«Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт

«Нет ни таблетки, ни инструкции, как собрать идеальную команду. Это каждый раз как настройка музыкального инструмента: меняешь зоны ответственности, темп работы исходя из того, что досталось».

Оказывается, законы мотивации и дисциплины, а также управленческие техники, которые действуют вне земного притяжения, могут оказаться крайне полезными при разрешении конфликтных ситуаций и в бизнесе. О том, как собрать идеальную команду, не растерять запала в погоне за мечтой, научиться преодолевать страхи и сомнения и даже пробивать каменные стены в интервью DK.RU рассказал летчик-космонавт, герой России и мотивационный спикер Сергей Рязанский.

«Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт 1

Биолог в капитанском кресле

Сергей Рязанский стал первым в мире ученым-командиром космического корабля. После двух полетов он готов и в третий раз оказаться в невесомости. А сейчас читает мотивационные лекции, пишет книги и руководит Российским движением школьников.

Стать космонавтом — это, конечно, детская мечта?

— Признаюсь честно: никогда не мечтал стать космонавтом. Я же нормальный, адекватный человек. Где я — и где космос? Я мечтал стать ученым, биологом. Когда закончил биологический факультет МГУ, на дворе стояли 90-е и с наукой в стране было грустно. Выхода была два: уходить в бизнес или уезжать на Запад. Я сделал и то, и другое. Открыл с друзьями бизнес и уехал в Штаты.

Пожил там какое-то время, а по возвращении попал в Институт медико-биологических проблем. Судя по названию, было непонятно, решают там проблемы или создают новые.

Выяснилось, что за странным названием скрывалось сохранившееся еще с советских времен научное учреждение, которое занималось медицинским сопровождением космических полетов и запуска биоспутников: отправляли обезьян в космос и обследовали до и после полета. Позднее в эксперименте участвовали и люди — космонавты.

Однажды меня вызвал начальник, дал ручку, лист бумаги и сказал: «Пиши заявление в отряд». Как выяснилось, РАН приняла решение набрать ученых в отряд космонавтов, а в ученой среде людей здоровых не так уж много. Так и сложилось.

В чем заключалась подготовка?

— На самом деле основная задача космонавтов — не летать в космос, а постоянно готовиться к полету. В трудовой книжке так и написано: кандидат в космонавты. За  два года ты обязан сдать порядка 150 экзаменов и зачетов. Более семидесяти дисциплин — по техническим системам корабля и станции. Необходимо знать всё назубок, чтобы если и не починить, то четко объяснить Земле, что сломалось.

Еще один большой блок — психология. Во-первых, это развитие лидерства — каждый должен быть готов подхватить упавшее знамя и довести миссию полета до конца. Кроме того, раз уж весь экипаж состоит из лидеров, — это конфликтология. И третье — стрессоустойчивость. Еще, конечно, огромное внимание уделяется физической подготовке.

Космонавт во время полета должен заниматься физкультурой каждый день минимум по два часа, иначе обеспечены мышечная атрофия и проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Еще медицина. Все думают, что космонавты — патологически здоровые люди. Но медицинские знания, к сожалению, нередко пригождаются во время полета — мне приходилось и пломбы вставлять, и хирургическую операцию проводить. Кстати, ситуация была непростая, параллельно мы готовили корабль к тому, чтобы если что-то пойдет не так, экстренно вернуть космонавта на землю. Но все, к счастью, прошло удачно.

Кем бы ты ни был изначально, какой бы ни была базовая специальность, на выходе должен получиться универсальный солдат. Мы полностью взаимозаменяемы. Я умею управлять военными самолетами, а военный летчик — препарировать мышку.

Еще, наверное, знание технического английского?

— Да, английский стал одним из вступительных экзаменов в российский отряд космонавтов. Американцы сдают экзамен по русскому языку, а несчастные японцы — и то, и другое.

Самое смешное, что язык, на котором космонавты общаются на станции, можно назвать «раслиш»: «Дай мне, пожалуйста, this thing. Сan you close please this клапан?» 

«Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт 2

А общая эрудиция важна?

— Безусловно, у космических эйчаров особые подходы к подбору сотрудников. Недавно был очередной набор, и один из молодых кандидатов в «кандидаты в космонавты» с ужасом рассказывал, что побывал на каком-то странном собеседовании. Он подготовился, выучил наизусть биографию Юрия Гагарина и всю доступную информацию о том, что сейчас летает в космосе. А его спрашивают: «Сколько углов у кирпича? Восемь? Отлично. А кто написал «Купание красного коня»? Какие московские театры вы знаете? – Да я вообще-то с Петрозаводска. – Ладно. А какую последнюю книгу прочли? – «Мастер и Маргарита». – Отличная книжка. А кто автор? Толстой?».

Казалось бы, зачем всё это космонавту? Очевидно, что современный успешный человек должен обладать широким кругозором, знаниями и компетенциями в совершенно различных областях. Даже если это никак не пересекается с его профессиональной деятельностью.

Чем шире кругозор, тем легче человек усваивает новую информацию, анализирует, структурирует — словом, он обучаем. Ведь зачастую руководители или обстоятельства требуют придумать что-то новое. Инновации — самое употребляемое слово последних лет.

Но 99% попыток придумать новое — это попытки заново изобрести велосипед. Это наверняка уже где-то есть и прекрасно работает. Поэтому самые главные навыки, как я люблю в шутку повторять, — это «зыринг» и «тыринг». Военные летчики говорят, что человек должен уметь крутить головой на 360 градусов, причем во всех смыслах: замечать общие подходы к проблеме, перенимать чужие приемы, быть внимательным к деталям.

Хорошо, и как же выучить весь этот массив новой, тем более сложной технической информации, за два года?

— Ну вот представьте: вымотался за день на всевозможных собеседованиях, обследованиях и тестах, мечтаешь только о том, чтобы вернуться в общежитие и рухнуть лицом в подушку, а тебе выдают книжицу страниц на четыреста пятьдесят. И говорят: завтра утром расскажешь. Смотришь с ужасом: учебник, инженерный, серьезный, с формулами, схемами, выкладками — «Система терморегуляции международной космической станции».

А на самом деле инструктор хочет, чтобы ты посидел перед закрытой книгой пять минут, подумал и нашел ответы на простые вопросы: что это за система, из каких модулей состоит, по какому принципу работает, экипаж с ней взаимодействует или она автономная? И всё. Если человек умеет четко сформулировать задачу, расставить приоритеты, он не тратит время на перелопачивание лишней информации.

В каждом направлении есть некий объем критичной информации, который необходимо вызубрить, что-то ты должен знать, что-то — где посмотреть в случае необходимости, все остальное — у кого спросить: в ЦУПе дежурят сотрудники, которые в режиме двадцать четыре на семь получают телеметрию с борта МКС.

«Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт 3

Так, а через два года кандидат сдает экзамены и становится уже настоящим космонавтом?

— Два года — минимум. Максимум — всю жизнь. Бывает, что человек никогда не летит в космос, либо из-за недостаточной успеваемости, либо из-за неполадок со здоровьем. Либо просто — так сложились обстоятельства. В любом случае, потом еще два года подготовки в отряде космонавтов, и, если повезет, ставят в экипаж, и человек уже готовится к конкретному полету. Ставят в экипаж тоже за два года. Получается, самая быстрая дорога в космос — шесть лет. Один мой знакомый ждал первого полета 18 лет.

И самое главное — результат абсолютно не гарантирован. Ты где-то когда-то работал и даже был успешным профессионалом. А потом набрали в отряд — и можно десятки лет сидеть на скамейке запасных без шанса полететь в космос.

И обратно уже вряд ли вернешься. Просто ставишь на карту все, что есть.

Как не сойти с ума, не заниматься самоедством и распределить силы на долгую дистанцию?

— Это непросто, но главное — сохранять позитивный настрой. Однажды руководство вызвало меня в кабинет и прямым текстом сказало: «Сережа, ты нормальный парень, но так получилось, ты ни-ког-да не полетишь в космос. Налаживай жизнь на гражданке, пока не стало слишком поздно».

В 2005 году, после трагедии шаттла «Колумбия», американцы приняли решение закрыть нацпрограмму и на 12 лет вперед выкупили все места ученых в наших кораблях. А надо сказать, на корабле, который доставляет космонавтов на МКС, всего три кресла: центральное всегда занимает командир — как правило, из военных летчиков, левое — борт-инженер, а правое — место ученого. Полезная нагрузка, так сказать. Он ничего не делает на корабле, его везут на станцию как пассажира. И я, по идее, и был той самой полезной нагрузкой.

И именно в тот момент, когда мне сказали, что шансов полететь в космос нет, я вдруг отчетливо осознал, что очень хочу стать космонавтом. Очень. Хочу доказать, что ученый — тоже человек.

Я, естественно, обивал пороги, но «Роскосмос» — консервативная структура. Разговор всегда сводился к одному сценарию: «Погоны есть? Нет. Инженерное образование есть? Нет. Свободен!» Я, конечно, зря времени не терял: защитил кандидатскую диссертацию, принимал участие в экспериментах. Мне повезло: мое досье попало в руки важного генерала и в виде исключения мне дали возможность пересдать сто пять экзаменов. Я сделал это за полтора года и стал первым в истории борт-инженером без инженерного образования. Моя дорога до первого полета заняла десять лет.

Неужели никогда не возникало чувства, что вы пытаетесь проломить каменную стену?

— Когда меня наконец-то поставили в экипаж, я месяц витал в облаках, а потом узнал, что меня выкинули. Один большой начальник вычеркнул мое имя, а свое вписал. Было у человека желание отметить на станции свое 60-летие. И вот тогда это чувство, пожалуй, возникло. Пришел домой, взял все деньги, что были, палатку, спальник, прыгнул в машину и уехал в Крым. Катался по всему побережью, в багажнике был ящик с вином и ящик с персиками. Через месяц пришла эсэмэска: «Тебя ставят в экипаж, срочно возвращайся в Москву».

А как жена, близкие воспринимали всю эту неопределенность? Не отговаривали бросить все?

— Когда я женился, сразу предупредил: два полета будут точно, и это не обсуждается, потом — сядем, поговорим. Потому что это моя жизнь.

Идеальная команда – как музыкальный инструмент

Одним из любимых занятий во время долгих космических экспедиций, по признанию Сергея Рязанского, стало увлечение фотографией. Из каждого полета он привозил терабайты снимков с орбиты: гигантский кратер уснувшего вулкана, песчаная буря в Сахаре, «глаз» тропического циклона, разорванное ожерелье райских островов в океане, расцвеченная ночными огнями Москва, над которой МКС пролетает ровно за семь секунд. У Сергея Рязанского уже вышли два альбома с уникальными фотографиями.

Полет длится полгода, и всё это время — замкнутое пространство, крайне ограниченный круг общения. Космонавтов набирают в экипаж по принципу психологической совместимости?

— Нет, экипажи выбираются большим международным руководством. NASA говорит: «Полетит этот бравый военный», Роскосмос: «А от нас — этот молодой парень», итальянское космическое агентство: «А у нас только один космонавт, так что выбирать не приходится, берите, что есть». И летите, голуби!

Ты не выбираешь себе экипаж, но от этих ребят будет зависеть твоя жизнь. А значит, надо сработаться и стать командой. Вообще, желание жить — это лучшая мотивация заниматься чем бы то ни было.

Итальянца я до этого хотя бы раз в жизни встречал, а про американца вообще ничего не знал. Залез в Google посмотреть, что мне досталось: полковник, морпех, воевал в Ираке, женат, баптист. И что? Как, о чем с ним разговаривать?

Первой тренировкой, где мы встретились глаза в глаза, было зимнее выживание. Смотрели же фильм «Время первых»? Леонов и Беляев приземлились не в заданном районе, а черт знает где, в тайге. Это действительно реальная история, хотя в фильме все, конечно, немного приукрашено. Так вот, после этого случая для всех космонавтов в обязательном порядке ввели испытания на выживание зимой, а также на море, в пустыне, в горах. Хотя с тех пор это больше никому никогда не понадобилось.

С другой стороны, если задуматься, место приземления — граница между Казахстаном и Россией, где-то в районе Троицка. Чтобы приземлиться там, где ждут спасатели, надо умудриться во время 90-минутного витка вокруг Земли выдать тормозной импульс с точностью до секунды. Если промахнулся на одну секунду — будут разыскивать в радиусе до двухсот километров. Протупил десять секунд — привет, китайцы! Еще десять — привет, Тихий океан!

Спасатели говорят: «Ребята, не волнуйтесь! Найдем в любой точке планеты. В течение трех суток». И в этот момент отчетливо понимаешь, что вовсе не помешало бы потренироваться выживать. И это позволяет дать первую оценку экипажу: с человека моментально слетает маска, которую он носит в обычной жизни. Нет ни таблетки, ни инструкции, как собрать идеальную команду. Это каждый раз как настройка музыкального инструмента: меняешь зоны ответственности, внимания, темп работы исходя из того, что досталось.

Мы же все взрослые люди. Переделать, перевоспитать — нереально. Можно освоить новые компетенции, подшлифовать профессиональные навыки. Характер не изменить. Только молоденькие наивные девушки выскакивают замуж с мыслью: «Уж я-то сделаю из него человека!». Характер не переделать. Поэтому надо научиться принимать человека со всеми его плюсами и минусами. Хотя порой это безумно сложно.

«Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт 4

Особенно если подключаются еще различия в менталитете?

 — Да. Типичная ситуация: один из коллег рассказал что-то нехорошее про другого начальству. Как мы его назовем? Ябеда, крыса, стукач. Словом, проявим однозначно негативное отношение к его неблаговидному поступку. А в восприятии американцев это, наоборот, достойный поступок: своевременно информировал вышестоящее руководство, что что-то идет не так. Более того, они часто стучат сами на себя. Русские только руками разводят...

На станции я вызвал американца на задушевный разговор, рассказал несколько смешных историй. Смотрю — вроде улавливает юмор. Рассказал про разницу русского и западного подхода — тот кивает с понятливым видом. Четыре месяца полета жили чуть ли не душа в душу, но как только он заметил, что русские что-то делают не по инструкции, первым делом доложил в Хьюстон.

И тут понимаешь, что бесполезно обижаться. Бесполезно пытаться что-то втолковать. Просто наблюдаешь и мысленно ставишь галочки. Если хочешь, чтобы Хьюстон о чем-то не узнал, сделай так, чтобы американец этого не видел.

Но больше всего в жизни раздражают нытики: «Вот, все плохо, мне не везет, бу-бу-бу…». Толщина стенки международной космической станции — полтора миллиметра. Если что-то случится, у экипажа будет 10-20 секунд на то, чтобы среагировать. И позитивная атмосфера критически важна.

Расскажу одну историю: бортинженер-американец — жуткий педант и зануда: всё всегда по инструкции, по правилам. Стрелки на брюках идеально отутюжены, карандаши на рабочем столе параллельно лежат. Однажды лечу по станции, вижу: чинит роутер, вокруг летают инструменты, кабель вставлен не в то гнездо. В общем, сам на себя не похож. Подлетел, собрал инструменты, справились с роутером, рассказал веселую историю, посмеялисб. Спрашиваю: «Рэндольф, что случилось-то?» Оказалось, жене вчера позвонил. А надо сказать, что психологи работают не только с космонавтами, но и с нашими семьями, постоянно внушая мысль: мужчины впахивают по полгода без выходных, им и так непросто, не нагружайте их своими проблемами!

И вот он звонит домой и позитивная американская жена сообщает: «Дорогой, все прекрасно, дети уже на втором этаже, сейчас холодильник затаскиваю. Так что все ок!» Если помните, в 2017 году в Штатах было большое наводнение. Тот, разумеется, сразу звонит в ЦУП: «Хьюстон, у нас проблема». А там: «Это у вас проблема?! Это у нас проблема!». Оказалось, что в тот момент из трех тысяч сотрудников ЦУПа в Хьюстоне на рабочем месте оставались трое, у которых первой волной наводнения смыло дома: они отказались эвакуироваться и просто жили в офисе. Естественно, мужик волновался за семью, не спал. А если бы в этот момент случилась бы нештатная ситуация?

Поэтому если нет повода улыбнуться, его нужно создать!

Однажды мы в космосе устраивали соревнования по приготовлению пиццы, а как-то я летал по станции в костюме большой лохматой черной обезьяны — даже не спрашивайте, как я его провез на станцию! По статистике, на третий месяц полета число ошибочных действий экипажа возрастает в четыре раза. Все профессионалы, влюблены в космос, но когда день за днем монотонно работаешь, без перерывов, семья и все привычные увлечения остались на Земле — тяжело, возникает эмоциональное выгорание.

Как бороться со стрессом, усталостью? Элементарно — со страхом, что что-то пойдет не так?

— Бороться со стрессом, как и со страхом, бесполезно. Никогда не выиграть в этой войне. Если человек в жизни ничего не боится — прямая дорога к психиатру. У каждого есть свои страхи, и это нормально. Более того, страх и стресс — это даже хорошо. Это позволяет быть собранным, внимательным и действовать четко и хладнокровно.

Например, на тренировках космонавты часто прыгают с парашютом, но это прыжки не ради прыжков: в шлем вмонтирован диктофон, на руке — карточка, которую ты должен успеть решить до раскрытия парашюта. А психологи потом анализируют запись: как быстро решил, правильно ли, сколько нецензурных слов при этом употребил, по тембру голоса определяют уровень стресса.

Инструкторы учат нас методике примитивнейшей, но очень действенной: вдохнул, выдохнул, проверил, что руки расслаблены. Если не получилось — повторить в той же последовательности. И сразу чувствуешь, как волнение и страх отходят в сторону.

«Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт 5

Космонавты обязаны всегда действовать строго по инструкции? А если случается что-то экстремальное, непредвиденное?

— Есть даже такой термин: «штатная нештатка». Это нештатная ситуация, о которой подумали заранее. Предположим, в станцию ударит метеорит, произойдет разгерметизация. Что делать? Собрались экипажем, подумали, пригласили опытных летавших космонавтов, разработчиков систем, проконсультировались и разработали план действий по пунктам.

Нештатная ситуация может случиться в любой момент. Поэтому даже в три часа ночи, когда самый крепкий сон, просыпаешься от воя сирен и на автомате действуешь по инструкции. Такой подход убирает страх и панику, позволяет не терять драгоценные секунды, а кроме того, реакция гораздо более грамотная, потому что ты в спокойной обстановке, да еще и в компании аналитиков и экспертов продумал план действий.

На самом деле 90% того, что может случиться, можно предсказать — и в космосе, и в бизнесе, и в жизни.

Понятно, что остаются ситуации, которые предсказать невозможно, что-то неучтенное, совокупность факторов или вообще фантастика. Ну, например, атака инопланетян. Но если поразмыслить, в этой ситуации экипаж вынужден будет, скорее всего, эвакуироваться со станции. А значит, достаем план на случай экстренной эвакуации и начинаем выполнять по пунктам.

Какие еще космические правила применимы в бизнесе?

— Разбор полета — крайне полезное правило. В российском менталитете оно воспринимается как поиск крайнего. А это совсем не так. Это возможность разобрать стиль работы, допущенные ошибки, чтобы не повторять их в дальнейшем, к тому же разбор полета, проведенный по свежим следам, изобилует эмоциями, мелкими деталями, которые потом сотрутся, забудутся. Я вот, к примеру, провожу его даже после семейного отпуска — с бокалом вина, за просмотром фото.

Или мозговой штурм. Несмотря на то, что я — космонавт, я крайне приземленный человек. Я привык мыслить алгоритмами. И нередко бывало, что люди младше меня по рангу, не обладающие большим опытом, вдруг предлагали некий свежий взгляд на проблему, который позволял решить ее оригинальным способом, с меньшими затратами. Каждый имеет собственное аргументированное мнение, основанное на воспитании, образовании, жизненном опыте. Любое мнение может оказаться ценным.

В этой связи вспоминается история крушения шаттла «Челленджер». Оказывается, инцидент предсказал рядовой инженер компании-подрядчика: обратился даже в руководство NASA, чтобы предупредить, что прокладки двигателя не выдержат сверхнизких температур. Потом эту бумажку нашли — уже после трагедии, которой могло бы и не быть, если бы человека услышали.

А в российском менталитете есть четкая установка: нельзя высказываться вперед начальства, надо сначала понять, куда ветер дует. Второе — мы панически боимся показаться глупыми и смешными. И это, к сожалению, сводит на нет идею мозговых штурмов.

За полгода в экипаже наверняка возникали конфликты. Как вы, будучи командиром, их разрешали?

— Когда полгода работаешь на орбите без выходных, то в один прекрасный момент отчетливо осознаешь: все бесят. Кто-то грязные носки по станции разбрасывает. Кто-то постоянно оставляет обертки от еды, хотя урна — вот она, рядом! На Земле давно бы взорвался, высказал все, что думаю. А на станции некуда деться: даже не ссора, а просто отстраненное молчание может привести к критической ситуации.

Поэтому крайне полезный навык — умение «ругаться по-доброму», то есть не вести разговор на эмоциях. Отойти в сторону, остыть. Эмоции хороши в спорте, сексе, театре. Но только не в конструктивной беседе. Успокоился, нашел правильные слова и интонацию — вернулся к разговору.

Однажды из полета я вернулся со стойким убеждением, что с одним из коллег никогда не буду больше общаться, настолько он за полгода достал. А в ЦУПе сказали: «Каждый день поражались: ты единственный, кто с ним вообще хоть как-то ладил!». Да, потому что это был ежедневный тренинг по самоконтролю!

Как, на ваш взгляд, будет развиваться освоение космоса? Действительно через тридцать лет высадимся на Марсе?

— Я сам горячий сторонник полета на Марс. Человечеству давно пора двигаться дальше орбиты, и современное развитие технологий это уже позволяет. Но это безумно дорого. Ни одна страна мира сейчас полет к Марсу не потянет. С другой стороны, есть прекрасный пример МКС, где представлены не сверхдержавы, а все человечество. И, по-хорошему, космонавтика должна развиваться по этому пути, чтобы страны совместно несли финансовую нагрузку. Но пока даже на Земле не получается жить дружно и перекос идет в военный бюджет.

Все-таки следующий этап, который ожидается в самом ближайшем времени, — это взрывное развитие космического туризма. Менеджеры из NASA сделали классный шаг — отдали производство космических кораблей на аутсорсинг. Дело не в том, что Илон Маск — гений. NASA искусственно создала рынок коммерческой космонавтики. В конкурсе на создание проекта корабля принимали участие 13 компаний, в итоге выбрали трех победителей и со всеми подписали контракты на производство кораблей, тем самым создав конкуренцию.

Частная компания априори эффективнее государственной машины: меньше бюрократии, есть четкая нацеленность на получение прибыли. Как только за государственные деньги обкатают технологии,  поставят всё на конвейер. Если сейчас туристический билет в космический полет стоит порядка $30 млн, то в обозримом будущем цена упадет до $50-70 тыс., и это уже вполне подъемные деньги.

Конечно, не все так просто, как кажется на первый взгляд. И тот же Илон Маск, безусловно, отличный пиарщик, но по контракту с NASA первый корабль он должен был отправить в космос еще в 2016 г. И в 2017 г., когда я летал, я был тренирован принимать эти корабли (которых пока так и нет в природе) на борту МКС. Поэтому заявлять перед камерами, что в 2021 году человечество высадится на Марс — это одно, а сделать это в реальности — совершенно другое.

Одной из самых обсуждаемых тем в уходящем году стал запуск на МКС робота «Фёдора». Верите, что со временем его усовершенствованные версии полностью заменят космонавтов на орбите?

— Я принимал участие в начальных испытаниях «Фёдора». И скажу так: никогда антропоморфный робот не сможет делать что-то лучше человека: возможностей изменения плоскостей движения, алгоритмов, адаптации гораздо меньше. Сама идея в корне неверна. Японцы, например, разработали робота–паука, который бегает снаружи станции, и каждая из его шести лап настроена под выполнение своего круга задач. Так вот он бы легко заменил живого космонавта.

«Больше всего в жизни раздражают нытики», — Сергей Рязанский, космонавт 6

А как космонавты смотрят фильмы о космосе? Смеетесь?

— Смеемся. Хотя иногда плакать хочется. К примеру, «Гравитация» — очень смешной фильм. Там же реально два балла по физике у всей съемочной команды, любой школьник заметит чудовищные несостыковки с основными законами. Но зато безумно красивый фильм — особенно съемки ночной Европы с высоты. Все остальное — голливудчина. Но, возможно, это просто я — зануда: народу же фильм, что называется, заходит. 

Ну, и в завершении позвольте философский вопрос. Хорошо, мечта сбылась. Как жить дальше?

— Знаете, в Звездном городке был дед-психолог, который отправлял в космос еще первый экипаж. Так вот, он часто повторял: «Никогда не забывайте третье правило: не относись к себе слишком серьезно, каких бы высот в жизни ни достиг: слетал в космос, выиграл олимпийские игры или стал большим начальником. Мир все время движется вперед, если остановишься — тут же обойдут молодые, энергичные, мотивированные». Кстати, когда я спросил про первое и второе правило, то получил гениальный ответ: их просто не существует. Есть только третье правило. Но оно работает.

Использованы фото из личного архива Сергея Рязанского

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.