Управление компанией, по мнению многих женщин-руководителей, требует от человека жесткости в характере. Впрочем, умение быть разной — и мягкой, и суровой — преимущество слабого пола.
В России самое большое число женщин на руководящих постах — 40%, приводит данные компания Grant Thornton. «Деловой квартал» в специальном проекте к 8 марта решил узнать у бизнес-леди, как они стали руководителями, есть ли сложности в «женском» бизнесе и успевают ли они уделять время семье.
Лариса Алдошенко, генеральный директор СК «Армада»
Для меня бизнес — способ самовыражения. Отношусь к каждому проекту с душой, сама его сопровождаю и лично общаюсь с заказчиками. Нужно заниматься тем делом, где ты чувствуешь себя как рыба в воде, чтобы тебе это нравилось. И мне действительно нравится приходить в какое-нибудь «убитое» помещение и делать из него что-то по-настоящему красивое.
Есть такое выражение — мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Но, по опыту, обычно всем этим занимается женщина. Вообще мужчины по отношению к нам легче сдаются. А мы не можем сложить крылья, потому что под этими крыльями у нас дети. Они стимулируют к тому, чтобы двигаться и развиваться. Ради них я в 43 года открыла строительную компанию.
Что касается руководства компании и женского характера. В нашем бизнесе надо быть жесткой. На стройплощадке у меня другой язык, иначе рабочие просто не поймут. Как только они чувствуют слабину, сразу начинают ею пользоваться и садиться на шею. Поэтому я никому не позволяю работать спустя рукава.
Анна Рамазанова, генеральный директор логистической компании «Амега»
Если мужчина просто может заниматься бизнесом ради бизнеса, то женщине это должно приносить удовольствие. Я занимаюсь транспортно-эксп
Женщин в бизнесе, по моим ощущениям, не очень много. Но насколько отличается подход! Мужчина рассказывает о своем деле так: цифры, даты, фамилии, проекты — все по полочкам. Мы рассказываем больше с эмоциональной точки зрения, и с нами проще найти общий язык. Я работаю практически на 100% с мужчинами, всегда понимаю, что им нужно, но вот они меня не всегда понимают. Поэтому применяю чисто женский подход — рассказываю ему так, как он хочет.
Ольга Попова, директор «Лигал Эксперт»
19 лет работаю в сфере консалтинга, но никогда не думала, что пойду в эту сферу — я абсолютный логик, математик и технарь. И даже первое высшее получала в техническом вузе. И все-таки жизнь сложилась так, что после окончания технического вуза пошла получать второе образование — юридическое, и поняла, что это мой воздух.
Что касается управления компанией: от человека зависит, какой стиль управления он выберет и придется ли женщине становиться «железной леди». Как бы я с собой ни боролась, я все равно мама. У меня дружный коллектив, и к ним я испытываю больше материнское чувство — где-то могу повоспитывать, где-то поругать. Пытаюсь помочь, научить, защитить от чего-то. Внутри себя понимаю, что можно, наверно, где-то побыть жестче. Но все равно мягкость выходит на первый план.
Ирина Зайцева, директор филиала ООО СК «ВТБ страхование»
Я мама двоих детей, младшей дочке 9 месяцев, при этом в декрет я не уходила. С удовольствием совмещаю работу и семью. Некоторые мне говорят — ты герой. Но сказать, что я ежедневно совершаю какой-то подвиг, не могу. Все можно успеть, если захотеть. Для меня все удачно складывается: близкий человек рядом с ребенком, а не чужая няня. Если ты для себя принял решение, то, оказывается, за час можешь успеть гораздо больше, чем успевал раньше. Это вопрос самоорганизации и отношения к вещам, которые тебя окружают. Сегодня я даю своим детям даже больше, чем 10 лет назад первенцу. Да, уровень дисциплины другой, бывают иногда и сложности. Зато расслабляться мне некогда и я всегда в тонусе.
Отмечу, что женщин-руководит
Ульяна Степанова, генеральный директор компании LEGAL ADVISER
Моей компании 8 лет, как и дочери. Я работала замдиректора в юридической фирме, получала белую зарплату — 45 тыс. руб. Но на период декрета мне предложили 13 тысяч детского пособия. Как я могла сама прожить на эти 13 тысяч и прокормить ребенка? Для меня это было большим шоком. Но спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Я как человек с активной жизненной позицией не стала сидеть сложа руки и рассказывать, как мне плохо. Поэтому после того, как моей дочери исполнилось полгода, я вышла из декрета и создала свою компанию. Я не знаю, как у меня получилось. Наверное, во многом благодаря моим принципам, и первый из них — качество. И речи быть не может о том, чтобы делать что-то «хоть бы как». Потому что вопрос качества — это вопрос репутации.
Другой вопрос — как все успевать? Надо перестать заниматься идолопоклонством
Женщине-руководи
Надежда Бухарина, профессиональный коуч
Раньше я жила так, как надо. Была депутатом Заксобрания, директором банка. Много лет была управленцем, все время искала путь, как можно вести бизнес по-женски, потому что для женщины это непростая вещь. Иногда нам не хватает холодного ума.
А сейчас я живу так, как хочу. После банка я сказала себе: больше никогда в жизни не буду работать в системе. В итоге я уже семь лет как профессиональный коуч. Это мне ужасно нравится.
У меня есть теория, почему женщин в бизнесе и женщин-руковод