Безналично и дистанционно: как сервисы будущего экономят время прямо сейчас

Безналично и дистанционно: как сервисы будущего экономят время прямо сейчас
Иллюстрация: Сбербанк

Наши финансовые привычки изменились: мы перестали брать с собой наличность, оплачиваем банковской картой все покупки и услуги. От тренда отстают сферы, связанные с госуслугами, ЖКХ и транспортом.

Приведение этих отраслей к современному формату — даже не желаемый, а необходимый в ближайшее время процесс, уверен управляющий Челябинским отделением Сбербанка Денис Чугунов. Выиграет от этого как население, так и сами компании, оказывающие услуги.

Безналично и дистанционно: как сервисы будущего экономят время прямо сейчас 1В прошлом году Сбербанк предложил властям Челябинской области внедрить единую безналичную систему оплаты в транспорте. Удалось ли перейти на нее?

— На сегодняшний день возможность рассчитаться безналично через терминал у пассажиров есть в четырех городах региона: Миассе, Златоусте, Снежинске и частично в Челябинске. Успешнее всего это удалось внедрить в Миассе. Там около 16 тысяч поездок ежемесячно оплачиваются банковскими картами. И это говорит о том, что людям удобно. Не нужно лишний раз искать банкомат, чтобы снять наличные — они уже мало где требуются. Плюс — существенно экономится время кондуктора на обслуживание одного пассажира: приложил карту к терминалу, и не нужно считать сдачу. Поэтому будущее именно за безналичным расчетом — в этом нет сомнений.

Тем не менее в Челябинске проект пока реализован не полностью. И дело не в наших возможностях, а в неготовности некоторых участников рынка транспортных перевозок, с которыми предстоит заключить партнерские соглашения. Но считаю, что задача решаемая. Работаем по этому вопросу с администрациями области и города. На сегодняшний день в Челябинске оплатить проезд банковской картой можно только в автобусах и некоторых маршрутных такси. Также есть карты с транспортным приложением — по ним можно рассчитаться еще и в электротранспорте. Плюс работает онлайн-пополнение транспортных карт Челябинска — ежемесячно через Сбербанк пополняют транспортные карты более 5 тыс. пассажиров. По банковским картам оплачивают проезд более 1,2 тыс. человек.

Само по себе внедрение технологий безналичной оплаты в транспорте дорогое?

— Сбербанк все расходы по установке и подключению оборудования берет на себя. Отмечу, что это не монопольная история. Оплачивать проезд смогут клиенты любых банков.

При этом для нас это проект с большими сроками окупаемости. Менее крупные банки не смогут позволить себе таких затрат. Кроме этого, мы готовы на время переходного периода сделать тариф при безналичной оплате ниже, чем при наличном расчете, и компенсировать разницу транспортному предприятию. На сегодня Челябинск в числе двух городов по стране наряду с Пермью, где согласовано внедрение такой дополнительной возможности. Более того, мы предложили городу ввести системы оплаты проезда без кондукторов.

Да, эта система более дорогая для внедрения, но мы также готовы сделать проект за свой счет. По такой системе уже работает ряд городов, в том числе Москва.

И для Челябинска это был бы существенный шаг в развитии. Ждем решения властей.

А вообще, мы бы хотели реализовать в регионе целый комплекс технологических инициатив в транспортной сфере. С 1 мая 2019 года планируем к запуску в Златоусте и Миассе проект SocialID — использование банковской карты в качестве единого инструмента получения социальных услуг для таких категорий граждан, как льготники, пенсионеры, школьники и студенты. В том числе и в качестве проездного. Сейчас пока приходится пользоваться отдельно банковской и транспортной картами, отдельно оплачивать школьное питание.

Какие еще составляющие городской среды Сбербанк хотел бы привести к большей продуктивности?

— На очереди — индустрия оплаты коммунальных услуг. К сожалению, многие южноуральцы сегодня для оплаты квитанций ЖКХ вынуждены сначала найти банкомат, снять наличные со своей карты и только потом идти с этой наличностью в кассу, где отказываются принимать безналичные переводы. Согласитесь, выглядит архаично?

Безналично и дистанционно: как сервисы будущего экономят время прямо сейчас 2

Эта традиция совершенно точно нуждается в совершенствовании. И мы со своей стороны пытаемся ситуацию исправить. Сейчас по Челябинской области ежемесячно через сервисы Сбербанка от населения принимаются платежи ЖКХ на сумму около 1,5 млрд руб. При этом у нас есть не только возможность безналичной оплаты, но и дистанционной. За 2,5 года наша доля рынка по оплате услуг увеличилась с 12,5% до 30%. Прирастаем неуклонно, и будем дальше это делать. Сейчас достигнуты договоренности с поставщиками услуг о прямых расчетах через Сбербанк: они уже печатают QR-коды на квитанциях. И для того чтобы оплачивать эти квитанции, тоже не нужно никуда ходить. Только сканировать qr-код смартфоном или планшетом, после чего в приложении Сбербанка сразу открывается страница со всеми заполненными данными по платежу. Через web-версию и мобильное приложение Сбербанк Онлайн уже проходит 49% всех платежей, а более 20% от общего количества пользователей подключили бесплатный автоплатеж. Итого 70% клиентов Сбербанка — жителей Челябинска и области — оплачивают услуги ЖКХ с помощью онлайн-сервисов банка. По такому объему платежей нам очевидна востребованность услуги. Это значит, что нам удалось сделать удобный для населения сервис. И тут сам собой отпадает вопрос, нужно ли банку это недешевое удовольствие — цифровизация. Если мы уверены, что она облегчает населению жизнь, то на это нужно идти.

Безналично и дистанционно: как сервисы будущего экономят время прямо сейчас 3

Городская среда в небольших городах региона менее комфортна, чем в административном центре. Какие там проблемы хотелось бы решить?

— Как ни странно, комфорт среды напрямую зависит от готовности властей и коммерческих структур к изменениям. Например, в Челябинской области по многим проектам пилотом является Миасс. Я уже говорил, что там лучше всего «взлетел» транспортный проект. Там же власти первыми пошли и на прием эквайринговых платежей в МФЦ в рамках оказания госуслуг. То есть мы запустили возможность приема платежей в МФЦ непосредственно при обслуживании заявителя безналичным способом без комиссии. Услуга стала доступна в одном окне, как это продекларировано. Получили массу положительных откликов от населения и от сотрудников МФЦ — время обслуживания сократилось, производительность возросла. Также подключили к этому сервису МФЦ Кыштыма, Верхнего Уфалея, на очереди Чебаркуль, Златоуст и другие территории.

Приведу другой пример — о готовности коммерческих структур к сотрудничеству. Сейчас Сбербанк прорабатывает проект Cash out — это возможность снятия наличных с банковской карты через кассы магазинов. С июля такую услугу массово начнут предоставлять магазины малого и среднего бизнеса, с сентября — крупные торговые сети. Особенно это будет удобно населению в небольших поселках, где нет банковских офисов. За 2019 год планируем привлечь к сотрудничеству около 60 ретейлеров Челябинской области, для этого разработали программу поощрения партнерства. Для предпринимателя это возможность заработать на приеме услуг ЖКХ 0,25% от суммы и при пополнении карты наличными — 0,5% от суммы. Есть бонусы за сотрудничество и за результат. Пока же в Челябинской области у нас единственный агент по этому проекту — собственник продуктового магазина в селе Багаряк Каслинского района.

Складывается ощущение, что Сбербанк перестал быть только финансовым институтом. Вы предлагаете населению самые разные инструменты и механизмы, упрощающие круговорот денег, товаров и услуг.

— Так и есть. В головном офисе Сбербанка тысячи сотрудников Agile Home работают над новыми проектами — проще говоря, это подразделение, которое занимается новыми технологиями и возможностями их внедрения. Именно поэтому у нас десятки сервисов и приложений, каждое из которых помогает решать задачи для определенной аудитории — населения, бизнеса, инвесторов. Отдельные сервисы еще пока не получили должной популярности в силу того, что о них не все знают. Тем не менее наша экосистема обширная, и уже реализовано несколько проектов. Нам есть что предложить Челябинску и области. Тем более что приложения постоянно совершенствуются. Обновились ДомКлик, маркетплейс «Покупай со Сбербанком», приложение «Сбербанк Инвестор» для физических лиц. Для корпоративных клиентов в декабре запустили новый сервис «Онлайн-инкассация». Он не только позволяет оставить детальную заявку на инкассацию, но и получить деньги на счет через несколько минут после инкассации — по штрих-коду на квитанции. Ранее на то, чтобы довезти инкассируемую сумму, пересчитать и зачислить на счет клиента, требовалось около суток. Для ретейлеров это тоже супервозможность. Кроме этого, мы работаем над стратегическими направлениями, которые станут ключевыми в мире финансовых услуг уже в ближайшее время.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.