует эксперт.
Представитель «ОПОРЫ России» также добавил, что сейчас весь малый бизнес по сути импортоориентирован. Поэтому, когда с высоких трибун начинают говорить о собственной производственной базе, часто упускают несколько факторов.
«Если вдаваться в детали, у любого предприятия всегда найдутся ключевые позиции – начиная с программного оборудования и заканчивая каким-то компонентом или сырьем – которые, так или иначе, закупаются за валюту. Поэтому о каком-то экономическом росте за счет увеличения доли отечественных товаров говорить пока не приходится», - говорит Денис Константинов.
Чтобы это произошло, нужны колоссальные вложения в производственную базу. Сегодня же, по мнению эксперта, ключевая ставка ЦБ, с одной стороны, стабилизирует доллар, с другой – существенно ограничивает возможности финансирования новых проектов, поэтому вопрос имортозамещения может вообще повиснуть в воздухе.
«И не надо забывать, что во всех банковских договорах есть пункт, предусматривающий возможность повышения процентной ставки по ранее выданному кредиту и привязку ставки к расчетной ставке ЦБ. Поэтому никто не получит преимуществ: ни тот, кто взял кредит раньше, ни тот, кто взял кредит позже… Сегодня все окажутся в одинаково тяжелом положении. Если говорить количественно о малом бизнесе, скорее всего, существенных изменений не произойдет. В такие кризисные моменты, как правило, на рынок труда выходит много людей, готовых заняться бизнесом в силу сложившейся ситуации. Кризисы всегда дают количественную динамику, но не качественную: бизнес, не имеющий навыков, оборотов и методик, не сможет выдавать хорошие экономические показатели. Думаю, падение по итогам года будет, а в следующем году можем приблизиться к отметке в 5-7% по малому бизнесу», - прогнозирует Денис Константинов.
Доля малого и среднего бизнеса в общей структуре произведенных на территории области товаров и услуг, добавил эксперт, по разным оценкам занимает от 20 до 30%.
Добавим, что на торгах на Московской бирже во вторник утром курс доллара превысил 66 руб., евро – 83 руб. Российская валюта продолжила падение на фоне новостей про подешевевшую нефть – стоимость барреля марки Brent впервые с июля 2009 года опустилась ниже $60.