Бережливая больница — миф или реальность?
Частная и государственная медицина пришли к необходимости использования технологий бережливого производства. Преодолев сложности на этапе внедрения, клиники получают существенную экономию.
Если для частной медицины рентабельность изначально является ключевым параметром работы, то в системе государственного здравоохранения, как правило, эта задача многие годы оставалась неприоритетной.
Разумеется, социальная значимость оказания медицинских услуг населению не снизилась и сейчас. Тем не менее стремление экономить собственные и привлеченные ресурсы все отчетливее выходит на передний план. А мечта сократить расходы на организацию работы без ущерба качеству трансформируется в реальную задачу для любого руководителя.
Какие инструменты можно использовать для этого, «Деловому кварталу» рассказали ведущие врачи и управленцы сферы здравоохранения региона.
Бережливость — во главе угла
С 2016 года в России появился федеральный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», чаще его называют «Бережливая поликлиника». На его в основе в 2017 году на Южном Урале сформировали локальный проект «Открытая поликлиника», также нацеленный на улучшение качества и комфорта медицинской помощи.
Основные задачи проекта — создать систему работы, ориентированную на повышение удовлетворенности пациентов и доступности оказываемых услуг. Российский показатель удовлетворенности на старте проекта составлял 45%. К 2022 году его планируется довести до 75%.
Но как говорится, легко сказать и сложно сделать. Особенной чертой здравоохранения является то, что пациент уже на входе в клинику недоволен ситуацией: обращения, как правило, связаны с физическими недомоганиями, плохим самочувствием или вынужденной потребностью пройти медицинское обследование. Быстро улучшить его самочувствие — задача сложная.
Поэтому изначально «Бережливая поликлиника» — это не столько про качество самого лечения, сколько про сервис и комфорт пребывания в медицинском учреждении. Новый подход к организации работы больниц был разработан при участии госкорпорации «Росатом», которая обобщила опыт таких промышленных корпораций, как «Тойота» и «Боинг». Технологии бережливого производства, которые легли в основу реформирования, зачастую обозначают аббревиатурой 5S. В русскоязычном варианте эти пять «с» такие: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Вроде бы все просто! Но для внедрения этих правил в работу больницы требуются конкретные инструменты. А также настойчивость, целеустремленность и ресурсы.
От «пилотов» к результатам
Два года назад в региональном проекте «Открытая поликлиника» на Южном Урале участвовали лишь восемь медицинских организаций, так называемых пилотов. В этом году полученный опыт переняли уже 113 структурных подразделений в 55 медучреждениях. Директор ГКУЗ ЦГДМО Владимир Мельников (руководит внедрением) рассказывает, что в следующем году перечень пополнится еще 25 ЛПУ.
Решающий аргумент в пользу перехода на бережливые технологии в том, что они позволяют не только улучшить клиентский сервис, но и сэкономить значительные средства на содержание медицинского учреждения. Рентабельности можно достичь, если обеспечить ту самую «непрерывность производственного потока» за счет равномерности загрузки персонала, рациональной логистики пациентов, исключения непродуктивных действий и ненужных предметов из рабочего процесса.
Но самое главное — грамотное использование бережливых технологий позволяет устранить существующие временные и финансовые потери в системе. В том числе избежать неэффективного использования ресурсов или простоев оборудования из-за поломок.
Доходы выросли в разы
В Челябинской детской городской поликлинике №8 нет очередей благодаря автоматизации процессов и применению современных способов коммуникации с пациентом. Записаться на прием или вызвать врача на дом можно по Viber, там же получить консультацию специалиста или показать результат вакцинации без визита в кабинет врача.
Экономические эффекты от внедрения бережливых технологий — закрытая, но важная часть изменений. Антон Рыжий уточняет, что доходы организации увеличились в несколько раз — за счет сокращения издержек и интенсификации труда. Благодаря высвободившимся деньгам, организация приобрела новые компьютеры и медоборудование. «На самом деле, детская поликлиника — такой же игрок на рынке медицинских услуг, — уточняет главврач. — И она также производит, потребляет, закупает. Поэтому все, что есть в коммерческой организации, актуально и для нас».
Больше оборудования — больше затрат
По утверждению главврачей и топ-менеджмента медицинских учреждений, процесс внедрения бережливых технологий можно условно разделить на две части: незатратную и затратную. Первая включает задачи, которые решаются исключительно организационными путями, волей руководителя и усилиями персонала.
Вторая требует определенного финансирования и дополнительных расходов. Это касается перепланировки помещений, ремонта и реконструкций, обновления материально-технической базы, её содержания на балансе и обеспечения активного процесса эксплуатации оборудования.
И государственные, и коммерческие клиники стараются иметь новое оборудование. При этом в свете внедрения бережливых технологий дальновидные руководители клиник меняют и подходы к его эксплуатации. Ведь любой аппарат УЗИ или МРТ стоит больших денег, а его выход из строя чреват потерями для бюджета и бизнеса. Что уж тут говорить о вынужденных простоях? Если сломанное оборудование вовремя не отремонтировать, медучреждение не сможет предоставить пациентам востребованную услугу.
Легче предупредить, чем ремонтировать
Между тем в клинике Южно-Уральского государственного медицинского университета уже определились, как снизить затраты на непредвиденные ремонты обширного парка дорогостоящего оборудования. Для решения проблемы они привлекли другую челябинскую компанию KitActiv, разработавшую авторскую систему автоматического мониторинга оборудования. SaaS-сервис для медицинских организаций базируется на использовании умных датчиков, технологий технического мониторинга и телеметрии.
Умные датчики, установленные на определенные технологические узлы оборудования, отправляют показания на центральный сервер в автоматическом режиме. Система самостоятельно оповещает персонал о наступлении сроков профилактического ремонта или замены комплектующих ввиду истечения срока эксплуатации, предупреждает возможные поломки.
От стоматологии до хирургии
Программное обеспечение KitActiv логично дополняет технологии бережливого производства, внедряемые в здравоохранении. Ведь в мониторинге нуждаются не только навороченные суперлазеры или аппараты УЗИ, но и обыкновенная для современных клиник стоматологическая установка.
Об этом ещё несколько лет назад задумались в группе компаний «Белый кит». Генеральный директор компании «Белый Кит» Егор Хребтов начал создавать внутри организации программу автоматизированного учета материальных активов.
В апреле этого года сервис «КитАктив» был презентован на конкурсе перспективных инновационных ИТ-проектов, организованном российским центром инноваций Сколково. А в сентябре этого года «КитАктив» вошел в перечень из 21 лучшего проекта казахстанского аналога Сколкова — акселератора инновационных проектов TechGarden — Казахстан. Именно там на перспективную компанию обратили внимание представители Минздрава Казахстана. Сейчас они ведут переговоры о возможностях сотрудничества в части мониторинга эффективности работы медицинского оборудования в больницах республики, поскольку технологии бережливого производства также им интересны.
Медицинский кластер — для Южного Урала
Формирование медицинского кластера на базе крупнейших медицинских учреждений может стать перспективным сценарием развития Южного Урала, считают эксперты. Более того, это одно из направлений «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года». Оказание высокотехнологичной медицинской помощи должно обеспечить рост объёма оказанных услуг пациентам не только в нашем регионе, но и из других областей, в том числе ближнего и дальнего зарубежья.
Задача амбициозная. Но её выполнение зависит от политической воли региональных властей и финансовой помощи бюджетов.
И если сегодня состояние сферы регионального здравоохранения неидеальное, то с помощью бережливых технологий ситуация через несколько лет может кардинально улучшиться. Тем более что сейчас в него включаются не только учреждения первичного звена.