Из всех зарегистрированных благотворительных фондов в Челябинске большинство не работает, а среди оставшихся много мошенников и непрофессионалов.
Бизнесмены не знают, куда нести деньги, да и задумываются об этом, как правило, лишь во время больших праздников. «ДК» выяснил, как устроена благотворительность в регионе.
Каждый воспитанник Кулевского детского дома на этот Новый год получил в среднем 26 сладких подарков. В течение всего года не испытывая на себе особого внимания благотворителей, в январе дети жалуются на аллергию от шоколада и используют мандарины для игр в «снежки». Этот факт отчасти характеризует состояние благотворительности в нашем регионе: она бессистемна и часто представляет собой редкие сентиментальные порывы бизнесменов.
Для начала нужно разобраться в терминологии: благотворительность, особенно исходящую от предпринимателей, часто путают с социальной ответственностью бизнеса. В конце марта даже был проведен круглый стол южноуральского отделения СПП, на котором его участники, кроме прочего, пытались развести эти понятия. По итогам обсуждения оказалось, что словосочетание «благотворительность бизнеса» в принципе неправомочно.
«Надо четко разграничивать: бизнес — это дело, благотворительность — это душа. Да, компании часто жертвуют деньги, но эти действия всегда идут от руководителя, от личности, — рассуждает политтехнолог АНДРЕЙ ЛАВРОВ. — Вспомним: в США на каждой библиотеке есть табличка с указанием мецената — на чьи деньги она была построена. Там указана фамилия и имя, а не должность, которую занимает этот человек». По мнению г-на Лаврова, пожертвование, которое используется в целях улучшения имиджа компании, — это зарабатывание политических дивидендов, и, по существу, никакого отношения к благотворительности эта деятельность не имеет. С ним согласна менеджер по связям с общественностью ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и заместитель председателя Общественного совета по вопросам семьи и детства при Министерстве социальных отношений ЧО АННА БУШЛЯКОВА: «Благотворительность не должна приносить коммерческую выгоду компании. Это безвозмездная помощь тем, кто нуждается в поддержке».
Деньги не в те руки
Если оценивать количество всех некоммерческих организаций социальной направленности в регионе, то может создаться впечатление, что благотворительность здесь бьет через край. На сегодня в области зарегистрировано только 2 тыс. (ранее их было порядка 10 тыс.) НКО, работающих с проблемами семьи и детства. Как рассказали «ДК» в Минсоцотношений ЧО, две трети из них фактически не действуют. А среди тех, кто остается, одна часть — мошенники, которые зарабатывают на доверчивых жертвователях, другая — дилетанты, которые, несомненно, собирают деньги по зову души, но делать этого не умеют. В результате в городе сложно насчитать и с десяток надежных благотворительных фондов. С этой проблемой столкнулся председатель ГК «Компаньон» АРСЕН УНАНЯН. В этом году в честь десятилетия компании он инициирует проект «Десять добрых дел». По задумке г-на Унаняна, гости торжественных мероприятий, посвященных юбилею, вместо подарков компании будут жертвовать средства благотворительным фондам, которых, согласно магии цифр, тоже должно быть десять. Но выбрать их оказалось не так просто. «Мы не можем найти партнеров. Многие из фондов, в которые мы обращались, даже не знают, что такое фандрайзинг, — рассказывает бизнесмен. — Это хорошо, когда люди на эмоциях начинают заниматься благотворительностью, но любым делом должны заниматься профи. Работа фонда — это целая наука».
В то же время в существующем механизме распределения пожертвований достаточно перекосов. По сведениям экспертов, фондов, помогающих в решении сложных ситуаций с лекарственным обеспечением, лечением детей и взрослых, в городе практически нет. В то же время «модное» сиротское направление приросло только за первый квартал 2013 г. двенадцатью новыми благотворительными фондами. «Сейчас вся помощь оказывается тем, чьи проблемы имеют кричаще-социальный характер. Про огромное количество людей, нуждающихся в благотворительности, никто даже не знает», — считает председатель Общественного совета по вопросам семьи и детства ИГОРЬ НИКОЛАЕВ.
Большой фонд
В Челябинске, по словам экспертов, благотворительность в области «развита на 50%». Такую цифру они объясняют, во-первых, тем, что примерно половина всех бизнесменов, к которым обращаются фонды, отвечают на эти обращения, а во-вторых, культура благотворительности в городе только начинает развиваться и впереди большие перспективы. Как рассказывает председатель благотворительного фонда «Теплый дом» МИХАИЛ ЩАПОВ, объемы пожертвований в других городах-миллиониках на порядок выше, чем в Челябинске: «Даже в соседнем Екатеринбурге коллеги собирают гораздо больше, а бизнесмены охотнее идут на контакт с ними. Что, в принципе, можно объяснить: столица Урала — это крупнейший центр как промышленный, так и культурный».
Но даже в тех объемах, в которых благотворительность здесь присутствует, она малоэффективна. В регионе нет работающего механизма сбора и распределения пожертвований, и это на сегодня главная проблема данной сферы. Отсутствие взаимодействия фондов друг с другом и с госструктурами приводит к тому, что целые категории нуждающихся находятся без внимания, а другие получают много всего, но не того, что нужно. «С точки зрения материальной помощи наши дети не обижены, чего уж греха таить: зачастую они бывают завалены подарками. А вот что касается какого-то общения, поддержки по жизни, вот этого не хватает», — рассуждает вице-губернатор Ирина Гехт.
О том, что городу и области нужен орган, который бы регулировал деятельность НКО, говорят и сами организации. Генеральный директор благотворительного фонда «Источник надежды» АЛЕКСЕЙ ТАНАНИН объясняет, что каждый фонд на своем уровне осуществляет свои цели и зачастую не обращает внимания на других: «Друг друга знает только самый «крупняк». Нам нужна площадка, где мы могли бы делиться опытом и ресурсами. По его же словам, эта же организация могла бы упорядочить отношения фондов с властью.
Тема создания подобной — объединяющей — структуры неоднократно поднималась на уровне и города, и области. В 2011 г. при Министерстве социальных отношений Челябинской области был создан Общественный совет по вопросам семьи и детства. Это была первая попытка сделать площадку, под вывеской которой смогли бы объединиться представители госструктур, бизнеса и НКО.
По замыслам инициатора, тогда министра соцотношений региона Ирины Гехт, впоследствии в рамках этой организации можно было выработать единый для региона механизм сбора и перераспределения благотворительных средств.
Кроме очевидных плюсов для участников (с одной стороны, здесь всевозможные НКО смогли бы контактировать друг с другом, а с другой — Совет служил бы гарантом надежности всех организаций, вступивших в него ), у этого аппарата есть еще как минимум один: регионам с налаженными механизмом благотворительности легче выиграть федеральные гранты. К примеру, Республика Якутия из федерального бюджета получила 200 млн руб. благодаря тому, что у них такая структура есть. Бороться есть за что: в 2013 г. на поддержку НКО, реализующих социально значимые проекты, из федерального бюджета будет выделено 2,3 млрд руб.
Сейчас в составе общественного совета 27 человек, из них 14 представителей НКО, 5 человек из бизнеса. Организация постепенно развивается, но не теми темпами, которыми планировалось ранее: тормозят процесс чиновники. «Даже когда мы этот Совет внедряли, это вызвало сопротивление со стороны многих чиновников. Потому что власти не привыкли работать за одним столом с представителями бизнеса и некоммерческих организаций», — поясняет Ирина Гехт.
Местные НКО, точнее часть из них, вправе рассчитывать и на региональные субсидии и гранты. Сегодня регион поддерживает ветеранов войны и труда, все спортивные федерации, часть организаций, которые работают с Управлением по молодежной политике в рамках патриотического воспитания молодежи. Этот список тоже вызывает вопросы экспертов: получается, что организация по поддержке тяжелобольных людей не вправе рассчитывать на субсидии, а, к примеру, какая-нибудь «Молодая гвардия» — вполне.
Но и в исходном списке не так все просто. Многие руководители НКО в разговоре с «ДК» заявляли, что те региональные гранты, которые предоставляются, «сторонним» компаниям выиграть нереально. Год от года их «берут» одни и те же организации — те, которые наиболее близки к власти. Ирина Гехт согласилась, что отчасти это утверждение справедливо по двум причинам. Во-первых, у крупных фондов уже набита рука: для них написать проект и защитить его не представляет особого труда. Во-вторых, правительству комфортнее работать с профессионалами: «Естественно, что властям удобнее взаимодействовать с теми НКО, которые работают не от гранта к гранту, а ведут системную работу. «Очень много людей, которые приходят и говорят: «Дайте денег — и мы вам все сделаем». Но, как правило, такие люди отсекаются на этапе, когда их просят просчитать цели и задачи: 80% из них уже не возвращается», — комментирует вице-губернатор.
Пожертвования — это сделка
Не секрет, что благотворительность в России сегодня уже не повод для налоговых преференций, да и вообще не приносит, по большому счету, никакой выгоды, исключая те случаи, когда бизнесмены используют ее для создания имиджа социально ответственной компании. По мнению министра культуры Челябинской области АЛЕКСЕЯ БЕТЕХТИНА, любые пожертвования должны быть взаимовыгодной сделкой: «Бизнесмен тебе деньги — а ты в той или иной мере реализацию его тщеславия». Инструменты для этого существуют совершенно разные: упоминание на радио, в рекламе, вручение обычной грамоты на родительском собрании в школе. В этом вопросе, конечно, есть множество нюансов морально-этического толка: каждый для себя сам определяет, должна ли благотворительность — деятельность изначально безвозмездная — приносить какой-то «выхлоп». Тем не менее, примеры показывают, что жертвование денежных средств может принести компании реальную пользу. Так, по словам генерального директора «Гринфлайт» ДМИТРИЯ КАРАБИНЦЕВА, он уверовал в свою команду (будучи генеральным директором ЮУ КЖСИ) и понял, что они смогут сообща сделать большие дела, после того как предложил своим коллегам пожертвовать деньги на лечение ребенка и все незамедлительно откликнулись. Этот же руководитель обычно занимается благотворительностью индивидуально, но старается об этом не говорить (нам об этом поведали в одном из фондов). Арсен Унанян рассказывает, что процесс пожертвования объединяет не только его коллектив, но и его клиентов.
Компании часто используют практику вовлечения сотрудников и даже парт-неров в качестве волонтеров. К примеру, компания «Балтика-Челябинск» (пожертвовала на благотворительность порядка 8,5 млн руб. за последние 5 лет) участвовала в создании учебного центра волонтеров. Работники регулярно принимают участие в социальных акциях, таких как спартакиада в честь международного Дня защиты прав инвалидов, Марафон добрых дел.
Но, конечно, самые большие благотворительные бюджеты у промышленных гигантов. Фонд «Металлург», в структуре финансирования которого порядка 50% приходится на ММК, перечислил на различные благотворительные акции в 2012 г. 778,4 млн руб.
Всего же, по информации члена правления СПП ВЯЧЕСЛАВА СКВОРЦОВА, на благотворительные цели в области перечисляется до 3 млрд руб. в год. Главное уже произошло, отмечает эксперт, изменилось сознание бизнесменов: они все чаще испытывают потребность участвовать в различных социальных акциях и проектах. Осталось всего ничего — сделать эту деятельность системной и цивилизованной.
Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Яндекс.Дзен и Яндекс.Новости. Самое важное о бизнесе — в email-рассылкe. А еще нас удобно читать в Telegram и ВКонтакте.