Бережливая больница — миф или реальность?

Бережливая больница — миф или реальность?
Иллюстрация: CHEL.DK.RU

Частная и государственная медицина пришли к необходимости использования технологий бережливого производства. Преодолев сложности на этапе внедрения, клиники получают существенную экономию.

Если для частной медицины рентабельность изначально является ключевым параметром работы, то в системе государственного здравоохранения, как правило, эта задача многие годы оставалась неприоритетной.

Разумеется, социальная значимость оказания медицинских услуг населению не снизилась и сейчас. Тем не менее стремление экономить собственные и привлеченные ресурсы все отчетливее выходит на передний план. А мечта сократить расходы на организацию работы без ущерба качеству трансформируется в реальную задачу для любого руководителя.

Какие инструменты можно использовать для этого, «Деловому кварталу» рассказали ведущие врачи и управленцы сферы здравоохранения региона.

Бережливость — во главе угла

С 2016 года в России появился федеральный проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», чаще его называют «Бережливая поликлиника». На его в основе в 2017 году на Южном Урале сформировали локальный проект «Открытая поликлиника», также нацеленный на улучшение качества и комфорта медицинской помощи.

Основные задачи проекта — создать систему работы, ориентированную на повышение удовлетворенности пациентов и доступности оказываемых услуг. Российский показатель удовлетворенности на старте проекта составлял 45%. К 2022 году его планируется довести до 75%.

Но как говорится, легко сказать и сложно сделать. Особенной чертой здравоохранения является то, что пациент уже на входе в клинику недоволен ситуацией: обращения, как правило, связаны с физическими недомоганиями, плохим самочувствием или вынужденной потребностью пройти медицинское обследование. Быстро улучшить его самочувствие — задача сложная.

Поэтому изначально «Бережливая поликлиника» — это не столько про качество самого лечения, сколько про сервис и комфорт пребывания в медицинском учреждении. Новый подход к организации работы больниц был разработан при участии госкорпорации «Росатом», которая обобщила опыт таких промышленных корпораций, как «Тойота» и «Боинг». Технологии бережливого производства, которые легли в основу реформирования, зачастую обозначают аббревиатурой 5S. В русскоязычном варианте эти пять «с» такие: сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй. Вроде бы все просто! Но для внедрения этих правил в работу больницы требуются конкретные инструменты. А также настойчивость, целеустремленность и ресурсы.

От «пилотов» к результатам

Два года назад в региональном проекте «Открытая поликлиника» на Южном Урале участвовали лишь восемь медицинских организаций, так называемых пилотов. В этом году полученный опыт переняли уже 113 структурных подразделений в 55 медучреждениях. Директор ГКУЗ ЦГДМО Владимир Мельников (руководит внедрением) рассказывает, что в следующем году перечень пополнится еще 25 ЛПУ.

Бережливая больница — миф или реальность?  1

Решающий аргумент в пользу перехода на бережливые технологии в том, что они позволяют не только улучшить клиентский сервис, но и сэкономить значительные средства на содержание медицинского учреждения. Рентабельности можно достичь, если обеспечить ту самую «непрерывность производственного потока» за счет равномерности загрузки персонала, рациональной логистики пациентов, исключения непродуктивных действий и ненужных предметов из рабочего процесса.

Но самое главное — грамотное использование бережливых технологий позволяет устранить существующие временные и финансовые потери в системе. В том числе избежать неэффективного использования ресурсов или простоев оборудования из-за поломок.

Доходы выросли в разы

В Челябинской детской городской поликлинике №8 нет очередей благодаря автоматизации процессов и применению современных способов коммуникации с пациентом. Записаться на прием или вызвать врача на дом можно по Viber, там же получить консультацию специалиста или показать результат вакцинации без визита в кабинет врача.

Антон Рыжий
Антон Рыжий
Главный врач Челябинской детской городской поликлиники №8.
В рамках проекта «Открытая поликлиника» мы реализуем новую модель медицинской организации, — рассказывает Антон Рыжий, главный врач Челябинской детской городской поликлиники №8. — При этом многие приемы мы придумали самостоятельно. Например, разработали навигационную систему управления потоками пациентов, смысл которой заключается в сокращении времени и маршрута движения по поликлинике для получения медицинской помощи, а также разграничении направлений больных и здоровых. Большая работа проведена в части модернизации регистратуры, она стала универсальной. Мы отказались от бумажных носителей: карточки, анализы, журналы — все в электронном виде. А еще у нас нет медсестер на лечебном приеме. Вместо них наняли помощников — молодых людей без медобразования, но хорошо владеющих компьютером — для заполнения документов. Мы убиваем сразу трех зайцев: зарплата помощников меньше, чем зарплата медсестер; восполняем нехватку медсестер на других приемах, где они действительно необходимы; у врачей при этом остается больше времени на общение с пациентами».

Экономические эффекты от внедрения бережливых технологий — закрытая, но важная часть изменений. Антон Рыжий уточняет, что доходы организации увеличились в несколько раз — за счет сокращения издержек и интенсификации труда. Благодаря высвободившимся деньгам, организация приобрела новые компьютеры и медоборудование. «На самом деле, детская поликлиника — такой же игрок на рынке медицинских услуг, — уточняет главврач. — И она также производит, потребляет, закупает. Поэтому все, что есть в коммерческой организации, актуально и для нас».

Больше оборудования больше затрат

По утверждению главврачей и топ-менеджмента медицинских учреждений, процесс внедрения бережливых технологий можно условно разделить на две части: незатратную и затратную. Первая включает задачи, которые решаются исключительно организационными путями, волей руководителя и усилиями персонала.

Вторая требует определенного финансирования и дополнительных расходов. Это касается перепланировки помещений, ремонта и реконструкций, обновления материально-технической базы, её содержания на балансе и обеспечения активного процесса эксплуатации оборудования.

И государственные, и коммерческие клиники стараются иметь новое оборудование. При этом в свете внедрения бережливых технологий дальновидные руководители клиник меняют и подходы к его эксплуатации. Ведь любой аппарат УЗИ или МРТ стоит больших денег, а его выход из строя чреват потерями для бюджета и бизнеса. Что уж тут говорить о вынужденных простоях? Если сломанное оборудование вовремя не отремонтировать, медучреждение не сможет предоставить пациентам востребованную услугу.

Евгений Комиссаров
Евгений Комиссаров
Заведующий отделением платной медицинской помощи ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница».
Очень важно, чтобы дорогостоящее оборудование работало точно и исправно, ведь от этого зависит здоровье и жизнь пациентов», – говорит Евгений Комиссаров, заведующий отделением платной медицинской помощи ГБУЗ «Челябинская областная детская клиническая больница». – У нас в учреждении организован прием более чем по 25 медицинским специальностям. Наши врачи консультируют наиболее сложные случаи ставят диагноз и решают вопрос о необходимости госпитализации детей Челябинской области, других регионов и других стран. Когда в 2018 году наша больница присоединилась к проекту внедрения технологий бережливой медицины, были составлены карты текущего и целевого состояния, того, как мы бы хотели видеть организацию работы в поликлинике. нам удалось решить многие организационные вопросы и на сегодня ситуация с приемом пациентов сдвинулась в лучшую сторону. Сейчас перед нами стоит задача сокращения расходов на ремонт и обслуживание медицинской техники, автоматизации мониторинга её исправности. А так как в нашей медицинской организации имеется большое количество сложного современного медицинского оборудования, без которого невозможно оказание специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, на следующем этапе внедрения технологий бережливого производства мы планируем провести реинжиниринг процессов в области обслуживания медицинского оборудования».

Легче предупредить, чем ремонтировать

Бережливая больница — миф или реальность?  2

Между тем в клинике Южно-Уральского государственного медицинского университета уже определились, как снизить затраты на непредвиденные ремонты обширного парка дорогостоящего оборудования. Для решения проблемы они привлекли другую челябинскую компанию KitActiv, разработавшую авторскую систему автоматического мониторинга оборудования. SaaS-сервис для медицинских организаций базируется на использовании умных датчиков, технологий технического мониторинга и телеметрии.

Умные датчики, установленные на определенные технологические узлы оборудования, отправляют показания на центральный сервер в автоматическом режиме. Система самостоятельно оповещает персонал о наступлении сроков профилактического ремонта или замены комплектующих ввиду истечения срока эксплуатации, предупреждает возможные поломки.

Александр Якушев
Александр Якушев
Зам. главного врача по информационным технологиям клиники ЮУГМУ.
 «KитАктив» – это система управления имеющимися активами, материальной базой медучреждения, и она нам интересна, – утверждает Александр Якушев, зам. главного врача по информационным технологиям клиники ЮУГМУ. – Мы вообще внедряем у себя довольно большое количество совершенно новых ИТ-продуктов, переводим всю работу на новые «умные» рельсы. Систему «KитАктив» мы частично уже тестировали, сейчас заключили официальный контракт на оснащение 20 отделений клиники их авторскими системами мониторинга. В итоге ждем налаженного и эффективного учета всего медицинского оборудования. Наверняка на первом этапе нас ждет какое-то повышение расходов – на профилактические плановые ремонты дорогостоящего оборудования. Но вследствие этих плановых ремонтов оборудование будет служить дольше. То есть в перспективе мы получим значительную экономию. Это перспективное и прогрессивное решение проблемы».

От стоматологии до хирургии

Программное обеспечение KitActiv логично дополняет технологии бережливого производства, внедряемые в здравоохранении. Ведь в мониторинге нуждаются не только навороченные суперлазеры или аппараты УЗИ, но и обыкновенная для современных клиник стоматологическая установка.

Бережливая больница — миф или реальность?  3Бережливая больница — миф или реальность?  4

Об этом ещё несколько лет назад задумались в группе компаний «Белый кит». Генеральный директор компании «Белый Кит» Егор Хребтов начал создавать внутри организации программу автоматизированного учета материальных активов.

Егор Хребтов
Егор Хребтов
Генеральный Директор компании «Белый Кит»
Сначала была попытка адаптировать для работы существующие ИТ-продукты вроде ITSM (IT Service Management). Со временем пришло понимание, что медицинская сфера работает по своим формулам, и удобное сервисное решение возможно сделать самим. Была создана компания, сформирована команда программистов, привлечены инвестиции в разработку продукта. Появилась авторская автоматизирования система учета и автоматизации обслуживания медицинского оборудования «КитАктив», которая позволяет отслеживать техническое состояние аппаратуры, в том числе и на принципах телеметрии».

В апреле этого года сервис «КитАктив» был презентован на конкурсе перспективных инновационных ИТ-проектов, организованном российским центром инноваций Сколково. А в сентябре этого года «КитАктив» вошел в перечень из 21 лучшего проекта казахстанского аналога Сколкова — акселератора инновационных проектов TechGarden — Казахстан. Именно там на перспективную компанию обратили внимание представители Минздрава Казахстана. Сейчас они ведут переговоры о возможностях сотрудничества в части мониторинга эффективности работы медицинского оборудования в больницах республики, поскольку технологии бережливого производства также им интересны.

Медицинский кластер — для Южного Урала

Формирование медицинского кластера на базе крупнейших медицинских учреждений может стать перспективным сценарием развития Южного Урала, считают эксперты. Более того, это одно из направлений «Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2035 года». Оказание высокотехнологичной медицинской помощи должно обеспечить рост объёма оказанных услуг пациентам не только в нашем регионе, но и из других областей, в том числе ближнего и дальнего зарубежья.

Задача амбициозная. Но её выполнение зависит от политической воли региональных властей и финансовой помощи бюджетов.

И если сегодня состояние сферы регионального здравоохранения неидеальное, то с помощью бережливых технологий ситуация через несколько лет может кардинально улучшиться. Тем более что сейчас в него включаются не только учреждения первичного звена.

Андрей Важенин
Андрей Важенин
Андрей Важенин, главврач ЧОКЦОиЯМ, главный онколог минздрава Челябинской области, академик РАН.
Челябинский центр онкологии и ядерной медицины присоединился к проекту бережливого здравоохранения в мае 2019 года, — рассказывает Андрей Важенин, главврач ЧОКЦОиЯМ, главный онколог минздрава Челябинской области, академик РАН. — Наша онкополиклиника стала первым медицинским учреждением, поликлиникой консультативного типа, принявшей участие в пилотном проекте. Сам проект бережливых технологий хорош тем, что позволяет не только провести мониторинг, выявить слабое звено, обозначить задачу, наметить план действий и внедрить его, но и принципиально меняет мышление, сам подход к рутинной работе. Это очень важно, радует и позволяет совершенствовать процесс постоянно. И главное, что в этот процесс включаются сами сотрудники. Они замечают, что еще можно изменить и почему. Проект бережливой поликлиники заставил нас оглянуться, посмотреть на привычные процессы по-другому, заметить то, что ускользало от внимания. Конечно, этот проект не может решить всех проблем. Он не сделает за пять минут пациента здоровым и позитивным, не снизит то эмоциональное напряжение, с которым приходит не столько пациент, сколько его родственники, не улучшит восприятие болезни. Зато, сокращая путь пациента, делая его удобным, понятным и динамичным, чтобы все было хорошо сделано и вовремя, мы помогаем пациенту принять болезнь, относиться к ней разумно и больше обращать внимание на позитивные изменения вокруг. Этот проект позволил облегчить жизнь и работу врачам. По отзывам наших сотрудников — в регистратуре, рентгенологическом отделении, приемном покое — работать стало легче. В этом и смысл».

 

Самое читаемое
  • Ежедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивовЕжедневно выбывает 20 поездов. У РЖД проблемы с ремонтом локомотивов
  • Опубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской областиОпубликованы предварительные результаты выборов президента РФ в Свердловской области
  • На Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явкеНа Среднем Урале стартовали выборы президента РФ. Озвучены первые данные по явке
  • У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.У ЧЭМК сменился владелец, а с бывших собственников взыщут 26 млрд руб.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.