Бизнес станет прозрачнее: ФНС России запускает новый сервис проверки контрагентов
Новый сервис позволит в считанные секунды получить всю общедоступную информацию относительно потенциального контрагента.
По мнению экспертов Аудиторской компании «Аудит-Классик», налогоплательщикам следует учитывать, что вопрос «чистоты» контрагента актуален и важен, прежде всего, для самой организации. Многие налогоплательщики сталкивались с понятием «должной осмотрительности» и неприятными последствиями ее непроявления.
Впервые данный термин появился в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее – Пленум № 53) и впоследствии активно использовался налоговыми органами в анализе обстоятельств, установленных в ходе налоговых проверок и выявлении фактов получения необоснованной налоговой выгоды.
В частности, высший судебный орган в своем Постановлении указал:
«Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом».
После введения в действие ст. 54.1 НК РФ, которая обобщила перечень обстоятельств, позволяющих квалифицировать прибыль от экономии на налогах как необоснованную, ФНС России неоднократно разъясняла, что непроявление налогоплательщиком должной осмотрительности более не может применяться при разрешении вопроса о признании налоговой прибыли необоснованной (Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@"О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"; Письмо ФНС России от 28.12.2017 N ЕД-4-2/26807).
Как указано в официальной публикации ФНС России в сети Интернет, новый сервис позволит «в считанные секунды» получить всю общедоступную информацию относительно потенциального контрагента:
1) наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
2) наименование, сумма недоимки, сумма задолженности по пеням, сумма задолженности по штрафам;
3) сведения о наличии налоговых правонарушений и мерах ответственности за них с указанием общего размера штрафа;
4) наименование специального налогового режима, применяемого организацией;
5) сведения о том, что организация является участником консолидированной группы налогоплательщиков или о том, что организация является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков;
6) сведения о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС России;
7) наименование и сумма, уплаченная организацией в календарном году по каждому налогу и сбору, по страховым взносам, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом;
8) суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС России.
Первое размещение на сайте предусмотрено 1 августа 2018 года. При первом размещении набора открытых данных в него включаются сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, и мерах ответственности за их совершение, при неуплате штрафа в срок до 1 мая 2018.
Между тем, по нашему мнению, налогоплательщикам следует учитывать, что вопрос «чистоты» контрагента актуален и важен, прежде всего, для самой организации.
Не проверив потенциального контрагента, хозяйствующий субъект рискует вступить в правоотношения с недобросовестным участником предпринимательской деятельности, что может повлечь за собой негативные гражданско-правовые и налоговые последствия.
Мы также не исключаем, что налоговые органы при доказывании необоснованности налоговой выгоды не преминут упрекнуть налогоплательщика в том, что последний не воспользовался новым ресурсом для проверки контрагента.
В связи с указанными обстоятельствами, в том числе в целях минимизации данных рисков, мы бы рекомендовали «взять за правило» применение нового сервиса ФНС.
Так, информация об отсутствии в организации сотрудников за исключением директора на протяжении всего ее существования (несколько лет), а также сдача нулевой отчетности (без доходов и расходов) могут вызвать подозрения о том, что потенциальный контрагент является номиналом.
Наличие значительной суммы недоимок, пеней и штрафов по налоговым правонарушениям, непогашенных в течение длительного периода времени, заставит задуматься о финансовом здоровье будущего контрагента.
Внедрять практику проверки контрагентов с помощью нового сервиса ФНС можно с принятия внутренних документов вашей организации. Например, предусмотреть локальный акт, согласно которому закрепить за определенным сотрудником обязанность проверять потенциального контрагента с использованием нового ресурса ФНС России перед заключением договора.
Таким образом, вы сможете избежать многих налоговых и гражданско-правовых рисков и иметь дополнительные аргументы для суда в случае спора о получении необоснованной налоговой выгоды.
г. Челябинск г. Екатеринбург
ул. Пушкина,12 ул. Мамина-Сибиряка, 85, оф.705
(351) 729-83-42 (44) (343) 289-15-16
zaoclassic.ru








